Направлены письмом фгбну «фипи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направлены письмом фгбну «фипи»



Направлены письмом ФГБНУ «ФИПИ»

От 29.09.2016 № 683-1/16

Методические рекомендации

ФГБНУ «ФИПИ»

по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Разработаны на основе анализа работ участников итогового сочинения (изложения)

Москва, 2016


Содержание

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 3

Особенности тем для итогового сочинения 3

Методика подготовки к итоговому сочинению 6

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ 12

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ» 12

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ» 14

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ» 17

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА» 39

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ» 48

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» 66

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ № 5 «ГРАМОТНОСТЬ» 76

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО ВСЕМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ 78

ИТОГОВОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 85

Особенности текстов для итогового изложения 85

Методика подготовки к итоговому изложению 86

Анализ изложений 90

Приложение 1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 95

Приложение 2. Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования 98

Приложение 3. Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений) 100

 


1.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

Комплект № 1

1. Когда хочется остановить мгновение?

2. Что дом может рассказать о своем хозяине?

3. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?

5. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Комплект № 2

1. Зачем человеку заглядывать в будущее?

2. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

3. Почему в любви важно понимать и прощать?

4. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?

5. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?

Комплект № 3

1. Какого человека можно назвать героем своего времени?

2. Что значит в жизни человека родительский дом?

3. Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?

4. Каким может быть путь к познанию самого себя?

5. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения.

Методика подготовки к итоговому сочинению

Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение писать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла).

Написание сочинения как вид учебной деятельности является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны содействовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

До введения ЕГЭ в штатный режим обучающиеся писали сочинения либо на литературно-критические темы, в которых предполагался литературоведческий анализ различных аспектов художественного произведения, либо на так называемые «свободные» темы, требующие высказывания публицистического характера (в этом случае опора на литературный материал не была строго обязательной). Новый формат сочинения соединил в себе оба подхода: теперь от выпускников требуется письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала и опорой на текст хотя бы одного литературного произведения.

Чтобы подготовить обучающегося к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрения: осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека; выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению; определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента).

Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая ему наиболее близка. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. Обращаясь к опыту обучения сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, когда школьников учили составлять план будущего сочинения, они умели озаглавливать его основную часть. Это умение важно развивать и у сегодняшних обучающихся.

Ниже приведены возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2015/16 учебного года.

Тема сочинения Вариант формулировки главной мысли
«Время»: Какого человека можно назвать героем своего времени? Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других.
«Дом»: Что дом может рассказать о своем хозяине? Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина.
«Любовь»: Какие качества раскрывает в человеке любовь? Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.
«Путь»: Каким может быть путь к познанию самого себя? Познать самого себя – значит понять свою нравственную сущность.
«Год литературы»: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? Читательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах.

Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения. Так, в теме 2015/16 учебного года «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?» ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет). Вечными принято называть вопросы, которые на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Они, как правило, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому и называются вечными. В трудах философов такими могут быть вопросы о первичности материи или сознания, о том, что есть человек, истина, душа, мир. Также это могут быть проблемы взаимоотношений людей (любви, дружбы, взаимопонимания), связей личности и общества, единства мира и человека, свободы личности и др.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.

Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении.

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, то есть акцентировать внимание на философских и нравственно-психологических вопросах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

На следующем этапе работы (после выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала) следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывания или написаны отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. Отсутствие умения редактировать собственный текст, продумывая его композиционно, ведет к погрешностям в структуре и композиции сочинения. Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:

· обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания;

· обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;

· исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;

· заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;

· проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;

· выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.

Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание анализу формы и содержания созданного текста, учить видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать текст.

