Дайте понятие биологической системы. Что такое объект, предмет, методы, задачи биологии?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте понятие биологической системы. Что такое объект, предмет, методы, задачи биологии?



Современная биология – комплексная система знаний, включающая в себя большое количество самостоятельных биологических наук. Познание жизни на различных уровнях ее организации, изучение различных свойств организмов и объектов живого, а также разнообразие используемых методов исследования позволяют выделить большое количество биологических дисциплин: молек.биологию, цитологию, гистологию, анатомию, физиологию, зоологию, ботанику и др. единые закономерности, характерные для всего живого и раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, составляют предмет общей биологии.

Система – это устойчивая совокупность элементов, объединенная взаимными связями: вещественными, энергетическими, информационными. Биологическая система – это естественная, открытая, авторегуляторная система, способная к упорядочиванию за счет термодинамической неравновесности среды.

Биологическая система- биол. объекты разл. сложности (клетки и ткани, органы, системы органов и организмы, биоценозы и экосистемы, вплоть до био­сферы в целом), имеющие, как правило, неск. уровней структурно-функц. организации. Представляя собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, Б. с. обладают свойствами це­лостности (несводимость свойств системы к сумме свойств её элементов), относит, устойчивости, а также способностью к адаптации по отношению к внеш. среде, развитию, самовоспроизведению и эволю­ции.

Любая Б. с. является динамической— в ней постоянно протекает множество про­цессов, часто сильно различающихся во времени. В то же время Б. с.— открытые системы, условием существования к-рых служит обмен энергией, веществом и ин­формацией как между частями системы (или подсистемами), так и с окружающей средой. Важнейшая особенность Б. с. заключается в том, что такой обмен осу­ществляется под контролем спец. меха­низмов реализации генетич. информации и внутр. управления, к-рые позволяют из­бежать «термодинамической смерти» пу­тём использования энергии, извлекаемой из внеш. среды. Устойчивость стационар­ных состояний Б. с. (сохранение постоян­ства внутр. характеристик на фоне неста­бильной или изменяющейся внеш. сре­ды), а также способность их к переходу из одного состояния в другое (свойство неустойчивости стационарных состояний Б. с.) обеспечиваются многообразными механизмами саморегуляции

Предметомизучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношения со средой и проис­хождение. Подобно физике и химии она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа. Биология — одна из старейших естественных наук, хотя термин «биология» для ее обозначения впервые был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором анатомии Теодором Рузом.

Объектом изучения биологии являются: 1)процессы в биологических системах; 2) биологическая система как целостная система; 3)взаимодействие биосистемы с окружающей средой (в которую входят как живые, так и неживые объекты).

Биологический объект может одновременно выступать как целостная система, и
как подсистема биологической системы более высокого уровня. Примеры: клетка, организм, экосистема.

Методы исследований. Основными методами, используемыми в биологических науках, являются описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный и метод моделирования. Описательный: является самым старым методом и основан на наблюдении организмов. Он заключается в сборе фактического материала и его описании. Сравнительный: заключается в сравнении изучаемых орга­низмов, их структур и функций между собой с целью выявления сходств и различий. Исторический: позволил поставить на научные основы исследование закономерностей появления и развития организмов становления структуры и функций организмов во времени и в пространстве. Экспериментальный: заключается в активном изучений того или иного явления путем эксперимента.

Задачи первого порядка – тактические, практические, потребительские. К ним относятся не только издавна сложившиеся вопросы здравоохранения, сельского хозяйства, но и других сфер деятельности человека, где с возникновением биотехнологии, биология стала востребованной.

Задачи второго порядка – обеспечение сохранности биосферы и способности природы к самовоспроизведению, а также формирование у человечества соответствующих мировоззренческих позиций.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.017 с.)