Аспекты рассмотрения средств обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспекты рассмотрения средств обучения



МПО. Лекция.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету. Средства обучения. Формирование системы средств обучения в соответствии с методической системой преподавателя

 

План:

 

1. Средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения (аспекты рассмотрения, понятие, функции, действия педагога со средствами).

2. Требования к средствам обучения.

3. Последовательность разработки комплекса ДС и факторы выбора средств обучения

4. Классификация и характеристика средств обучения.

5. Формы и методы применения средств обучения

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины, структура и характеристика КМО предмета. Создание системы средств в соответствии с методической системой преподавателя.

7. Материально-техническое оснащение теоретического обучения.

 

Аспекты рассмотрения средств обучения

 

§ Средства обучения (ДС) – компонент учебного процесса; отвечают на вопрос «что применять» в процессе обучения; связаны со всеми другими элементами учебного процесса

§ Связаны с содержанием как носители и трансляторы учебной информации (носители – фиксируют, а передатчики – транслируют)

§ Связаны с целями как механизмы и условия их достижения

§ Связаны с методами как инструменты деятельности педагога и учащихся для достижения целей (существует выражение «методов без средств не бывает», например..)

§ Связаны с этапами урока (оснащают виды деятельности педагога и учащихся на определенных этапах урока)

§ Связаны сами с собой в силу функциональных возможностей, например..

§ Средства обучения (ДС) – составная часть КМО дисциплины и материально-технического оснащения кабинета

 

Понятие средств обучения

Средства в широком смысле – обучающая среда

Средства обучения в узком смысле– материальные объекты и предметы естественной природы (образцы песка как строительного материала), а также искусственно созданные человеком объекты и предметы, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных дидактических, воспитательных и развивающих целей.

 

Функции средств обучения

 

1. Информационная (несут информацию, фиксируют, систематизируют, передают)

2. Познавательная ( формируют знания, способствуют созданию представлений)

3. Инструментальная ( оснащают деятельность преподавателя и учащихся на уроке)

Наглядная (облегчают восприятие зрительное слуховое, тактильное)

5. Вы полняют функцию условий обучения, функцию обучающей среды и базы (учебно-методической или материально-технической)

Действия педагога со средствами

1. Отбирает готовые средства под дидактические цели и задачи.

2. Исследует при этом функциональные возможности средств

3. Создает систему средств (комплекс) по теме урока, отвечающий требованиям

4. Создает средства как для себя, так и для учащихся. Учитывают при этом как виды деятельности учащихся, так и их индивидуальные особенности

5. Применяет средства по назначению, демонстрируют формы и методы применения средств на определенных этапах урока

6. Самостоятельно разрабатывает недостающие средства

7. Обучает учащихся работе со средствами

 

ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ (ДС)

Требования к средствам Характеристика требований
1. Наглядность ДС должны облегчать восприятие информации
2. Обусловленность ДС должны выполнять определенную роль в силу своих функциональных возможностей
3. Необходимость и достаточность ДС Количество и номенклатура ДС должно быть оптимальными для конкретных условий проведения занятия
4. Соответствие условиям Дидактические условия: ДС должны обеспечивать решение всех поставленных в ходе урока целей и задач. Обеспечение полноты и непрерывности дидактического цикла (поиск, информирова-ние, тренировку, имитацию деятельности (пробные работы) и контроль) Технические условия: ДС должны быть удобны в эксплуатации и соответствовать техническим характеристикам выполняемых работ Организационно-методические условия: ДС должны обеспечивать как деятельность педагога ПО, так и учащихся Эргономические условия: ДС должны соответствовать психологическим и физиологическим характеристикам учащихся
5.Информативность ДС должны обеспечивать получение достаточного объема учебной информации, должны охватывать все содержание темы урока, изучение всех узловых УЭ должно быть обеспечено ДС
6. Преемственность ДС должны применяться не изолированно, а во взаимосвязи
7. Оптимальность ДС должны соответствовать принципу оптимальных затрат на их приобретение, изготовление, разработку

3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ КДС (комплекса дидактических средств)

1. Анализ содержания учебной литературы по теме

2. Выбор основной и дополнительной литературы

3. Подготовка учебных текстов (учебных материалов на основании литературы)

4. Методический анализ учебных материалов и методов обучения, реализуемых на занятии

5. Определение перечня ДС для занятия на основе учета ряда факторов (целей, задач, содержания, этапов урока, деятельности педагогов, деятельности учащихся, реализуемых методов преподавания и учения, индивидуальных особенностей учащихся и др.)

