Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.;.

Поиск

 

В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) достаточно широко представ­лены вопросы охраны труда — в частности, в разделах «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отды­ха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответ­ственность за нарушения трудового законодательства».

В разделе «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гиги­ены; на обязательность возмещения вреда, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и др.

В ст. 41 установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.

В ст. 92 и 94 зафиксированы требования сокращения продол­жительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опас­ными условиями труда, ст. 116—119 установлены ежегодные допол­нительные оплачиваемые отпуска. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополни­тельный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опас­ными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Прави­тельством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопас­ные и безвредные условия труда, представлены в разделе «Охрана труда».

Безопасными считаются такие условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производ­ственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

• государственное управление охраной труда;

• государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;

• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;

• защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вред­ными и (или) опасными

• условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства

• и органи­зации труда;

• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной

• среды и других видов экономической и социальной деятельности;

• распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению

• условий и охраны труда, между­ народное сотрудничество в этой области;

• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллектив

• ной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилак­
тическими средствами за счет работодателя.

В частности, ст. 212 и 214 ТК РФ устанавливают обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 — требо­вания соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 — право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 — по­рядок обеспечения работников средствами индивидуальной за­щиты.

 

5. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» . 24.07.98г. № 125- ФЗ

определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору . Действие закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или меж­дународными договорами Российской Федерации.

 

 

Обеспечение по страхованию осуществляется (ст. 8):

1) в виде пособия по временной нетрудоспособности;

2) в виде страховых выплат:

 

■ единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

■ ежемесячных страховых выплат;

3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реа­-
билитацию, включая расходы:

■ на дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств;

■ специальный медицинский и бытовой уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

■ санитарно-курортное лечение, включая оплату отпуска, стоимость проезда к месту лечения и обратно застрахованного, а также сопровождающего лица (при необходимости), их проживание и питание;

■ протезирование;

■ обеспечение специальным транспортом, его ремонт и расходы на горючее;

■ профессиональное обучение (переобучение).

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на про­изводстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или уста­новления стойкой утраты профессиональной.трудоспособности в размере 100% его среднего заработка (ст. 9).

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты (ст. 10) назначаются и вы­плачиваются:

застрахованному — если результатом наступления страхового случая стала ут­рата им профессиональной трудоспособности;

а лицам, имеющим право на их получение, — если результатом наступления стра­хового случая стала смерть застрахованного.

Если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более, чем на 25%. Вред, возникающий вследствие умысла застрахованного, возмещению не подлежит (ст. 14).

Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию устанавливает ст. 15 закона. Перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по стра­хованию, определяется страховщиком для каждого конкретного случая.

 

Нормативные правовые акты по охране труда включают сле­дующие документы: гигиенические нормативы (ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздравсоцразвития России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система стро­ительных норм и правил (СНиП) Росстроя; межотраслевые пра­вила по охране труда (ПОТМ) Минздравсоцразвития РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране тру­да является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Росстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и норматив­но-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и про­изводственной санитарии как общефедерального, так и отрасле­вого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми И стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разра­батываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государствен­ном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с го­сударственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы (рис. 6.2):

стандарты подсистемы «О» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности со­гласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности;

стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и пре­дельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производствен­ных факторов;

стандарты подсистемы «2» ~ устанавливают общие требова­ния безопасности к производственному оборудованию, требо­вания безопасности к отдельным группам производственного
оборудования; методы контроля выполнения этих требова­ний;

стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требова­ния безопасности к производственным процессам, к отде­льным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности;

стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним;

стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безо­пасности к зданиям и сооружениям. В государственной систе­ме стандартизации ССБТ относится к 12-му классу.

К нормативно-правовым актам относятся также межотрасле­вые организационно-методические документы (положения, мето­дические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федераль­ными директивными органами совместно с Федерацией проф­союзов.

Отраслевая документация по охране труда представлена соот­ветствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандар­тами и отраслевыми организационно-методическими докумен­тами.

Объектами стандартизации на предприятии являются органи­зация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулиро­вания работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда.

Управление, контроль и надзор в области охраны труда регла­ментируется ТК РФ. Регулирование законодательства об охране осуществляется ТК РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и норма­тивными правовыми актами федеральных органов исполнитель­ной власти, законами и нормативными правовыми актами субъ­ектов Российской Федерации, актами органов местного самоуп­равления и локальными нормативными актами.

Нормативно-правовые акты в области охраны труда всех вет­вей государственной власти не должны противоречить ТК РФ.

