Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)



I группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
по источнику передачи и восприятия учебной информации по логике передачи и восприятия учебной информации по степени самостоятельности мышления обучающихся по характеру управления учебной работой
Словесные: · рассказ · беседа · лекция · дискуссия · конференция Наглядные: · иллюстрация · демонстрация Практические: · лабораторные опыты · упражнения · учебно-производственный труд Индуктивные Дедуктивные Репродуктивные Продуктивные: · проблемные · проблемно-поисковые · эвристические Работа под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся · работа с книгой · письменные задания · лабораторная работа · работа в мастерских
II группа. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Стимулирование интереса к учению Стимулирование долга и ответственности
Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создание ситуации успеха Убеждение Предъявление требований Упражнения в выполнении требований Поощрение и порицание
III группа. Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
Устный опрос: · индивидуальный опрос · фронтальный опрос · программированный опрос Устный самоконтроль: · устные зачеты и экзамены Письменный опрос: · индивидуальный опрос · фронтальный опрос · программированный опрос Письменный самоконтроль: · письменные зачеты и экзамены Контрольно-лабораторные работы Машинный контроль Лабораторно-практический самоконтроль
                                       

Задание 11

Что такое форма организации обучения?

 

1) Согласованное взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое заранее установленным порядком и режимом;

2) система устойчивых связей компонентов внутри процесса обучения;

3) внешняя сторона организации учебного процесса;

4) способ организации учебной работы учителя и учащихся;

5) ____________________________________________

(Ваш вариант ответа)

Задание 12

В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения» и «метод обучения»?

 

Понятие Общие черты Различия
Форма организации обучения      
Метод, обучения  

Задание 13

Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу.

 

Определение понятия «форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
«...Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)      
«...Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием материала» (И.М. Чередов)        
«Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И. Подласый).  

Задание 14

В чем заключается основной недостаток урока как формы организации обучения:

1) урок утомляет учеников;

2) урок порождает формализм;

3) на уроке существует непреодолимое противоречие между фронтальной формой организации работы учащихся и индивидуальным характером их познавательной деятельности;

4) все учащиеся должны в основном подчиняться на уроке общему плану и общему темпу работы;

5) урок толкает учителя на штамп и догматизм в обучении;

6) ___________________________________ (ваш вариант)

Задание 15

Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните таблицу.

  Характеристика
Законченность во времени  
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

Задание 16

Чем экскурсия отличается от урока?

 

1) Урок – форма обучения, а экскурсия – метод учебной работы.

2) Экскурсия не строго ограничена во времени.

3) Учебные экскурсии, в отличие от урока, применяются только в старших классах.

4) На уроке преобладают словесные методы обучения, а на экскурсии – наглядные.

5) _______________________________ (Ваш вариант)

Задание 17

Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:

 

Элементы структуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновения интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль

Педагогические кейсы

Кейс № 1. «Планирование»

Цель кейса: обсудить со студентами вопросы планирования жизни, влияния распорядка жизни на «внутреннее государство» человека; формировать умения планирования студенческой и профессиональной жизни.

 

Педагогическая деятельность насыщенная и разнообразная, требующая охвата многих аспектов: воспитание детей; общение с их родителями; подготовка к занятиям; приобщение к искусству (посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы) и т.д. На все требуется время, которого зачастую не хватает. Умение планировать время является важным элементом профессиональной деятельности. Правильно распределённое время дня, недели и т.д. способствует эффективному профессионально-личностному росту педагога и достижению акме. В качестве материала для кейса предлагаются записи дневника К.Д. Ушинского.

 

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Как Вы думаете, почему К.Д. Ушинский считает, что ум должен быть свободен от повиновения воли?

2. Как Вы себе представляете внутреннее государство человека? (опишите его).

3. О какой сокровищнице пишет К.Д. Ушинский?

4. Какой сокровищницей должен обладать педагог? Каковы ее источники.

5. Изучите внимательно распорядок жизни К.Д. Ушинского на неделю. Согласны ли Вы с таким распорядком дня, прослеживается ли в нем профессионально-личностное развитие? (поясните).

6. Составьте свой распорядок жизни на неделю (для студенческого времени).

7. Составьте свой распорядок жизни на неделю в режиме работы педагогом.

 

Материал к кейсу

В своем дневнике К.Д. Ушинский (в возрасте 21 год) написал следующий распорядок жизни на неделю:

Понедельник

Встать в 4 утра;

Работать до экзамена с 5 до 6 часов утра;

На уроках с 9 до 12 часов;

Все нужные дела 12.00-13.00;

Обед и отдых 13.00-144.00;

Читать для ума 14.00-17.00;

Думать о чем-нибудь дельном 18.00-19.00;

Читать что-нибудь нужное 19.00-20.00;

Писать дневник, готовить для урока 20.00-21.00;

Отдыхать с 21.00;

Спать 22.00-4.00.

Вторник

Встать, одеться и читать для ума 5.00-10.00.

Для экзамена, ехать вбиблиотеку или делать выписки дома 10.00-14.00;

Обедать, отдыхать и немного эстетики 14.00-16.00;

На уроке 16.00-19.00;

Писать в дневник и письма, готовить для уроков 19.00-21.00;

Отдыхать 21.00-22.00;

Спать 22.00.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.009 с.)