Рабочая тетрадь – опорный конспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая тетрадь – опорный конспект



ОБЛАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

ПМ.01 Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин

Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин

Тема 1.05.

Диагностика психических болезней с курсом наркологии

Тема 1.05.1

Основные психопатологические симптомы и синдромы психических болезней.

Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»

Сестринское дело»

Акушерское дело»

Липецк - 2013

Рекомендовано к изданию методическим советом
ООАУ СПО «Липецкий медицинский колледж»

 

Рабочая тетрадь для теоретических и практических занятий по ПМ. 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин Тема 1.05. Диагностика психических болезней с курсом наркологии Тема 1.05.1 Основные психопатологические симптомы и синдромы психических болезней. Учебно – методическое пособие для студентов – Липецк, ООАУ СПО «Липецкий медицинский колледж», 2013 – 54 стр.

 

Рабочая тетрадь рекомендуется для использования на теоретических, практических занятиях и при самоподготовке по ПМ. 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин Тема 1.05. Диагностика психических болезней с курсом наркологии Тема 1.05.1 Основные психопатологические симптомы и синдромы психических болезней. студентами медицинских колледжей, обучающихся по специальностям: 060101 «Лечебное дело», 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело».

Учебно-методическое пособие содержит для темы данного МДК дополнительные теоретические сведения и задания самостоятельной работы. Дидактический материал представлен в виде заданий в тестовой форме, таблиц.

Рабочая тетрадь может быть использована для слушателей отделения дополнительного профессионального образования.

 

Составители:

Черникова А.И., преподаватель психиатрии высшей квалификационной категории ООАУ СПО «Липецкий медицинский колледж».

 

 


Содержание

Введение. 4

 

I. Изучение нового материала ……………………………………………………….…..7

1. Понятие психического здоровья. Диагноз и диагностика. 7

2. Сферы психической деятельности. 10

3. Симптомы и синдромы. 11

4. Расстройства восприятия. 13

5. Расстройства мышления. 18

6.Расстройства эмоций. 29

7. Расстройства волевых процессов. 30

8. Расстройства памяти. 33

9. Расстройства сознания. 37

10. Синдромы интеллектуального снижения – синдромы слабоумия. 41

 

 

II. Закрепление изученного материала. 44

Самостоятельная работа. 44

 

III. Домашнее задание. 51

1. Основная литература. 51

2. Дополнительная литература. 51

3. Вопросы и задания для самоконтроля. 51

Эталоны ответов на задания в тестовой форме. 55


ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая тетрадь предназначена в помощь студентам СПОУ при изучении ПМ. 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин Тема 1.05. Диагностика психических болезней с курсом наркологии Тема 1.05.1 Основные психопатологические симптомы и синдромы психических болезней.

Учебно-методическое пособиесоставлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям: 060101 «Лечебное дело», 060501 «Сестринское дело», 060102 «Акушерское дело», 060604 «Лабораторная диагностика», 060301 «Фармация» на основе примерной программы ПМ. 01. Диагностическая деятельность.

Рабочая тетрадь позволяет значительно повысить объективность оценки уровня подготовки студентов, а также стимулировать их познавательную деятельность, что особенно важно в современных условиях, когда растет объем информации и предъявляются новые требования к профессиональной подготовке.

Результатом освоения ПМ. 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин Тема 1.05. Диагностика психических болезней с курсом наркологии Тема 1.05.1 Основные психопатологические симптомы и синдромы психических болезней является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности, в том числе общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы, способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителем.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, для достижения жизненных и профессиональных целей.

Диагностическая деятельность

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимой на догоспитальном этапе медицинской помощи.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.

Профилактическая деятельность

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школы здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

Медико-социальная деятельность

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психо-социальную реабилитацию.

ПК 5.4. Проводить медико-соцальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.

Организационно-аналитическая деятельность

ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

ПК 6.3. Вести медицинскую документацию.

ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.

Межпредметные связи

Знания основ психопатологии необходимы для освоения профессиональных модулей.

ПМ. 01. Диагностическая деятельность.

