Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм функционирования предприятия

Поиск

Российские предприятия работают в условиях переходной эко­номики, когда остаются управляющие воздействия директивной системы и появляются рыночные механизмы регулирования. Этим объясняется сложность и неэффективность их функционирования. Как управляющие воздействия, так и социально-экономическая роль организаций меняются. Эти изменения идут по ряду направлений.

Основные требования, которые выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции определяемой номенклатуры и качества, основное тре­бование директивных управляющих воздействий, но и получение прибыли, т.е. всегда доходы должны быть выше расходов, исполь­зованных ресурсов, и чем больше это превышение, тем лучше.

На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции приходит требование сбыта продукции, поиска покупа­теля и реализации. Действовавшие десятилетиями устойчивые связи поставщик—потребитель исчезли. Поэтому наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта.

На смену существовавшим ограничениям со стороны управлен­ческих органов предприятие получает самостоятельность, ряд сте­пеней свободы по вопросам:

• организационно-правовой формы предприятия;

• объемам выпуска продукции и ассортимента;

• уровню издержек и цен;

• регулирования всех видов ресурсов.

Но платой за эту самостоятельность является конкуренция сре­ди других предприятий, которые получают такие же степени свобо­ды и как конечный итог — несостоятельность и банкротство, когда предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не сможет работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его.

Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия и управления ими.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпус­каемой продукции или оказываемых услуг является:

• открытой, сложной человеко-машинной системой;

• системой, работающей в условиях высокой степени неопре­деленности и риска.

 



 

На рис. 2.3:

блок 1 — предприятие, целью которого является преобразование ресурсов, из ресурсов одного вида путем преобразования получаются ресурсы иного вида;

блок 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые, информационные и энергетические;

блок 3 — ресурсы на выходе, преобразованные ресурсы пред­приятия, услуги, работы, отходы производственных про­цессов, прибыль, налоги, денежные средства. Ресурсы должны быть преобразованы таким образом, чтобы стоимостная оценка ресурсов на выходе была больше стоимостной оценки ресурсов на входе. Рациональное использование ресурсов распространяется и на сферу поставщиков, вызывая необходимость потока ресурсов для конкретного предприятия;

блок 4 — активное проведение маркетинговых исследований в целях поиска наиболее приемлемых ресурсов, как по видам, так и по стоимостным показателям;

блок 5 — рациональный выбор поставщиков под производственную программу. Аналогичная задача решается и по поводу программ и распределения выходных ресурсов;

блок 6 — маркетинговые исследования поиска рациональных показателей, оптимизация налогообложения, рациональ­ное использование полученной прибыли;

блок 7 — поиск, заключение контрактов с потребителями ре­сурсов;

блок 8 — взаимоотношение с природной средой, потребление природных ресурсов, сжатого воздуха, пара, полезных ископаемых;

блок 9 — взаимоотношение с социальной средой, государством, муниципальными органами, налоговой службой, отде­лами по лицензированию, стандартизации, сертифи­кации, аудиторскими организациями и т.д.

Субъект управления осуществляет управленческую деятельность по двум контурам управления: внутреннему {блок 10); внешнему (блок 2).

В условиях рынка предприятие решает две задачи: производст­ва и реализации продукции. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассорти­мент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления кон­кретной продукции, т.е. провести маркетинговое исследование. Его необходимо проводить постоянно — как до запуска продукции в производство, гак и после, в процессе реализации продукции.

Поэтому на схеме рынок рассматривается до начала производства и после его окончания.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:

• характеристику товаров — это товары конечного потребления или промежуточные, готовые изделия или полуфабрикаты, не­обходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потре­бителю, каковы цели у конкурентов;

• каналы распространения товаров — наличие посредников между производителями и потребителями, их численность;

• конкретное состояние рынка — существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;

• законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;

• уровни управленческой деятельности в области маркетинга, долговременные цели предприятия (на 10—15 лет), учитываю­щие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;

• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;

• перспективные (до 5 лет) цели предприятия, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;

• оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнк­турой рынка, не противоречащие долговременным стратеги­ческим целям.

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой поли­тики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий (рис. 2.4):

Рис 2.4. Жизненный цикл товара на рынке

• внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля това­ром на этой стадии, как правило, убыточна;

• рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соот­ветственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;

• зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув мак­симума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие марке­тинговые мероприятия;

• насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продол­жает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;

• спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли1.

На блоке 2 (см. рис 2.3) предприятие на входе потребляет ре­сурсы определенного вида, чтобы потом в результате производст­венного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.

