Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: « Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности»↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция 7- 1 час Тема: «Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности» Вопросы: n 1. Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности. Основные законодательные акты об обеспечении безопасности жизнедеятельности. n 2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация По охране окружающей среды. Мониторинг. n 3. Законодательство о труде. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на объектах экономики. n 4. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Жизнедеятельности. Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: (слайд)
Как и любая сфера деятельности Человека, обеспечение БЖД должно иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы в нашей стране прежде всего выступает Конституция РФ как ее основной закон, принятый 12 декабря 1993г.(слайд) СТ.42. Конституция четко определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Вся важность данной законодательной нормы заключается именно в постулировании основным законом страны естественного права каждого человека на комфортные условия своей среды обитания. В этой же статье Конституции прямо указывается на право человека иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку именно такая информация дает каждому из нас адекватное, неискаженное представление о мире, в котором мы живем. На первый план выходит еще одна законодательная норма, закрепленная в ч. 1 СТ.9 Конституции, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, Конституция определяет, что экологическая деятельность в сфере взаимодействия человека и природы включает в себя обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды, природопользование На основе Конституции и в соответствии с ней разработан и принят целый ряд федеральных законов в области обеспечения БЖД человека, обязательных к исполнению в рамках всех субъектов РФ. Более того, согласно СТ. 76 Конституции законодательные нормы и иные правовые акты, принимаемые отдельными субъектами РФ, не должны противоречить Конституции. В противном случае они подлежат отмене Указом Президента РФ или постановлением правительства РФ. Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека. На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом, где акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др. Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны. Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе рефор мирования социально-политического устройства и экономической деятельности.
Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов: стремление отдельных государств и международных объединений синизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны. В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства. В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности. Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
n В2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация Представители работодателя, представители профсоюзного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. В состав комиссии не включается руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай. При расследовании несчастных случаев со смертельным исходом в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Комиссию в этом случае возглавляет государственный инспектор по охране труда. В соответствии со ст. 228 ТК РФ при групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители Общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального горного и промышленного надзора, — руководитель этого территориального органа. При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ. Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего. При расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом на производстве комиссия подготавливает следующие документы: приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая; планы, эскизы, схемы, фото- и видеоматериалы места происшествия; документы, характеризующие состояние рабочего места; выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда; протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших; экспертные заключения специалистов; медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти; копии документов и выписок, необходимых для объективного расследования. На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет степень виновности пострадавшего, классифицирует несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет определен ст. 230 ТК РФ. По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно. Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации, то акт о несчастном случае составляется в трех экземплярах: два экземпляра вместе с материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у работодателя, на производстве у которого произошел несчастный случай. Если несчастный случай произошел с застрахованным работником, то составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. В акте о несчастном случае на производстве подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая, указываются лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. Акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом — родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховом случае третий экземпляр акта и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика. Акты о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом с документами и материалами расследования, прилагаемыми к акту, в трехдневный срок после их утверждения председателем комиссии направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае, а при страховом случае — также в исполнительный орган страховщика. Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах). Также копии актов направляются в федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в России и разработки предложений по его профилактике. Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы: • смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; • смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение • несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния. Акт составляется в произвольной форме и вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях — в исполнительный орган страховщика, в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам государственного надзора, — в эти органы. Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, проводит расследование самостоятельно, независимо от срока давности несчастного случая. При этом он может привлекать профсоюзную инспекцию труда и органы государственного надзора. По результатам расследования составляется заключение, выдается предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем. Государственный инспектор по охране труда вправе потребовать от работодателя составления нового акта о несчастном случае, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказа в проведении расследования и составления акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются органами государственной инспекции труда или судом (ст. 231 ТК РФ). Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется Гражданским кодексом РФ. Возмещение вреда потерпевшему включает: • выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности; • компенсацию дополнительных расходов; • выплату единовременного пособия; • возмещения морального вреда. Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления, а в исключительных случаях— общие заболевания. Список профессиональных заболеваний и инструкция по его применению утверждены Мин-здравсоцразвития РФ. Профессиональные заболевания вызваны действием неблагоприятных производственно-профессиональных факторов (пнев-мокониозы, интоксикации, вибрационная болезнь и др.), к ним также относятся заболевания, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного производственного фактора. Необходимым условием для отнесения общего заболевания к числу повреждений здоровья, связанных с исполнением трудовых обязанностей, является соответствующее заключение медицинского учреждения, выявившего причинную связь общего заболевания с допущенными работодателем нарушениями нормальных условий труда, поставившими работника в угрожающее здоровью положение.
Меры по обеспечению безопасности работающих условно можно разделить на три группы:
К первой группе мер можно отнести совершенствование технологических процессов, способствующих возникновению вредных и опасных факторов; внедрение нового и модернизация действующего оборудования; механизацию и автоматизацию процессов, связанных с хранением и перемещением, заполнением, опорожнением сосудов с ядовитыми, агрессивными, пламеняющимися и горючими жидкостями; устройство и реконструкцию санитарно-гигиенического оборудования, обеспечивающего нормальный микроклимат и чистоту воздушной среды; замену сырья и материалов, использование которых сопровождается появлением вредных факторов, безвредными предметами труда; рациональную планировку рабочих мест, размещение производственного оборудования; внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами и др.
Ко второй группе мер относят средства индивидуальной и коллективной защиты, которые направлены на предотвращение или уменьшение воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов. К индивидуальным средствам защиты относятся спецодежда и спецобувь, защитные приспособления, защитные мази и пасты. К спецодежде причисляют куртки, брюки, комбинезоны, рубашки, в некоторых производствах — нательное белье, теплые костюмы, рукавицы, шапки, сапоги и др. Все это должно защитить рабочего от неблагоприятных воздействий внешней производственной среды. Защита глаз осуществляется в основном с помощью очков различного типа. Для защиты органов дыхания используются респираторы, противогазы, шланговые и кислородные приборы. Для защиты органов слуха используют противошумные наушники, шлемы и каски, ушные вкладыши. Открытые места кожи защищают с помощью специальных мазей и паст. Коллективные средства защиты подразделяют на три группы: -изолирующие работников от источников производственных вредностей; -снижающие уровень вредных факторов; - предохраняющие работников от производственных опасностей. К изолирующим средствам относят тепловые и водяные завесы, разнообразные экраны, звукопоглощающие перегородки, ширмы для защиты от электросварки и т.п., к средствам, снижающим уровень вредностей, — увлажнители воздуха, пылеулавливатели, отсосы, поглотители паров, вентиляционные устройства, кондиционеры, ионизаторы и др. Защитные устройства, предохраняющие работников от производственных опасностей, бывают оградительными, блокировочными, предохранительными, тормозными, специальными, устройствами автоматического контроля и световой или звуковой сигнализации. Кроме названных средств защиты используют и другие меры по снижению и нейтрализации воздействия вредных и опасных факторов: лечебно-профилактические меры (выдача спецжиров, молока, питания повышенной калорийности, витаминизированных напитков, пребывание в профилактории, санаторно-курортное лечение); применение специальных режимов труда и отдыха; устройство мест и помещений для внутрисменного отдыха, психологической разгрузки, мест для обогрева, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работе на открытом воздухе. Выводы Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях. В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные интересы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты Российской Федерации.
Лекция 7- 1 час Тема: «Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности» Вопросы: n 1. Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности. Основные законодательные акты об обеспечении безопасности жизнедеятельности. n 2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.174.145 (0.011 с.) |