ПМ. 02. Лечебная деятельность.

ПМ. 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПМ. 04. Профилактическая деятельность.

ПМ. 05. Медико-социальная деятельность.

 

В результате освоения данного раздела студент должен

уметь:

- использовать знания общей психопатологии для проведения профилактических здоровьесберегающих мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг;

знать:

- определение психического здоровья;

- основные психопатологические симптомы;

- основные психопатологические синдромы;

- классификацию психических нарушений.

 

В рабочей тетради представлены различные варианты заданий разного уровня сложности: на воспроизведение изученного материала, для практического применения полученных теоретических знаний, для развития мыслительных операций: контрольные вопросы, задания в тестовой форме, тесты на сопоставление, таблицы.

 


«Тема 1.05. Диагностика психических болезней с курсом наркологии

План

1. Понятие о психическом здоровье. Диагноз и диагностика.

2. Сферы психической деятельности.

3. Симптомы и синдромы.

4. Расстройства восприятия.

5. Расстройства мышления.

6. Расстройства восприятия.

7. Расстройства эмоций.

8. Расстройства волевых процессов.

9. Расстройства памяти.

10. Синдромы интеллектуального снижения — синдромы сла­боумия.

Симптомы и синдромы.

Описание и обозначение патологических признаков осуществляется с помощью системы симптомов.

Симптом – абстрактное понятие, обозначающее строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией. Это – терминологическое обозначение патологического признака. Не каждый признак является симптомом, а только названный при установлении его причинно-следственной связи с патологией. С названия симптома начинается профессиональная коммуникация. Для последней необходима унификация терминологии, в том числе психиатрической, которая является не только материалом для методологически правильного построения диагноза, но и основной формой профессиональной коммуникации. Выявление симптомов в большинстве случаев позволяет лишь констатировать факт наличия болезни вообще и отнести ее к той или иной отрасли медицины, т.к. каждая клиническая наука имеет их особый набор. Специфическими для психиатрии являются психопатологические симптомы.

Феномен болезни проявляется не единичным признаком и симптомом, а их набором. Структура и характеристики последнего зависят от рода заболевания (экзо-, эндо-, психо- и соматогенное происхождение или их сочетание), характера повреждения (воспаление, интоксикация, дегенерация и т.д.), особенностей нейрогуморальных механизмов, связанных с формированием комплекса признаков болезни и т.д.

Совокупность всех симптомов, выявленных в процессе обследования конкретного больного, образует симптомокомплекс. Выделение его – следующий, более высокий по сравнению с определением симптомов уровень познания болезни. Но и этот уровень еще далеко не достаточен для определения болезни, так как набор симптомов может быть обусловлен разнообразными факторами (патогенетическими, патоплатическими, конституционально-индивидуальными, социальными, модифицирующими и пр.).

Симптомокомплекс отражает реальную картину болезни на момент обследования и является конкретным проявлением имеющейся у больного совокупной патологии. В нем выделяется ряд закономерно сочетающихся симптомов, образующих синдром.

Синдром – строго формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом и соотносятся с определенными нозологическими формами.

Определение симптомокомплекса происходит при непосредственном восприятии конкретной патологии. Симптомокомплекс может не совпадать по количеству симптомов с синдромом, включать симптомы, не входящие пока ни в один синдром, а также представлять собой сочетание нескольких синдромов.

Симптомы и синдромы – теоретические понятия – позволяют описать болезнь строго формализованно, что дает возможность врачу, фельдшеру при формировании диагноза перейти от констатации наличия патологии вообще («задача симптома») к распознаванию патогенеза («задача синдрома») и этиологии болезни, т.е. к пониманию ее сущности.

И симптомы, и синдромы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции (вновь возникающие дезадаптивные признаки), негативные – включают признаки обратимого или стойкого, прогрессирующего, стационарного или регрессирующего ущерба, выпадения, изъяна, дефекта или иного психического процесса. Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве, сочетании и имеют, как правило, обратно пропорцинальное соотношение: чем более выражены негативные симптомы, тем менее, беднее и фрагментарнее – позитивные.

