Средства обучения
| Преимущественные дидактические функции средств обучения
| Формы и методы применения средств обучения
|
|
|
|
Натуральные наглядные пособия
| Позволяют дать точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях к качеству, регулировке, настройке изучаемых объектов, процессов, явлений
| Применяются при демонстрация и самостоятельном изучении устройства, назначения свойств, способов применения, регулировки, накладки и т.д.
|
Изобразительные наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, фотографии и т.д.
| Передают информацию в образной графической, схематической цифровой форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, качественное и количественное зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений
Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии
| Применяются при демонстрации и самостоятельном изучении принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей
|
Модели
|
Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии
| Применяются при демонстрации и самостоятельном изучении принципа действия, изучения взаимодействии составных частей механизмов; при
демонстрации и самостоятельном усвоении общих сведений об изучаемых объектах
|
Макеты, муляжи
| Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, форме, мерах, масштабных соотношениях частей изучаемых объектов
|
Применяются при демонстрация и самостоятельном усвоении общих сведений об изучаемых объектах
|
Экранные пособия: учебное кино (кинофильмы, кинофрагменты), видеозаписи
|
Раскрывают процессы и явления в динамике из развития. Позволяют изучать новые виды техники и технологии, передовые методы труда, являются средством наглядности и самостоятельным средством информации
| Применяются при изучении быстро или медленно протекающих процессов, недоступных непосредственному восприятию; применяются при изучении внутреннего устройства машин, механизмов, установок и процессов в них; изучении циклических процессов, действий, движений; при выполнении видеозаписей и анализе собственных действий и движений
|
Диафильмы
| Позволяют воспроизводить системы взаимосвязанных изображений, построенных в соответствии с логикой изложения учебного материала. Являются средством наглядности и самостоятельным источником информации
|
Применяются при изучении взаимосвязанных объектов, процессов, действий, движений
|
Диапозитивы
|
Передают информацию в образной графической, схематической цифровой форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, качественное и количественное зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений
Позволяют изучать принцип действия, взаимодействие частей в статической форме
| Применяются при демонстрации и самостоятельном изучении принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей
|
Транспаранты (кодограммы)
|
Позволяют через кодоскоп передавать увеличенные сложные изображения, а также демонстрировать плоские прозрачные модели механизмов, показывать опыт «на просвет»
| Применяются при демонстрации изучаемых объектов и их частей, процессов, явлений и т.д. в смоделированной форме
|
Фазограммы (наложение транспарантов)
| Позволяют воспроизводить через кодоскоп сложные изображения «по фазам» путем наложения нескольких транспарантов друг на друга
| Используются для последовательной демонстрации изображений (схематических, графических) от части к целому
|
Дидактические материалы для работы учащихся: карточки-задания, обзорно-повторительные таблицы, тесты, материалы на печатной основе
| Позволяют быстро предъявлять учащимся различные учебные задания, формы для заполнения при самостоятельном изучении, закреплении и применении учебного материала, позволяют индивидуализировать учебный процесс
| Применяются при самостоятельном изучении, закреплении, повторении, систематизации учебного материала; выполнении упражнений, лабораторно-практических работ, решении задач, контроле знаний и умений учащихся
|
Звукозапись
|
Позволяют воспроизводить различные звуковые характеристики (шумы, стуки, ритмы) работающих машин, механизмов, аппаратов
| Применяются при демонстрации и совершенствовании навыков слуховой диагностики и регулировки машин и механизмов, проведении специальных занятий и упражнений по развитию технического слуха учащихся
|
Тренажеры - моделирующие устройства
| Моделируют устройство и функции технических объектов; способствуют ориентировке учащихся при переходе от изучения теории к практическим занятиям; создают возможность приблизить учащихся к реальной производственной обстановке, исключая опасность аварий, поломок; позволяют задавать учащимся и повторять нужные режимы работы, имитировать сложные условия работы и аварийные ситуации; помогают развить приемы самоконтроля
| При формировании и совершенствовании трудовых умений и навыков обслуживания сложного производственного оборудования в учебных условиях
|
Тренажеры -тренировочные устройства
| Облегчают формирование первоначального умения, выполнение двигательного приема; являются эффективным средством развития навыков самоконтроля
| При формировании первоначальных умений по выполнению операций в облегченных (учебных) условиях на начальных этапах изучения приемов, операций
|
Инструкционные карты
| Содержат инструкционные указания и пояснения о правилах, последовательности и технических требованиях к выполнению трудовых приемов и видов работ по профессии
| При изучении в процессе производственного обучения трудовых приемов, операций и комплексных работ по профессии
|
Технологические (инструкционные технологические) карты
| Раскрывают технологическую последовательность выполнения, содержат инструкционные указания и технические требования к технологическим переходам, отражают технические средства и режимы выполнения работ
| При выполнении операционных и комплексных типовых работ по профессии
|
Задания для лабораторно-практических работ
| Раскрывают общие теоретические сведения о сущности исследуемого или проверяемого явления или процесса, средства обеспечения и порядок выполнения лабораторно-практической работы; содержат требования к фиксированию результатов и выводов, отражают характер отчетности о проведении работы
| При проведении лабораторно-практических работ иллюстративного и исследовательского характера
|
Педагогические программные средства вычислительной техники (программное обеспечение ЭВМ)
| Позволяют индивидуализировать процесс обучения, осуществлять его в диалоговом режиме с ЭВМ, моделировать процессы и явления в динамике. Являются самостоятельным источником информации
| При самостоятельном изучении учебного материала, закреплении, повторении и систематизации; контроле знаний и умений учащихся
|
Включает: нормативную и учебно-программную и планирующую документацию, учебную литературу, методическую документацию, дидактические материалы, методические пособия для преподавателей и мастеров производственного обучения
Нормативная, учебно-программная и планирующая документация
| Федеральный и региональный компоненты стандарта по профессии; рабочий учебный план подготовки профессии, рабочая учебная программа по предмету и производственному обучению; перспективно-тематический план изучения предмета и производственного обучения, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по курсу производственного обучения; система документов для проведения итоговой аттестации (экзаменационные вопросы, тематика письменных экзаменационных работ, Перечень практических квалификационных работ на разряд (базовый и повышенный)
|
Учебная литература
| А. Учебники, учебные пособия, альбомы чертежей; сборники конспектов, справочники
Б. Методические указания по выполнению ЛПР, письменных экзаменационных работ
В. Рабочие тетради, опорные конспекты, сборники задач, практикумы
|
Методическая документация
| Инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы, правила для учащихся по соблюдению техники безопасности, нормативы оборудования кабинетов и мастерских, перечень средств оснащения кабинета, мастерской; руководства по эксплуатации оборудования
|
Дидактические материалы
| Карточки с контрольными вопросами, комплекты задач и заданий для индивидуальной самостоятельной работы на уроке, таблицы, учебные тексты, иллюстрации, листы опорных конспектов и рабочих тетрадей, опросники, перечень заданий для письменных работ и др.
|
Методические пособия для преподавателей и мастеров производственного обучения
| Сценарии деловых игр; сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий; проекты дидактических технологий и методик обучения, комплекты тестовых заданий, образцы ПТП, образцы планов уроков,
|