Неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов



«Кто такой герой, может быть это смелый рядовой воин, готовый умереть за родину, терпящий боль и страдания? Или это известный поэт и писатель, проливающий свет на всеобщие важные вопросы, о которых другой не осмелился бы и думать!?»; «Петр Гринев из еще одного очень хорошего произведения “Капитанская дочка”»; «Это нам показал великий писатель Гоголь в своем не менее великом произведении “Мертвые души”»; «В этом огромном красочном мире, где бесконечно сверкают огни и играет музыка, очень легко затеряться. Шум, суета, хаос – спутники нашей жизни. Мы, как молекулы в кипящей воде: находимся в вечном движении, соприкасаемся, соединяемся, бьемся, взрываемся».

Кроме перечисленных выше ошибок, традиционно относящихся к речевым, необходимо выделить как наиболее частотные ошибки мышления и ошибки коммуникации, которые также свидетельствуют о недостаточном уровне речевого (мыслительно-речевого; коммуникативного) развития выпускников, проявляющемся в их итоговых сочинениях:

Ошибки мышления

1. Фактические ошибки

Ошибки содержания языковых единиц

Искаженное восприятие социальных явлений: «И он привел в пример другого народа в лице Штольца»; искаженное восприятие терминов и понятий: «В этой семье свои нравственные ценности. По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли…»; искаженное восприятие пословиц, поговорок, метафорических высказываний: «Когда мы произносим эти слова «моя хата с краю», мы оскверняем свой родной дом»; «Я думаю, что высказывание «моя хата с краю» – не очень хороший принцип, так как человеку без разницы, где ему жить, в городе или за городом»; искаженное восприятие процессов: «Катерина Петровна своей любовью дала дочери Насте образование»; «Кто помогает передать нам произведение? Конечно же, книга»; искаженное восприятие названий (имен собственных) объектов действительности: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»; «Героиня «Гранатового браслета» – графиня Вера Шейн».

Ошибки формы языковых единиц

Незнание исторических реалий, искажение социокультурного контекста, соответствующего произведению: «Гринев стал грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»; смешение фактов различных историко-культурных пластов: «Графиня Ростова была очень хорошей домохозяйкой»; «<о семье Ростовых> По праздникам приглашать всех родных, ставить спектакли, мюзиклы»; «Мармеладов попал под сокращение»;искажение звуковой оболочки слов: «Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Герн»;искажения антропонимов художественного произведения: Екатерина («Гроза»); Наталья Ростова.

Ошибки понимания

Случаи искажения существенных для понимания авторской позиции деталей произведения или фактов действительности: «Лермонтов говорил, что «Печорин есть название произведения», каким бы он ни был»; «Акакий был мелким чиновником, его работа заключалась только в корректировке документов; случаи искажения характеристики персонажей: «Раскольников был циничным, жестоким человеком».

2. Логические ошибки (нарушение критерия логичности речи)

Пропуск структурно необходимых компонентов мысли: «Перед тем, как упасть с обрыва, на улице внезапно разыгралась гроза»; «В нашем XXI веке не осталось тех мужчин, которые были раньше»; «В романе Лермонтова «Герой нашего времени» изначальное непонимание главного героя – Печорина – сделало его чуждым к слабостям»; искажение причинно-следственных отношений и связей явлений: «Если привести в пример стихотворение Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», то он писал…»; «Для кого-то дом – это место, где человек просто ест, пьет и спит. Но это не его вина, значит, человека так приучили с детства»; искажение логики субъектно-объектных отношений: «Любовь<…> не видит недостатки. Например, человек некурящий, непьющий, работоспособный, а кто-то любит и наоборот»; «Он сразу понял, что хозяйством тут не занимаются, а только поддерживают его на одном уровне»; части суждения (предложения) содержат взаимоисключающие понятия: «В монастыре все было так монотонно и однообразно, что его жизнь летела очень быстро»; части суждения содержат несоотносимые по содержанию понятия: «Жизненный путь – это не только наличие или отсутствие работы»; «Да, Есенину, как и всем, приходилось нелегко – разные восстания, митинги, житейские проблемы»; ошибки определения понятий, неудачный выбор слова для обозначения родового понятия: «Время – это пространство, в котором человек рождается»; создание бессмысленных суждений: «В ответе на этот вопрос сложно выразить общее мнение к этому вопросу»; «Горький при создании этого произведения придумал таких героев, которые подходили в данное произведение».

Коммуникативные ошибки

Чрезвычайно обобщенные и безапелляционные оценочные суждения: «На мой взгляд, я полностью раскрыл тему, и я в ней не могу не согласиться “Дом – это место или люди?”»; «Помогает ли любовь понять себя? Это очень редкий вопрос в наше время. А если задавать его, то люди вступают в ступор»; «В наше время все уже позабыли про настоящую искреннюю любовь»; «Таким образом, можно сделать вывод, что человек без дома – это уже не человек, это животное, которому ничего не надо»; «Детство и юность. Какую роль они играют в жизни человека? К сожалению, в наше время родители довольно редко задают себе этот вопрос. Они не понимают, что будущая жизнь их детей напрямую зависит от детства»; коммуникация с нулевым восприятием: «И при изучении литературы разных веков и народов можно понять, на какой направленности развивалось наследие нашей нынешней литературы».

 

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.174.248 (0.006 с.)