По уровню психических нарушений симптомы и синдромы делятся на расстройства невротического и психотического уровня.

Непсихотические расстройства (психозы) характеризуются:

· адекватностью психических реакций реальности по содержанию, но часто неадекватной заостренностью по силе и частоте в связи с тем, что редко изменяется чувствительность, реактивность и поводом для реакции становятся незначащие или малозначащие по силе, частоте и т.п. ситуации;

· сохранением критичности, но нередко, однако, утрированной, сеситивно заостренной;

· ограничением способности регулировать свое поведение в соответствии с законами психологии, общества и природы, ситуационной зависимостью психопатологических проявлений.

Психотические расстройства (психозы) характеризуются:

· грубой дезинтеграцией психики – неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям;

· исчезновением критики (некритичностью) – невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действиями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки, наклонности, несоответствия;

· исчезновением способности произвольно руководить собой, своими действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением иногда из личных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, своей морали, жизненных ценностей, направленности личности; возникает неадекватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также на самого себя.

Расстройства восприятия.

Восприятие — психический процесс, при котором ощущения, получаемые от раздражителей внешней и внутренней среды, пере­водятся в осознаваемую информацию. Нарушения процессов вос­приятия могут носить количественный характер, когда происходит болезненное усиление или ослабление поступающих извне раздра­жителей. Так, обычные звуки могут казаться непереносимо гром­кими, свет — необычно ярким, ослепляющим, запахи — нетерпимо резкими, раздражающими (гиперестезия). В других случаях, наобо­рот, все окружающее кажется тусклым, без ярких красок, звуки доходят как через стену, они необычно глухие, запахи отсутствуют (гипостезия). Такого рода состояния бывают при некоторых психи­ческих расстройствах, но иногда встречаются у здоровых людей в состоянии крайнего утомления, после истощающих соматических заболеваний, у некоторых женщин во время беременности. Столь же извращенно могут восприниматься обычные ощущения, исхо­дящие от собственного тела. При этом человек испытывает крайне неприятные ощущения: покалывание, жжение, давление, переворачивание, щекотание в разных частях тела (сенестопатии). Эти ощу­щения практически не встречаются у здоровых людей и являются уже характерными для психических расстройств. Так, некоторые больные шизофренией испытывают крайне тягостное чувство «высыхания мозгов», «переливания» в мозгу, «давления изнутри на глаза», «бульканья в голове». Иногда своеобразные, вычурные ощущения исходят из внутренних органов: жжение в животе, непе­реносимый холод («как лед лежит») в груди, шевеление в желудке от «поселившейся там змеи», «лягушки» и т.д.

Изредка встречаются так называемые метаморфопсии, при ко­торых искажается величина или форма воспринимаемого предме­та. Больной видит неестественно уменьшенные или увеличенные предметы, иногда меняется их форма: дома искривлены, улица бес­конечно длинна. Изменено и собственное тело: голова огромная, заполняет всю комнату, тело легкое, невесомое (так называемое «расстройство схемы тела»). Эти нарушения обычно являются признаками психического заболевания, но могут быть и при пси­хических нарушениях, связанных с тяжелыми соматическими забо­леваниями.

Иллюзии — это искаженное восприятие реально существую­щих предметов. Иллюзии могут быть физиологическими, связан­ными с несовершенством органов чувств человека или физически­ми свойствами предметов. Примером физической иллюзии являет­ся элементарный оптический феномен: ложка кажется сломанной в стакане воды из-за различия в преломляющих свойствах воды и воздуха. Примеры физиологических иллюзий — известные рисун­ки «двойного значения».

