Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологич-е факторы, влияющие на процесс обуч-яСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В практике педагогического управления коллективом школьников (студентов) необходимо соблюдать следующие важные правила: 1 Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. 2 Коллектив – динамичная система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. 3 Высокой эффективности коллективного воспитания педагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, поддерживает тесную и постоянную связь с семьей. 4 Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по всем вопросам жизни класса (студенческой группы). В руководстве коллективом могут проявляться три стиля: авторитарный, демократический, попустительский. Опыт их применения показал, что при авторитарном руководстве отсутствует личная инициатива членов коллектива, удовлетворения от работы они не получают. Демократический стиль способствует дружной и эффективной работе ее участников, формированию благоприятной моральной атмосферы. При попустительском стиле результаты работы оказываются наименьшими. Успех научения зависит от многих фак-ов, в т.ч. и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научениям к учащемусяотносятся: его мотивация учения, произвольность, познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативный качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях. Учителякасаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых дляосуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения, а также других профессионально важных качеств. Одним из важнейших факторов успешности научения, относящихся к учителю, является используемая им система поощрений за успехи в учебной деятельности и наказаний за неудачи в ней. Поощрения должны соответствовать реальным успехам ученика и максимально отражать прилагаемые им усилия. Поощрение должно быть более ощутимым за те учебные успехи, достижение которых было трудным и больше зависело от приложенных учеником усилий, чем от его способностей. Наказания должны играть стимулирующую роль, затрагивать и актуализировать потребность ученика в самосовершенствовании, усиливать у него мотивацию именно достижения успехов, а не избегания неудач. Наконец, учебный материалтакже является источником важных факторов успешности научения. Главные из них — содержание материала, одновременное сочетание его доступности пониманию учащегося и достаточного уровня сложности. Доступность обеспечивает максимально полное усвоение материала учащимися, а сложность — их дальнейшее психическое развитие. Доступность и сложность должны разумно сочетаться: слишком простой материал не окажет сколько-нибудь заметного влияния на психическое развитие, а слишком сложный не будет понят учащимися и полностью усвоен, они не смогут использовать его на практике, и, как следствие, он также не оставит устойчивого, заметного следа в их психике. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения является такой учебный материал, который находится на максимально высоком из доступных на данный момент ученику для усвоения уровней трудности. Обучаясь на таком материале, субъект учебной деятельности не только испытывает наибольшее личное удовлетворение от успеха, но и лучше всего развивается интеллектуально. Еще один важный момент — связь степени трудности материала и интереса к нему учащегося, личностной значимости данного материала для него. Материал, тесно связанный с потребностями учащегося и имеющимися у него знаниями и умениями, которые он сам считает ценными, при прочих Равных условиях воспринимается как менее трудный. САМОСТ-Я РАБОТА СТУДЕНТОВ, ЕЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СР-ВА Самост.работа студ-ов(СРС)наряду с аудиторной представляет 1 из форм учеб.процесса и явл-ся существ.его частью.Для ее успеш.выполнения необх-мы планирование и контроль со стороны преп-лей,планир-ние объема самост.работы в учеб.планах спец-тей профилир. кафедрами,учеб.частью, метод.службами учеб.заведения. СРС -планируемая работа студ-ов,выполн.по заданию и при метод.рук-ве преп-ля,но без его непосред.участия.СРС предназн-на для форм-ния навыков самост.работы вообще, в учеб., науч., проф.деят-ти, спос-ти принимать на себя ответ-ть,самост-но решить проблему,находить конструк. решения, выход из кризис.ситуации. При планир-ии СРС следует исходить из уровня самост-ти абитуриентов и треб-ний к уровню самост-ти выпускников с тем,чтобы за период обуч-ия искомый уровень был достигнут.Согласно нов.образоват.парадигме незав-мо от спец-ции и хар-ра работы любой начинающий специалист д.обладать фундамент. знаниями,проф.умениями и навыками,опытом творч.и исслед.