Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для преподавателя к семинарским занятиям

Поиск

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Для специальностей ординатуры 31.08.51 – «Фтизиатрия»

Скорая медицинская помощь»

Стоматология хирургическая»

Патологическая анатомия»

Радиология»

 

Блок 1

 

Учебный модуль смежные дисциплины

 

Дисциплина «Клиническая фармакология»

 

Красноярск

2015г.

 

УДК

ББК

С

 

 

Фтизиатрия, Скорая медицинская помощь, Стоматология хирургическая, Патологическая анатомия, Радиология. Ординатура: сб. метод.рекомендаций для преподавателя к практ. занятиям / сост. Свидерская Л.Н., Веселова О.Ф.–Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015г. –??? с.

 

Составители: Кандидат медицинских наук, доцент Свидерская Л.Н.

Кандидат медицинских наук, доцент Веселова О.Ф.

 

Сборник методических рекомендаций к семинарским занятиям предназначен для преподавателя с целью организации занятий. Составлен в соответствии с требованием ФГОС ВО № (приказа)___20__подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальностям: 31.08.51 – Фтизиатрия, 31.08.48 – Скорая медицинская помощь, 31.08.74 – Стоматология хирургическая, 31.08.07 – Патологическая анатомия, 31.08.08 – Радиология. Выпуск 2.

 

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

 

КрасГМУ

2015г.

 

 

Задача 3

Для купирования приступа бронхиальной астмы необходима терапевтическая концентрация теофиллина (Сm) равная 10 мг/л. Средний клиренс теофиллина равен 2,8 л/ч/70 кг. Рассчитать интервал между введениями, если поддерживающая доза (ПД) теофиллина для приема внутрь составляет 175 мг, а биодоступность при приеме внутрь F= 96%?

1)6 часов 2)8 часов

3)10 часов 4)12 часов

Ответ: 1

Решение - Dt равна:

ПД C F/Скорость введения = 175 мг C 0,96/28 мг/ч = 6ч.

 

Задача 4

Для предотвращения приступа психомоторного возбуждения или эпилептического статуса необходима целевая концентрация (Сm) диазепама 0,3 мг/л. Средний клиренс диазепама равен 1,62 л/ч/70 кг. С какой скоростью нужно проводить внутривенную инфузию, если биодоступность при внутривенном введении равна 100%?

1)0,5 мг/ч/70 кг 2)0,75 мг/ч/70 кг

3)1,0 мг/ч/70 кг 4)1,25 мг/ч/70 кг

Ответ: 1

Решение - Скорость введения лекарственного препарата равна:

CL х Ct = 1,62 л/ч/70 кг х 0,3 мг/л = 0,5 мг/ч; Ct = 0,3 мг/л - средняя терапевтическая концентрация диазепама в плазме крови.

Задача 5

Для предотвращения приступа психомоторного возбуждения или эпилептического статуса необходима целевая концентрация (Сm) диазепама 0,3 мг/л. Средний клиренс диазепама равен 1,62 л/ч/70 кг. Рассчитать поддерживающую дозу (ПД) диазепама для приема внутрь, если интервал между введениями составляет 12 часов, а биодоступность при приеме внутрь равна 98%?

1)3 мг 2)5 мг 3)6 мг 4)9 мг

Ответ: 3

Решение - ПД = Скорость введения х Dt/F = 0,49 мг/ч х 12 ч/0,98 = 6 мг.

Перечень и стандарты практических умений

Клинический ординатор должен уметь (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12):