Психические иллюзии наблюдаются чаще всего в условиях эмоционального напряжения, страха, обусловленных как реальны­ми причинами, так и болезненными изменениями чувств. Зритель­ные иллюзии в необычных ситуациях, вероятно, испытывали многие: висящее пальто воспринимается как стоящий у стены человек, какие-то страшные или смешные рожи видятся в рисунке обоев и т.п. Слуховые иллюзии также нередки у здоровых: в незнакомом месте, ночью идущий с опаской человек слышит шорохи, шаги, которые кажутся нарастающими, угрожающими, хотя это может быть шум листвы, ветра, отдаленный стук колес поезда и т.д. По­добные иллюзии могут быть у психически больных, но, если здоро­вый человек, всмотревшись, вслушавшись в померещившееся явле­ние, приходит к заключению, что ему это «показалось», и успокаи­вается, то больной (чаще речь идет о начальных проявлениях бо­лезни) не задумывается о реальном происхождении иллюзии и оце­нивает ее как подтверждение надвигающейся угрозы, подтвержде­ние его опасений и страхов. Галлюцинация — это ложное восприя­тие несуществующих раздражителей, ложное восприятие без ре­ального предмета. Галлюцинации являются признаком психиче­ского расстройства в тех случаях, когда человек относится к ним как к действительности.

Обычно галлюцинации различают по органам чувств: зри­тельные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Зри­тельные галлюцинации нередко носят устрашающий характер: больные видят страшные рожи, личины, фантастических чудовищ, чертей, зверей, которые хотят их разорвать, или мелких зверю­шек — мышей, крыс, тараканов, которые со всех сторон ползут к ним. Такие зрительные обманы восприятия характерны для острых психозов, в частности, алкогольных, иногда бывают у больных с инфекционными психозами.

Слуховые галлюцинации проявляются в отдельных звуках, окликах, которые пугают больных. Часто встречаются вербальные (словесные) галлюцинации, когда больные слышат отрывочные слова или целые фразы, речи, разговоры. Причем обычно они обращены к больному, «голоса» спрашивают его о чем-то, угрожают ему, ругают его. Нередко, особенно при алкогольных психозах, слуховые обманы имеют комментирующий характер: «голоса» обсуждают все действия больного. В некоторых случаях «голоса» отдают приказы, командуют, заставляют совершать какие-то дей­ствия вопреки его желанию (императивные галлюцинации). Боль­ные не всегда могут бороться с такими приказами и совершают под их воздействием поступки, в том числе и опасные.

Обонятельные галлюцинации заключаются в том, что боль­ной ощущает отвратительные, мерзкие запахи. Он чувствует, как от него или от пищи, которую он ест, исходит трупный запах, запах гнили, керосина, кишечных газов и проч. Близки к ним и часто встречаются одновременно с ними вкусовые галлюцинации, когда больной наряду с неприятным запахом чувствует, что пища имеет вкус гнилого мяса, горечи, мыла и т.д. Осязательные галлюцина­ции проявляются в вычурных тактильных ощущениях: ползании насекомых, змей, червей под кожей, чувстве волос во рту и проч. Многие галлюцинации сочетаются между собой: так, страшные звери, черти могут издавать звуки, разговаривать с больным, угрожать ему. Такого рода сочетанные галлюцинации называются комплексными. Участие больного в разворачивании галлюцина­торных образов бывает различным. В одних случаях он — пассив­ный слушатель или зритель, в других — участник галлюцинатор­ных событий. Видения могут быть как бы проецируемыми на стенах, как в кино. Могут разыгрываться различные сцены, которые больной наблюдает. В других случаях галлюцинаторные образы обступают его, он находится среди них, принимает участие в про­исходящем. Так, приходилось наблюдать больного с белой горячкой, который был доставлен в психиатрическую больницу с улицы, где он шел по мостовой, отдавая команды как на параде. В боль­нице он продолжал командовать, жестикулировал, кричал кому-то: «Смирно! Направо! Налево! Шагом марш!» и т.д. По миновании острого психоза он сообщил, что видел «взвод чертей», который шел на парад, а он, как бывший военный, понял, что должен их научить правильно маршировать.

