Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В1. Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности

Поиск

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правиль­ных и своевременных управленческих решений в масштабах ми­рового сообщества, страны, в отраслях и на отдельных предпри­ятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентиру­ющим отношения в данной сфере.

Система управления безопасностью жизнедеятельности пред­ставлена на (слайд)

 

Управление безопасностью жизнедеятельности


Управление охраной

труда


Управление охраной

окружающей среды


Управление защитой

населения и территорий

от ЧС


 
 

Обеспечение

 

благоприятных

условий труда


Профилактика

травматизма


Защита

природной

среды


Рациональное

природо­пользование


Профилактика и

предупрежде-

ние ЧС


Ликвидация

последствий

ЧС


               
 
 
     
     
 

Министерство

здравоохранения и

социального развития

(Минздравсоцразвития

России)


Министерство

природных ресурсов (МПР России),


Министерство по делам гражданской

обороны, ЧС и ликвидации последствий

стихийных бедствий (МЧС России)

 


Основные функции системы ОБЖ:

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осу­ществление комплекса мер по их предупреждению и нейтра­лизации;

• управление силами и средствами обеспечения безопасности в
повседневных условиях и при ЧС;

• осуществление системы мер по восстановлению функциони­рования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пре­делами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Рассмотрим организацию и управление безопасностью жиз­недеятельности на различных уровнях.

На международном уровне данная миссия возложена на Орга­низацию Объединенных Наций (ООН), членами которой являют­ся практически все суверенные государства. В рамках ООН дей­ствуют различные специализированные учреждения: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сель­скохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объ­единенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и др.

Значительную роль в обеспечении безопасности жизнеде­ятельности играют международные организации: Европейское сообщество (ЕС), НАТО, Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.

Система управления национальной безопасности России вклю­чает совокупность государственных органов и общественных структур, законных сил и средств, обеспечивающих защиту наци­ональных ресурсов и ценностей, а также общественных и личных интересов от внутренних и внешних угроз.

Государство в соответствии с действующим законодатель­ством обеспечивает безопасность каждого гражданина на терри­тории Российской Федерации, а гражданам, находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязан­ностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик Российской Федерации, нормативными актами орга­нов государственной власти и управления краев, областей, авто­номных областей и округов.

Выделяют несколько уровней системы государственных орга­нов и ведомств, обеспечивающих безопасность человека, обще­ства, государства. (слайд)

Первый уровень — органы законодательной власти, определя­ющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления.

Второй уровень — органы исполнительной власти, определя­ющие стратегию национальной безопасности и ее реализацию.

Третий уровень — судебные органы, обеспечивающие неукос­нительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности.

Четвертый уровень — государственные институты, обеспечи­вающие безопасность на уровне системы мер (охрана границ госу­дарства, таможенный контроль, налоговые органы и др.).

Пятый уровень — система органов внутренних дел и спец­служб, осуществляющих непосредственную борьбу с внутренни­ми угрозами.

Шестой уровень — единая государственная система предуп­реждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446-1.

Н а уровне конкретного предприятия организационная структу­ра системы безопасности может быть самой разнообразной в за­висимости от его масштаба, формы собственности и т.п.

Основной целью системы безопасности предприятия (органи­зации) является предотвращение ущерба его деятельности из-за разглашения, утечки и несанкционированного доступа к источ­никам конфиденциальной информации; хищения финансовых и материально-технических средств; уничтожения имущества и ценностей; нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности.

На современном производстве создаются те или иные вредные и опасные условия для работающих и окружающей среды, что требует организации их надежной и эффективной защиты. По­этому на предприятиях имеет место и производственная безопас­ность, предназначенная для защиты человека от воздействия опасных производственных и внешних факторов.

 

n Основные законодательные акты об обеспечении безопасности

Жизнедеятельности.

Правовой основой обеспечения государственной безопаснос­ти является целый ряд законов: (слайд)

 

Как и любая сфера деятельности Человека, обеспечение БЖД должно иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы в нашей стране прежде всего выступает Конституция РФ как ее основной закон, принятый 12 декабря 1993г.(слайд)

СТ.42. Конституция четко определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Вся важность данной законодательной нормы заключается именно в постулировании основным законом страны естественного права каждого человека на комфортные условия своей среды обитания.

В этой же статье Конституции прямо указывается на право человека иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку именно такая информация дает каждому из нас адекватное, неискаженное представление о мире, в котором мы живем. На первый план выходит еще одна законодательная норма, закрепленная в ч. 1 СТ.9 Конституции, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, Конституция определяет, что экологическая деятельность в сфере взаимодействия человека и природы включает в себя обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды, природопользование

На основе Конституции и в соответствии с ней разработан и принят целый ряд федеральных законов в области обеспечения БЖД человека, обязательных к исполнению в рамках всех субъектов РФ. Более того, согласно СТ. 76 Конституции законодательные нормы и иные правовые акты, принимаемые отдельными субъектами РФ, не должны противоречить Конституции. В противном случае они подлежат отмене Указом Президента РФ или постановлением правительства РФ.

Правовые условия обеспечения безопасности в основном поз­воляют государственным и иным правоохранительным структу­рам организовывать противодействие противоправным посяга­тельствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция на­циональной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменени­ями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систе­му взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопаснос­ти личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления го­сударственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообщест­вом, где акцентируется внимание на формировании международ­ных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам Рос­сии, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информаци­онной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопас­ности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы эконо­мики, которые имеют комплексный характер и обусловлены су­щественным сокращением внутреннего валового продукта, сни­жением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтегра­ция, социальная дифференциация общества, девальвация духов­ных ценностей способствуют усилению напряженности во взаи­моотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу фе­деративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе рефор мирования социально-политического устройства и экономичес­кой деятельности.

 

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов: стремление отдельных государств и междуна­родных объединений синизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от россий­ских границ иностранных военных баз; притязания на террито­рию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения нацио­нальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-техни­ческой и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности челове­ка и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершен­ствование системы государственной власти, федеративных отно­шений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федера­ции всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно вы­соком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики на­циональной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно вы­делить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреж­дение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

 

n В2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.97 (0.009 с.)