деят-ти по решению нов. проблем. Две последние составляющие обр-ния форм-ся в процессе СРС. Высшая школа отлич-ся от средней специализацией,методикой учеб.работы и степенью самост-ти. Преп-ль лишь орг-ет познават.деят-ть студ-ов.Студент сам осущ-ет познание. СРС завершает задачи всех видов учеб.работы.СРС имеет воспит.зн-ние:она форм-ет самост-ть не только как совок-ть умений и навыков,но и как черту хар-ра.Ее формы разнообразны-это разл. типы домаш.заданий. Основой СРС служит научно-теор.курс. При распред-ии заданий студ-ты получают инструкции по их вып-ию,метод.указания,пособия,список необх.лит-ры.В вузе сущ-ют разл.виды индив.самос.работы-подготовка к лекциям,семинарам, лаб. раб.,зачетам, экзаменам,вып-ние рефератов,заданий, курс.работ и проектов,вып-ние диплома. СРС более эффективна,если она парная. Групп.работа усиливает фактор мотивации и взаим.интеллек.акт-ти,повышает эффек-ть познав.деят-ти студ-ов благодаря взаим.контролю.Соотн-ие времени аудитор. к самос.работе=3,5:1. СРС спос-ет:•углублению и расш-ию знаний;•форм-нию интереса к познав.деят-ти;•овладению приемами процесса познания;•развитию познав.спос-тей.Особые возмож-ти представляют ввод.и установ.лекции,на кот.раскрыв-ся проблем-ка темы,логика овладения ею,дается хар-ка списка лит-ры,выдел-ся разделы для самост. проработки.Можно выделить условия, обеспеч.успеш.выпол-ие самост.работы:1.Мотивированность уч.задания(для чего,чему спос-ет)2.Четкая постановка познав.задач.3.Алгоритм,метод выпол-ия работы.4.Четкое опр-ние преп-лем форм отчетности,объема работы,сроков ее представления.5.Опр-ние видов консультаций(установочные,тематич.,проблем.).6.Критерии оценки,отчетности.7. Виды и формы контроля(практикум, контр.работы,тесты,семинар).Сущ-ет 3 уровня СРС: 1.Репродуктивный (тренировоч.) уровень(Цель-закрепление знаний,форм-ие умений, навыков)2.Реконструктив.(происходит перестройка решений,состав-ие плана,тезисов, аннотирование-рефераты)3.Творч.,поисковый(Студент д.самост-но произвести выбор средств и методов решения(учеб-исслед.задания,курс.и диплом. проекты)). Приемы активизации СРС:1.Обучение студентов методам самост.работы: времен. ориентиры вып-ния СРС для выработки навыков планир-ния бюджета времени.2.Проблем.изложение материала, воспроизвод.типичные способы реальн.рассуждений.3.Прим-ние методов актив.обуч-ия(анализ конкрет. ситуаций, дискуссии,групп.работа,делов.игры).4.Выдача студ-там млад.курсов метод.указаний, содерж. подробный алгоритм,постепенно уменьшая разъяснит.часть от курса к курсу с целью приучить студ-тов к больш.самост-ти. 5.Индивид-ция домаш.заданий и лаб.работ.6.Контр.вопросы лекц.потоку после кажд. лекции. Организ.формы СРС:1)СРС,выполн.самост-но в произвольном режиме времени в удоб.для студ-та часы,часто вне ауд-рии.2)аудиторная самос.работа под контролем преп-ля,у кот.в ходе вып-ия задания м.получить консул-цию(КСР).3)промежут.вариант СРС- предусм-ет большую самост-ть студ-ов, больш. индив-цию заданий,наличие консультаций и ряд психол-педаг.новаций,касающихся содержат.части заданий и хар-ра консультаций и контроля. Виды самостоятельной работы студентов: 1.Конспектирование. 2.Реферирование литературы. 3.Аннотирование книг, статей. 4.Выполнение заданий поисково-исследовательского характера. 5.Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента. 6.Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. 7.Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий. 8.Лабораторно-практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата. 9. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ. 10. Контрольная работа – письменное выполнение. 11.Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА К ЗАНЯТИЯМ РАЗЛ-ГО ТИПА. ПРИЕМЫ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ ИЗУЧ-ГО МАТ-ЛА Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний.Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать следующие требования: а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер.б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего, нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле. в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях. г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.е) Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся над учебником. ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использовать самостоятельную работу с учебником. з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы, 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов, 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности, 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА. Научно-исследовательская работа студентов (далее - НИРС) является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и включает систему методов, средств и организационно-экономических мероприятий, обеспечивающих в процессе подготовки кадров с высшим образованием освоение различных этапов организации и выполнения фундаментальных, экспериментальных поисковых научно-исследовательских работ и инновационных проектов, направленных на решение научных задач для различных отраслей экономики. Целью НИРС является создание условий для реализации творческих способностей студентов, развития их социально-психологической компетентности для работы в научных коллективах, активного включения в научно-исследовательскую деятельность вуза, а также повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием и развитие научного потенциала. Важнейшими задачами НИРС являются:овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, углубленное и творческое освоение учебного материала, ориентация на постоянный рост научного знания; содействие всестороннему развитию личности, ознакомление с мировыми достижениями науки и техники;формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных и технических задач в ходе учебно-воспитательного процесса подготовки кадров с высшим образованием; формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и направленности на практическое освоение результатов научной деятельности. Для участия в НИРС привлекаются студенты, обучающиеся по очной или заочной форме, имеющие склонность к научным исследованиям и успешно выполняющие учебную программу. К научному руководству НИРС привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского состава и научные работники вузов и научных организаций, а также аспиранты и докторанты, успешно выполняющие индивид-ный план работы. Научный руководитель несет ответственность за полное и качественное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, апробацию и внедрение результатов НИРС. В обязанности научного руководителя входит: определение тематики научных исследований и формирование плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на текущий год; консультирование и методическое руководство по профилю проводимых исследований, привлечение к данной работе специалистов из других организаций и предприятий; оказание помощи в освоении современных научных методов исследования; содействие обеспечению необходимыми материалами, оборудованием, вычислительной техникой; контроль за ходом и качеством выполнения научно-исследовательских работ. Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время. Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, предусматривает: 1.выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований; 2.выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных и учебных практик; 3.изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных и т.д. по курсу "Основы научных исследований". Названная дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении вуза. Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется по форме: работы в студенческих научных семинарах; участия студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении госбюджетной или хоздоговорной тематики, в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов, а также индивидуальных планов преподавателей, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях вуза; работы в студенческих конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, переводческих, экономических и других бюро, в творческих мастерских и студиях (далее называемых СКБ); лекторской работы по распространению знаний в области науки, техники и культуры; работы в качестве преподавателей физико-математических, экономических и других школ. Меры поощрения студентов и преподавателей НИРС 1. За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации НИРС, студенты могут награждаться Почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями, бесплатными путевками для отдыха, направляться для участия на престижных выставках, конференциях, конкурсах, олимпиадах. 2. Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы Ученым советом вуза к поступлению в аспирантуру. Рекомендованные в аспирантуру выпускники вуза пользуются преимущественным правом для зачисления в нее при прочих равных условиях. При этом в качестве рефератов при зачислении могут быть засчитаны работы, получившие признание на международных и всероссийских конкурсах, и публикации. 3. Студентам - отличникам, активно занимающимся научной работой и имеющим высокие показатели, могут быть назначены именные стипендии. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И МЕТОДИКА ЕЕ ОРГ-ЦИИ Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоят-сти студентов и улучш-е кач-ва подготовки. Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. Цель самостоят-ной работы студента - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д. На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.170 (0.012 с.) |