Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Президент и исполнительная властьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфигурация властной структуры Российской Федерации определяется смешанным президентско-парламентским характером политической системы. Ее особенность, в отличие, например, от чисто президентской системы США, где функции главы государства и главы исполнительной власти выполняются единолично президентом, состоит в том, что в России эти функции разделены между президентом и главой федерального правительства. Здесь сильная президентская власть органически сочетается с парламентом и правительством, формируемым президентом и одновременно ответственным перед парламентом. Главное отличие состоит в том, что глава государства и председатель правительства выступают в разных лицах. Особое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает президент. Согласно ст. 81 конституции Президентом Российской Федерации, избираемым на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании, может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В этой связи интерес представляет то, что 35-летний возраст установлен для избрания Президента в США, в Германии нижний предел составляет 40 лет, а в Италии — 50 лет. Можно сказать, что Президент Российской Федерации получает мандат доверия не от парламента, как, например, в Германии или Италии, а от всего населения России. О ключевой роли президента во властной структуре государства свидетельствует тот факт, что характеристика системы государственных органов Российской Федерации начинается с гл. 4 «Президент Российской Федерации». Согласно ч. 1 ст. 80 конституции президент является главой государства, гарантом федеральной конституции прав и свобод человека и гражданина. Он — гарант суверенитета Российской Федерации, независимости, единства и целостности государства, главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации. Именно на него возложены полномочия и функции обеспечения единства, эффективного функционирования и взаимодействия всех ветвей и органов государственной власти. Особый статус президента во властной системе выражается также в том, что именно он определяет стратегические направления внутренней и внешней политики государства. Конституционные полномочия президента можно условно разделить на законодательные и исполнительные. В первом случае речь идет о том, что президент играет немаловажную роль в формировании законодательной базы государства. В установленных законодательством рамках он вправе распускать Государственную Думу и назначить ее новые выборы. Он обязан представлять Федеральному Собранию ежегодные послания о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания являются не нормативными актами, а заявлениями политического характера, содержащими программные установки и основные направления внутренней и внешней политики государства. Хотя с юридической точки зрения они не имеют обязательной силы, однако носят установочный характер. Особенно важное значение имеет положение, согласно которому президент наделен правом отлагательного вето, в силу чего он может вернуть уже принятый парламентом закон со своими возражениями в Федеральное Собрание для повторного обсуждения и голосования. Подписывая федеральные законы, глава государства завершает законодательный процесс и придает закону обязательную силу. Это право дает президенту возможность активно участвовать в законотворческой деятельности, контролировать законодательный процесс. Его законотворческие полномочия проявляются также в том, что он вправе издавать указы, которые являются властными актами, имеющими обязательную силу на всей территории страны. Президент обладает правом законодательной инициативы, т. е. имеет право вносить в Государственную Думу законопроекты, инициировать референдумы. Президент наделен полномочиями с согласия Государственной Думы назначать председателя правительства и персональный состав правительства, председательствовать на его заседаниях. При необходимости он вправе также отправить правительство в отставку. Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка и ставит перед Думой вопрос о его освобождении от должности. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, генерального прокурора Российской Федерации и вносит предложение об освобождении действующего генерального прокурора от должности. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Российской Федерации, определяет основные направления военной политики. Он заключает и подписывает международные договоры, которые подлежат ратификации путем принятия федерального закона обеими палатами Федерального Собрания, осуществляет руководство внешней политикой страны и, как глава государства, представляет Российскую Федерацию на международной арене в отношениях с другими государствами. Президент выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношениях прежде всего с властными структурами субъектов федерации. В соответствии с п. «к» ст. 83 конституции президент назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Эта прерогатива президента еще больше усилилась в результате введения федеральных округов и института полномочных представителей в федеральных округах. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Это означает, что в период своего пребывания у власти никто не может применить в отношении его физическое или психическое насилие; он не может быть задержан, арестован, привлечен к какому бы то ни было виду правовой ответственности или отстранен от исполнения обязанностей. Но все это не означает, что глава государства вправе игнорировать предписания конституции и действующие законы. Конституцией Российской Федерации предусмотрен специальный механизм импичмента, т. е. досрочного (в качестве меры ответственности) отрешения президента от должности по решению суда в случае совершения им государственного преступления. Формально все федеральные служащие подчинены президенту. Как глава государства, обладающий широкими полномочиями, президент формирует свою администрацию, которая действует в пределах полномочий президента и подчиняется непосредственно ему. В реализации важнейших целей государственной политики президенту помогает Совет Безопасности, который он формирует и возглавляет. В состав Совета входят министры