Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения.



Опрос – метод сбора первичной информации в исследовании, предусматривающий:

· Устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов.

· Регистрацию и статистическую обработку получаемых ответов, а так же их теоритическую интерпретацию.

 

История и методы опроса:

· В древней Греции и в древнем Египте опрос использовался, как вспомогательный технический приём – при учете урожая, переписи населения.

· Экспертный опрос. Во второй половине XVIII века формируется экспертный вопрос, наиболее интенсивно формируется в Англии.

· Опрос, как метод исследования массового общественного мнения: газеты, с целью узнать, за кого будут голосовать на выборах.

 

Опрос ->Анкетирование и интервью.

Область применения – изучение сферы общественного сознания.

 

Типология анкетирования:

1) По конструкции задаваемых вопросов

a)Открытые

b) Закрытые

c)Полузакрытые

2) По численности респондентов

a)Индивидуальные

b) Групповые

3) По способу доставки анкет

a)Почтовые - онлайновые

b) Раздаточные - курьерские

c)Прессовые

d) Телетайпное (факсимильное)

4) По месту проведения

a)По месту жительства респондента

b) По месту работы

c)В целевых аудиториях

5) По степени участия анкетера

a)Очное

b) Заочное

 

Почтовый опрос.

Достоинства:

· Простота организации

· Низкая стоимость

· Возможность единовременного опроса респондентов на большой территории

· Оперативность

· Независимость ответов респондентов от влияния анкетеров

· Респондент сам выбирает время удобное для заполнения анкеты

Недостатки:

· Низкий возврат анкет

· Смещение выборки

· Привилегия групповых ответов

· Анкету получают не от того респондента, кому адресована анкета

Вывод: Результаты почтового опроса нужно дополнять данными других методов.

 

 

Прессовый опрос.

Метод связан с публикацией опросного листа в периодической печати и, как правило, адресован читателям того издания, которое его публикует.

 

Достоинства:

· Организационная простота

· Оперативность

· Единовременный охват значительного региона

· Добровольность участия респондентов обеспечивает более высокий возврат, чем при почтовом опросе

 

Недостатки:

· Неуправляемый исследователем возврат анкет (не репрезентативность)

· Низкий возврат анкет

· Совокупность лист, заполнивших анкету, может отличаться от интересующих исследователей совокупности

· Невозможен ремонт выборки

 

Групповой опрос – анкетирование, приводящееся в аудитории, чаще всего по месту работы респондента. Основано на производственной выборке.

Объём анкеты:

Примерно 30-40 вопросов, продолжительность 45-60 минут.

Численность группы респондентов – наиболее удачна 10-12 человек, в среднем 25-30 человек (не менее двух ассистентов).

Требования к руководству групповым опросом

· Руководство должно осуществляться профессиональным социологом, плюс два-три ассистента.

· Социолог проводит беседу о теме, значимости опроса, правилах заполнения анкеты.

· Поддержание порядка в аудитории, помощь респондентам.

· Организация процедуры возврата анкет.

Виды группового опроса:

· Анкетирование индивидов, объединенных социологом с целью проведения исследования в данной аудитории.

· Анкетирование группы индивидов, объединенных не с целью проведения опроса, а независимо от неё: a)Анкетирование стабильных аудиторий; b)Анкетирование разного рода случайных аудиторий.

 

 

Метод интервью. Интервью – устный опрос.

Классификация интервью

 

I. По степени формализации:

1)По степени формализации плана интервью

· Свободное, клиническое, психологоаналитическое

· Глубинное (интенсивное)

· Фокусированное (направленное)

· Интервью с открытыми вопросами

· Интервью полузакрытыми вопросами

· Интервью с закрытыми вопросами (стандартизированное)

2)По степени формализации всего хода беседы (социальное и физическое окружение)

· Интервью стандартизированное с фиксированными условиями физического окружения

· Стандартизированное интервью с фиксированными условиями физического и социального окружения

· Стандартизированное интервью с фиксированными условиями физического и социального окружения, системы “интервьюер-респондент” (оговаривается всё)

II. По количеству опрашиваемых:

· Индивидуальное

· Групповое

III. По статусу опрашиваемых

· С должностным лицом (всегда эксперт)

· С экспертом (не всегда должностное лицо)

· С респондентом

· С самим собой, умным человеком (со мной, епт)

IV. По способу регистрации ответов

· Запись в блокнот

· Запись в вопросный лист

· Запись на диктофон

· Запись с помощью ассистента

V. По цели исследования

· Разведывательное

· Основное

· Контрольное (метод, использовавшийся ранее)

 

Ситуация интервью – совокупность внешних и внутренних факторов, способных оказывать воздействие на ход и результат интервью:

· На рабочем месте

· Дома у респондента

· В офисе социологической компании

· Нейтральное место

Ситуация – интервью на рабочем месте.

Достоинства:

· Обеспечивает деловой настрой беседы

· Гарантия встречи с респондентом

· Более критический характер при ответе на вопросы

Недостатки:

· Присутствие третьих лиц

· Наличие явных и латентных конфликтов

· Занятость и спешка респондента

· Трудности адаптации интервьюера

· Влияние социальной роли респондента

 

Подбор и подготовка интервьюеров:

Индивидуальные качества интервьюеров:

o Образование не имеет принципиального значения. Главное, чтобы оно не было специализированным социологическим или смежным.

o Профессия не имеет значения

o Пол предпочтительнее женский.

o Идеальное качество – общительный педант

o На каждого интервьюера должно приходиться не более десяти бланков интервью по одной теме

 

Телефонный опрос

Главная проблема – плотность телефонной сети

Достоинства:

Снижение стоимости исследования без снижения его качества

Оперативность

Более гибкое управление опросом, высокий контроль за работой интервьюеров

 

Недостатки:

v Требование краткости вопросника (5-10 минут)

v Трудность равноценной замены респондента, в случае отказа от интервью

v Упрощенные формулировки конструкции вопросов

В качестве основного условия для отборки интервьюеров в телефонном опросе используется такой показатель, как приятный голос и хорошая дикция.

