Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.;.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) достаточно широко представлены вопросы охраны труда — в частности, в разделах «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушения трудового законодательства». В разделе «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на обязательность возмещения вреда, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и др. В ст. 41 установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве. В ст. 92 и 94 зафиксированы требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ст. 116—119 установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены в разделе «Охрана труда». Безопасными считаются такие условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Основные направления государственной политики в области охраны труда: • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; • государственное управление охраной труда; • государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда; • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; • расследование и учет несчастных случаев на производстве и • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными • условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства • и организации труда; • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной • среды и других видов экономической и социальной деятельности; • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению • условий и охраны труда, между народное сотрудничество в этой области; • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллектив • ной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилак В частности, ст. 212 и 214 ТК РФ устанавливают обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 — требования соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 — право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 — порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
5. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» . 24.07.98г. № 125- ФЗ определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору . Действие закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Обеспечение по страхованию осуществляется (ст. 8): 1) в виде пособия по временной нетрудоспособности; 2) в виде страховых выплат:
■ единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ■ ежемесячных страховых выплат; 3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реа- ■ на дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; ■ специальный медицинский и бытовой уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; ■ санитарно-курортное лечение, включая оплату отпуска, стоимость проезда к месту лечения и обратно застрахованного, а также сопровождающего лица (при необходимости), их проживание и питание; ■ протезирование; ■ обеспечение специальным транспортом, его ремонт и расходы на горючее; ■ профессиональное обучение (переобучение). Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной.трудоспособности в размере 100% его среднего заработка (ст. 9). Единовременные и ежемесячные страховые выплаты (ст. 10) назначаются и выплачиваются: □ застрахованному — если результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности; а лицам, имеющим право на их получение, — если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного. Если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более, чем на 25%. Вред, возникающий вследствие умысла застрахованного, возмещению не подлежит (ст. 14). Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию устанавливает ст. 15 закона. Перечень документов, необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого конкретного случая.
Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы (ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздравсоцразвития России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Росстроя; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минздравсоцразвития РФ. Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Росстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми И стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП). ССБТ включает следующие подсистемы (рис. 6.2): • стандарты подсистемы «О» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности; • стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов; • стандарты подсистемы «2» ~ устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного • стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности; • стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним; • стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. В государственной системе стандартизации ССБТ относится к 12-му классу. К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федеральными директивными органами совместно с Федерацией профсоюзов. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами и отраслевыми организационно-методическими документами. Объектами стандартизации на предприятии являются организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда. Управление, контроль и надзор в области охраны труда регламентируется ТК РФ. Регулирование законодательства об охране осуществляется ТК РФ, Федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами. Нормативно-правовые акты в области охраны труда всех ветвей государственной власти не должны противоречить ТК РФ.
Рис. 6.2. Структура Системы стандартов безопасности труда
Разграничение полномочий в области охраны труда между представительными и исполнительными органами управления построено на конституционном разделении властей. Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Согласно ст. 6 ТК РФ к ведению высшего представительного органа относятся следующие вопросы: • определение основных направлений государственной политики по охране труда; • установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов, а так же системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль; • определение порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; • установление системы и порядка государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда; • определение порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы по охране труда, в пределах своей компетенции. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем согласованных действий органов федеральной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с Минздравсоцразвития РФ. Подразделения по охране труда имеются во всех органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Организация работы на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с ТК РФ в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников в ней определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Служба охраны труда в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или главному инженеру, выполняет свою работу совместно с другими подразделениями организации и во взаимодействии с профсоюзной организацией, органами федеральной и местной инспекции труда. Кроме службы охраны труда в организациях создаются по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа комитеты (комиссии) по охране труда. В состав комитетов (комиссий) входят представители работодателя, профсоюза. Данный орган организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах проверок. Основные задачи службы охраны труда: • организация и координация работы по охране труда на предприятии; • контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работниками предприятий; • совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению • консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда. В соответствии с основными задачами служба охраны труда выполняет следующие функции: 1) проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, совместно с под разделениями предприятия разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение; 2) организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия; 3) организует разработку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий; 4) подготавливает предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов; 5) участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда; 6) совместно с техническими службами проводит проверки технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений; 7) участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного на значения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда; 8) проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда; 9) участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности. Организация обеспечения безопасности труда в подразделениях предприятия возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель организации (предприятия). В профсоюзных организациях предприятий имеются комиссии по охране труда, которые организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Важнейшей функцией системы управления является государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда, ведомственный и общественный контроль.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области охраны труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательства по охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Основным исполнительным органом государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда, в которую входят отраслевые инспекции труда. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов, автономных округов. Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, условий социального страхования и коллективных договоров на предприятиях и организациях всех форм собственности. Надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, норм по охране труда в добывающих отраслях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов под давлением, при ведении взрывных работ осуществляются специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации — Госгортехнадзором. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляют органы Государственного энергетического надзора РФ (Госэнергонадзор). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарнопротивоэпидемиологических норм и правил осуществляется специальным органом Минздравсоцразвития РФ — Госсан-эпидемнадзором. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью осуществляет Госатомнадзор.
Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях этот контроль осуществляют такие же службы. Кроме того, контроль осуществляют руководители организации, подразделений, участков. Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют общероссийские профессиональные союзы и их объединения, которые могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Непосредственно на самих предприятиях контроль по охране труда осуществляют профсоюзные комитеты. Кроме того, могут выбираться уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза (трудового коллектива). Виды контроля условий и охраны труда на предприятии многообразны; контроль может быть выборочным, сплошным, аттестационным, плановым, внеплановым. Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. Основным видом нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) — 22 системы ГСС. Она включает в себя 10 групп стандартов. Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.01 с.) |