Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Определение тяжести труда на рабочем месте.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для профессий: 190631.01 «Автомеханик»; 270802 «Мастер отделочных строительных работ»; 151902.04 «Токарь – универсал»; 270802.13 «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».
По учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Составитель: Малышева Н.А., преподаватель физики ГБОУ МО «БИТТ»
Рецензент:
Рассмотрено на методической комиссии
Протокол № ___ от «____» _________201__г
Председатель ______________ ()
Утверждено: «____»____________201__г Зам. директора по УПР _______________ Г.В.Еремина
Пояснительная записка
Ведущей дидактической целью практических занятий по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач,работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками. На практических занятиях обучаемые овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях).
Выполнение практических работ направлено на: - углубление, закрепление и конкретизацию знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы; - развитие умений наблюдать и объяснять изучаемые явления; - развития самостоятельности.
График проведения практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Количество практических работ: Всего 24 часа
Практическая работа № 1 Тема. Определение тяжести труда на рабочем месте. Задачи: Изучить вредные производственные факторы тяжести и напряженности труда. Научиться определять класс условий труда. Ознакомиться с принципами оптимальной организации рабочего места. Базовые понятия: Условия труда, тяжесть труда, организация рабочего места. Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник. Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы. Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может вызвать снижение работоспособности, патологию (профессиональное заболевание), привести к нарушению здоровья потомства. Вредными могут быть: - физические факторы: температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие и ионизирующие излучения, шум, вибрация, недостаточная освещенность; - химические факторы: загазованность и запыленность воздуха; - биологические факторы: болезнетворные микроорганизмы; - факторы тяжести труда: физическая статическая и динамическая нагрузка; большое количество стереотипных рабочих движений, большое число наклонов корпуса, неудобная рабочая поза; - факторы напряженности труда: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность и продолжительность работы. Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может вызвать резкое ухудшение здоровья, травму, смерть. Это: электрический ток, огонь, нагретая поверхность, движущиеся части оборудования, избыточное давление, острые кромки предметов, высота и.т.п.). Классы условий труда Все разнообразие условий труда, встречающееся на практике, подразделяется, согласно [1] на четыре класса по уровням вредных и опасных факторов. 1 класс - оптимальный (совокупность факторов позволяет сохранять здоровье, поддерживать высокую работоспособность). 2 класс - допустимый (факторы среды и трудового процесса не превышают установленных норм, а возможные изменения функционального состояния организма, вызванные усталостью, утомлением, восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены). 1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда. 3 класс - вредный (наличие вредных факторов, оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство). Вредные условия труда по степени изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени. 1 степень 3-го класса (3.1) - вызывает обратимые изменения в организме и обуславливает риск развития заболевания. 2 степень 3-го класса (3.2) - вызывает стойкие функциональные нарушения, временную утрату трудоспособности, начальные признаки профессиональной патологии. 3 степень 3-го класса (3.3) - вызывает развитие профессиональной патологии в легкой форме, рост общей хронической заболеваемости. 4 степень 3-го класса (3.4) - вызывает выраженные формы профессиональных заболеваний, высокий уровень общей заболеваемости. 4 класс - экстремальный, опасный (4) - производственные факторы даже в течение части рабочей смены создают угрозу для жизни, создают высокий риск острых профессиональных поражений. На практике в первую очередь для оценки класса условий труда устанавливают, соответствует ли нормам санитарно-гигиенических показателей: - содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; - значения параметров микроклимата; - уровни шума и вибрации, инфра- и ультразвука; - наличие электромагнитных и ионизирующих излучений; - параметры световой среды производственных помещений.