Уметь выбрать Перечень документов, определяющих обращение лекарственных средств: Федеральных законов, указов постановлений Правительства, нормативно-правовые акты МЗ России, нормативные документы ФОМС, регламентирующие работу в сфере обращения ЛС. Уметь назвать функции участников, работающих в сфере обращения лекарственных средств. Основные принципы и подходы к формированию формуляров (перечней, списков) лекарственных средств. Международные непатентованные (МНН) и торговые наименования лекарственных средств. Действующие ограничительные перечни лекарственных средств, в том числе отпускаемые отдельным категориям граждан РФ по программе ОНЛС. Знать стандарты медицинской помощи в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. Знать принципы рациональной фармакотерапии, в том числе у беременных и крайних возрастных группах: в педиатрии и гериатрии; знать лекарственные средства, требующие лекарственного мониторинга. Уметь определить характер фармакотерапии, проводить выбор лекарственных препаратов, устанавливать принципы их дозирования, выбирать методы контроля за их эффективностью и безопасностью. Уметь выбрать и выписать рецепты на ЛС, в том числе и по программе ОНЛС. Уметь проводить поиск по клинической фармакологии с использованием информационных систем. Уметь работать с информационным обеспечением системы ОНЛС: справочниками и классификаторами ЛС, программным обеспечением по составлению прогностической потребности в лекарственных средствах. Уметь составлять прогностическую потребность на лекарственные средства и проводить сравнительный анализ прогностической потребности и реального использования лекарственных средств. Уметь проводить ABC/VEN анализ. Уметь использовать статистические данные системы ОНЛС (ДЛО) для оценки её эффективности. Знать категории классификации ЛС по степени риска для плода, уметь проводить выбор лекарственной терапии с позиций эффективной, рациональной и безопасной фармакотерапии в период беременности, кормлении грудью, у новорожденных, у пожилых; уметь выявлять и прогнозировать побочные эффекты лекарственных средств, применяемых во время беременности, кормлении грудью, у детей в период новорожденности и у пожилых; уметь оценивать взаимодействие лекарственных средств, применяемых во время беременности, кормлении грудью, у детей в период новорожденности и у пожилых; уметь оценивать эффективность и безопасность проводимой терапии лекарственных средств, применяемых во время беременности, кормлении грудью, у детей в период новорожденности и у пожилых.

13. Примерная тематика НИР по теме:

1. Основные фармакокинетические процессы.

2. Роль транспортёров лекарственных средств в фармакокинетических процессах.

3. Пероральные системы доставки лекарств с контролируемым высвобождением.

4. Распределение лекарств в организме.

5. Метаболизм лекарств в организме. Особенности метаболизма при комбинированной фармакотерапии (индукция, ингибиция метаболизма).

6. Выведения лекарственных средств из организма. Особенности выведения при комбинированной фармакотерапии.

7. Особенности элиминации лекарственных средств из организма при патологии органов, участвующих в элиминации, у беременных, пациентов крайних возрастных групп. (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК - 7).

8. Основные группы факторов, влияющих на,фармакокинетику.

9. Хронофармакология.

10. Методы контроля эффективности и безопасности использования лекарственных средств. Лекарственный мониторинг.

 

Список литературы

№ п/п Наименование Издательство Год выпуска

Обязательная

1/ Клиническая фармакология: нац. рук./ ред. Ю. Б. Белоусов, В. Г. Кукес, В. К. Лепахин [и др.]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
2. Клиническая фармакология: учебник/ред.В.Г.Кукес М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
3. Клиническая фармакология: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для системы последипломного образования врачей/ Л.Н.Свидерская, О.Ф.Веселова Красноярск:КрасГМУ  

Дополнительная

1. Клиническая фармакология: общие вопросы клинической фармакологии: практикум/ Сычёв Д. А., Долженкова Л. С., Прозорова В. К.; под ред. В. Г. Кукеса. М.: ГЭОТАР-Медиа  
  Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс: учебник/В.И.Петров М.: ГЭО-ТАР-Медиа  
3. Венгеровский, А.Н. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб.пособие/ А.И.Венгеровский М.:ИФ«Физико-математическая литература»  
4. Зборовский, А.Б. Неблагоприятные побочные эффекты лекарственных средств/А.Б.Зборовский, И.Н.Тюренков, Ю.Б.Белоусов М.:Мед.информ.агентство  
5. Клиническая фармакология: национальное руководство/ред. Ю.Б.Белоусов, В.Г.Кукес, В.К.Лепахин, В.И.Петров М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
6. Клиническая фармакология: избранные лекции/C.В.Оковитый, В.В.Гайворонская, А.Н.Куликов, С.Н.Шуленин М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
7. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии:учебник для вузов/ред.М.Д.Гаевой, В.И.Петров Ростов н/Д: «МарТ», «Феникс»  
8. Гребенникова,В.В.Фармакоэкономический анализ в управлении качеством в здравоохранении: метод.рекомендации для врачей/В.В.Гребенникова,Л.Н.Свидерская. Красноярск:КрасГМУ  

Электронные ресурсы

1. http://www.ispor.org
2. http://www.rspor.ru
3. http://www.rеgmed.ru
4. http://grls.rosminzdrav.ru
5. ИБС КрасГМУ

 

 

Ответ

1.Сукцинилхолин.