Описанные выше галлюцинации называются истинными. Они появляются в поле действия того или иного органа чувств. Их ви­дят, слышат извне, со стороны, как реальные образы и ощущения. Чрезвычайно характерным бывает внешний вид галлюцинирую­щего больного. Пациент со зрительными галлюцинациями внима­тельно или испуганно всматривается, озирается, иногда совершает такие движения, как будто что-то стряхивает с одежды. При слухо­вых галлюцинациях он вслушивается, кому-то отвечает, говорит вслух или шепчет что-то сам с собой, испуганно оглядывается, вздрагивает. При этом нередко на вопросы врача отвечает невпо­пад, как бы не слыша задаваемых вопросов. Изредка больной за­тыкает уши. При обонятельных галлюцинациях могут зажимать нос, на лице — брезгливая гримаса. Очевидно, что такие внешние признаки галлюцинаторного поведения наблюдаются при острых выраженных психических расстройствах.

При некоторых психических заболеваниях, чаще всего при шизофрении, встречаются так называемые ложные галлюцина­ции — псевдогаллюцинации. Они также могут быть разделены в зависимости от органов чувств, но наиболее частыми являются слуховые, реже — зрительные псевдогаллюцинации. Главное отли­чие от истинных галлюцинаций состоит в том, что больные осоз­нают их как нечто субъективное, необычное, отличающееся от ре­альных образов. Эта нереальность восприятия связана с несу­ществующими органами чувств («вижу внутренним оком», «слышу внутренним ухом»). Проецируются псевдогаллюцинаторные обра­зы в субъективном пространстве: внутри головы, в теле больного. И, что является очень важным их признаком, имеется чувство сде­ланности, искусственности этих образов.

Больной, который испытывает псевдогаллюцинации, обычно в поведении не проявляет состояния, связанного с ними. Жалобы таких больных чрезвычайно сложны. Они сообщают, что у них неожиданно появляются «чужие» звучащие мысли, будто кто-то говорит у них в голове, или «внутренние голоса», которые обсуж­дают их действия, спорят с ними. Этим «внутренним голосам» они мысленно отвечают, ссорятся или соглашаются с ними. При зри­тельных псевдогаллюцинациях перед «внутренним взором» прохо­дят разнообразные образы, они могут быть цветными, но чаще неопределенных цветов, тусклые, самого различного вида, от устрашающих до приятных видений. Они могут выглядеть как целые картины или быть фрагментарными, отрывочными, быстро меняющимися. Иногда больной видит какие-то таинственные сиг­налы, символы, слышит и видит в голове «морзянку», «бегущую строку» и т.д. Причем у больного всегда остается ощущение ис­кусственности, чуждости этих явлений и осознание того, что их воспринимает только он один, другие не видят и не чувствуют по­являющиеся образы. Изредка возникает убеждение, что сам боль­ной не руководит своей речью, его языком движет посторонняя сила, заставляющая его говорить не то, о чем он думает.

Больные обычно находят фантастические или иррациональ­ные объяснения этим явлениям: «голоса» исходят из космоса, от представителей внеземных цивилизаций; это — результат телепатического влияния, гипноза, воздействия таинственных аппаратов, лазерных лучей. В прошлом это объяснялось кознями дьявола и других потусторонних сил. Псевдогаллюцинации всегда являются признаком психического расстройства и, хотя больной относится к ним как к навязчивому, не принадлежащему ему самому, чуждому явлению, критического отношения к ним нет, осознание болезнен­ности этого феномена отсутствует.

Псевдогаллюцинации были подробно описаны на основе самонаблюдений русским и французским психиатрами В.Х. Кандин­ским (1849-1889) и М.Ж.Ж. де Клерамбо (1873-1934), которые перенесли приступ психического заболевания, сопровождавшегося подобными расстройствами. Тщательное описание псевдогаллю­цинаторных явлений этими авторами легло в основу выделения особого психопатологического синдрома, который на­зван в русской психиатрической литературе их именами.

Расстройства мышления.

Мышление — это психический процесс, заключающийся в об­общенном отражении существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. Мышление основано на чувственном восприятии. Преобразуя восприятия от внешнего мира, оно приводит к системе знаний о свойствах и вза­имоотношениях предметов.