1. Что такое вредный производственный фактор. 2. Какие они бывают. 3. Что такое опасный производственный фактор 4. Какие они бывают. 5. Классы условий труда 6. Санитарно-гигиенические показатели
Задание 2. Просмотреть учебный фильм и определить условия труда. Оформление отчёта Ответить на вопросы в тетради. Практическая работа № 2 Тема: «Исследование влияния условий труда на работоспособность» Задачи: Ознакомление с различными факторами, оказывающими влияние на работоспособность Базовые понятия: работоспособность, опасные и вредные условия труда Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы. Производственная среда - это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями опасных и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Выполнение любой работы в течение продолжительного времени сопровождается утомлением организма, проявляемым в снижении работоспособности человека. Наряду с физической и умственной работой значительное воздействие на утомление оказывает и окружающая производственная среда, то есть условия, в которых протекает его работа. Условия труда (УТ) подразделяются на 3класса: оптимальные, допустимые и опасные. Оптимальные (1-й класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Допустимые (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Опасные (экстремальные) (3-й класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. в тяжелых формах. 1. Производственная среда 2. Условия труда 3. Виды условий труда. Задание 2. Просмотреть учебный фильм и исследовать влияния условий труда на работоспособность Оформление отчёта Ответить на вопросы в тетради. Составить таблицу условий труда. Практическая работа № 3 Тема: « Комфортные условия жизнедеятельности» Задачи: Ознакомление с комфортными условиями жизнедеятельности Базовые понятия: влажность воздуха, шум, пыль и др. Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы. Комфортные условия жизнедеятельности. 1. Комфортные условия жизнедеятельности. 2. Улучшение условий труда 3. Группы комфортных условий жизнедеятельности. Задание 2. Просмотреть учебный фильм и исследовать комфортные условия жизнедеятельности. Оформление отчёта Ответить на вопросы в тетради. 1. Определение эргономики. 2. Структура науки эргономики. 3. Понятие физиологии труда. 4. Классификация форм деятельности. 5. Классификация условий труда. 6. Классификация по тяжести и напряженности труда. 7. Понятие гипокинезии. 8. Задачи экономики труда. 9. Понятие работоспособности. 10. Задачи физиологии труда. 11. Основные пути снижения утомления и монотонности труда. 12. Основные пути для рациональной организации труда и отдыха, рабочего места.
Практическая работа № 4 Тема: «Снижение негативного антропогенного влияния на техносферу» Задачи: Ознакомление с видамиантропогенного влияния на техносферу Базовые понятия: техносфера. Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы. Негативные факторы техносферы снижают качество среды обитания и оказывают влияние на здоровье человека. В настоящее время возникла проблема экологической патологии, как следствия физических, химических и биологических факторов, большая часть из которых антропогенного происхождения. Последствия неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на организм человека могут проявляться различно. Острые интоксикации и состояния имеют определенную клиническую симптоматику. Хронические состояния могут возникать при воздействии малых доз химических веществ и, как правило, являются нетипичными, что делает доказательство экологического фактора в возникновении этих состояний чрезвычайно трудным. Длительное влияние антропогенного загрязнения может быть бессимптомным, но тем не менее приводит к раннему возникновению процессов старения и сокращению продолжительности жизни. Длительное бессимптомное влияние антропогенного загрязнения в конечном счете может закончиться выраженной клинической картиной заболевания или состояния (онкологическими заболеваниями). Экологическую патологию определяют появление новых необычных заболеваний, атипичность течения известных болезней, а также “омоложение” ряда заболеваний (сахарного диабета, гипертонической болезни, инфаркта миокарда и даже мозговых инсультов у детей). Примерами “новых” экологических болезней являются диоксиновый синдром (хлоракне, пигментация кожи, иммунодефицит); “странная” болезнь Минаматы (параличи, умственная отсталость вследствие поражения центральной нервной системы метилртутью, накопленной в морских продуктах питания); общая иммунная депрессия — “химический СПИД”, вызываемый диоксинами, тяжелыми металлами, токсичными радикалами и др. Большое количество новых факторов в окружающей среде, не свойственных биосфере вообще, обладает опасными для генетического аппарата свойствами. В настоящее время по генетическим параметрам изучено лишь менее одного процента веществ, которые имеются в биосфере, однако и этот процент составляет тысячи мутагенов, опасных для человека. Мутагены среды в виде химических соединений, ионизирующих излучений и др. проникают в клетки и поражают их генетическую программу, вызывая мутации. 1. Какие вы знаете негативные факторы 2. К чему они могут привести Задание 2. Просмотреть учебный фильм и исследовать влияниянегативного антропогенного влияния на техносферу Оформление отчёта Ответить на вопросы в тетради. Практическая работа № 5 Практическая работа № 6 Практическая работа № 7 Тема: « Способы защиты от возбудителей инфекционных болезней» Задачи: Ознакомление со способами защиты от возбудителей инфекционных болезней Базовые понятия: «иммунитет», «инфекционные заболевания», «вакцина», «лечебная сыворотка» Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения, выписать определения и таблицы. Все вещества, которые попадают в организм извне, называют АНТИГЕНАМИ. - Назовите, что может быть антигеном для организма человека? (вирусы, бактерии, грибки, одноклеточные и многоклеточные паразиты). Все эти микроорганизмы являются антигенами по отношению к организму человека. Большинство антигенов представляют собой высокомолекулярные соединения – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты. Природа антигенов достаточно разнообразна.