2. Генетически обусловленным снижением активности фермента псевдохолинэстеразы и соответственно повышена чувствительность к сукцинилхолину.

3. Дефект наследуется по рецессивному типу.

4. Отличить нормальный фермент от атипичного можно с помощью ингибиторов псевдохолинэстеразы — дибукаина (совкаина) и фторида натрия.

5. При возникновении длительного апноэ при применении сукцинилхолина необходимо внутривенно ввести свежую донорскую кровь с нормальной активностью псевдохолинэстеразы. При этом сукцинилхолин быстро гидролизуется и его действие прекращается. К такому же результату приводит внутривенное введение растворов псевдохолинэстеразы, выделенной из донорской крови.

Задача 2 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

У пациента на фоне приёма Изониазида появилась головная боль, головокружение, тошнота, рвота, боли за грудиной, раздражительность, бессонница, тахикардия, полиневрит.

1. В чём причина вышеуказанных жалоб?

2. Основной путь биотрансформации Изониазида?

3. Фермент, участвующий в биотрансфомации Изониазида?

4. Наследственные варианты активности фермента N-ацетилтрансферазы? 5. Как определить тип инактивации Изониазида у пациента?

Ответ

1. В основе индивидуальной чувствительности организма к изониазиду лежит неодинаковая интенсивность его метаболизма.

2. Основным путем биотрансформации этого препарата является ацетилирование.

3. Ацетилирование изониазида осуществляется при участии N-ацетилтрансферазы — фермента, содержащегося в печени человека.

4. Активность этого фермента генетически обусловлена и у разных людей неодинакова: медленные и быстрые инактиваторы.

5. Для определения скорости инактивации изониазида измеряют концентрацию его в плазме крови спустя 6 ч после однократного приема препарата внутрь в дозе 10 мкг/кг. Если содержание изониазида составляет в среднем около 1 мкг/мл, больного относят к быстрым инактиваторам, если около 5 мкг/мл — к медленным.

Задача 3 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

После операции по поводу гангренозной гранулемы синуса носа у 11-летней девочки обработка раны раствором перекиси водорода не сопровождалась образованием пузырьков кислорода, а цвет крови становился коричнево-черным. При биохимическом анализе было установлено отсутствие каталазы не только в крови, но и в тканях этой больной.

1. Как называется данное заболевание? Заболевание было названо акаталазией.

2. Роль каталазы в организме

3. Что происходит при нормальной активности каталазы в организме

4. Наследовании акаталаземии.

5.Когда обычно впервые проявляется акаталаземия. Специфическое лечение.

Ответ

1. В основе индивидуальной чувствительности организма к изониазиду лежит неодинаковая интенсивность его метаболизма.

2. Основным путем биотрансформации этого препарата является ацетилирование.

3. Ацетилирование изониазида осуществляется при участии N-ацетилтрансферазы — фермента, содержащегося в печени человека.

4. Активность этого фермента генетически обусловлена и у разных людей неодинакова: медленные и быстрые инактиваторы.

5. Для определения скорости инактивации изониазида измеряют концентрацию его в плазме крови спустя 6 ч после однократного приема препарата внутрь в дозе 10 мкг/кг. Если содержание изониазида составляет в среднем около 1 мкг/мл, больного относят к быстрым инактиваторам, если около 5 мкг/мл — к медленным.

Задача 4 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

После операции по поводу гангренозной гранулемы синуса носа у 11-летней девочки обработка раны раствором перекиси водорода не сопровождалась образованием пузырьков кислорода, а цвет крови становился коричнево-черным. При биохимическом анализе было установлено отсутствие каталазы не только в крови, но и в тканях этой больной.