Другое определение мышления подчеркивает его субъектив­но-личностный, внутренний характер, его направленность на дея­тельность. Мышление — целенаправленная система идей, симво­лов и ассоциаций, возникающая в процессе выполнения задачи и приводящая к выработке правильного решения. Мышление нормально, если его результатом является логическая система выво­дов. Из этих определений следует, что мышление — чрезвычайно сложный процесс, изучение и анализ отдельных его сторон до сих пор остаются недостаточно полными. Возможно, что мышление — главное отличие человека от других живых существ, даже наиболее высокоорганизованных животных. Мышление неразрывно связано с речью. Мы думаем и выражаем свои мысли словами, поэтому о свойствах мышления и о нарушениях мыслительных функций су­дят прежде всего по высказываниям человека, по их содержанию, способу выражения идей, темпу речи и т.д. Мышление — основная составляющая часть интеллекта (ума), т.е. основа познавательной деятельности человека.

Мышление включает ряд форм: понятие — отражение свойств предметов и явлений объективного мира; со­знание — отражение свойств связей и отношений предметов и явлений; умозаключение — построение вывода и нового заключения на основе оценки суждений.

Различают несколько типов мышления, каждый из которых может быть искажен психической болезнью.

1) Наглядно-действенное мышление — наиболее примитивный первичный вид мышления, когда конкретные, существующие в данный момент в поле созна­ния предметы, определяют действия с ними. Такой вид доречевого мышления характерен для маленьких детей.

2) Наглядно-образное мышление заключается в способности к принятию решений в ре­зультате непосредственного наблюдения за объектами своей дея­тельности. Об образном мышлении говорят, когда отношения между образами и явлениями строятся не на основе отвлеченных понятий и суждений, а под влиянием эмоционального отношения или сложившейся обстановки. Одним из его вариантов является художественное мышление.

3) Абстрактное, отвлеченное мышление характеризуется тем, что человек придерживается строгих логиче­ских формул и истин. При этом чувственно-образная сторона дей­ствительности отступает на второй план, однако сохраняется спо­собность понимать многомерное значение понятий.

4) Особенность аутистического мышления в том, что индивид поглощен своими собственными субъективными переживаниями и идеями, не свя­занными с реальной жизнью. Оно однобоко, подчинено эмоциям, нелогично при построении выводов.

5) Магическое мышление отли­чается тем, что причинно-следственные взаимоотношения окру­жающего мира не учитываются, они как бы остаются за скобками, а все происходящие явления считаются результатом действия сверхъестественных сил. Особое место здесь занимает значение слов, приобретающих необычный, символический смысл. Такое мышление называют еще архаическим. Оно свойственно ранним уровням развития культуры, наблюдается у детей. Так, ребенок «наказывает» стул, о который ударился. Подобные действия ребен­ка отражают этап магического мышления в становлении обычного логического мышления.

Приведенные формы мышления, очевидно, не исчерпывают всех возможных вариантов нормального мысли­тельного процесса у людей.

В течение жизни человека постепенно формируется логическое мышление, сменяя иные варианты мышления как этапы развития. Кроме того, под влиянием различных причин тип мышления мо­жет меняться. Возможно и сосуществование различных вариантов мышления у здорового человека. Например, суеверия являются отражением магического мышления, но они спокойно уживаются у одного и того же субъекта с вполне логическим и реалистическим отражением действительности в остальных областях.

Очевидно, что психическое расстройство более всего влияет на особенности мышления и зачастую служит главным признаком проявлений болезни психики. Древние говорили: «Если Бог хочет наказать, он отнимает разум».

Нарушения темпа мышления. Различают ускорение и замедле­ние мышления.

Ускорение мышления заключается в том, что мысли быстро сменяют друг друга, ассоциации возникают чрезвычайно легко, часто по созвучию, сходству, смежности. Мысли и суждения ста­новятся все более поверхностными, обусловленными случайными впечатлениями. Снижается продуктивность мышления и способ­ность к прогнозу своих действий. Появляется крайняя отвлекаемость, образные представления преобладают над отвлеченными идеями. Наибольшей степенью ускорения мышления является скачка идей с вихрем мыслей и представлений. Речь больного ста­новится быстрой, теряется связь между отдельными фразами, по­этому зачастую трудно уловить смысл сказанного. Такие наруше­ния встречаются при маниакальных состояниях.

