Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: « Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности»

Поиск

Лекция 7- 1 час

Тема: «Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности»

Вопросы:

n 1. Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности. Основные законодательные акты об обеспечении безопасности жизнедеятельности.

n 2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация

По охране окружающей среды. Мониторинг.

n 3. Законодательство о труде. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на объектах экономики.

n 4. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

Жизнедеятельности.

Правовой основой обеспечения государственной безопаснос­ти является целый ряд законов: (слайд)

 

Как и любая сфера деятельности Человека, обеспечение БЖД должно иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы в нашей стране прежде всего выступает Конституция РФ как ее основной закон, принятый 12 декабря 1993г.(слайд)

СТ.42. Конституция четко определяет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Вся важность данной законодательной нормы заключается именно в постулировании основным законом страны естественного права каждого человека на комфортные условия своей среды обитания.

В этой же статье Конституции прямо указывается на право человека иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку именно такая информация дает каждому из нас адекватное, неискаженное представление о мире, в котором мы живем. На первый план выходит еще одна законодательная норма, закрепленная в ч. 1 СТ.9 Конституции, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, Конституция определяет, что экологическая деятельность в сфере взаимодействия человека и природы включает в себя обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды, природопользование

На основе Конституции и в соответствии с ней разработан и принят целый ряд федеральных законов в области обеспечения БЖД человека, обязательных к исполнению в рамках всех субъектов РФ. Более того, согласно СТ. 76 Конституции законодательные нормы и иные правовые акты, принимаемые отдельными субъектами РФ, не должны противоречить Конституции. В противном случае они подлежат отмене Указом Президента РФ или постановлением правительства РФ.

Правовые условия обеспечения безопасности в основном поз­воляют государственным и иным правоохранительным структу­рам организовывать противодействие противоправным посяга­тельствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция на­циональной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменени­ями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систе­му взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопаснос­ти личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления го­сударственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообщест­вом, где акцентируется внимание на формировании международ­ных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам Рос­сии, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информаци­онной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопас­ности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы эконо­мики, которые имеют комплексный характер и обусловлены су­щественным сокращением внутреннего валового продукта, сни­жением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтегра­ция, социальная дифференциация общества, девальвация духов­ных ценностей способствуют усилению напряженности во взаи­моотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу фе­деративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе рефор мирования социально-политического устройства и экономичес­кой деятельности.

 

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов: стремление отдельных государств и междуна­родных объединений синизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от россий­ских границ иностранных военных баз; притязания на террито­рию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения нацио­нальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-техни­ческой и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности челове­ка и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершен­ствование системы государственной власти, федеративных отно­шений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федера­ции всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно вы­соком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики на­циональной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно вы­делить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреж­дение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

 

n В2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация

Представители работодателя,

представи­тели профсоюзного органа,

уполномоченный по охране труда.

Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работо­дателя. В состав комиссии не включается руководитель, непо­средственно отвечающий за безопасность труда на участке (объ­екте), где произошел несчастный случай.

При расследовании несчастных случаев со смертельным исхо­дом в состав комиссии включаются также государственный инс­пектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного са­моуправления, представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Комиссию в этом случае возглавляет государственный инспектор по охране труда.

В соответствии со ст. 228 ТК РФ при групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители Общерос­сийского объединения профессиональных союзов. Председате­лем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федераль­ного горного и промышленного надзора, — руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утвержда­ется Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяже­лых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая, тяжелого не­счастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

В каждом случае расследования комиссия выявляет и опраши­вает очевидцев происшествия несчастного случая, лиц, допустив­ших нарушения нормативных требований по охране труда, полу­чает необходимую информацию от работодателя и по возможнос­ти — объяснения от пострадавшего.

При расследовании группового несчастного случая на произ­водстве, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом на производстве комиссия подготавливает следующие документы: приказ работодателя о создании комис­сии по расследованию несчастного случая; планы, эскизы, схемы, фото- и видеоматериалы места происшествия; документы, харак­теризующие состояние рабочего места; выписки из журналов ре­гистрации инструктажей по охране труда; протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших; экспертные заключения специалистов; медицин­ское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти; копии документов и выписок, необходимых для объективного расследования.

