Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Поиск

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.. 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуации (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Постановлением Правительства РФ № 261 от 18.04.1992 г. «О создании Российс­кой системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС) устанавливалось, что эта система предназначается для предупреждения чрезвы­чайных ситуаций в мирное и военное время, а в случаях их возникновения — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружа­ющей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству. Соответственно этому были определены ее главные задачи.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупрежден и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

• признание факта невозможности исключить риск возник­новения ЧС;

• соблюдение принципа превентивной безопасности, предус­матривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

• приоритет профилактической работе;

• комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

• построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и фун­кциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объекто­вый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной терри­тории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территори­альных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в минис­терствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Каждый уровень РСЧС (рис. 1.1) имеет: координирующие органы; постоянно дей­ствующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС, — органы управления по делам граж­данской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС); органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обес­печения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

□ на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению
и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах
исполнительной власти;

□ на региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — ре­
гиональные центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и лик­
видации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

□ на территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ, — комиссии по
ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов ис­полнительной власти организаций.

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

□ на федеральном уровне — МЧС России;

на региональном — региональные центры;

□ на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при
органах исполнительной власти субъектов РФ;

□ на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах
местного самоуправления;

Q на объектовом —- отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО

и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);
а оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС всех уровней;

а дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения феде­ральных органов исполнительной власти;

□ дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения орга­
низаций (рис. 1.2 и 1.3).

 

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерс­тво по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям 11 ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:

• силы и средства наблюдения и контроля;

• силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: организации, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных поисково-спасательных и аварийно-восстановительных фор­мирований федеральных и других организаций.

Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС (Москва, Санкт-Петербург Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красно­ярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. Режим повседневной деятельности — функционирование
системы в мирное время при нормальной производственно-про­мышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2. Режим повышенной готовности — функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о воз­можности возникновения ЧС, угрозе войны.

3. Чрезвычайный режим — функционирование системы
при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в
случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависи­мости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС

Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.

Организация и ведение ГО — одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время гражданская оборона своими органами управления, специально уполномо­ченными на решение задач в области ГО (они же — органы повседневного управ­ления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными служба­ми и формированиями ГО участвует в решении задач РСЧС.

Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероп­риятий по подготовке к защите и решению задач самой защиты населения и объектов РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для достижения этих целей заблаговременно, в мир­ное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО. Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ. Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российс­кой Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образо­ваниях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на пред­приятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей орга­нов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, рай­онов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление ме­роприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов инди­видуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на под­ведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство гражданской обороной РФ возложено на Мини­стерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основные направления ее развития и совершенствования.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий яв­ляется обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреж­дений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образователь­ной деятельностью

 

Выводы

Управление безопасностью жизнедеятельности включает за­конодательную, нормативную и организационную основу, руко­водящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В обеспечении безопасности участвуют международные орга­низации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту националь­ных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные инте­ресы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законода­тельные акты Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.006 с.)