Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные виды, формы и методы обучения↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современные виды, формы и методы обучения
Цель практического занятия: углубление знаний студентов о проблемном, программированном, дифференцированном обучении и их сущностных характеристиках; закрепление знаний о характеристиках форм обучения в современной общеобразовательной школе; формирование умений моделировать деятельность учителя и учеников (на отдельном этапе урока или на занятии в целом) при использовании различных форм обучения; закрепление знаний о методах обучения, множестве их классификаций; формирование умений оптимально выбирать методы обучения в соответствии с дидактической целью.
Основные понятия: · виды обучения, · проблемное обучение, · программированное обучение, · дифференцированное обучение, · организационные формы обучения, · классно-урочная система обучения, · методы обучения
Вопросы для обсуждения 1. Понятие видов обучения. 2. Проблемное обучение. Отличия проблемного обучения и объяснительно-иллюстративного. Преимущества и недостатки проблемного обучения. 3. Сущность программированного обучения и его виды. 4. Дифференцированное обучение и его виды. 5. Короткий историчный обзор развития организационных форм обучения. 6. Преимущества и недостатки классно-урочной системы обучения в сравнении с другими системами. 7. Сущность урока, его признаки. Классификация уроков. Структура уроков. 8. Требования к современному уроку. Дидактические условия оптимального использования лекции, семинаров, практических занятий, зачетов. 9. Методы обучения. 10. Взаимосвязь метода обучения и методического приема. 11. Факторы выбора методов обучения.
Литература 1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 481-550. 2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн.1. – М.: Владос, 2003. – С. 469-542. 3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 269-297. 4. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онишука. – К., 1987. – С.158-175. 5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990. – С. 218-262. 6. Ведровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения // Сов. педагогика. 1990. – №11. 7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991. 8. Алексюк А.М. Загальні методи навчання в школі. – К., 1983. 9. Лозова В.І. Пізнавальна активність школярів: Спецкурс із дидактики. – Харків, 1990. 10. Демчук Д., Лукач І. Нетрадиційні форми навчання // Рідна школа. – 1995. – №9.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие виды обучения Вам известны? 2. В чем сущность объяснительно-иллюстративного обучения? 3. Какими особенностями характеризуется проблемное обучение? 4. Как осуществляется программированное обучение? 5. Что такое организационные формы обучения? 6. Какие основные формы организации обучения сложились в истории развития школы? 7. Какие особенности присущи классно-урочной форме организации обучения? 8. Какие классификации методов обучения Вы знаете? На каких признаках они базируются? 9. Какие общие функции выполняют все методы обучения? 10. В чем заключается сущность известных Вам методов обучения?
Темы рефератов 1. Особенности классно-урочной системы. 2. Дифференцированное обучение. 3. Дистанционное обучение. 4. Факторы выбора вида обучения.
Опорная схема лекции
Структура метода обучения
Развитие форм организации обучения:
Структура комбинированного урока:
Задание 1 Что такое метод обучения? 1) Взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения; 2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования; 3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы; 4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения; 5) часть теории обучения.
Задание 2 Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»? 1) внешнее выражение процесса обучения; 2) способ достижения конкретной дидактической цели; 3) совокупность знаний, умений, навыков; 4) способ организации общения; 5) способ организации взаимодействия; 6) форма реализации процесса обучения; 7) способ осуществления воспитания и развития; 8) способ контроля учебной деятельности; 9) способ мотивации деятельности. Задание 3 В чем заключается различие между понятиями «принцип обучения» и «метод обучения»?
Задание 4 К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников? 1) принцип обучения; 2) организационная форма обучения; 3) структура урока; 4) содержание образования; 5) метод обучения; 6) методический прием. Задание 5 Какая из приведенных ниже схем правильно отражает взаимосвязь понятий «метод обучения» и «методический прием»? Дайте пояснения.
Задание 6 Какие факторы определяют выбор методов обучения?
1) психологическое состояние учителя; 2) возраст учеников; 3) характерные особенности изучаемого предмета; 4) учебные цели и задачи; 5) способ организации взаимодействия учителя и учащихся; 6) уровень экономического и социального развития общества; 7) наличие технических средств обучения; 8) уровень мотивации деятельности учащихся. Задание 7 Какой метод обучения характеризуется тем, что учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений делают обобщенные выводы?