Замедление темпа мышления. По своим проявлениям этот тип нарушений противоположен предыдущему. Целенаправленность мышления сохраняется, но из-за затруднений в появлении ассоциа­ций, воспоминаний, представлений отмечается однообразие и скудность мыслей и высказываний. Речь больного отличается дли­тельными потугами, задержками даже в ответ на обычные вопро­сы. Больные с трудом подбирают необходимые слова, сами не стремятся к беседе, не задают вопросов. Такие расстройства на­блюдаются при депрессивных состояниях.

Обстоятельность мышления состоит в том, что появление но­вых ассоциаций замедляется, затрудняется переход к ним от преж­них мыслей. Мышление становится вязким, тугоподвижным, утра­чивается способность выделить главное и второстепенное. Поэто­му в речи отмечается множество несущественных деталей, упоми­наются совершенно ненужные мелочи. Больной не способен выделить основную мысль, описать кратко и четко свои жалобы или переживания. Он «тонет в деталях», «топчется» на одном месте, часто возвращается к началу разговора, заявляя, что забыл сооб­щить о чем-то важном, и повторяет уже сказанное. Такого рода расстройства мышления свойственны больным эпилепсией.

Характерными расстройствами течения мыслей при шизофре­нии являются так называемые закупорки мышления (шперрунги), обрывы и наплывы (ментизм) мыслей.

Шперрунги (закупорка мыслей), состоят во внезапном пре­кращении мыслей у больного. При этом пациент умолкает, теряет нить разговора, иногда продолжает рассказ с момента остановки. Жалобы больных на такое состояние звучат сходно: появляется «пустота в голове», «перерыв мыслей», «закупорка». Обрывы мыс­лей ощущаются больным как исчезновение нужной мысли, «забывание» ее. Наплывы мыслей (ментизм) заключаются в непро­извольном появлении потока мыслей, воспоминаний, представле­ний, обычно совершенно не связанных с мыслями больного, иногда странных по содержанию. Может быть ощущение множества мыслей, параллельности мыслей, «мысли разбегаются», «ускользают из головы». Больные при этом жалуются на путаницу мыслей, их неотвязность, насильственность, чуждость. Отмечают, что эти «лишние» мысли им мешают, не дают думать.

Все эти нарушения чрезвычайно тягостны для больных. Пси­хиатры традиционно относят нарушения течения мыслей к основ­ным симптомам шизофрении, так называемым симптомам I ранга по Курту Шнейдеру (1887-1967), хотя они не являются строго специфичными и могут иметь место, особенно ментизм, при других психических расстройствах.

Разорванность мышления — такое нарушение хода мыслей, когда утрачивается логическая связь между элементами суждений и высказываний, речь больного становится бессмысленной. В наибо­лее тяжелых случаях теряется даже грамматический строй речи больного и она превращается в отдельные слова, выкрики или бормотание (словесная окрошка). Нередко в речи таких больных появляются «неологизмы» — новые слова, составленные из от­дельных слогов обычных слов. Неологизмы иногда имеют символический, особый смысл для пациента. Например, длительно бо­леющий шизофренией больной называет себя шизохроник. Мно­гочисленные примеры неологизмов можно найти в поэзии В. Хлебникова. Его знаменитое стихотворение «Заклятие смехом» все состоит из неологизмов. Кузнечик в другом его стихотворении «крылышкует» «золотописьмом», там летают стаи «времерей» и т.д. Пример разорванности мышления приводит В.А. Жмуров: «Без отопления голоса будут замкнуты, получится звезда, которая будет закрыта танковым шлемом, как у вас в атаке. Это и требова­лось доказать. Чувашову на мусорной яме бритвенным прибором «Эстония» на столе. Она была на каталке и шла гулять как бы за анютиными глазками. Причина и явление электрических съездов, зарисованных на вашем предмете страны, является выходом на работу воздуха руки с клапанов без понимания цилиндра». Такие нарушения наблюдаются в далеко зашедших стадиях шизофрении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.055 с.)