Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия как конституционная федерацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для правильного понимания сущности российской государственности еще раз необходимо отметить, что различаются конституционный и договорный типы федераций. Основополагающим государ-ствообразующим документом в договорной федерации является федеративный договор или иной документ, разрабатываемый и подписываемый государствами или государственными образованиями, пришедшими к осознанию необходимости создания единого союзного государства. Все вопросы, касающиеся отношений федерального центра и субъектов федерации, регулируются в соответствии с основными положениями договора. Причем особенность данного типа в отличие от конституционной федерации состоит в том, что каждое из государственных образований, вошедших в федерацию, может сохранить за собой право при определенных условиях выйти из союза и создать самостоятельное суверенное государство. В конституционной федерации основополагающим государство-образующим документом является федеральная конституция, которая определяет системообразующие принципы государственного устройства и регулирует отношения между гражданами, обществом и государством, между федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами. Особенно важно то, что конституционная федерация не предусматривает право выхода какого-либо из субъектов из состава федеративного союза. Россия по своей сути является не договорной, а конституционной федерацией, в которой распределение властных полномочий целого и его составных частей зафиксировано только в конституции. При федеративном устройстве единство государства сочетается с определенным уровнем самостоятельности отдельных административных единиц, или субъектов федерации, будь то автономные республики, области, края, районы, наделенные строго фиксированным кругом полномочий и прерогатив самим решать множество стоящих перед ними проблем. Причем субъекты федерации равноправны как между собой, так и перед федеральным центром. Те законы, которые принимаются на федеральном уровне, одинаково касаются всех субъектов федерации, и в этом качестве они носят всеобщий характер. Существенное значение имеет свободное передвижение людей, товаров, информации и т. д. на всей территории страны. Это говорит о единстве экономического, финансового, таможенного, информационного пространства государства. Как уже указывалось, федерализм, как форма регулирования взаимоотношений между различными составляющими и уровнями власти, предполагает наличие двух основных факторов: во-первых, определенной децентрализации власти; во-вторых, четкого долевого разделения как функций и полномочий, так и прав и ответственности между центром и регионами. Коль скоро федеративное государство представляет собой своеобразное двухуровневое образование, то, естественно, возникает вопрос: как распределяется верховная власть между этими двумя уровнями — федеральным центром и субъектами федерации? Федерация, как единое и неделимое государство, немыслима без безусловного суверенитета на всей занимаемой ею территории. Как уже указывалось, на ее территории любые ассоциации, объединения, союзы, преследующие политические цели, могут считаться законными лишь в том случае, если они признают верховную власть данного государства. В противном случае они считаются незаконными. Конституция Российской Федерации не допускает наличие на ее территории какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России. Поэтому не может быть иного суверенитета, кроме как государственного суверенитета Российской Федерации. Только Российская Федерация вправе выступать в качестве единственного суверена, обладающего верховенством на всей территории, подпадающей под ее юрисдикцию. Это означает, что верховная власть, определяющая системные и структурные характеристики государства, его политическую и территориально-административную конфигурацию, принадлежит федеральному центру. К тому же российская государственность создана на основе волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации, а не ее субъектов. Очевидно, что в российских реальностях обеспечение национально-государственных интересов и национальной безопасности, сохранение и укрепление территориальной целостности государства невозможно достичь без всемерного укрепления властной вертикали, призванной объединить множество разновеликих субъектов в единый, неразрывный организм. В основе этих принципов лежит положение конституции, согласно которому носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Актуальность такой постановки задачи становится особенно очевидной, если учесть, что в некоторых субъектах, особенно в ряде национальных республик, законодательные собрания принимали законы и постановления, несовместимые с буквой и духом федеральной конституции. Поэтому естественно, что в исключительном ведении федерального центра находятся такие ключевые полномочия и функции, как: • защита основ конституционного строя; • защита прав человека и гражданина; • судебно-правовая и правоохранительная системы; • денежная система; • защита национально-государственных интересов; • защита суверенитета и территориальной целостности страны; • система взаимоотношений федерального центра и субъектов федерации, а также взаимоотношений этих последних между собой и т. д. Для реализации этой цели в конституции четко и ясно установлено, что президент, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации составляют вершину властной вертикали, включающей сверху вниз (или наоборот) все структуры — от президента до главы сельского муниципального образования. Особенно важное значение в этом плане имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти. С данной точки зрения особенно важное значение имеет тот факт, что конституции национальных республик, уставы остальных субъектов федерации составной частью входят в нормативно-правовую систему Российской Федерации и, следовательно, должны строго соответствовать федеральной конституции и федеральным законам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.008 с.) |