На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, оп­ределяет степень виновности пострадавшего, классифицирует несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет определен ст. 230 ТК РФ.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавше­му необходимость перевода работника в соответствии с медицин­ским заключением на другую работу, потерю работником трудо­способности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах.

При групповом несчастном случае на производстве акт со­ставляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай на производстве произошел с работ­ником сторонней организации, то акт о несчастном случае со­ставляется в трех экземплярах: два экземпляра вместе с материа­лами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (яв­лялся) пострадавший, третий экземпляр акта, документы и мате­риалы расследования остаются у работодателя, на производстве у которого произошел несчастный случай.

Если несчастный случай произошел с застрахованным работ­ником, то составляется дополнительный экземпляр акта о несча­стном случае на производстве.

В акте о несчастном случае на производстве подробно излага­ются обстоятельства и причины несчастного случая, указываются лица, допустившие нарушения требований безопасности и охра­ны труда.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается работо­дателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обя­зан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом — родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчаст­ного случая на производстве. При страховом случае третий экзем­пляр акта и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика.

Акты о расследовании группового несчастного случая, тяжело­го несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом с документами и материалами расследования, прилагаемыми к акту, в трехдневный срок после их утверждения председателем ко­миссии направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о не­счастном случае, а при страховом случае — также в исполнитель­ный орган страховщика. Копии указанных документов направля­ются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им орга­низациях (на объектах). Также копии актов направляются в феде­ральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в России и разработки предложений по его профилактике.

Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта про­извольной формы:

• смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здра­воохранения и следственными органами;

• смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохране­ния) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение
(отравление) работника, не связанное с нарушениями техно­логического процесса, где используются технические спирты,
ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;

• несчастный случай, происшедший при совершении постра­давшим проступка, содержащего по заключению правоохра­нительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

Акт составляется в произвольной форме и вместе с материала­ми расследования хранится в течение 45 лет.

По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган госу­дарственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мероприятиях, выполненных в целях предупреждения несчастных случаев.

О несчастных случаях на производстве, которые по прошест­вии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель сообщает в соответствующую государ­ственную инспекцию труда, о страховых случаях — в исполни­тельный орган страховщика, в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных терри­ториальным органам государственного надзора, — в эти органы.

Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жа­лобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверен­ного лица или родственников погибшего о несогласии их с выво­дами комиссии по расследованию, проведенному без его участия, проводит расследование самостоятельно, независимо от срока давности несчастного случая. При этом он может привлекать профсоюзную инспекцию труда и органы государственного над­зора. По результатам расследования составляется заключение, выдается предписание, которые являются обязательными для ис­полнения работодателем.

Государственный инспектор по охране труда вправе потребо­вать от работодателя составления нового акта о несчастном слу­чае, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соот­ветствует материалам расследования несчастного случая.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказа в проведении расследования и состав­ления акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются органами государствен­ной инспекции труда или судом (ст. 231 ТК РФ).

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью граж­данина, регулируется Гражданским кодексом РФ.

Возмещение вреда потерпевшему включает: • выплаты денежных сумм в размере заработка или соответству­ющей его части в зависимости от степени утраты трудоспособ­ности;

• компенсацию дополнительных расходов;

• выплату единовременного пособия;

• возмещения морального вреда.

Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления, а в исключитель­ных случаях— общие заболевания. Список профессиональных заболеваний и инструкция по его применению утверждены Мин-здравсоцразвития РФ.

Профессиональные заболевания вызваны действием неблаго­приятных производственно-профессиональных факторов (пнев-мокониозы, интоксикации, вибрационная болезнь и др.), к ним также относятся заболевания, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного производствен­ного фактора.

Необходимым условием для отнесения общего заболевания к числу повреждений здоровья, связанных с исполнением трудовых обязанностей, является соответствующее заключение медицин­ского учреждения, выявившего причинную связь общего заболе­вания с допущенными работодателем нарушениями нормальных условий труда, поставившими работника в угрожающее здоровью положение.