1. Как называется данное заболевание?

2. Роль каталазы в организме?

3. Что происходит при нормальной активности каталазы в организме?

4. Наследовании акаталаземии?

5.Когда обычно впервые проявляется акаталаземия. Специфическое лечение?

Ответ

1. Заболевание было названо акаталазией.

2. Каталаза разрушает перекиси, образующиеся в организме, а также участвует в метаболизме этилового и метилового спирта. В результате реакции образуется огромное количество мелких пузырьков молекулярного кислорода. На этом основано применение растворов перекиси водорода в медицинской практике для обработки ран, язв, и т.п.

3. При нормальной активности каталазы образующиеся в организме или экзогенные перекиси не успевают окислять эндогенные вещества, в том числе гемоглобин.

4. Акаталазия передается по аутосомно-рецессивному типу.

5.Акаталазия обычно проявляется в подростковом возрасте рецидивирующими изъязвлениями десен. В более тяжелых случаях возникает альвеолярная гангрена, атрофия десен, выпадение зубов. Злокачественная форма характеризуется распространением гангрены на мягкие ткани и кости челюстей. Выраженных изменений в эритроцитах не происходит, так как дефицит каталазы компенсируется другими ферментами. Специфического лечения акаталазии не существует. При наличии воспалительных очагов используют антибиотики, сульфаниламиды, антисептические средства и т.д.

Задача 5 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

У пациентки заболевание проявляется приступами кишечной колики, полиневритами, параличами мышц, психическим расстройством, эпилептическими припадками. Обострения болезни провоцируются барбитуратами, сульфаниламидными препаратами, эстрогенами (в том числе содержащимися в противозачаточных средствах), амидопирином, гризеофульвином, некоторыми транквилизаторами и противосудорожными средствами.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Причина?

3. Почему вероятность применения барбитуратов и транквилизаторов больными порфириями весьма высока?

4. В каких странах наиболее широко распространена порфирия?

5. Какие лекарственные средства нельзя использовать при порфирии?

Ответ

1. Интермиттирующая порфирия.

2. Вследствие повышения активности синтетазы d-аминолевуленовой кислоты резко увеличено количество этой кислоты и порфобилиногена в печени и моче больных. Эти препараты усиливают образование d-аминолевуленовой кислоты.

3. Вероятность применения барбитуратов и транквилизаторов больными порфириями весьма высока, так как у них наблюдаются психические расстройства и эпилептические припадки.

4. Порфирии широко распространены в Швеции, Норвегии, Южной Африке.

5. При порфирии нельзя использовать барбитураты, сульфаниламиды, эстрогены (в том числе содержащимися в противозачаточных средствах), амидопирин, гризеофульвин, некоторые транквилизаторами и противосудорожными средствами.

Список литературы

№ п/п Наименование Издательство Год выпуска

Обязательная

1/ Клиническая фармакология: нац. рук./ ред. Ю. Б. Белоусов, В. Г. Кукес, В. К. Лепахин [и др.]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
2. Клиническая фармакология: учебник/ред.В.Г.Кукес М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
3. Клиническая фармакология: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для системы последипломного образования врачей/ Л.Н.Свидерская, О.Ф.Веселова Красноярск:КрасГМУ  

Дополнительная

1. Клиническая фармакология: общие вопросы клинической фармакологии: практикум/ Сычёв Д. А., Долженкова Л. С., Прозорова В. К.; под ред. В. Г. Кукеса. М.: ГЭОТАР-Медиа  
  Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс: учебник/В.И.Петров М.: ГЭО-ТАР-Медиа  
3. Венгеровский, А.Н. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб.пособие/ А.И.Венгеровский М.:ИФ«Физико-математическая литература»  
4. Зборовский, А.Б. Неблагоприятные побочные эффекты лекарственных средств/А.Б.Зборовский, И.Н.Тюренков, Ю.Б.Белоусов М.:Мед.информ.агентство  
5. Клиническая фармакология: национальное руководство/ред. Ю.Б.Белоусов, В.Г.Кукес, В.К.Лепахин, В.И.Петров М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
6. Клиническая фармакология: избранные лекции/C.В.Оковитый, В.В.Гайворонская, А.Н.Куликов, С.Н.Шуленин М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
7. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии:учебник для вузов/ред.М.Д.Гаевой, В.И.Петров Ростов н/Д: «МарТ», «Феникс»  
8. Гребенникова,В.В.Фармакоэкономический анализ в управлении качеством в здравоохранении: метод.рекомендации для врачей/В.В.Гребенникова,Л.Н.Свидерская. Красноярск:КрасГМУ  