Обучение написанию итогового сочинения должно начинаться уже в основной школе и целенаправленно продолжаться в 10 классе. Для этого следует применять в процессе обучения следующие типы обучающих заданий:

· определение ракурса выбранной темы, выявление ключевых слов в ее формулировке и подбор аргументов для обоснования своей позиции;

· формулировка главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой;

· подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы;

· сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрываться в основной части;

· проверка соответствия вступления и заключения специфике сочинения и аргументация своей позиции;

· установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам;

· формулирование логических переходов между смысловыми частями сочинения;

· выявление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении;

· редактирование фрагментов сочинения, содержащих речевые ошибки и недочеты;

· выявление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

Для повышения результатов обучения итоговому сочинению необходимо придать этой работе систематичный характер:

1. Для отслеживания динамики развития умений написания итогового сочинения в течение года должно проводиться не менее трех контрольных работ в формате итогового сочинения.

2. Проведение аудиторного или домашнего сочинения необходимо предварять отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.

3. В урок полезно включать практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.

4. В процессе работы над ошибками следует проводить в классе анализ сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитировать наиболее удачные работы или их фрагменты; обсуждать направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).

5. Неудачно выполненные работы должны быть переписаны с целью совершенствования написанного. Для улучшения качества работ полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям.

Для повышения квалификации учителей необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

· анализ формулировок тем сочинения, выявление ключевых слов темы и способов продуктивного сужения темы;

· осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в формулировании его главной мысли;

· отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;

· формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);

· продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;

· речевое оформление текста;

· оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:

· создание устных сочинений на разные темы;

· написание отдельных частей сочинения;

· многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;

· развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;

· редактирование текста.

Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания данного типа работы и инструкцией для участника итогового сочинения.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и их фрагменты приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

 

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 1 «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»

Выпускникам рекомендовано писать сочинение объемом от 350 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Качество сочинения напрямую не зависит от объема. Обучающийся должен создавать самостоятельный полноформатный связный текст, объем которого задается целями и логикой авторского высказывания. Пишущий сам определяет объем, достаточный для раскрытия темы (но не менее 250 слов), и разворачивает свои рассуждения в текстовом пространстве, соответствующем жанру высказывания.

Следует обратить внимание на то, что среди работ, не соответствующих требованию № 1, встречаются сочинения, в которых все предъявленные требования (кроме объема) выполнены. Приведем пример такой работы.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ № 2 «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ»

В соответствии с требованием № 2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста.

Приведенное ниже сочинение на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?» частично списано (http://ege-study.ru/ege-russkij-yazyk/sochinenie-na-temu-dom/). Также обратим внимание на то, что выпускник, используя чужой текст, не выходит на рассуждение на предложенную тему, подменяя понятие «дом» понятием «семья».

Дом… Отчий дом. Для каждого из нас он имеет огромное значение. Ведь в отчем доме, человек не только рождается, но и получает, те нравственные качества, которые будут нужны ему на протяжение всей жизни. Все начинается с детства, и формирование характера зависит, от той духовной атмосферы, которая царила в доме.

Рассмотрим имение дворян Простаковых в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Что же это за дом? В нем главенствует госпожа Простакова, и она выстраивает отношения в доме, с позиции силы. Атмосфера в доме тяжелая. Помещица лжет, хитрит, грубит, и унять ее никто не может. Казалось бы, муж мог унять ее, но он ей только во всем потакает. Простакова деспотична по отношению к мужу. Возможно автор хочет этим сказат, что деспотизм, уничтожает в человеке все человеческое. Но не будем забывать, что Простакова – мать. И она любит своего сына – Митрофанушку. Но в такой домашней атмосфере Митрофан не мог ни чему хорошему научиться. Комедия заканчивается тем, что Простакова лишается не только своего дома, но и что более страшное, ее предает Митрофан – он отказывается от матери. На примере этого произведения, по образу дома Простаковой, мы можем понять какая в сущности эта женщина.

