Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с леворуким ребенком в начальной школе

Поиск

Педагогический эксперимент проведен в МОУ СОШ 24 г. Тагаирога. Во 2-Г классе обучается 28 детей, из них один — леворукий.
Витя В. — 8 лет. Пишет плохо, очень медленно, ряд букв — с зеркальным отражением. Трудности письма начались с самого первого дня. Во втором классе прибавилось большое количество ошибок (пропуски, замены), почерк стал еще хуже. И трудности уже не только с письмом, но и с чтением. Тестирование показало: Витя — типичный левша, да и папа у него леворукий, тоже переученный. Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке. Но даже сейчас, при тестировании, выполненные левой рукой линии были более точными, ровными. Все движения левой рукой выполнялись без затруднений, а правой — напряженно и тяжело. Учительница не знала, что Витя левша, и считала причиной трудностей «нежелание, неусидчивость» ребенка. Мама тоже не связывала состояние ребенка и трудности обучения с переучиванием. Самочувствие ребенка было важным: подавленное настроение, повышенная утомляемость, нарушение сна, тревожность — все признаки невроза.

Конечно, переучивать Витю вторично сейчас нельзя, иначе ему придется осваивать письмо заново, а это может кончиться серьезным заболеванием. В нашей практике было несколько таких случаев.
В основе школьных трудностей детей с фактором левшества находятся их функциональные особенности — это несформированность зрительнопространственного восприятия (зрительно-пространственные представления и зрительно-моторные координации), конструктивного мышления, а также личностные особенности (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, повышенная тревожность, возбудимость и т.д.). Но какими бы ни были школьные трудности леворуких детей, основной все же является обучение левшей письму.

Для пропедевтики оптической дисграфии у леворуких детей в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие эрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.

При работе по формированию зрительно-пространственного восприятия, на логопедических занятиях я использую стрелочку (вектор) в качестве
I4Жздаточного материала. Предлагаю Вашему вниманию некоторые виды заданий с использованием вектора, которые выполняют дети на коррекционноразвивающих занятиях.
1. Манигтулируя вектором на плоскости рабочего стола, отрабатываются понятия «лево», «право», «верх», низ».

а) — Я показываю вам вектор, а вы должны назвать его направление. Куда указывает вектор?

б) — Я называю направление, а вы должны положить вектор в этом направлении на своем столе. Налево, вниз, вверх, направо...

2. При статическом положении вектора и манипулировании им, отрабатываются указания направлений движения: «слева — направо», «сверху — вниз», «справа — налево», «снизу -вверх».

а) — Я показываю вам вектор, а вы должны назвать его правильное направление — откуда и куда он показывает.

б) — Я называю вам направление указания вектора, а вы должны правильно это направление показать при помощи стрелочки.
Слева — направо, снизу — вверх, слева — направо...

3. Поиск клада по карте с указанным маршрутом.

- Надо отыскать спрятанный пиратами клад, пройдя маршрут по стре-

лочкам (правильно прочитать маршрут).

4. Поиск клада по карте.

- Необходимо найти спрятанный клад, проложив на карте весь путь и правильно прочитав его.

5. Отработка частей речи — существительные одушевленные и неодушевленные.
- Я называю направление движения, которое вы при помощи вектора должны показать. Ответьте, на что показывает вектор? (На кого указывает вектор?)
Слеванаправо... Снизувверх... Справаналево...

6. Графические диктанты (орнаменты и фигуры).
а) В рабочих тетрадях в клетку выполняем графические диктанты орнаментов, а затем различных фигур.

б) На доске в виде стрелочек дается последовательность изображения какой-либо фигуры, которую дети должны изобразить в своих тетрадях.
7. Рисование орнаментов с проговариванием.

В рабочих тетрадях предлагается образец орнамента, который дети должны продолжить до конца строки, выполняя работу с проговариванием.

8. Чтение слоговых таблиц.

При помощи вектора предлагается вариант чтения слоговой таблицы, который должен быть выполнен. Например: 5 строка или столбик.

Здесь очень важно подчеркнуть, что слоговую таблицу можно читать в любом направлении: слева — направо, сверху — вниз, справа — налево, снизу — вверх. Но основной принцип русской графики — слева — направо и сверху — вниз — только в таком направлении будем писать и читать!
Используя на каждом логопедическом занятии по 10 мин. рабочего времени задания с вектором, можно сформировать у леворуких детей зрительно-пространственное восприятие и избежать серьезных трудностей, возникающих в процессе обучения чтения и письму. Приведенные выше задания с использованием вектора направлены на пропедевтику оптической дисграфии у детей с фактором левшества. Успех коррекционно-развивающих занятий зависит от системности логопедических занятий, начинать проводить которые необходимо как можно раньше (с первых дней обучения детей в школе, а еще лучше в дошкольном возрасте).

Рекомендации при работе с леворукими детьми

Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.
Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.
У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для, овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5- 7 лет, а 9 лет — это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Понятия «верха» и «низа» (пол — потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах «следующий», «предыдущий». Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, «право» соответствует понятию «лево» для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия «право» и «лево» остаются без изменения, то направления «верх» и «низ» оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что «низ» оказывается именно в этом месте. То есть «низ» — у живота, а «верх» — самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса «низа» на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего леноугла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так ак ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду «отступить вниз три клеточки» хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой- то узнаваемый силуэт.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланирован порядок работы.
дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить.
Предлагайте ребенку как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.

 

Выводы

Полезно собирать-разбирать модельки из «Лего», раскручиватьзакручивать мелкие детали конструкторов.

Раскладывать карточки, сдавать карты — тоже хорошая тренировка.
Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук, нон на профилактику ошибок в написании.

Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.
Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-раскрасках, мультяшных героев.

Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно выписанными буквами и цифрами.
Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее.

Очень хорошее упражнение — обводить предметов по контуру.
Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание. Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.


Заключение

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя, как субъекта учения для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких, У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приуч я всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались йолне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.

Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи с9ветуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифифiрованно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Цёной больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

 

 

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться.- М.: Вентана-Граф, 2010, с.335.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении леворуких детей. - М.: Вентана-Граф, 2010, с.221.

3. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности леворуких школьников в процессе обучения» // Выбор методов обучения в средней школе// Под ред. Ю.К. Бабанского. Просвещение, 2006г., с.118-131.

4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 2010, 112с.

5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - М.: Вентана-Граф, 2010, 416с.

6. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 200.

7. Боденко Б.И. «Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы», - М.: Вентана-Граф, 2007., 104-126.

8. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми// Психология, 2006.

9. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6т, Т.2. - М.: Вентана-Граф, 2004.

10. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

11. Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию, Педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2006.,130с.

12. Гузин Н.В. «Учись учиться»; М.: Просвещение, 2004.,108с.

13. Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться», 2006г., 54с.

14. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. «Формирование у учащихся умений учиться», Педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2007.

15. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

16. Лисина М.И. «Адаптация леворуких детей в школе»; - М.: Вентана-Граф, 2005.

17. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения»; М.: Просвещение 2002.

18. Маркова Т.А. «Леворукий ребенок в школе»; М.: Просвещение 2004.

19. Нежнова Т.А. «Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту», Психология. 2006г.

20. Осницкий А.К. «Психология самостоятельности», 2005г.

21. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», 2000

22. Талызина Н. «Управление процессом усвоения знания леворукими детьми», 2006г.

23. Фопель Клаус. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения для леворуких детей; Практич. пос. для педагогов и школьных психологов, 2000г.

24. Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г.

25. Шаграева О.А. «Детская психология: Теоретический курс», 2000г.

26. Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок левша», 2005г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.011 с.)