1) демонстрация; 2) иллюстрация; 3) упражнение; 4) письменные работы; 5) лабораторные работы; 6) практикум. Задание 8 Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу.
Задание 9 Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
Задание 10 Проанализируйте наглядные методы обучения и заполните таблицу.
Задание 11 Что такое форма организации обучения?
1) Согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом; 2) система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения; 3) внешняя сторона организации учебного процесса; 4) способ организации учебной работы учителя и учащихся; 5) ____________________________________________ (Ваш вариант ответа) Задание 12 В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?
Задание 13 Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.
Задание 14 В чем заключается основной недостаток урока как формы организации обучения: 1) урок утомляет учеников; 2) урок порождает формализм; 3) на уроке существует непреодолимое противоречие между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности; 4) все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и общему темпу работы; 5) урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении; 6) ___________________________________ (ваш вариант) Задание 15 Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.
Задание 16 Чем экскурсия отличается от урока?
1) Урок – форма обучения, а экскурсия – метод учебной работы. 2) Экскурсия не строго ограничена во времени. 3) Учебные экскурсии, в отличие от урока, применяются только в старших классах. 4) На уроке преобладают словесные методы обучения, а на экскурсии – наглядные. 5) _______________________________ (Ваш вариант) Задание 17 Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Педагогические кейсы Кейс № 1. «Планирование» Цель кейса: обсудить со студентами вопросы планирования жизни, влияния распорядка жизни на «внутреннее государство» человека; формировать умения планирования студенческой и профессиональной жизни.
Педагогическая деятельность насыщенная и разнообразная, требующая охвата многих аспектов: воспитание детей; общение с их родителями; подготовка к занятиям; приобщение к искусству (посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы) и т.д. На все требуется время, которого зачастую не хватает. Умение планировать время является важным элементом профессиональной деятельности. Правильно распределённое время дня, недели и т.д. способствует эффективному профессионально-личностному росту педагога и достижению акме. В качестве материала для кейса предлагаются записи дневника К.Д. Ушинского.
Вопросы и задания для обсуждения: 1. Как Вы думаете, почему К.Д. Ушинский считает, что ум должен быть свободен от повиновения воли? 2. Как Вы себе представляете внутреннее государство человека? (опишите его). 3. О какой сокровищнице пишет К.Д. Ушинский? 4. Какой сокровищницей должен обладать педагог? Каковы ее источники. 5. Изучите внимательно распорядок жизни К.Д. Ушинского на неделю. Согласны ли Вы с таким распорядком дня, прослеживается ли в нем профессионально-личностное развитие? (поясните). 6. Составьте свой распорядок жизни на неделю (для студенческого времени). 7. Составьте свой распорядок жизни на неделю в режиме работы педагогом.
Материал к кейсу В своем дневнике К.Д. Ушинский (в возрасте 21 год) написал следующий распорядок жизни на неделю: Понедельник Встать в 4 утра; Работать до экзамена с 5 до 6 часов утра; На уроках с 9 до 12 часов; Все нужные дела 12.00-13.00; Обед и отдых 13.00-144.00; Читать для ума 14.00-17.00; Думать о чем-нибудь дельном 18.00-19.00; Читать что-нибудь нужное 19.00-20.00; Писать дневник, готовить для урока 20.00-21.00; Отдыхать с 21.00; Спать 22.00-4.00. Вторник Встать, одеться и читать для ума 5.00-10.00. Для экзамена, ехать вбиблиотеку или делать выписки дома 10.00-14.00; Обедать, отдыхать и немного эстетики 14.00-16.00; На уроке 16.00-19.00; Писать в дневник и письма, готовить для уроков 19.00-21.00; Отдыхать 21.00-22.00; Спать 22.00. Пятница Заниматься для себя 5.00-9.00; Урок 9.00-12.00; Отдыхать и обедать 12.00-14.00; Заниматься до экзамена 14.00-16.00; Урок 16.00-19.00; Заниматься до экзамена 19.00-21.00; Дневник и прочее 21.00-22.00. Суббота Заниматься до экзамена 5.00-10.00; Для себя 10.00-13.00; Обедать и отдыхать 13.00-15.00; Заниматься 15.00- 19.00; Урок 19.00-22.00; Спать 22.00. Воскресенье Заниматься 6.00.-10.00; По домашним делам и в гости 10.0018.00; Читать 18.00-22.00.