 

Меры по обеспечению безопасности работающих условно можно разделить на три группы:

 

  1. Меры по устранению производственных вредностей и опасностей и выводу работников из зоны их действия;
  2. Меры защиты работника от производственных вредностей и опасностей, включая меры нейтрализации их воздействия;
  3. меры по обучению работников безопасным приемам и методам ведения работ.

К первой группе мер можно отнести совершенствование технологических процессов, способствующих возникновению вредных и опасных факторов; внедрение нового и модернизация действующего оборудования; механизацию и автоматизацию процессов, связанных с хранением и перемещением, заполнением, опорожнением сосудов с ядовитыми, агрессивными, пламеняющимися и горючими жидкостями; устройство и реконст­рукцию санитарно-гигиенического оборудования, обеспечива­ющего нормальный микроклимат и чистоту воздушной среды; за­мену сырья и материалов, использование которых сопровождается появлением вредных факторов, безвредными предметами труда; рациональную планировку рабочих мест, размещение производ­ственного оборудования; внедрение систем (устройств) автомати­ческого и дистанционного управления производственным обору­дованием, технологическими процессами, подъемными и транс­портными устройствами и др.

 

Ко второй группе мер относят средства индивидуальной и коллективной защиты, которые направлены на предотвращение или уменьшение воздействия на работников вредных или опас­ных производственных факторов.

К индивидуальным средствам защиты относятся спецодежда и спецобувь, защитные приспособления, защитные мази и пасты. К спецодежде причисляют куртки, брюки, комбинезоны, рубаш­ки, в некоторых производствах — нательное белье, теплые костю­мы, рукавицы, шапки, сапоги и др. Все это должно защитить ра­бочего от неблагоприятных воздействий внешней производствен­ной среды. Защита глаз осуществляется в основном с помощью очков различного типа. Для защиты органов дыхания использу­ются респираторы, противогазы, шланговые и кислородные при­боры. Для защиты органов слуха используют противошумные на­ушники, шлемы и каски, ушные вкладыши. Открытые места кожи защищают с помощью специальных мазей и паст.

Коллективные средства защиты подразделяют на три группы:

-изолирующие работников от источников производственных вред­ностей;

-снижающие уровень вредных факторов;

- предохраняющие работников от производственных опасностей.

К изолирующим средствам относят тепловые и водяные заве­сы, разнообразные экраны, звукопоглощающие перегородки, ширмы для защиты от электросварки и т.п., к средствам, снижаю­щим уровень вредностей, — увлажнители воздуха, пылеулавлива­тели, отсосы, поглотители паров, вентиляционные устройства, кондиционеры, ионизаторы и др. Защитные устройства, предох­раняющие работников от производственных опасностей, бывают оградительными, блокировочными, предохранительными, тор­мозными, специальными, устройствами автоматического контро­ля и световой или звуковой сигнализации.

Кроме названных средств защиты используют и другие меры по снижению и нейтрализации воздействия вредных и опасных факторов: лечебно-профилактические меры (выдача спецжиров, молока, питания повышенной калорийности, витаминизирован­ных напитков, пребывание в профилактории, санаторно-курорт­ное лечение); применение специальных режимов труда и отдыха; устройство мест и помещений для внутрисменного отдыха, психо­логической разгрузки, мест для обогрева, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работе на открытом воздухе.


 

Выводы

Управление безопасностью жизнедеятельности включает за­конодательную, нормативную и организационную основу, руко­водящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В обеспечении безопасности участвуют международные орга­низации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту националь­ных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные инте­ресы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законода­тельные акты Российской Федерации.

 

Лекция 7- 1 час

Тема: «Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности»

Вопросы:

n 1. Организация государственной системы безопасности жизнедеятельности. Основные законодательные акты об обеспечении безопасности жизнедеятельности.

n 2. Законодательство о природе. Нормативно- техническая документация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.174.145 (0.011 с.)