Блок 1 целесообразно рассматривать как «черный ящик» — поня­тие, широко используемое в кибернетике как науке об общих прин­ципах управления, искусстве управления. Суть данного понятия за­ключается в том, что явление можно исследовать только по информа­ции на входе и информации на выходе, не рассматривая строение и функционирование самого «черного ящика». Применительно к управ­лению предприятием такой подход удачен, поскольку позволяет вы­явить эффективность функционирования предприятия. Предприятие может функционировать в трех принципиальных режимах (рис. 2.4).

Для экономики предприятия в известной мере безразличны про­изводимый продукт, избранная технология изготовления продукта, состав, структура и квалификационный уровень занятых. Единствен­ное, что принципиально важно, — соотношение в использовании ре­сурсов; целевой функцией эффективного управления предприятием является именно это соотношение.

Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, — в существенной мере зависит от форм и мето­дов преобразования и может быть определенно рядом частных и об­щих показателей эффективности. Целесообразно построить матрицу по производству молока, мяса и картофеля:

Наименование ресурсов Единицы измерения V L F M S
V     L/V F/V M/V V-S
L   V/L        
F   V/F        
M   V/M        
S   V-S        

Здесь

V — общий объем валовой или чистой продукции, руб.;

L. — средняя численность работников, чел.;

F — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; М — текущие материальные затраты на производство продукции, руб.; S — себестоимость продукции, руб.

 

Рис. 2.5. Режимы функционирования предприятия:

режимы R, = Rj — самоокупаемость;

R, > Rj — убыточность;

Ri < Rj — рентабельность

Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но видно, что элементы вертикали и первой горизонтали составляют важные показатели эффективности производственной деятельности предприятия:

V/L — объем производственной продукции, деленный на чис­ленность занятых, — производительность живого труда; обратный ему показатель L/V — трудоемкость произво­димой продукции, которая показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;

V/L; L/V — эффективность использования живого труда;

V/F — эффективность использования основных производственных фондов, или фондоотдача; обратный ему F/V — фондоем­кость;

V/M — эффективность использования материальных затрат — ма-териалоотдача; обратный ему M/V— материалоемкость;

(V - S) — прибыль предприятия (при V > S) или убыток (при V < S), при V — S — самоокупаемость.

Что же скрыто в блоке за процессом преобразования ресурсов? Для того чтобы преобразование ресурсов в рамках предприятия осуществлялось, предприятие должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства (рис. 2.6).

Важным элементом производственного процесса на предпри­ятии является выбор технологии. Именно избранная технология определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии ведет к изменению профессионального и квалифицированного состава необходимого для производства персонала, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента вплоть до изменения используемых видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. В зависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у него возможностей инвестирования предприятие выбирает ту или иную технологию. Избран­ная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции, чаще предпочтение отдается второму показателю. Остановимся на этих показателях более подробно.

Рис. 2.6. Условия преобразования ресурсов на предприятии

Получение прибыли — это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребностей и получение прибыли — следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на собственно потреб­ности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предпри­ятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль — непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это есть результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого повеления и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом.

В общем виде формулу прибыли можно представить в следую­щем виде: П = В-(3+Н-1 Ш),

Где П— прибыль предприятия, руб./год; В — выручка oi реализации созданной продукции, руб./год; 3 — затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год; Н сумма налоговых выплат, руб./год; Ш- штрафные санкции, руб./юл. Выручка от реализации определяется по формуле

где N, — количество произведенной и реализованной потребителем i-й продукции в натуральном выражении;

Цi — цена реализации i-й продукции, руб.;

n — число позиций реализуемой продукции.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, — это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздка и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни.

На первом уровне предприятие должно уплачивать налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, отчисления на покрытие затрат по геолого-разведочным и геологопоисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, гербовый налог, государственную пошлину; на втором — налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бензин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; на третьем — местные налоги, к которым относится земельный налог.

В условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль предприятие имеет четыре степени свободы:

• установления цен;

• формирования затрат;

• формирования объемов продукции;

• выбора номенклатуры и ассортимента продукции.

Но те же степени свободы имеют и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, только в этом случае они могут процветать как производители продукции.

На основе выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что эффективность – показатель результативности конкретного хозяйственного или иного решения, определяемой отношением полученных от его реализации конечных результатов (эффекта) к затраченным ресурсам (трудовым, материальным, финансовым). На основе этого сформулированы и просчитаны проектные мероприятия представленные в третьем разделе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.011 с.)