6. Согласование ДС между собой с учетом требований (смотри требования), создание системы средств по теме урока (проекта КДС)

7. Определение перечня недостающих средств, не выпускаемых централизованно

8. Выявление средств, которые выпускаются централизованно

9. Самостоятельная разработка средств и приобретение средств, выпускаемых централизованно

Задание на лекции

 

Письменно, самостоятельно, составить перечень факторов, от которых зависит выбор готовых средств обучения, используя перечень требований к средствам, последовательность их разработки.

ПО ПРЕДМЕТУ

 

1. Выбор готовых средств обучения зависит от дидактических целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). ДС обеспечивают достижение всего комплекса целей. Например…..

2. Выбор готовых средств обучения зависит от дидактических задач, позволяющих эту цель реализовать (объяснение новой темы, закрепление знаний, формирование умений, контроль знаний и умений как результатов обучения). Например, что лучше взять для объяснения новой темы, учебник или кодоскоп?

3. Выбор готовых средств обучения зависит от предметного содержания, его характера (описательного, доказательного, ЛПР практического ); от объема учебной информации по теме урока (опорный конспект); от уровня сложности; ступени абстракции, логике раскрытия смысла, значения. Например, …

4. Выбор готовых средств обучения зависит от методов обучения, реализуемых на занятии. Например, …

5. Выбор готовых средств обучения зависит от видов учебной (познавательной, практической, исследовательской) деятельности учащихся на этапах урока

6. Выбор готовых средств обучения зависит от индивидуальных психо-физиологических особенностей учащихся и уровня обученности

7. Выбор готовых средств обучения зависит от возможностей педагога ПО, его методического мастерства

8. Выбор готовых средств обучения зависит от возможностей учебного заведения в приобретении средств, выпускаемых централизованно (снабжение ресурсного центра и обычного ПУ)

 

Определение учебника

 

Учебник – основное средство обучения, основной вид учебной литературы,книга, излагающая педагогически и профессионально адаптированные основы наук по определенному учебному предмету, в соответствии с целями и задачами обучения, обусловленными программной по предмету.

Требования к учебнику

 

1. Целевая направленность (соответствие целям, зафиксированным в программе, соответствие обязательному минимуму содержания по предмету)

2. Полнота отражения предметного содержания

3. Системность, научность, логичность, достоверность учебной информации

4. Доступность языка изложения

5. Связь с производственным обучением, предстоящей профессиональной деятельностью

6. Структурированность (связан с содержанием, процессом и результатами обучения)

 

Функции учебника

 

1. Координирующая (ядро средств обучения)

2. Интегрирующая (систематизирует предметное содержание)

3. Информационная (фиксирует, интерпретирует предметное содержание)

4. Познавательная (формирует представления)

5. Организующая (обеспечивает усвоение содержания за счет аппарата учебника, педагогически воздействует своим аппаратом на учащихся)

6. Самообразовательная (является средством для самостоятельной работы по предмету)

7. Контролирующая (носитель требований к содержанию и результатам обучения)

 

Структура учебника

 

1. Аппарат издания (рубрикация, выделение ключевых слов, определений в тексте, наличие средств структурирования информации: схемы, таблицы, вопросы и задания для учащихся, список рекомендуемой литературы и др.)

2. Произведение (тексты: основные, пояснительные, дополнительные)

3. Иллюстрации (рисунки, фотографии)

 

Методы применения

  1. Чтение при самостоятельном изучении темы
  2. Просмотр иллюстраций
  3. Изучение иллюстраций
  4. Составление конспекта
  5. Выделение главного в тексте
  6. Составление вопросов к тексту
  7. Составление терминологического словаря
  8. Ответы на вопросы, заданные в учебнике
  9. Выполнение заданий, предложенных в учебнике
  10. Составление таблиц, заполнение таблиц (сравнительных, классификационных, систематизирующих)
  11. Др.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА (УМО)

 

УМО – система планирования и создания комплекса учебно-программной, планирующей, методической документации и средств, необходимых для качественного обучения в рамках времени и содержания, определяемых ГОС по профессии.

