Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические закономерности и принципы обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», a «didasko» – «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовав в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, это область педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, закономерности процесса обучения. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Все новое, открываемое дидактикой, влияет на процесс обучения. Дидактика, являясь отраслью педагогики, оперирует и некоторыми ее основными понятиями: воспитание, педагогическая деятельность, образование, педагогическое сознание. Кроме этого, дидактика имеет свои, специфические понятия. Основными категориями дидактики являются: · обучение – спланированное, заранее спроектированное общение. Целью этого общения являются образование, воспитание и развитие обучаемого, изучение им отдельных сторон опыта человечества. Обучение – двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Педагог передает информацию ученику, и этот процесс называется преподаванием. В процессе обучения удовлетворяются познавательные потребности ученика, Обучение в значительной мере порождается мотивацией; · образование – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деят-сти в определенной сфере. Содержание образования – конечный результат, к которому стремится любое учебное заведение, то есть уровень знаний, который должны иметь выпускники этого учебного заведения. Частообучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. В обучении выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Принципы – основополагающие идеи,основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы – это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие: · принцип природосообразности (один из самых старых педагогических принципов): в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся; · принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень: ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог; · принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса; · принцип демократизации означающий предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспитания, самообразования, самообучения, самоопределения; · принцип культуросообразности заключающий в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде; · принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и семьи; · принцип образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга; · принцип профессиональной целесообразности заключающий в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности; · принцип политехнизма, являющийся дополнением принципа профессиональной целесообразности, т.е., несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках. Принципы обучения имеют несколько особенностей: · все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения; · принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов; · принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении; · в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Термин "метод"от греч."methodos"-путь,способ продвижения к истине.В педаг.лит-ре нет единого мнения относ-но роли и опр-ия пон."метод обуч". Т.А.Ильина понимает под М.обуч."способ орг-ции познав.деят-ти учащихся". Т.к.успех обучения зависит от направл-ти и внутр.актив-ти обучаемых, хар-ра их деят-ти,то именно характер деят-ти,степень самост-ти, проявление творч-х способ-ей и д.служить важ.критерием выбора метода. Они предложили выделить 5 методов обучения, где степень акт-ти и самост-ти в деят-ти обучаемых нарастает: 1. Объяснительно-иллюстратив. Учащиеся получают знания на лекции, из учеб/метод.лит-ры, ч/з экранное пособие в"готовом"виде. Воспринимая и осмысливая факты, выводы,студенты остаются в рамках репродукт. (воспроизводящего)мышления.В вузе-самое шир.прим-ие для передачи б.массива инф-ии. 2. Репродуктив.-применение изученного на основе образца/правила.Деят-ть обучаемых носит алгоритмич.хар-ер,т.е.выпол-ся по инструкциям, предписаниям, правилам. 3. Метод проблем.изложения.Используя разл.источники и средства, педагог,прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познават-ю задачу, а затем, раскрывая с-му доказательств, сравнивая, разл. подходы, показывает способ решения поставл. задачи. Студенты стан-ся свидетелями и соучастниками науч.поиска. 4. Частично-поисковый/эвристический - заключ-ся в орг-ии активного поиска решения выдвинутых в обучении познават.задач под рук-вом педагога/на основе эвристич-х программ. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направл-ся и контр-ся педагогом/учащимися на основе работы над программами(в том числе и компьютерными)и учеб.пос-ями. 5. Исследовател.После анализа материала,постановки проблем и задач и краткого уст./письм.инструктажа обучаемые самост-но изучают лит-ру,ведут наблюдения и выполняют др.д-вия поиск.хар-ра.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.64 (0.006 с.) |