Но организм вступает в борьбу со всеми видами антигенов, не зависимо от их происхождения).Организм человека в состоянии ответить одновременно на действие 30 и более антигенов. Отвечает он процессом антителообразования в лимфатических узлах, селезенке, печени, костном мозге, а кровь доставляет образовавшиеся антитела к месту поражения. АНТИТЕЛО – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их. Таблица 2. Антитела.
Таблица 3. Клеточный и гуморальный иммунитет
Классификация иммунитета. Иммунитет человека подразделяется на: Врождённый иммунитет. Присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества через плаценту проникают от матери к плоду. Частным случаем врождённого иммунитета можно считать иммунитет, получаемый с материнским молоком Задание 2. Просмотреть учебный фильм и исследовать способы защиты от возбудителей инфекционных болезней Оформление отчёта Зарисовать таблицы и выписать определения в тетрадь. Тема: « Общие методы защиты » Задачи: Ознакомление с общими методами защиты Базовые понятия: Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы. Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек. Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей. Причины возникновения дисциплины БЖД в России: § Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста) § Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения) § Ежегодное снижение средней общей численности населения Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения. Для решения демографической проблемы необходимо: § Увеличить рост ВВП § Модернизировать государственную систему защиты человека § Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения § Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания). Профилактика негативных факторов: Личное безопасное поведение Выбор места жительства Соблюдение правил и норм охраны труда Соблюдение здорового образа жизни Коллективные меры безопасности деятельности Безопасные условия деятельности Защита населения от техногенных и естественных катастроф Разработка законодательной базы в области здравоохранения Обеспечение качественного состояния среды обитания Рациональное использование ресурсов и отходов Соблюдение норм безопасности и экологичности Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой. В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Задание 2. Просмотреть учебный фильм и исследоватьобщие методы защиты Оформление отчёта Ответить на вопросы в тетради. Практическая работа № 9 Тема: « Электрический ток и его воздействие на организм человека. Освещение » Задачи: Ознакомление с электрическим током и его воздействием на организм человека. Базовые понятия: электрический ток, освещение Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы.
Действие электрического тока на живую ткань носит своеобразный и разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток оказывает следующие виды воздействия: термическое: ожоги тканей и нагрев кровеносных сосудов; электролитическое: разложение крови и лимфы в электрических полях протекающих токов; биологическое: раздражение и возбуждение живых тканей организма; механическое: повреждение и разрыв тканей, сухожилий электродинамическими силами полей токов. Такое разнообразие действия приводит к различнымэлектротравмам. Это травмы, вызванные поражением человека электрическим током или электрической дугой. Все электротравмы можно свести к двум видам: местные электротравмы и общие электротравмы (электрический удар). Местнаяэлектротравма – это ярко выраженное местное нарушение целостности тканей тела, в том числе костных тканей, вызванное действием электрического тока или электрической дугой. К местным электротравмам относятся: 1. Электрические ожоги – самая распространенная электротравма. В зависимости от условий возникновения различают ожоги токовые (контактные), возникающие при прохождении тока непосредственно через тело человека в результате контакта человека с токоведущей частью, и дуговые, обусловленные воздействием на тело человека электрической дуги. Токовый ожог возникает в электроустановках напряжением не более 1-2 кВ, дуговой при более высоких (6-10 кВ). 2. Электрические знаки (метки) представляют собой резко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета на поверхности тела человека размеров 1-5 мм, с углублением в центре. Форма электрических знаков может быть либо овальной, либо соответствовать форме токоведущей части, которой коснулся пострадавший, а также напоминать фигуру молнии. 