обороны, внутренних дел и юстиции, председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность государства. Все это свидетельствует о том, что президент обладает весьма широким кругом полномочий. Как властные полномочия, так и форма избрания, а также сроки пребывания у власти Президента Российской Федерации весьма близки к тем, что имеет американский президент, и на этом основании установленную в России государственно-политическую систему можно было бы назвать президентской. Однако в российской властной системе есть ряд механизмов и процедур, которые в чисто президентской системе отсутствуют. Например, американский президент не обладает полномочиями распускать конгресс. Российский президент такими полномочиями обладает. Наличие в структурах власти правительства и его председателя, а также роль парламента при формировании правительства, особенно его прерогативы в выражении последнему недоверия, дают основания называть Российскую Федерацию президентско-парламентской республикой. Исполнительная власть Российской Федерации возглавляется Правительством Российской Федерации, которое состоит из федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий Российской Федерации, федеральных служб и агентств. Эти органы государственной власти и высшее чиновничество совместно образуют единую государственно-бюрократическую вертикаль, в руках которой сосредоточена значительная политико-административная власть. Она имеет собственные корпоративные интересы, и ее кадровый состав меняется незначительно с приходом к власти новой администрации. Председатель Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы назначается президентом. В свою очередь председатель правительства предлагает президенту кандидатуры на должности его заместителей и федеральных министров. Непосредственно президенту подчиняются «силовые» министерства и ведомства, такие, как министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки и др. Федеральное правительство возглавляет единую систему исполнительной власти, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Ряд федеральных министерств, например Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура имеют свои структуры в субъектах федерации. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации. Федеральное правительство разрабатывает и реализует единую государственную финансовую, кредитную и денежную политику; политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др. Одна из основополагающих целей правительства — защита и продвижение геополитических интересов России. В сфере внешнеэкономической деятельности Правительство Российской Федерации осуществляет регулирование и государственный контроль, в том числе экспорта и импорта, определяет таможенные пошлины и тарифы, осуществляет меры по обеспечению обороны страны и национально-государственной безопасности. Судебная впасть Особенность судебной системы Российской Федерации состоит в том, что она охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный суд; Верховный суд; Высший арбитражный суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Назначение судей этих судов из числа представленных президентом кандидатов по конституции относится к исключительной компетенции Совета Федерации. Конституционный суд призван осуществлять контроль за соответствием федеральных законов, нормативных актов президента, правительства, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации, давать толкование положениям конституции и принимаемых на ее основе законов. Он вправе отменять любой не соответствующий конституции закон или нормативный акт, принятый органами других ветвей власти. Иначе говоря, Конституционный суд призван обеспечивать верховенство и прямое действие конституции на всей территории Российской Федерации. Его решения обязательны для всех органов государственной власти, субъектов федерации и граждан. В этом отношении он играет незаменимую роль в сохранении единства российского государства, принципов федеративного устройства, а также норм, принципов и ценностей либеральной демократии. В компетенцию и прерогативу Верховного суда согласно ст. 126 конституции входит рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции. Он возглавляет и осуществляет предусмотренные конституцией и федеральным законодательством надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Гарантией эффективного осуществления хозяйственной деятельности является защита гражданских прав организаций и граждан-предпринимателей, осуществляемая Высшим арбитражным судом Российской Федерации, который согласно ст. 127 конституции является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием организаций и граждан, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В состав судебной системы Российской Федерации входят федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. К федеральным судам относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Частью единой судебной системы Российской Федерации являются конституционные (уставные) суды субъектов федерации, а также мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции. В некоторых субъектах Федерации функционируют конституционные суды, в других — уставные суды, а где-то их функции выполняют суды общей юрисдикции. Самостоятельность и независимость судей от законодательной и исполнительной власти является одним из важнейших принципов, на которых основывается правосудие в правовом государстве. Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Как отмечается в ч. 1 ст. 120 конституции, «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Не допускается вмешательство какого-либо иного органа государственной власти или отдельно взятого должностного или частного лица, независимо от его статуса, в деятельность судей по осуществлению правосудия. Независимость судей обеспечивается также принципом их неприкосновенности, который состоит в том, что они вообще не могут быть привлечены к ответственности за принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в преступном злоупотреблении. Этот принцип, который соответствует международно-правовым нормам, не должен нарушать другие важные принципы судопроизводства: равенство всех перед законом и судом и неотвратимость наказания за правонарушение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.008 с.) |