Рассмотрим другой дом. Дом – графа Ильи Николаевича Ростова в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. Дом расположен на Поварской улице, двери открыты для всех. Семья музыкальная, артистичная. В доме обожают пение и танцы. Граф – Илья Николаевич Ростов доверительно относится к своим детям. Толстой подчеркивает, что дар воспитания присущ и графине Ростовой. Она великодушна в обращении с детьми, душевна. И моральные качества, которые могли вынести дети Ростовых, достойны уважения. Например, такие как – патриотизм, честность, доброта, милосердие. Наташа отдает подводы для раненых, Николай спасает Марью Болконскую во время бунта крестьян, а Петя уходит на фронт и там погибает. В доме Ростовых царит спокойствие, уважение друг к другу, честность, взаимопонимание. И судя по этому, мы можем сделать вывод, что хозяин дома – граф Ростов, сильная личность, и он умело ведет свой дом к процветанию.

Таким образом, на двух этих примерах, мы можем увидеть как дом может рассказать о своем хозяине, о его характере, о его моральных ценностях и жизненных убеждениях.

Примечательно, что сайты, которыми учащиеся пользуются, содержат неточную или ложную информацию. В приведенной работе есть грубая фактическая ошибка: учащийся пишет, что граф Ростов – сильная личность и умело вел свой дом к процветанию, тогда как граф Ростов добрый и мягкий человек, но он перепоручил управление своим поместьем нечистоплотному управляющему и способствовал разорению своей семьи. Кроме того, героя толстовского романа зовут Илья Андреевич Ростов, а в Интернет-источнике он ошибочно назван Ильей Николаевичем.

 

Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно.

1) Работа списана целиком. В одном из таких сочинений по теме, связанной с открытым направлением «Дом», выпускник искренне добавил в конце: «Закончить сочинение хочу своими словами: Дом – это тепло. Дом – это радость. Дом – это жизнь, Дом – это все». Проверка на самостоятельность показала, что это единственная фраза на все сочинение, которую участник действительно написал сам.

2) В сочинение вставлены готовые элементы, которые могут быть частично перефразированы, но все равно легко узнаваемы и растиражированы во многих работах. Связки между частями сочинения обычно выпускник формулирует сам, что явно чувствуется по резко возрастающему количеству ошибок разных типов. Таковы, например, многие сочинения с аргументами к размышлению о доме на примере семьи Ростовых (роман «Война и мир») и дома Простаковой (комедия «Недоросль»). Наличие двух этих аргументов в одной работе можно считать безусловным указанием на некоторую степень ее несамостоятельности.

3) Выпускник использует объемный источник и сокращает его, частично пересказывая. Ниже приведен соответствующий пример.

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин.) Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной… любви и огромной благодарности. Мое знакомство с творчеством гения произошло в детстве, когда, едва научившись читать, с восторгом погружалась в мир его сказок, следуя за мыслями великого человека. Они излагались прекрасным, легким для восприятия стихом. Уже в школьные годы узнала, что в творчестве Пушкина объединились поэзия и проза. Его стихотворения, сказки, трагедии и повести гармоничны и жизнерадостны …» и т.д.

Это сочинение списано (источник: http://batraeva.com/index.php/2013-06-16-19-18-18/138-qq-q-q-q ), текст сокращен по сравнению с первоисточником.
При этом речевые несообразности остались: «Мне было интересно наблюдать, как Пушкин буквально выкристаллизовывал себя в законченный образ, имеющий самостоятельное художественное значение».

4) Некоторые участники создают вместо самостоятельного сочинения сложную компиляцию из чужих текстов. Она обычно создается на основе нескольких источников, из которых берутся отдельные фрагменты, в ней обязательно используется собственный текст, например, общее размышление по теме, вывод.

Возможен вариант компиляции с грубыми, очевидными швами-склейками фрагментов, например:

В Интернете < http://znanija.com/task/15788006> читаем: «надежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья. Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.»

В сочинении этот фрагмент использован таким образом:

«Дом многое может рассказать о своем хозяине, надо только уметь внимательно смотреть на него.

Существует множество различных способов, с помощью которых можно проанализировать характер человека и выделить те или иные основные его черты. Один из методов узнать о характере человека – это внимательно осмотреть интерьер его дома, квартиры или комнаты.