Электронные ресурсы

1. http://www.ispor.org
2. http://www.rspor.ru
3. http://www.rеgmed.ru
4. http://grls.rosminzdrav.ru
5. ИБС КрасГМУ

Необходимые

4) дорогостоящие

Правильный ответ: 3

6. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛЕГКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОТНОСЯТСЯ К ГРУППЕ (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

Второстепенные

2) жизненно-важные

3) необходимые

4) дорогостоящие

Правильный ответ: 1

7.. ИДЕАЛЬНЫЙ ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ ЭТО (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

1) наиболее эффективный и приемлемый по цене

2) наиболее эффективный и дорогостоящий

3) менее эффективный но дешевый

4) неэффективный и дорогостоящий

Правильный ответ: 1

8. КАТЕГОРИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА «D» ДЛЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ЭТО (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

1) доказательства основаны на законченных, хорошо спланированных рандомизированных контролируемых исследованиях, позволяющие делать рекомендации для их применения в определенной популяции

2) доказательства получены на основе рандомизированных контролируемых, ограниченных исследований, позволяющие делать рекомендации для их применения в ограниченной популяции

3) доказательства не основаны на рандомизированных

4) рекомендации основаны на проведенной экспертами дискуссии, в результате которой был достигнут консенсус

Правильный ответ: 4

9. ФАРМАКОТЕРАПИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОВОДИТСЯ В УСЛОВИЯХ (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12) (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

1) экономической системы

2) формулярной системы

3) фармакологической системы

4) клинической системы

Правильный ответ: 2

10. ЦЕЛЬЮ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

1) сокращение затрат на закупку лекарственных препаратов

2) ограничение оказания медицинской помощи

3) бесконтрольные расходы лекарственных препаратов

4)увеличение затрат на закупку лекарственных препаратов

Правильный ответ: 1

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов:

Задача 1 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

Пациенты с тяжелым хроническим зудом участвовали в испытании лекарственных препаратов, купирующих зуд. В течение каждой из трех недель в случайной последовательности 48 пациентов получали либо ципрогептадина хлорид, либо тримепразидинатартрат, либо плацебо. Кроме того, в график приема препаратов и плацебо был введен (также в случайном порядке) однонедельный перерыв. Результаты оценивались при отсутствии сведений о принимаемом препарате и представлялись в баллах выраженности зуда: чем выше балл, тем сильнее зуд. Полученные средние значения были следующими: ципрогептадина хлорид - 28 баллов, тримепразидинатартрат - 35 баллов, плацебо - 30 баллов, отсутствие лечения - 50 баллов.

1.Расположите лекарственные препараты в ряд по эффективности

2. Сделайте вывод об эффективности.

3. Какой вывод о специфичности действия можно сделать?

4. Причина эффективности плацебо?

Ответ

1.Ц ипрогептадина хлорид =тримепразидинатартрат=плацебо > отсутствие лечения - 50 баллов.

2. Оба активных препарата и плацебо были примерно одинаково эффективны, в отличие от отсутствия вмешательства.

3. Оба активных препарата и плацебо были примерно одинаково эффективны, в отличие от отсутствия вмешательства.

4. Эффект плацебо, причина эффективности препаратов - неспецифическое действие противозудных препаратов, т.е. психологический эффект.

Задача 2 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

Было проведено двойное слепое рандомизированное испытание, чтобы выяснить, предотвращает ли прием пропранолола повторный инфаркт миокарда. После окончания исследования, но до раскрытия кодов, пациентов и медицинский персонал попросили отгадать, какой препарат принимал пациент. Среди пациентов 79,9% правильно отгадали пропранолол и 57,2% - плацебо. Врачи и медицинские сестры показали такой же результат.

