Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические закономерности и принципы обучения

Поиск

По своему происхождению термин «дидактика» восхо­дит к греческому языку, в котором «didaktikas» означает «поучающий», a «didasko» – «изучающий». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий от­чет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовав в 1657 году в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обу­чения всех всему».В современном понимании дидактика представляет со­бой важнейшую отрасль научного знания, это область педагогики, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения, закономерности процесса обучения.

Дидактика – теоретическая и одновременно норматив­но-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономер­ных связях между различными его сторонами. В этом заключается на­учно-теоретическая функция дидактики. Все новое, открываемое дидактикой, влияет на процесс обучения. Дидактика, являясь отраслью педагогики, оперирует и некоторыми ее ос­новными понятиями: воспитание, педагогическая деятельность, образование, педагогическое сознание. Кроме этого, дидактика имеет свои, специфические понятия. Основными категориями дидактики являются:

· обучение – спланированное, заранее спроектированное общение. Целью этого общения являются образование, воспитание и развитие обучаемо­го, изучение им отдельных сторон опыта человечества. Обучение – двусто­ронний процесс взаимодействия педагога и обучаемого. Педагог передает информацию ученику, и этот процесс называется преподаванием. В про­цессе обучения удовлетворяются познавательные потребности ученика, Обучение в значительной мере порождается мотивацией;

· образование – специально отобранная и признанная обще­ством (государством) система элементов объективного опыта человече­ства, усвоение которой необходимо для успешной деят-сти в опреде­ленной сфере.

Содержание образования – конечный результат, к которому стремится любое учебное заведение, то есть уровень знаний, который должны иметь выпускники этого учебного заведения.

Частообучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную учебную деятельность. Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.

В обучении выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Принципы – основополагающие идеи,основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы – это основные требования, предъявляемые к процессу обучения. Следование этим принципам позволяет наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К основным педагогическим принципам относятся следующие:

· принцип природосообразности (один из самых старых педагогических принципов): в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

· принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень: ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

· принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

· принцип демократизации означающий предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, самовоспита­ния, самообразования, самообучения, самоопределения;

· принцип культуросообразности заключающий в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

· принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и семьи;

· принцип образа жизни учащегося, направленный на организацию комплексного педагогического процесса. Разные виды деятельности человека должны компенсировать друг друга;

· принцип профессиональной целесообразности заключающий в том, что содержание образования зависит от выбранной специальности;

· принцип политехнизма, являющийся дополнением принципа профессиональной целесообразности, т.е., несмотря на выбранную специальность, ученик все же должен быть относительно развит во многих науках.

Принципы обучения имеют несколько особенностей:

· все группы принципов тесно связаны между собой, однако каждый из них имеет свою особенную зону максимального применения;

· принципы обучения выступают как основной ориентир для педагогов;

· принципы обучения отражают зависимость между закономерностями учеб­ного процесса и целями, которые ставятся в обучении;

· в современной дидактике педагогические принципы рассматриваются как основные направляющие познавательного процесса.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.

Термин "метод"от греч."methodos"-путь,способ продвижения к истине.В педаг.лит-ре нет единого мнения относ-но роли и опр-ия пон."метод обуч". Т.А.Ильина понимает под М.обуч."способ орг-ции познав.деят-ти учащихся".

Т.к.успех обучения зависит от направл-ти и внутр.актив-ти обучаемых, хар-ра их деят-ти,то именно характер деят-ти,степень самост-ти, проявление творч-х способ-ей и д.служить важ.критерием выбора метода. Они предложили выделить 5 методов обучения, где степень акт-ти и самост-ти в деят-ти обучаемых нарастает: 1. Объяснительно-иллюстратив. Учащиеся получают знания на лекции, из учеб/метод.лит-ры, ч/з экранное пособие в"готовом"виде. Воспринимая и осмысливая факты, выводы,студенты остаются в рамках репродукт. (воспроизводящего)мышления.В вузе-самое шир.прим-ие для передачи б.массива инф-ии. 2. Репродуктив.-применение изученного на основе образца/правила.Деят-ть обучаемых носит алгоритмич.хар-ер,т.е.выпол-ся по инструкциям, предписаниям, правилам. 3. Метод проблем.изложения.Используя разл.источники и средства, педагог,прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познават-ю задачу, а затем, раскрывая с-му доказательств, сравнивая, разл. подходы, показывает способ решения поставл. задачи. Студенты стан-ся свидетелями и соучастниками науч.поиска. 4. Частично-поисковый/эвристический - заключ-ся в орг-ии активного поиска решения выдвинутых в обучении познават.задач под рук-вом педагога/на основе эвристич-х программ. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направл-ся и контр-ся педагогом/учащимися на основе работы над программами(в том числе и компьютерными)и учеб.пос-ями. 5. Исследовател.После анализа материала,постановки проблем и задач и краткого уст./письм.инструктажа обучаемые самост-но изучают лит-ру,ведут наблюдения и выполняют др.д-вия поиск.хар-ра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.64 (0.006 с.)