Отрывок из дневника К.Д. Ушинского: «Нечего писать, кроме того, что я не исполнил всего предписанного. О! волю надо укреплять! Пусть в моем внутреннем государстве все повинуется ей беспрекословно, – все, кроме ума, этого вечного закона, неизменного! Он один должен быть свободен от всякого принуждения, повелевать всем, не повиноваться ничему, кроме самого себя, т.е., быть совершенно свободным. Это – не человек с прихотями и страстями, – нет: это основной закон, развивающийся из самого себя. Где бы то ни было, когда бы то ни было, меня ни заставало его повеление, – я должен низойти до самого источника воли; туда, где она одна присутствует, творящая, – где нет судьбы; туда, куда так трудно проникать непривычному, – куда восходил я (но так редко!), – туда, где лежат неистощимые силы, зародыши всех величий, всего творчества (силы творческой, не материи), – туда-то я должен низойти и выйти отдута победителем над всеми страстями – бесстрастием, леностью, приличиями – над всем, но – с предписанием ума. Иначе отворят двери этой сокровищницы сколько полезной, столько и страшной, – будет безумным, противозаконным бунтом. А если только прихоть, раздражительность, своеволие, упрямство, нетерпеливость сломят эти двери, то беда: разрушится стройное государство. Когда-нибудь, любезная Любознательность, я постараюсь описать вам покороче внутренность этой сокровищницы и богатства…» (Ушинский К. Д. Собрание сочинений / [сост. К. Д. Ушинский]. – М.–Л.: Из-во АПН. – 1950. – Т 11. – 727 с). Материал к кейсу Выберите подходящую горную вершину. При этом не слишком прислушивайтесь к тому, что говорят другие: «та вершина красивее», «на эту легче взбираться». Вы потратите массу энергии и энтузиазма, чтобы достичь цели, поэтому принимайте решение самостоятельно, беря на себя всю ответственность за предприятие. Разузнайте, как к ней подступиться. Часто гору видно издалека. Она кажется прекрасной, манящей, обещающей много интересного. Но вот мы подходим к ней ближе, и оказывается, что ее огибают дороги, между вами и горой вдруг возникает непроходимый лес и там, где на карте все гладко, в действительности требуется преодолеть серьезные препятствия. Поэтому сначала разведайте все подходы, все тропинки, чтобы в один прекрасный день оказаться у подножия горы готовым к ее покорению. Пообщайтесь с теми, кто уже проделал этот путь. Считайте себя первопроходцем, но все же не пренебрегайте советами тех, кто уже осуществил вашу мечту. Они наверняка могут облегчить вам восхождение, подсказав места, где надежнее крепить веревку, по какой тропинке лучше пробираться и как избежать неприятностей. Да, взбираться предстоит вам самому и успех полностью будет зависеть от вас, но не стоит оставлять без внимания опыт предшественников. Опасности преодолимы, если их видишь вблизи. Когда вы начинаете восхождение на вершину своей мечты, не забывайте об опасностях, которые вас подстерегают. Разумеется, по пути могут встречаться обрывы, почти не заметные расселины, камни, настолько отшлифованные ветрами, что ноги скользят по ним, словно по льду. Но если вы будете следить за тем, куда поставить ногу, то вовремя заметите опасность и сумеете избежать ее. Виды меняются, поэтому не спешите. Вы, конечно, должны постоянно помнить о своей цели – достичь вершины. Но по мере восхождения перед вами будет открываться много интересных видов, и вам ничего не стоит задержаться на минутку, чтобы насладиться новой панорамой. С каждым отвоеванным метром вы сможете обозревать все большее и большее пространство. Воспользуйтесь этим, чтобы сделать для себя новые открытия. Считайтесь с возможностями своего организма. Только тот в состоянии покорить вершину, кто бережно относится к своему телу. В вашем распоряжении все время, отведенное вам до конца жизни, поэтому не требуйте от своего организма того, что ему не по силам. Если будете идти слишком быстро, то скоро устанете и вам придется вернуться с полдороги. Если подъем будет слишком медленным, ночь застанет вас в пути и вы собьетесь с маршрута. Любуйтесь видами, наслаждайтесь живительной влагой из горных источников и плодами, которыми вас угощает щедрая природа, но не останавливайтесь, продолжайте восхождение. Не забывайте о душе. Не стоит все время повторять: «Я дойду». Ваша душа и так знает об этом. Дайте ей воспользоваться долгим подъемом, чтобы вырасти, слиться с горизонтом, вознестись к небу. Одержимость никак не поможет достичь цели, зато лишит вас удовольствия от восхождения. Но хотел бы предостеречь вас от другой крайности: если вы будете то и дело повторять: «Это труднее, чем я думал», – сила духа угаснет в вас. Будьте готовы пройти лишний километр. Путь к вершине всегда оказывается длиннее, чем предполагалось. Не сомневайтесь: в какой-то момент вы увидите очень далеко от себя то, до чего, казалось, было рукой