Включает: нормативную и учебно-программную и планирующую документацию, учебную литературу, методическую документацию, дидактические материалы, методические пособия для преподавателей и мастеров производственного обучения

 

  Нормативная, учебно-программная и планирующая документация Федеральный и региональный компоненты стандарта по профессии; рабочий учебный план подготовки профессии, рабочая учебная программа по предмету и производственному обучению; перспективно-тематический план изучения предмета и производственного обучения, планы уроков, перечень учебно-производственных работ по курсу производственного обучения; система документов для проведения итоговой аттестации (экзаменационные вопросы, тематика письменных экзаменационных работ, Перечень практических квалификационных работ на разряд (базовый и повышенный)
  Учебная литература А. Учебники, учебные пособия, альбомы чертежей; сборники конспектов, справочники Б. Методические указания по выполнению ЛПР, письменных экзаменационных работ В. Рабочие тетради, опорные конспекты, сборники задач, практикумы
    Методическая документация Инструкционно-технологические карты на типовые учебно-производственные работы, правила для учащихся по соблюдению техники безопасности, нормативы оборудования кабинетов и мастерских, перечень средств оснащения кабинета, мастерской; руководства по эксплуатации оборудования
  Дидактические материалы Карточки с контрольными вопросами, комплекты задач и заданий для индивидуальной самостоятельной работы на уроке, таблицы, учебные тексты, иллюстрации, листы опорных конспектов и рабочих тетрадей, опросники, перечень заданий для письменных работ и др.
Методические пособия для преподавателей и мастеров производственного обучения Сценарии деловых игр; сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий; проекты дидактических технологий и методик обучения, комплекты тестовых заданий, образцы ПТП, образцы планов уроков,

 

 

Группа 1.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопросов: аспекты рассмотрения, функции, действия педагога со средствами)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 2.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопросов: требования к средствам, последовательность разработки средств, факторы выбора средств)

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 3.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: информационно-знаковые средства)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 4.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: дидактические материалы)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

Группа 5.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: учебная литература)

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 6.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: оборудование)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 7.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: учебно-наглядные пособия)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 8.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: технические средства обучения)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

Группа 9.

 

1. Составьте перечень вопросов для устного опроса обучающихся по теме «Учебно-методическое обеспечение, средства обучения» (на примере вопроса: информационные среды)

 

2. Составьте практические задания по формированию методических умений обучающихся, формируемых в процессе изучения обозначенных выше вопросов

 

3. Определите, на какой уровень усвоения рассчитаны ваши вопросы и задания

 

 

МПО. Лекция.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса по предмету. Средства обучения. Формирование системы средств обучения в соответствии с методической системой преподавателя

 

План:

 

1. Средства обучения в деятельности педагога профессионального обучения (аспекты рассмотрения, понятие, функции, действия педагога со средствами).

2. Требования к средствам обучения.

3. Последовательность разработки комплекса ДС и факторы выбора средств обучения

4. Классификация и характеристика средств обучения.

5. Формы и методы применения средств обучения

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины, структура и характеристика КМО предмета. Создание системы средств в соответствии с методической системой преподавателя.

7. Материально-техническое оснащение теоретического обучения.

 

Аспекты рассмотрения средств обучения

 

§ Средства обучения (ДС) – компонент учебного процесса; отвечают на вопрос «что применять» в процессе обучения; связаны со всеми другими элементами учебного процесса

§ Связаны с содержанием как носители и трансляторы учебной информации (носители – фиксируют, а передатчики – транслируют)

§ Связаны с целями как механизмы и условия их достижения

§ Связаны с методами как инструменты деятельности педагога и учащихся для достижения целей (существует выражение «методов без средств не бывает», например..)

§ Связаны с этапами урока (оснащают виды деятельности педагога и учащихся на определенных этапах урока)

§ Связаны сами с собой в силу функциональных возможностей, например..

§ Средства обучения (ДС) – составная часть КМО дисциплины и материально-технического оснащения кабинета

 

Понятие средств обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.097 с.)