3. Металлизация кожи – проникновение в верхние слои кожи мельчайших частичек металла, расплавившегося под действием электрической дуги. 4. Механические повреждения – являются следствием резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через человека. В результате могут произойти разрывы сухожилий, кожи, кровеносных сосудов и нервных тканей, иметь место вывихи суставов и переломы костей. Механические повреждения возникают при относительно длительном нахождении человека под напряжением в установках до 380 В. 5. Электроофтальмия – воспаление наружных оболочек глаз – роговицы и коньюктивы (слизистой оболочки, покрывающей глазное яблоко), возникающее в результате воздействия мощного потока ультрафиолетовых лучей, которые энергично поглощаются клетками организма и вызывают в них химические изменения. Такое облучение возможно при наличии электрической дуги, которая является источником интенсивного излучения не только видимого света, но и ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Электрический удар – возбуждение живых тканей организма протекающим через него электрическим током, сопровождающееся непроизвольными судорожными сокращениями мышц. В зависимости от исхода поражения электрические удары делятся на четыре степени: I – судорожное сокращение мышц без потери сознания; II – судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранением дыхания и работой сердца; III - потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания (или того и другого вместе); IV – клиническая смерть, то есть отсутствие дыхания и кровообращения – переходное состояние от жизни к смерти, наступающее с момента прекращения деятельности сердца и легких. У человека при этом отсутствуют все признаки жизни. Однако в первый момент во всех клетках продолжаются обменные процессы (клеточное дыхание) хотя и на очень низком уровне, но воздействуя на сердце и легкие можно оживить организм. Длительность клинической смерти определяется временем с момента прекращения сердечной деятельности и дыхания до начала гибели клеток коры головного мозга, в большинстве случаев 4-6 мин. (редко 7-8 мин.). Причинами смерти от электрического тока могут быть: 1. Нарушение сердечной деятельности. При протекании тока через человека может возникнуть Фибрилляция сердца или его остановка. Фибрилляция сердца – хаотические разновременные сокращения волокон сердечной мышцы (фибрилл), при которых сердце не в состоянии гнать кровь по сосудам. Фибрилляция сердца наступает при прохождении через тело человека переменного тока 100 мА с частотой 50 Гц, или постоянного тока 300 мА в течение нескольких секунд. Переменный ток менее 100 мА и более фибрилляцию сердца не вызывает. При протекании переменного тока и постоянного тока 5 А наблюдается остановка сердца. Фибрилляция продолжается обычно короткое время, сменяясь полной остановкой сердца. 2. Прекращение дыхания – нарушение работы легких, может быть вызвано относительно небольшим током (от 20 до 100 мА), если он длительно (несколько минут) проходит через человека. 3. Электрический шок – своеобразная тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма в ответ на чрезмерное раздражение электрическим током, сопровождающаяся глубокими расстройствами кровообращения, дыхания, обмена веществ и т.п. Состояние может длиться от нескольких десятков минут до суток, после чего может наступить смерть.Поражение электрическим током может произойти: при прикосновении к токоведущим частям, находящимся по напряжением; при пробое изоляции фазного провода на корпус электрооборудования (воздействие напряжений прикосновения и шага); при прикосновении к отключенным токоведущим частям емкостных накопителей энергии; при несоблюдении минимальных расстояний в электроустановках напряжением свыше 1000 В и поражение электрической дугой. Характер и последствия поражения обуславливаются рядом факторов, прямо или косвенно влияющих на исход поражения: величина и длительность протекания тока; род и частота тока; путь протекания тока через организм, состояние организма и параметры окружающей среды. Электрическое сопротивление тела и приложенное напряжение также влияют на исход поражения, поскольку определяют величину тока через организм. Задание 2. Просмотреть учебный фильм Оформление отчёта Ответить на вопросы в тетради. Практическая работа № 10 Тема: « Исследование защитного заземления изануления » Задачи: Ознакомление с защитным заземлением и занулением Базовые понятия: Время выполнения: 40 мин Предварительное домашнее задание: прочитать учебник Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, учебник Ход занятия Задание 1. Изучить общие положения и ответить на вопросы.Защитное зануление предназначено для защиты в трехфазных четырехпроводных сетях с глухозаземленнойнейтралью, работающих под напряжением до 1000В, та
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.019 с.) |