 

 

  Стандарты предприятия стп
    Отраслевые стандарты ост
    Государственные стандарты гост
      Организационно-методические стандарты основ построения и внедрения ССБТ  

 

  Государственные стандарты, требования, нормы по видам опасных и вредных производственных факторов      
        Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям    
             
  Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию       Стандарты и технические условия к разделам и требованиям безопасности
  Стандарты требований безопасности к производственным процессам          
  Стандарты требований безопасности к средствам защиты        
5.   Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям          
             

Рис. 6.2. Структура Системы стандартов безопасности труда

 

Разграничение полномочий в области охраны труда между представительными и исполнительными органами управления построено на конституционном разделении властей. Представи­тельные органы решают общие вопросы, не требующие исполни­тельно-распределительных действий. Согласно ст. 6 ТК РФ к ве­дению высшего представительного органа относятся следующие вопросы:

• определение основных направлений государственной полити­ки по охране труда;

• установление принципов и порядка осуществления государ­ственного надзора и контроля за соблюдением законов, а так­ же системы и полномочий федеральных органов государ­ственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

• определение порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установление системы и порядка государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

• определение порядка и условий материальной ответственнос­ти сторон трудового договора, в том числе порядок возмеще­ния вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации принимают законы и нормативные правовые акты по воп­росам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов госу­дарственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы по охране труда, в пределах своей компетен­ции.

Реализация основных направлений государственной полити­ки в области охраны труда обеспечивается путем согласованных действий органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ра­ботодателей, объединений работодателей, профессиональных со­юзов и их объединений.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнитель­ной власти, которым предоставлено право осуществлять отде­льные функции нормативного правового регулирования, специ­альные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с Минздравсоцразвития РФ. Подразделения по охране труда имеются во всех органах исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции.

Организация работы на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению не­счастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с ТК РФ в каждой орга­низации, осуществляющей производственную деятельность, чис­ленностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании служ­бы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятель­ности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда или спе­циалиста по охране труда работодатель заключает договор со спе­циалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников в ней определяются работодателем с учетом рекомен­даций федерального органа исполнительной власти по труду.

Служба охраны труда в организации является самостоятель­ным структурным подразделением и подчиняется непосредствен­но руководителю организации или главному инженеру, выполня­ет свою работу совместно с другими подразделениями организа­ции и во взаимодействии с профсоюзной организацией, органами федеральной и местной инспекции труда.

Кроме службы охраны труда в организациях создаются по инициативе работодателя и (или) работников либо их представи­тельного органа комитеты (комиссии) по охране труда. В состав комитетов (комиссий) входят представители работодателя, проф­союза. Данный орган организует совместные действия работода­теля и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессио­нальных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о резуль­татах проверок.

Основные задачи службы охраны труда:

организация и координация работы по охране труда на пред­приятии;

контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предпри­ятий;

совершенствование профилактической работы по предупреж­дению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению
условий труда;

консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.

В соответствии с основными задачами служба охраны труда выполняет следующие функции:

1) проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с под­ разделениями предприятия разрабатывает мероприятия по пре­дупреждению несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний, а также контролирует их выполнение;

2) организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

3) организует разработку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

4) подготавливает предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факто­ров;

5) участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;

6) совместно с техническими службами проводит проверки технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эф­фективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

7) участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного на­ значения, оборудования и машин, проверяя выполнение требова­ний по обеспечению здоровых условий труда;

8) проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в орга­низации обучения работников по вопросам охраны труда;

9) участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.

Организация обеспечения безопасности труда в подразделе­ниях предприятия возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответ­ственность за организацию работ по охране труда несет руководи­тель организации (предприятия). В профсоюзных организациях предприятий имеются комиссии по охране труда, которые орга­низуют и проводят общественные смотры по охране труда и куль­туре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюз­ной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде.

Важнейшей функцией системы управления является государ­ственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда, ведомственный и общественный контроль.

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением законо­дательства в области охраны труда во всех организациях на терри­тории Российской Федерации осуществляют органы Федераль­ной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопас­ному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объек­тах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — фе­деральные надзоры.

 

Внутриведомственный государственный контроль за соблю­дением законодательства по охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

 

Государственный надзор за точным и единообразным испол­нением законодательства и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Основным исполнительным органом государственного надзо­ра и контроля является Федеральная инспекция труда, в которую входят отраслевые инспекции труда. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда республик, краев, областей,

городов, автономных округов. Федеральная инспекция труда осу­ществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, нормативных ак­тов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, ус­ловий социального страхования и коллективных договоров на предприятиях и организациях всех форм собственности.

Надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, норм по охране труда в добывающих отраслях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов под давлени­ем, при ведении взрывных работ осуществляются специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзо­ра в Российской Федерации — Госгортехнадзором.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обес­печивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарнопротивоэпидемиологических норм и правил осуществляет­ся специальным органом Минздравсоцразвития РФ — Госсан-эпидемнадзором.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопас­ностью осуществляет Госатомнадзор.

 

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охра­ны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях этот контроль осуществляют такие же службы. Кроме того, контроль осуществляют руководители организации, подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют общероссийские профессиональные союзы и их объединения, которые могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Непосредственно на самих предприятиях контроль по охране труда осуществляют профсоюзные комитеты. Кроме того, могут выбираться уполно­моченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза (трудо­вого коллектива).

Виды контроля условий и охраны труда на предприятии мно­гообразны; контроль может быть выборочным, сплошным, аттес­тационным, плановым, внеплановым.

Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопас­ности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон «О за­щите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Основным видом нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям является система стандартов «Безопас­ность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) — 22 системы ГСС. Она включает в себя 10 групп стандартов.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реали­зацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствую­щие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при примене­нии возможным противником современных средств поражения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.01 с.)