Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ сочинений по критерию № 3 «композиция и логика рассуждения»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При проверке сочинений по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» в центре внимания эксперта должно быть соблюдение учеником требований макро-уровня, связанных с общей структурой работы, реализацией ее крупных частей, и требований микро-уровня, относящихся к умению логично развивать мысль от тезиса к тезису, аргументировать ее, соблюдать логические связи в тексте. Для написания итогового сочинения ученик может выбрать разные жанры, и этим выбором будет обусловлено использование той или иной композиционной стратегии. Однако подавляющее большинство выпускников предпочитает сочинение-рассуждение, что во многом задано формулировками тем, нацеливающими на размышление над морально-этическими, нравственно-психологическими, мировоззренческими вопросами. Кроме того, композиция сочинения-рассуждения хорошо знакома учащимся. Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года показал, что трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. В определенной степени учащимся помогает в этом опыт подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку и написания сочинений по литературе. Если в сочинении есть хотя бы минимальный коммуникативный замысел, то в нем присутствуют первые две части указанной триады, в сильных работах – все части: во вступлении ставится проблема, основная часть представляет собой тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении содержатся выводы, ответ на вопрос, сформулированный в начале. Рассмотрим пример работы, удачной и интересной с точки зрения композиции. Тема: «Мой дом – моя крепость?» «Мой дом – моя крепость» – говорит народная мудрость. Но что подразумевается под этим? И всегда ли это так? Крепость – это надежное, защищенное место, в котором человек может укрыться от непогоды, врагов, неудач и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Что значит для него его дом, является ли он для него крепостью? В петербургской квартире Обломова, героя одноименного романа Гончарова, царил беспорядок; но ни сам он, ни его слуга не озаботились созданием уюта. Этот дом отражает привычки хозяина, не любящего лишних движений и усилий. Но, хотя герой и проводил в нем охотно бОльшую часть времени, по-моему, этот дом не был для него крепостью. Тем более в начале романа перед ним встает проблема переезда не по своей воле. Настоящей крепостью для Ильи Ильича был лишь тот дом, где он провел детство, в окружении всеобщей любви и заботы, где сложились его представления о сказочном изобилии, о радостях барственной праздности. С этим домом он сохранял тесную связь, только там он мог почувствовать себя совсем свободно, раскрепощенно. Этот дом снится ему, когда он ищет покоя и хочет спрятаться от тревоги (переезда и письма старосты). Этот дом он невольно хочет повторить во взрослом состоянии и находит некое ему подобие у Пшеницыной, потому что там многое происходит так, как ему нужно для покоя и отдыха. Человек пытается обрести дом, стремится к нему. В "Тихом Доне" показана любовь Мелеховых к своему дому. Быт, налаженный матерью Петра и Григория, поддерживается их женами. Строгий взгляд на жизнь, привычка все делать своим трудом, чувство собственного достоинства восприняты сыновьями от Пантелея Прокофьевича. Традиции, вековые устои и порядок жизни, взятый у предков, придают этому дому особую прочность, надежность. С домом у героев связано представление о главных жизненных ценностях. Григорий уходит из дома на службу, на войну, уезжает из него, чтобы создать семью с Аксиньей. И все равно с радостью и душевным трепетом возвращались в итоге в свою "крепость". Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" описывает жизнь нескольких семей, на примере которых выражается авторская позиция, отношение к идеалу домашнего очага. Одна из них – семья Ростовых. Атмосфера дома, по мнению писателя, определяет подход к жизни, мнения и судьбы героев. Дом Ростовых опирается на русские традиции: сердечность и гостеприимство. Там царит мир и согласие, искренность и доверие, уважение и взаимопонимание. Николай, Петя и Наташа чувствуют себя как в крепости, защищенными от всех бед и невзгод. Крепость в данном случае – это не защита от врагов, им не надо ни от кого защищаться, но это такое место, где можно быть искренним и не бояться этого. Они унаследовали от родителей способность к соучастию и сопереживанию, честность и чувство достоинства. Доброта и открытость Ростовых распространяется не только на членов своей семьи, но и на окружающих людей. Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, был поражен укладом семьи, естественностью и жизнерадостностью Наташи. Впечатленный, он сам заражается постепенно этим желание жить с радостью. Я думаю, что дом – это самое важное в нашей жизни. Настоящий дом должен ощущаться человеком как его крепость. Он должен быть таким, но происходит это не всегда. Крепостью для человека дом является тогда, когда он чувствует себя в нем спокойно, беззаботно и защищенно, как Илья Ильич – в родной Обломовке. Когда в нем сосредоточено и сохранено все главное, что человек считает наиболее ценным в жизни, и это дает ему неизменную опору в любых жизненных невзгодах, как Григорию Мелехову. Дом будет крепостью только тогда, когда в нем царит любовь и взаимопонимание между близкими, и это делает сильнее душой всех членов семьи. Если дом дает нам поддержка в жизни, является верной опорой, такой дом - наша крепость. Вступление начинается с цитирования пословицы и таким образом актуализируется констатирующая часть темы («Мой дом – моя крепость»). Затем выпускник формулирует вопросы, позволяющие вычленить заданный в теме ракурс анализа («И всегда ли это так?»), и приводит толкование слова «крепость» – ключевого слова темы. Вступление завершается формулировкой проблемы. Такое построение вступления соответствует канону и создает предпосылки для написания логичной, стройной работы. В основной части на первом месте оказываются тексты литературных произведений, на примере которых автор сочинения рассматривает разные грани проблемы и делает свои выводы. Такой способ построения рассуждения, ориентированный на несколько (более двух) литературных примеров и свидетельствующий о начитанности выпускника, прежде всего реализует принцип текстоцентричности сочинения. Он характерен для работ мотивированных выпускников с выраженной филологической направленностью интересов. Заключение выполняет функцию развернутого обобщения. В данном случае оно включает в себя выводы по каждому аргументу и стягивает их в единый итог – ответ обучающегося на вопрос проблемы, сформулированный в конце вступления. Заключение несколько превосходит вступление по объему, что в приведенной работе совершенно оправданно и успешно реализовано. Однако в ряде случаев заключение, требующее глубоких обобщений, может оказаться более уязвимым, чем другие части сочинения, именно с точки зрения полноты охвата материала и далеко не всегда бывает удачным даже в хороших работах. Более типичными являются сочинения, в которых на первый план выведено собственное рассуждение ученика, подкрепляемое обращением к литературному материалу, а не вырастающее из литературных примеров, как в предыдущем примере. В таких работах гармонично сочетаются требования метапредметности и текстоцентричности сочинения. В общем виде традиционная композиционная схема может быть описана так: · вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова, изящный поворот к существу темы (ее вопросительной части) через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; возможно также указание на современность, актуальность, всеобщую значимость темы; · основная часть – собственное размышление выпускника по сути темы и подкрепляющий его литературный аргумент, чаще два (попутно отметим, что далеко не всегда обращение к тексту литературного произведения может быть признано аргументом, даже если оно расположено в тексте работы в соответствии с требованиями композиции); · заключение обычно бывает немногословным и по смыслу перекликается с темой сочинения и вступлением, обобщает сказанное в основной части. Применение этой схемы на практике приводит к разным результатам. С одной стороны, в соответствии с ней построены многие работы, свидетельствующие об умении ученика самостоятельно мыслить и аргументировать свои суждения. Опишем одну из таких работ и приведем наиболее показательные цитаты из нее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.007 с.) |