Метод наблюдения.

Наблюдение – прямая регистрация событий очевидцем.

Бывает научным и ненаучным.

v Научное заранее подчинено целям.

v Планируется по заранее обдуманной процедуре

v Все данные фиксируются в дневниках

v Информация подвергается контролю на достоверность и устойчивость

Достоинства метода:

Ø Позволяет фиксировать элементы человеческого поведения в момент их проявления

Ø Даёт возможность собирать информацию независимо от желания членов группы говорить

Ø Отсутствие языкового барьера между исследователем и респондентом

Ø Получение информации в динамике

Особенности метода наблюдения:

§ Неразрывная связь наблюдателя с объектами наблюдения накладывает отпечаток на его восприятие действительности

§ Наблюдатель эмоционально ценностно оценивает процессы и явления

Эти две особенности искажают данные в процессе наблюдения.

§ Сложность, а порой невозможность, проведения повторного наблюдения.

Недостатки метода наблюдения:

ü Трудоёмкость метода

ü Принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации

ü Эмоциональность и субъективность наблюдателя

ü Наблюдаемые могут искусственно менять стиль поведения, зная, что за ним ведется наблюдение

ü Трудность повторности и фиксации

ü Невозможность распространить результаты на всю генеральную совокупность

Классификация видов наблюдения:

 

1)По положению наблюдателя

v Включенное – исследователь опосредованно или непосредственно включен в процесс жизнедеятельности наблюдаемых и принимает в нём активное участие. Существует четыре степени включенности

1. Участник, чье истинное лицо и цели неизвестны наблюдаемым. Он вступает в группу и работает наравне с другими членами группы (игра в мафию, бугагашеньки).

2. Участник-наблюдатель – участие социолога не секрет для группы.

3. Наблюдатель-участник – наблюдение носит более формальный характер, контакт минимален, исследователь не скрывает своих целей.

4. Наблюдатель-наблюдатель – сходство с не включённым наблюдением, контакт осуществляется, если к этому принуждает ситуация.

v Не включенное наблюдение – исследователь находится в стороне от исследуемой ситуации, не участвуя в ситуации наблюдения

v Стимулирующее наблюдение - наблюдатель источник поведения наблюдаемых, он их провоцирует.

2)От элементов контроля при проведении наблюдения:

v Контролируемые – контроль осуществляется путём увеличения числа наблюдателей, сравнения результатов, а так же увеличения серий наблюдений за одним объектом. Наблюдение ведётся по четкому плану (дневник или протокол)

v Неконтролируемое – исследуется реальная жизненная ситуация. При постановке одной задачи описать то или иное явление. Нет плана наблюдения. В зависимости от классификации наблюдателя – опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту.

3)По регулярности проведения:

v Систематическое – характеризуется регулярностью фиксаций действий в течении определенного периода времени

v Не систематическое (случайное) – наблюдается заранее незапланированные действия – ситуации.

4)По степени формализованности:

v Неструктурированное – вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие элементы изучаемой ситуации он будет наблюдать. Техника данного вида заимствована из антропологии.

v Структурированное – исследователь заранее определяет, какие элементы наблюдаемого процесса он будет отслеживать. Составляется план наблюдения

5)По условия организации:

v Полевое

v Лабораторное

v Самонаблюдение (хронометраж)

Вывод: чем сложнее объект исследования, тем интенсивнее должно быть наблюдение. Чем тщательнее должны контролироваться результаты.

 

Требования к наблюдателю:

ü Высокие этические нормы – не навредить объекту. Тактичность, моральная ответственность

ü Влияние наблюдателя на ситуация минимально

ü Сосредоточенность внимания наблюдателя на различных объектах, оперативная память

ü Стрессоустойчивость

ü Пунктуальность, общительность

ü Техническая грамотность

 

 

28. Социальный эксперимент. (critical error: object not found)

 

Социальный эксперимент - это такой метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента.

 

Классическим примером успешного осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности управления является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго (США). Он ставил своей первоначальной целью выявить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и производительностью труда (так называемый Хоуторнский эксперимент). Результат первого этапа проведенного эксперимента оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась не только у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но и в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На этой стадии были сделаны два важных вывода:

Не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;

Необходимо искать более важные, скрытые от исследователей, организовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведение людей, в том числе и производительность их труда.

 

На последующих этапах проведения данного эксперимента, когда в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснились еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредовано, через так называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.

 

Огромная теоретическая и методологическая значимость Хоуторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии заключается в том, что он привел:

во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства;

во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль "группового духа");

в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность коллектива работающих) в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы;

в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии - так называемой "теории человеческих отношений", сыгравшей большую роль в развитии социологии управления.

 

PS: Кстати, кажется Фомичева (а может и не она) нам рассказывала про эксперимент, где рабочих разделили на три группы и сказали им, что за хорошую работу одних более благоприятных условия для проживания предоставят, другим более высокую зарплату, а о подвигах третьих расскажут в их родном селе. Так выявлялось, какие стимулы наиболее важны для человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.053 с.)