Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм функционирования предприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Российские предприятия работают в условиях переходной экономики, когда остаются управляющие воздействия директивной системы и появляются рыночные механизмы регулирования. Этим объясняется сложность и неэффективность их функционирования. Как управляющие воздействия, так и социально-экономическая роль организаций меняются. Эти изменения идут по ряду направлений. Основные требования, которые выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции определяемой номенклатуры и качества, основное требование директивных управляющих воздействий, но и получение прибыли, т.е. всегда доходы должны быть выше расходов, использованных ресурсов, и чем больше это превышение, тем лучше. На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции приходит требование сбыта продукции, поиска покупателя и реализации. Действовавшие десятилетиями устойчивые связи поставщик—потребитель исчезли. Поэтому наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта. На смену существовавшим ограничениям со стороны управленческих органов предприятие получает самостоятельность, ряд степеней свободы по вопросам: • организационно-правовой формы предприятия; • объемам выпуска продукции и ассортимента; • уровню издержек и цен; • регулирования всех видов ресурсов. Но платой за эту самостоятельность является конкуренция среди других предприятий, которые получают такие же степени свободы и как конечный итог — несостоятельность и банкротство, когда предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не сможет работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия и управления ими. Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является: • открытой, сложной человеко-машинной системой; • системой, работающей в условиях высокой степени неопределенности и риска.
На рис. 2.3: блок 1 — предприятие, целью которого является преобразование ресурсов, из ресурсов одного вида путем преобразования получаются ресурсы иного вида; блок 2 — ресурсы на входе — трудовые, материальные, финансовые, информационные и энергетические; блок 3 — ресурсы на выходе, преобразованные ресурсы предприятия, услуги, работы, отходы производственных процессов, прибыль, налоги, денежные средства. Ресурсы должны быть преобразованы таким образом, чтобы стоимостная оценка ресурсов на выходе была больше стоимостной оценки ресурсов на входе. Рациональное использование ресурсов распространяется и на сферу поставщиков, вызывая необходимость потока ресурсов для конкретного предприятия; блок 4 — активное проведение маркетинговых исследований в целях поиска наиболее приемлемых ресурсов, как по видам, так и по стоимостным показателям; блок 5 — рациональный выбор поставщиков под производственную программу. Аналогичная задача решается и по поводу программ и распределения выходных ресурсов; блок 6 — маркетинговые исследования поиска рациональных показателей, оптимизация налогообложения, рациональное использование полученной прибыли; блок 7 — поиск, заключение контрактов с потребителями ресурсов; блок 8 — взаимоотношение с природной средой, потребление природных ресурсов, сжатого воздуха, пара, полезных ископаемых; блок 9 — взаимоотношение с социальной средой, государством, муниципальными органами, налоговой службой, отделами по лицензированию, стандартизации, сертификации, аудиторскими организациями и т.д. Субъект управления осуществляет управленческую деятельность по двум контурам управления: внутреннему {блок 10); внешнему (блок 2). В условиях рынка предприятие решает две задачи: производства и реализации продукции. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. провести маркетинговое исследование. Его необходимо проводить постоянно — как до запуска продукции в производство, гак и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме рынок рассматривается до начала производства и после его окончания. Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: • характеристику товаров — это товары конечного потребления или промежуточные, готовые изделия или полуфабрикаты, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов; • каналы распространения товаров — наличие посредников между производителями и потребителями, их численность; • конкретное состояние рынка — существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень; • законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности; • уровни управленческой деятельности в области маркетинга, долговременные цели предприятия (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; • финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; • перспективные (до 5 лет) цели предприятия, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; • оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям. В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий (рис. 2.4):
Рис 2.4. Жизненный цикл товара на рынке • внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна; • рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу; • зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия; • насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство; • спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли1. На блоке 2 (см. рис 2.3) предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости. Блок 1 целесообразно рассматривать как «черный ящик» — понятие, широко используемое в кибернетике как науке об общих принципах управления, искусстве управления. Суть данного понятия заключается в том, что явление можно исследовать только по информации на входе и информации на выходе, не рассматривая строение и функционирование самого «черного ящика». Применительно к управлению предприятием такой подход удачен, поскольку позволяет выявить эффективность функционирования предприятия. Предприятие может функционировать в трех принципиальных режимах (рис. 2.4). Для экономики предприятия в известной мере безразличны производимый продукт, избранная технология изготовления продукта, состав, структура и квалификационный уровень занятых. Единственное, что принципиально важно, — соотношение в использовании ресурсов; целевой функцией эффективного управления предприятием является именно это соотношение. Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определенно рядом частных и общих показателей эффективности. Целесообразно построить матрицу по производству молока, мяса и картофеля:
Здесь V — общий объем валовой или чистой продукции, руб.; L. — средняя численность работников, чел.; F — среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; М — текущие материальные затраты на производство продукции, руб.; S — себестоимость продукции, руб.