подать. Но если вы с самого начала настроили себя на большее расстояние, это открытие не повергнет вас в уныние. Достигнув вершины, дайте волю радости. Плачьте, хлопайте в ладони, кричите на все стороны, что вы дошли, дайте ветру (а на вершине всегда дует ветер) прочистить ваши мысли, освежить потные и уставшие ноги, широко раскройте глаза, стряхните пыль со своего сердца. Какая радость! То, что раньше было всего лишь мечтой, призрачным видением, вошло в вашу жизнь. Вы дошли! Дайте обет. Воспользуйтесь тем, что вы открыли в себе силу, о которой даже не подозревали, и обещайте не расставаться с ней до конца своих дней. Неплохо бы также дать обет покорить еще одну вершину и отправиться на поиски новых приключений. Расскажите другим о своем восхождении. Да, расскажите о нем. Послужите примером для других. Пусть все знают, что это возможно. Пусть и другие наберутся смелости, для того чтобы покорить свои собственные вершины (Коэльо П. Подобно реке / П. Коэльо. – М.: Астрель – 2006. – 135 с.).
Материал к кейсу …Я убежден, что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить быть хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил. В чем заключалась такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так, чтобы у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Без этих умений не может быть хорошего воспитателя. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать. Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующего таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта… Что такое мастерство? Я имею склонность отделять процесс воспитания от процесса образования. Я знаю, что против этого возразит каждый специалист-педагог. Но я считаю, что процесс воспитания может быть логически выделен и может быть выделено мастерство воспитателя. Можно и нужно развивать зрение, простое физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом… Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умеет играть. Нельзя же допускать, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности моно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать. Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые имеются в нашей душе. А для ученика эти душевные процессы передаются как гнев, негодование и т.д. Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет или не почувствует того, что нужно. А у воспитателя это мастерство проявляется на каждом шагу. И оно проявляется вовсе не в парном положении, когда я – воспитатель и ты – мой ученик. Парное положение не так важно, как то, что вас окружает. Ваше воспитательное отношение имеет значение даже в том случае, когда на вас никто не смотрит. И это не мистика. Я сижу в кабинете один. Все коммунары на работе и в школе. Я на кого-то рассердился, мне что-то нужно сделать. Я принимаю определенное выражение лица, и это на всех отразится. Забежит один, посмотрит на меня, шепнет другому, даже между делом, и что-то станет на свое место. Это не значит, что от настроения одного лица зависит настроение всех детей, но надо уметь управлять своим настроение. Если вы будете в этом же кабинете плакать и рыдать, это тоже будет всем известно и произведет известное впечатление. Это сказывается на мелочах. Бреетесь вы каждый день или нет. Чистите вы ботинки каждый день или нет. Воспитатель, который вытаскивает их кармана черный скомканный платок, – это уже не воспитатель. Лучше пусть он пойдет в уголок и высморкается там, чтобы никто не видел. Теперь о педагогическом гневе. Не подумайте, пожалуйста, что вас призываю вместо ровного голоса к громкому стуку кулаками по столу, крику и т.д. Это не может произвести полезного действия… Что такое гнев? Все надо понимать диалектически. При мастерстве гнев звучит иначе. Если вы мастер, то вы будете переживать негодование, но у вас это не примет никаких антипедагогических форм. Это будет искренне проявление вашего настоящего человеческого чувства, но не вообще человека, а мастера-педагога. Не только гнев противополагается ровному голосу, ровному голосу я противополагаю вообще живое переживание человека. Надо себе всю лестницу от простого недовольства до гнева. Я должен сказать, что я тут научился поневоле, и я знал, что значит сказать: «Здравствуй» – сухим, сдержанным тоном и «Здравствуй» – спокойным, добрым тоном; или: «Все. Можешь идти» – суровым, холодным тоном; или: «Все. Можешь идти» – сдержанным, но мягким тоном. Все это практика. И если вы поставите перед собой несколько таких интересных задач и поупражняетесь, то это будет очень неплохо. Я неоднократно заставлял упражняться своих сотрудников в подобного рода вещах. Я говорил иногда: – Я – директор, ты – ученик, ты совершил проступок. Вот я буду с тобой разговаривать, а остальные слушайте, как я с ним разговариваю (Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 336 с.).