Н адежная и удобная мебель говорит о том, что ее хозяин человек практичный. Такие люди часто запасливы во всем, даже продукты питания покупают с запасом, т.к. любят и сами съесть что-нибудь вкусненькое, и гостям всегда рады. Такой хозяин абсолютно не жаден. Эти люди неторопливы, последовательны. Из них выходят хорошие супруги и друзья…»

Первое предложение авторское, второй и третий абзацы переставлены местами, то есть скомпонованы в собственной логике обучающегося.

5) Наконец, встречаются работы, в которых хотя и есть заимствованные фрагменты, восходящие к общедоступным ресурсам, но общий уровень работы достаточно высок, а компиляция своего и чужого сделана настолько тщательно, что она практически не ощущается при проверке.

 

Выход из сложившейся ситуации лежит не только в области запретительных мер, но и в сфере деятельности учителя, который должен прилагать все усилия к тому, чтобы пробудить у обучающегося уверенность в том, что он может обо всем сказать своими словами и что эта способность должна стать неотъемлемой частью его самооценки.

Пример 1.

Комментарий

Работа может быть признана глубокой и оригинальной. Автор сочинения использует синтез названных выше подходов. Наряду с хорошей эрудицией и высоким уровнем общекультурной подготовки автор приведенной работы продемонстрировал способность обогащать и углублять исходный тезис дополнительными смыслами (вопрос о том, самостоятелен ли «свободный» выбор человека). Демонстрируя свободное владение стилистикой эссе, обучающийся завершает сочинение вопросом, выводящим текст в разомкнутое дискуссионное пространство. Не пытаясь свести тему к какому-либо окончательному смысловому знаменателю, выпускник обнажил ее принципиальную неисчерпаемость и одновременно сумел высказать собственное мнение о сформулированной в рамках темы проблеме.

Пример 2.

Комментарий

В данном сочинении удачно сформулированы мысли во вступлении и заключении: актуализирована проблема высказывания и сделаны соответствующие выводы. В этих частях работы автор избежал канцеляризмов и речевых штампов, вписал проблему времени в контекст собственного мировосприятия, поэтому обращение выпускника к примерам из физики выглядят органично и оригинально. Однако главной части сочинения недостает глубины рассуждений. Выпускник оценивает Обломова как реального живого человека, а не как литературный образ. Автор сочинения говорит об Обломове: «Он умер, не оставив после себя следа в истории. Время унесет всю память об Илье Ильиче». Но образ Обломова, созданный И. А. Гончаровым, как раз и стал глубоким следом в истории литературы, и время не стерло память о герое, как о типичном образце русского национального характера. Хотя в работе есть несколько незначительных речевых недочетов (нарушение лексической сочетаемости в выражении «отличный пример человека», повтор выражений «на диване» во втором абзаце работы и слова «человек» в последнем предложении), язык сочинения отличается живостью и внятностью. Выпускник точно выражает мысли, использует разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употребляет научные и литературные термины, не допускает речевых штампов.

Пример 3.

Комментарий

Эту работу нельзя считать идеальной, однако в ней есть такие положительные черты, которые можно увидеть далеко не в каждом итоговом сочинении. Главное достоинство работы – ее самостоятельность и честность в выражении собственной позиции, без «оглядки на авторитеты». Автору высказывания явно недостает интеллектуальной глубины, жизненного и читательского опыта. Но выпускник открыто выражает свою позицию по отношению к роману «Война и мир», причем не с целью эпатажа, а спокойно и прямо, несмотря на то, что она идет вразрез с общепринятой точкой зрения. Сочинение подтверждает, что его автор – заинтересованный читатель, хотя и не обладающий сформированным зрелым читательским вкусом.

 

Пример 4.

Комментарий

Достоинством этого сочинения является понимание темы и обоснованное ее раскрытие, осмысленное и уместное привлечение литературного материала как из школьного курса, так и прочитанного самостоятельно (романов И.А. Ефремова «Лезвие бритвы» и М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Следует отметить убедительную аргументацию рассуждений об историческом опыте, нравственных уроках истории для развития человечества, что является необходимым условием связи времен.