Рис. 2.5. Режимы функционирования предприятия: режимы R, = Rj — самоокупаемость; R, > Rj — убыточность; Ri < Rj — рентабельность Не все элементы матрицы имеют экономический смысл, но видно, что элементы вертикали и первой горизонтали составляют важные показатели эффективности производственной деятельности предприятия: V/L — объем производственной продукции, деленный на численность занятых, — производительность живого труда; обратный ему показатель L/V — трудоемкость производимой продукции, которая показывает, сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции; V/L; L/V — эффективность использования живого труда; V/F — эффективность использования основных производственных фондов, или фондоотдача; обратный ему F/V — фондоемкость; V/M — эффективность использования материальных затрат — ма-териалоотдача; обратный ему M/V— материалоемкость; (V - S) — прибыль предприятия (при V > S) или убыток (при V < S), при V — S — самоокупаемость. Что же скрыто в блоке за процессом преобразования ресурсов? Для того чтобы преобразование ресурсов в рамках предприятия осуществлялось, предприятие должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства (рис. 2.6). Важным элементом производственного процесса на предприятии является выбор технологии. Именно избранная технология определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии ведет к изменению профессионального и квалифицированного состава необходимого для производства персонала, технологического оборудования, транспортных средств, инструмента вплоть до изменения используемых видов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. В зависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у него возможностей инвестирования предприятие выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции, чаще предпочтение отдается второму показателю. Остановимся на этих показателях более подробно. Рис. 2.6. Условия преобразования ресурсов на предприятии Получение прибыли — это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребностей и получение прибыли — следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на собственно потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и при том по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль — непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это есть результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого повеления и не получает прибыли от своей производственной деятельности, оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом. В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде: П = В-(3+Н-1 Ш),
где N, — количество произведенной и реализованной потребителем i-й продукции в натуральном выражении; Цi — цена реализации i-й продукции, руб.; n — число позиций реализуемой продукции. Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, — это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно громоздка и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни. На первом уровне предприятие должно уплачивать налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, отчисления на покрытие затрат по геолого-разведочным и геологопоисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на транспортные средства, гербовый налог, государственную пошлину; на втором — налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов, акцизы на бензин, моторное топливо, газ, налог на имущество предприятия, плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; на третьем — местные налоги, к которым относится земельный налог. В условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль предприятие имеет четыре степени свободы: • установления цен; • формирования затрат; • формирования объемов продукции; • выбора номенклатуры и ассортимента продукции. Но те же степени свободы имеют и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции соревнуются за то, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности покупателей, только в этом случае они могут процветать как производители продукции. На основе выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что эффективность – показатель результативности конкретного хозяйственного или иного решения, определяемой отношением полученных от его реализации конечных результатов (эффекта) к затраченным ресурсам (трудовым, материальным, финансовым). На основе этого сформулированы и просчитаны проектные мероприятия представленные в третьем разделе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.011 с.) |