Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Убедительный выбор пути раскрытия темы

Поиск

Подавляющее большинство выпускников, выбравших тему «Какие качества раскрывает в человеке любовь?», придерживались положительного ракурса рассмотрения проблемы.

· Любовь раскрывает не просто качества человека, а целый мир, который он и не предполагал найти в себе.

· Любовь может быть единственным счастливым переживанием за всю долгую жизнь, она выявляет способность чтить память о любимом человеке, безвременно ушедшем из жизни (анализируется рассказ Бунина «Холодная осень»).

· Любовь даже в эгоисте пробуждает альтруистические чувства.

· Влюбленный способен видеть мир с новой для него стороны.

В редких работах развивалась мысль о трагической стороне любви, которая может раскрывать не только лучшие черты характера человека, но его слабости, темные стороны его натуры. Столь же редки рассуждения о мучительности чувства любви, о том, что влюбленный может проявлять себя болезненно эгоистично, что страсть губительна. Приведем фрагменты таких работ.

– «Любовь зачастую становится одержимостью, как это было у Парфена Рогожина, одного из героев романа Ф.М. Достоевкого «Идиот». Безответная любовь и ревность пробудили в нем жестокость, толкнули на преступление. Он чуть было не зарезал Мышкина, которого спас лишь внезапный припадок падучей. А ведь князь зла Рогожину никогда не желал. В конце романа Рогожин все-таки совершает преступление: он убивает Настасью Филипповну. Убить свою возлюбленную из-за безответной любви – что может быть безумнее? Какое другое чувство может подтолкнуть человека на такой шаг?»

– «Несомненно чувство любви прекрасно, но оно далеко не всегда проявляет в человеке его лучшие стороны. Порой оно заставляет забывать свои обязательства, свой долг перед другими людьми. Примером этому могут служить отношения Юрия Живага и Ларисы Гишар – героев романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юра хорошо воспитан, честен, благороден, но тем не менее он проявляет слабость воли и не может заставить себя не общаться с Ларисой, хотя имеет жену и ребенка. Любовь приводит его ко лжи, измене супружеском у долгу.

Выходит, что далеко не всегда из прекрасного появляется прекрасное. Например, герой романа Л.Н. Толстого «Война мир» Андрей Болконский, когда узнает, что его возлюбленная Наташа Ростова пытается сбежать с Анатолем Курагиным, отнюдь не думает о прощении, он жаждет мести и поэтому на протяжении долгого времени пытается найти и убить Анатоля. Его гордость не позволяет ему просто простить Наташу и забыть Курагина.

Я думаю, что любовь может раскрыть какие-то качества человека, но не может его изменить. Даже такое сильное чувство не способно поменять то, что было заложено в человеке с рождения. Как ни старалась Ольга Ильинская, ее труды оказались напрасными. Даже великая любовь к Наташе не могла усмирить гордость князя Андрея. На мой взгляд, Юрий Живаго проявляет слабохарактерность не только в приведенном мной эпизоде. Например, когда в конце романа Живаго уже знает, что в любую минуту за ним с Ларой могут прийти и арестовать их, он долгое время ничего не предпринимает, в итоге – лишь приезжает с нею в усадьбу, хотя там ничуть не менее опасно. Он не может ни на что решиться. Он просто слабоволен. Это доказывает, что любовь к Ларе просто раскрыла, а не породила в нем это качество.

Подводя итог, можно сказать, что любовь вытаскивает наружу плохие или хорошие стороны человеческого характера, но никогда не меняет его».

Возможны различные продуктивные стратегии выпускников в построении сочинения-рассуждения на предложенную тему.

Типичным путем раскрытия темы является движение от собственного размышления, составляющего обычно первую часть сочинения, к тексту литературного источника (вторая часть). Одни участники шли путем обогащения основного тезиса в процессе рассуждения с попутным привлечением литературного материала. Другие формулировали ключевые вопросы темы с последующим поиском ответов в произведениях классической и современной литературы. Некоторые авторы сочинений использовали синтез указанных подходов.

В сочинениях участников с хорошей образовательной подготовкой наблюдался «панорамный» подход автора к раскрытию темы: наряду с литературным материалом выпускники привлекали сведения по истории, обществознанию, искусствоведению, демонстрируя способность к многоаспектному осмыслению проблемы, заявленной в формулировке темы.

В ходе анализа сочинений были выявлены оригинальные пути раскрытия темы:

– автор сочинения не пытается сразу дать готовый ответ на вопрос темы, хотя бы в общем виде, а на примере нескольких литературных источников рассматривает разные грани темы по принципу «один пример – один аспект», собирая постепенно из них развернутое рассуждение;

– автор сочинения также идет по пути постепенного «накопления» тезисов своего ответа на основе сочетания «за» и «против», положительных и отрицательных примеров из литературных произведений.

 

Приведем примеры наиболее интересных работ.

Пример 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.006 с.)