Материал к кейсу – …Ну, кто тут меня?.. Здравствуйте, ребятки! Кого ещё не видела – здравствуйте, здравствуйте! – С победой, Лидия Георгиевна! – С новосельем! – С победой и вас, мальчики! И вас, девочки! – Лидия Георгиевна вскинула руки и шевелила пальцами приветственно, всем видно. – С новым учебным годом – и на новом месте! – Ура-а-а!! – Не жалко, что поработали? Каникул – не жалко? Воскресений – не жалко? – Не-е-ет! – И скажите, ребята, как у нас с младшими благополучно кончилось: никто под кран не попал, никто в канаву не свалился! Лидия Георгиевна стояла на верхней маленькой площадке лестницы, у дверей учительской, и оглядывала молодёжь, отеснившую её с трёх сторон – из узкого коридора справа, из узкого коридора слева и по неширокой лестнице снизу. Это было самое просторное помещение в здании техникума, здесь даже собрания устраивали, протягивая ещё репродукторы в коридоры. Обычно здесь не было много света, но в сегодняшний солнечный было довольно, чтоб различать лица и пестроту лёгких летних одежд. Подруги с подругами, друзья с друзьями сгрудились тесно, перекладывая подбородки через плечи передних и подтягиваясь за их шеи, чтоб лучше видеть, – и всё это вместе сияло и чего-то ждало от Лидии Георгиевны. – А кто это там прячется от меня? Лина? Ты косу срезала? Такую косу! – Да кто их теперь носит, Лидия Георгиевна! Учительница озиралась, и ей хорошо было видно, как за лето преуспели новые девичьи причёски: где-то ещё мелькали, правда, и короткие косички с цветными бантиками, и скромные проборчики – но уже, о, как много стало этих по виду необихоженных, кой-как брошенных, полурастрёпанных, а на самом деле очень рассчитанных копнышек. А мальчики все были с незастёгнутыми вoротами – и те, кто уже выкладывал покоряющий чуб, и у кого волосы торчали ёжиком. Здесь не было младших – тех почти детей, но и столпившиеся старшекурсники были ещё в том незакоренелом, послушном возрасте, когда людей так легко повернуть на всё хорошее. Это светилось сейчас. Едва выйдя сюда из учительской, и всё сразу увидя, и окунувшись в глаза и улыбки, Лидия Георгиевна взволновалась – от этого высшего ощущения учителя: когда тебя вот так ждут и обступают. А они не могли бы назвать, чтo они видели в ней, просто по свойству юности любили всё непритворное: на лице её никому не трудно было прочесть, что она думает именно то, что говорит. И ещё особенно узнали и полюбили её за эти месяцы на стройке, где она провела и свой отпуск, куда приходила не в праздничных костюмах, а только в тёмном и где стеснялась посылать других на работу, куда сама не пошла бы. Она вместе с девочками мела, сгребала, подносила. Ей было скоро тридцать, она была замужем и имела двухлетнюю дочку – но все студенты только что не в глаза называли её Лидочкой, и мальчишки гордились бросаться бегом по её поручениям, которые давала она лёгким, но властным движением руки, а иногда – это был знак особого доверия или надежды – прикоснувшись кончиками пальцев к плечу посылаемого. Особняком стояли и разговаривали четверокурсники с радиотехнического: блузки девушек весьма незатейливы, рубашка юноши резкого жёлтого цвета и вся запятнана причудливыми изображениями пальм, кораблей и катамаранов. У Лидии Георгиевны пробежала давно удивляющая её мысль: в прежние годы все цвета, украшения и придумки принадлежали девушкам, как и должно быть. Но с какого-то года началось состязание: мальчики стали одеваться пестрей и цветнее девочек, будто предстояло ухаживать не им, а за ними.