1.По каким клинических признакам в данном случае можно догадаться о групповой приналоежности ЛП? Преимущества слепого метода?

2. Главное условие слепого метода. Для чего необходим слепой метод?

3. Дайте определение слепого испытания.

4. Дайте определение двойного слепого испытания.

5. Дайте определение тройного слепого испытания.

Ответ

1. Пациенты и медицинский персонал могли отгадать принадлежность испытуемого к контрольной или основной группе по урежению частоты сердечных сокращений. Пациенты контрольной группы, узнав о том, что они получают плацебо, могут начать прием активного препарата, поэтому возможно смещение результата в сторону занижения эффективности испытуемого препарата.

2. Главное условие правильной организации испытания так называемое ослепление участников - сокрытие принадлежности каждого из них к контрольной или основной группе. Это необходимо для предотвращения возникновения систематических ошибок.

3. Если лечение известно исследователю, но не известно пациенту, такое исследование называют слепым испытанием.

4. Если о принадлежности каждого пациента к конкретной группе не известно ни пациенту, ни исследователю, такое исследование называют двойным слепым испытанием.

5. Тройными слепыми испытаниями называют такие РКИ, в которых результат рандомизации скрыт не только от пациента и исследователя, но и от статистика, проводящего анализ данных. В случае привлечения второго исследователя для оценки эффективности лекарственного средства у пациентов и сокрытия от него результатов рандомизации говорят о четверном испытании. Испытания, результат рандомизации в которых не скрывают, называют открытыми РКИ.

Задача 3 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

При проведении клинического испытания двух лекарственных препаратов пациентов делили на группы разными способами. В первом случае по номеру карты (четные номера - основная группа, нечетные - контрольная), во втором случае по дню недели поступления в стационар (понедельник, среда, пятница, воскресенье - основная; вторник, четверг, суббота - контрольная).

1.Оцените правильность организации первого и второго исследования.

2.Дайте определение рандомизации.

3. Дайте рекомендации по проведению рандомизации.

4.На что может повлиять распределение на группы, указанное в задаче?

5.Почему?

Ответ

1.Псевдорандомизация.

2. Рандомизация - случайное распределение пациентов по группам. Проводится для того, чтобы различия между группами были как можно меньше и носили случайный, а не преднамеренный характер по всем признакам. Из принципа случайного комплектования групп исходит методология статистического анализа данных - различия групп по определению являются случайными.

3. Наиболее простой пример рандомизации - подбрасывание монеты. Рандомизацию проводят разными способами: применение таблиц случайных чисел или компьютерных программ.

4. Псевдорандомизация может повлиять на правильность формирования выборки и соответственно на оценку результатов.

5. Вследствие псевдорандомизации становится известна принадлежность каждого пациента к конкретной группе (основной или контрольной), а это значит, что рандомизация не может обеспечить слепого характера исследования.

Задача 4 ( УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

В исследовании первичной профилактики сердечнососудистых заболеваний было применено практически идеальное плацебо. Участники экспериментальной группы получали холестирамин, участники контрольной - плацебо в виде порошка такого же вида, вкуса и запаха. Побочные эффекты встречались чаще в экспериментальной группе. В конце первого года испытания у пациентов экспериментальной группы чаще, чем в контрольной, отмечались запор (39% против 10%), изжога (27% против 10%), отрыжка и метеоризм (27% против 16%), а также тошнота (16% против 8%).1

1.Оцените полученные результаты.

2.Укажите причины, повлиявшие на результаты.

3. Вывод о безопасности ЛП?

Ответ

1.Исследуемый лекарственный препарат обладает ПЭ, превышающими в два раза эффект плацебо.

2. Эффект плацебо, причина ПЭ плацебо - неспецифическое действие, т.е. психологический эффект.

3. Относительно безопасное ЛП.

Задача 5 (УК – 1; ПК – 1; ПК – 6; ПК – 7; ПК – 11; ПК - 12).

