Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Леворукий ребенок в начальной школе↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Леворукий ребенок в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические особенности работ с леворукими детьми 5 1.1 Понятие и причины «леворукости» 5 1.2 Особенности познавательной сферы леворуких детей 7 1.3 Проблема обучения леворуких детей в школе 11 Глава 2. Экспериментальная работа с леворуким ребенком в начальной школе 17 2.1 Работа с леворуким ребенком в начальной школе 17 2.2 Рекомендации при работе с леворукими детьми 20 Заключение 26 Список литературы 31
Введение Актуальность работы. Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость — это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность. В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Целью настоящей работы является изучение особенностей работы с леворукими детьми в начальной школе. для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогические особенности работы с леворукими детьми; - обобщить опыт работы преподавателя начальных классов с леворуким ребенком. Объект исследования: леворукий ребенок в начальной школе. В работе использовали следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, контент-анализ, диагностические – педагогические ситуации. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты данной работы могут быть полезны учителям начальных классов при работе с леворукими детьми.
Выводы Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. При организации развивающей работы у педагога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога. Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.). Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещнии учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.
Рекомендации при работе с леворукими детьми Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно. Понятия «верха» и «низа» (пол — потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах «следующий», «предыдущий». Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, «право» соответствует понятию «лево» для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами. Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия «право» и «лево» остаются без изменения, то направления «верх» и «низ» оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что «низ» оказывается именно в этом месте. То есть «низ» — у живота, а «верх» — самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса «низа» на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса. Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего леноугла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще. Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так ак ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду «отступить вниз три клеточки» хорошо подкрепить движением руки вниз. Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой- то узнаваемый силуэт. В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланирован порядок работы.
Выводы Полезно собирать-разбирать модельки из «Лего», раскручиватьзакручивать мелкие детали конструкторов. Раскладывать карточки, сдавать карты — тоже хорошая тренировка. Очень хороших результатов помогает добиться штрихование. Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно выписанными буквами и цифрами. Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Очень хорошее упражнение — обводить предметов по контуру. Заключение В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя, как субъекта учения для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей. Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приуч я всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались йолне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка. Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи с9ветуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифифiрованно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям — для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы. Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Цёной больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Список литературы 1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться.- М.: Вентана-Граф, 2010, с.335. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении леворуких детей. - М.: Вентана-Граф, 2010, с.221. 3. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности леворуких школьников в процессе обучения» // Выбор методов обучения в средней школе// Под ред. Ю.К. Бабанского. Просвещение, 2006г., с.118-131. 4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 2010, 112с. 5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - М.: Вентана-Граф, 2010, 416с. 6. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 200. 7. Боденко Б.И. «Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы», - М.: Вентана-Граф, 2007., 104-126. 8. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми// Психология, 2006. 9. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6т, Т.2. - М.: Вентана-Граф, 2004. 10. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006 11. Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию, Педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2006.,130с. 12. Гузин Н.В. «Учись учиться»; М.: Просвещение, 2004.,108с. 13. Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться», 2006г., 54с. 14. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. «Формирование у учащихся умений учиться», Педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2007. 15. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория 16. Лисина М.И. «Адаптация леворуких детей в школе»; - М.: Вентана-Граф, 2005. 17. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения»; М.: Просвещение 2002. 18. Маркова Т.А. «Леворукий ребенок в школе»; М.: Просвещение 2004. 19. Нежнова Т.А. «Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту», Психология. 2006г. 20. Осницкий А.К. «Психология самостоятельности», 2005г. 21. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», 2000 22. Талызина Н. «Управление процессом усвоения знания леворукими детьми», 2006г. 23. Фопель Клаус. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения для леворуких детей; Практич. пос. для педагогов и школьных психологов, 2000г. 24. Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г. 25. Шаграева О.А. «Детская психология: Теоретический курс», 2000г. 26. Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок левша», 2005г.
Леворукий ребенок в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические особенности работ с леворукими детьми 5 1.1 Понятие и причины «леворукости» 5 1.2 Особенности познавательной сферы леворуких детей 7 1.3 Проблема обучения леворуких детей в школе 11 Глава 2. Экспериментальная работа с леворуким ребенком в начальной школе 17 2.1 Работа с леворуким ребенком в начальной школе 17 2.2 Рекомендации при работе с леворукими детьми 20 Заключение 26 Список литературы 31
Введение Актуальность работы. Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость — это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность. В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. Целью настоящей работы является изучение особенностей работы с леворукими детьми в начальной школе. для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогические особенности работы с леворукими детьми; - обобщить опыт работы преподавателя начальных классов с леворуким ребенком. Объект исследования: леворукий ребенок в начальной школе. В работе использовали следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, контент-анализ, диагностические – педагогические ситуации. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты данной работы могут быть полезны учителям начальных классов при работе с леворукими детьми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.92.247 (0.01 с.) |