Во вступлении к сочинению обозначен главный тезис для размышлений: «…Прошлое тесно связано с настоящим», а все дальнейшие рассуждения с привлечением литературного материала ориентированы на аргументацию этого тезиса.

В основной части работы выпускница анализирует две композиционные линии романа Булгакова и показывает их содержательные переклички, а на материале книги Ефремова приходит к выводу о важности осмысления нравственных уроков истории, необходимых для «связи времен».

Заключение к сочинению органично соотносится с его вступлением (формулируются необходимые и обоснованные выводы).

Следует отметить и гармоничное соотношение объема смысловых частей сочинения: приблизительно треть всей работы занимают вступление и заключение, а практически две трети текста занимает его основная часть, что близко к оптимальным пропорциям ученического сочинения.

Работа написана хорошим литературным языком и не содержит грубых речевых ошибок.

Однако было бы неправильным не заметить в этом сочинении отдельных недочетов. Во-первых, в нем есть фактические неточности: жители Иудеи названы израильтянами (государство Израиль образовано в 1949 году), а слова Воланда о москвичах во время сеанса черной магии процитированы неточно, так как Воланд в романе говорит: «…Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».

Во-вторых, в тексте работы есть логическая ошибка: утверждается, что «связь прошлого и настоящего проявляется еще и в том, что люди, а значит, и события не меняются». По отношению к людям и их порокам это справедливо, но то, что от этого не меняются события – вопрос спорный. Скорее, события повторяются в каждой эпохе на новом витке развития человечества, но это уже другие события, хотя в них можно найти отдельные переклички.

В сочинении 299 слов вместо рекомендованных 350. Это не является основанием для снижения оценки по требованию № 1, но очевидно, что автору сочинения не хватило ресурса для более подробного комментария к литературным примерам и написания основательного заключения.

 

Непонимание темы

Ниже приведен фрагмент сочинения на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?». Его автор не дает ответ на предложенный вопрос, а лишь приводит заранее заготовленные примеры, не подкрепляя их собственными рассуждениями.

Передо мной тема сочинения, которая заинтересовала меня, это тема с направлением «Дом». Что дом может рассказать о своем хозяине? Я считаю, что абсолютно все, ведь человек сам создает интерьер дома и старается сделать все лучше и лучше, заменить что-то старое на новое, тем самым показывает свое небезразличие к жилищу. Соблюдая чистоту в доме, хозяин показывает чистоту своей души, любовь к месту, где он живет. Как говорится «Наш дом – наша крепость».

Итак в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание» автор описывает Петербург. Дома там желтые, хмурые и это говорит о том, что люди, живущие в этих домах, больны по-своему. В произведении так же есть описание комнаты Раскольникова. Мама Родиона сравнивает ее с гробом. То есть появляется ощущение тесноты. И другие герои живут на очень маленьких территориях. Например, Лизавета очень забита, у нее вообще не было своей комнаты. Она жила с сестрой.

В произведении Валентина Распутина «Прощание с матерой» автор очень трагично показывает прощание жителей деревни со своими домами перед их сожжением. Люди белят и красят дома, заборы, окошки. Вешают занавески, даже оставляют некую мебель, так как считают, что у домов, как и у людей есть душа. Все домики до отъезда жителей из деревни ухожены, то есть, можно сказать, что их хозяева были очень добрыми, заботливыми, простодушными людьми и относились к домам, как к членам своей семьи. Никто не хотел оставлять свои родные дома, отдавать их на растерзание. Можно сказать, что между хижинами и их хозяевами была неразрывная, духовная и моральная связь.

Фрагмент № 7

«Для каждого человека эта свое и очень личное желание, которое не всегда совпадает с его возможностями. Каждый человек старается все сделать для своего удобства. Расставляя предметы не только внутри. Но и выбирает где и какой будет сам дом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.094 с.)