При проведении клинического испытания нового антибиотика была произведена выборка больных легкой формой пневмонии. Случайным образом сформированы четыре группы пациентов. В первой вмешательство не проводилось, наблюдение за состоянием пациента не было установлено, за пациентами второй группы было установлено наблюдение, в третьей - пациенты получали плацебо, в четвертой - исследуемый препарат. Через неделю была проведена оценка эффективности лечения. Критерием эффективности считалось клиническое улучшение состояния. В первой группе улучшение состояния наблюдалось у 15% пациентов, во второй - у 23%, в третьей - у 35%, в четвертой - у 85%.

1.Оцените полученные результаты.

2.Укажите причины, повлиявшие на результаты.

Ответ:

1.Исследуемый лекарственный препарат обладает противомикробным действием.

2. В том числе, эффект плацебо - неспецифическое действие, т.е. психологический эффект.

Список литературы

№ п/п Наименование Издательство Год выпуска

Обязательная

1/ Клиническая фармакология: нац. рук./ ред. Ю. Б. Белоусов, В. Г. Кукес, В. К. Лепахин [и др.]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
2. Клиническая фармакология: учебник/ред.В.Г.Кукес М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
3. Клиническая фармакология: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для системы последипломного образования врачей/ Л.Н.Свидерская, О.Ф.Веселова Красноярск:КрасГМУ  

Дополнительная

1. Клиническая фармакология: общие вопросы клинической фармакологии: практикум/ Сычёв Д. А., Долженкова Л. С., Прозорова В. К.; под ред. В. Г. Кукеса. М.: ГЭОТАР-Медиа  
  Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс: учебник/В.И.Петров М.: ГЭО-ТАР-Медиа  
3. Венгеровский, А.Н. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб.пособие/ А.И.Венгеровский М.:ИФ«Физико-математическая литература»  
4. Зборовский, А.Б. Неблагоприятные побочные эффекты лекарственных средств/А.Б.Зборовский, И.Н.Тюренков, Ю.Б.Белоусов М.:Мед.информ.агентство  
5. Клиническая фармакология: национальное руководство/ред. Ю.Б.Белоусов, В.Г.Кукес, В.К.Лепахин, В.И.Петров М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
6. Клиническая фармакология: избранные лекции/C.В.Оковитый, В.В.Гайворонская, А.Н.Куликов, С.Н.Шуленин М.: «ГЭОТАР-Медиа»  
7. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии:учебник для вузов/ред.М.Д.Гаевой, В.И.Петров Ростов н/Д: «МарТ», «Феникс»  
8. Гребенникова,В.В.Фармакоэкономический анализ в управлении качеством в здравоохранении: метод.рекомендации для врачей/В.В.Гребенникова,Л.Н.Свидерская. Красноярск:КрасГМУ  

Электронные ресурсы

1. http://www.ispor.org
2. http://www.rspor.ru
3. http://www.rеgmed.ru
4. http://grls.rosminzdrav.ru
5. ИБС КрасГМУ

 

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

Для специальностей ординатуры 31.08.51 – «Фтизиатрия»

Скорая медицинская помощь»

Стоматология хирургическая»

Патологическая анатомия»

Радиология»

 

Блок 1

 

Учебный модуль смежные дисциплины

 

Дисциплина «Клиническая фармакология»

 

Красноярск

2015г.

 

УДК

ББК

С

 

 

Фтизиатрия, Скорая медицинская помощь, Стоматология хирургическая, Патологическая анатомия, Радиология. Ординатура: сб. метод.рекомендаций для преподавателя к практ. занятиям / сост. Свидерская Л.Н., Веселова О.Ф.–Красноярск: тип. КрасГМУ, 2015г. –??? с.

 

Составители: Кандидат медицинских наук, доцент Свидерская Л.Н.

Кандидат медицинских наук, доцент Веселова О.Ф.

 

Сборник методических рекомендаций к семинарским занятиям предназначен для преподавателя с целью организации занятий. Составлен в соответствии с требованием ФГОС ВО № (приказа)___20__подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальностям: 31.08.51 – Фтизиатрия, 31.08.48 – Скорая медицинская помощь, 31.08.74 – Стоматология хирургическая, 31.08.07 – Патологическая анатомия, 31.08.08 – Радиология. Выпуск 2.

 

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

 

КрасГМУ

2015г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.)