*** – Ну, Валерик, – спросила она у этого юноши с катамаранами, – что за лето прочёл? – Да почти ничего, Лидия Георгиевна, – снисходительно отвечал Валерик. – Но почему же? – расстроилась Лидия Георгиевна. – Зачем же я тебя учила? – Навено, по программе надо было. – Ему не хотелось продолжать разговор. – А если книжки читать – тогда ни кино, ни телевизора!.. Когда же успеть-то? – затараторили девушки подле него. – Телевизор без выходных! Подходили и другие четверокурсники. Лоб Лидии Георгиевны был далеко открыт прямо назад заброшенными волосами. – Конечно, ребятки, не в нашем техникуме, где вы изучаете телевизоры, мне вас агитировать против телевидения, но всё же помните: телевизионная программа – мотылёк, живёт один день, а книга – век'a! – Книга? И книга – один день! – возразил взъерошенный Чурсанов в серой рубашке с вывернутым и уже подлатанным воротником. – Откуда ты взял? – возмутилась Лидия Георгиевна. – А я в одном дворе с книжным магазином живу. Знаю: их потом складывают и назад увозят. На макулатуру, под нож. – Так надо ж ещё посмотреть, какие книги увозят. Чурсанов рос без отца, у матери-дворничихи не один, после 7-го класса понуждён был в техникум. По литературе и русскому тянулся между двойкой и тройкой, но в техникуме считался гениальным радистом: повреждение умел искать без схемы, будто чувствовал, где оно. Прищурился: – Я и смотрел, пожалуйста вам скажу. Многие из этих книг в газетах очень хвалили. Тут и другие стали забивать. Здоровяк с фотоаппаратом через плечо протеснился и объявил: – Лидия Георгиевна, давайте говорить откровенно. Вы нам на прощанье дали длиннючий список книг. А зачем они нам? Человеку техническому, а таких в нашей стране большинство, надо читать свои специальные журналы, иначе болван будешь, с завода выгонят, и правильно. – Правильно! – кричали другие. – А спортивные журналы когда читать? – А «Советский экран»? – Но поймите, ребята, книга запечатлевает нашего современника! наши свершения! Книга должна нам дать глубины, которых… – Насчёт классиков дайте скажу! – тянул руку сутулый, почти с горбом, серьёзный мальчик. – Насчёт сжатости дайте скажу! – ещё кричали. – Нет, погодите! – смиряла Лидия Георгиевна бунтарей. – Я вам этого так не оставлю! Теперь у нас будет большой актовый зал, устроим диспут, я вытащу на трибуну всех, кто сейчас… (Солженицын А. Рассказы / А. Солженицын. – М.: ИНКОМ НВ, 1991. – 288 с.).
Материал к кейсу Что в имени учителя В те годы я, разумеется, не был способен на обобщения, но сейчас, размышляя над тогдашним состоянием моего духа, могу сказать, в чём заключалась магическая сила влияния Варвары Вардиашвили: в её имени, которое строило в нас воображение о ней, и в первой встрече, которая превзошла наши ожидания. Имя учителя может нести мощный воспитательный заряд, но, к сожалению, может быть и таким, от которого не надо ждать чего-то радостного. Имя воодушевляет. Имя запугивает. Имя – ни рыба ни мясо. Имя прославленное. Имя дурное. Разные бывают имена у учителей. В имени Варвары Вардиашвили был заключён не столько опыт, сколько тихое горение, преданность, мудрость, терпение, понимание. Всё это, конечно, в педагогическом смысле. Это было особое сочетание того, что я хочу назвать Учительской, Педагогической Любовью. Любовь эта была с огранкой, как бриллиант. Она любила детей не абстрактно, а всех нас и каждого из нас в отдельности, каждого по-своему. Она любила нас и знала мудрость – как нас любить. И так как она берегла своё Имя и заполняла его лучшими педагогическими оттенками всю жизнь, то Имя её в будущих учениках, которые ещё не соприкоснулись с ней, вызывало почтение, почитание, трепет, настраивало их на взаимность. Имя Варвары Вардиашвили вошло в наше сознание и настроило нас на лад созвучия, привело нас в готовность следовать за ней. Вся школа звала её «Дейда Варо».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.013 с.) |