Личность как объект воспитания, внешние и внутр. Факторы ее развития. Преформистские теории личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как объект воспитания, внешние и внутр. Факторы ее развития. Преформистские теории личности.



Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:

1.в анатомо-физиологической (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);

2.в психической (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие психич-х процессов: ощущение, память, восприятие, чувств).

3.в социальной (развитие ребенка как члена общества, накопление им разнообразного социального опыта).

Основными факторами, влияющими на развитие личности, являются наследственность, среда, деятельность и воспитание.

Исходным фактором развития личности является наследственность как способность организма сохранять существенные черты предков, родовые, видовые качества, задатки и т.д.

Необходимым фактором развития является среда. Среда – это совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Выделяют природную и социальную среду. На развитие человека в онтогенезе оказывает влияние социальная среда, которая, в свою очередь, подразделяется на мегасреду (мир), макросреду (этнос, общество, государство), мезосреду (регион, средства массовой коммуникации, субкультура), микросреду (семья, группы сверстников, воспитат-е организации). Определ-ми фак-ми развития личности явл-ся деят-сть и воспитание.

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. На развитие личности оказывают влияние все виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, спортивная, художественная, общение, поэтому в процессе жизни ребенок д.б. включен в разнообразные виды деятельности.

Воспитание выполняет по отношению к развитию личности ряд функций: нейтрализует отрицательное влияние среды; создает благоприятные условия для развития положительной направленности личности; определенным образом организует жизнедеятельность ребенка.

В соответствии с определением ведущего фактора развития личности в педагогике выделяют биологизаторское и социологизаторское направления. Биологизаторская позиция объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде.

Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием всех факторов. Отечественная педагогика среди них выделяет особую роль воспитания, т.к. воспитатель, организуя педагогический процесс, целенаправленно руководит развитием ребенка, стимулируя его активность.

В научных исследованиях выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу – конформизм; 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях – гармония; 3) личность подчиняет себе коллектив – нонконформизм. Идеал взаимоотношений – гармонизация личностей и коллектива.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Такая значимость воспитания в семье определяется основными функциями семейного воспитания:

· семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества.

· в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

· семья обеспечивает преемственность традиций;

· важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопосл-го члена общества;

· существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, выражающийся в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Основными причинами неудовлетворительного воспитания детей в семье являются:

· невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к сущ-нию;

· низкая культура общ-ной жизни: двойная мораль, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы и др.;

· двойная нагрузка на женщину и на работе, и в семье;

· высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин;

· бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей;

· обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее;

· увеличение разрыва между семьей и школой.

Для преодоления кризиса семьи педагогическая теория ничего нового предложить не может: общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных и экономических отношений действуют неотвратимо. Вся надежда – на подвижническую деятельность педагогов в направлении гуманизации отношений в современной семье и объединении ее усилий со школой, в координации педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами и др. Выделяются типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях:

1 Семьи, уважающие детей. Они наиболее благополучные, здесь дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.

2 Отзывчивые семьи. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, но недостаточно инициативными, зависимыми от других.

3 Материально-ориентированные семьи. Здесь духовный мир родителей и детей обеднен, отношения детей с родителями могут развиваться непредсказуемо, несмотря на материальную заботу о детях.

4 Враждебные семьи. Детям здесь плохо, имеет место неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания, психологические барьеры общения между родителями и детьми.

5 Антисоциальные семьи. Детей здесь не любят, не приемлют. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.199.251 (0.006 с.)