Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия преподавательского состава

Поиск

ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

И УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Конспект лекций

 

Издание второе, переработанное и дополненное

 

 

ТВЕРЬ 2006

 

 

УДК: 355.58 (075.8)

ББК Ц69я731-2

Н63

 

 

ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГО УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ

 

 
 

 


В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества учащихся могут быть созданы и другие формирования ГО.

Звено связи. Руководителем может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО ЧС и начальников ГО ЧС должны быть у руководителя. На звено возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава, рабочих и преподавателей, а также учащихся о чрезвычайной ситуации, передача сигналов оповещения ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в постоянной готовности и др.

Команда (группа) по охране общественного порядка. Руководителем назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды (группы) определяется приказом начальника ГО ЧС заведения.

На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т.д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству при эвакуации.

Команда противопожарной службы. Руководителем приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении (по совместительству). Состав команды определяется по необходимости. Ее члены должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения. На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация тушения пожаров; оказание помощи службе противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) в дезактивации (дегазации) участков (помещений, классов) заражения.

Санитарная дружина. Организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медпункта. Состав определяется приказом начальника ГО ЧС объекта. На дружину возлагаются следующие задачи: организация и проведения санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

Группа ПР и ПХЗ. Руководителем группы (команды) может быть назначен преподаватель химии или физики. Ее состав определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Группа должна иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки и контроля, такие, как ДП-5, комплект индивидуальных дозиметров ДП-24, ВПХР и др. Личный состав должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами. Из состава группы выделяются посты РХН, обученные работе с приборами.

На группу ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся, преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.

Начальник ГО ЧС (руководитель учебного заведения) и начальник штаба по делам ГО ЧС (преподаватель допризывной подготовки юношей или ОБЖ) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО ЧС предприятий и учреждений, организаций, расположенных вблизи школы (училища, гимназии, лицея) и формированиями ГО района, города, области. Обеспечение формирований ГО учебного заведения техникой и имуществом осуществляется штабом по делам ГО ЧС города, области по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и др.).

 

2. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (КОМАНДИРА

ФОРМИРОВАНИЯ ГО) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ

АВРИЙНО- СПАСАТЕЛЬНЫХ

И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (АСиДНР)

 

Организация и проведение АСиДНР в районах аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, в зонах пожаров, затоплений, наводнений, заражения и других очагах массового поражения в ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач ГО ЧС.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель их проведения – спасение людей и оказание первой медицинской помощи пораженным, их эвакуация из зон чрезвычайных ситуаций в лечебные учреждения. Содержание этих работ рассмотрим ниже в условиях конкретной обстановки, сложившейся при пожаре, взрыве угрозе радиоактивного или химического заражения района учебного заведения.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Важное значение имеет организация, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ПОЖАР В ШКОЛЕ

При возникновении пожара в школе начальник ГО ЧС школы (начальник штаба по делам ГО ЧС) сообщает в пожарную охрану, позвонив “01”; сообщает о случившемся в штаб по делам ГО ЧС района, милицию; вызывает “скорую помощь”; оповещает шефское предприятие; организует сбор информации и тушение пожара; организует эвакуацию детей и имущества и руководит ею.

Обязанности распределяются так, чтобы одновременно с вызовом пожарных начать эвакуацию детей, имущества и приступить к локализации и тушению пожара.

При возникновении пожара в помещении (кабинете) в начальной стадии огонь, как правило, распространяется довольно медленно (если нет толстого слоя пыли), и очаг его может быть локализован и потушен за короткое время. Для тушения пожара в начальной стадии загорания (10-20 мин.) используются асбестовые и брезентовые покрытия, сырая одежда, ведра с водой, песок, земля, огнетушители и внутренние пожарные краны. Начинать тушение пожара нужно с того участка, где огонь может создать угрозу людям, нанести наибольший ущерб, вызвать взрыв или обрушение конструкций. Необходимо оградить от огня очаги повышенной опасности в школе (кабинеты физики, химии и т.д.). НЕОБХОДИМО ОСТАНОВИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОГНЯ. Опыт показывает, что до прибытия пожарных команд бороться с огнем надо собственными силами, т.к. минуты до прибытия пожарных могут стать решающими.

Организация эвакуации и спасение учащихся при пожаре начинаются со своевременного оповещения и информации об угрозе. Начинается оповещение с передачи установленных и предельно понятных учащимся сигналов. Основная задача состоит в том, чтобы обратить внимание учащихся на необычную ситуацию, связанную с возникновением какой-либо опасности, угрожающей здоровью и жизни детей, которую не всегда осознают. Основным средством сигнала тревоги в школе являются электрические сирены (звонки). Они способны лишь привлечь внимание преподавателей и учеников, поэтому затем используют громкоговоритель. В некоторых учебных заведениях применяются локальные системы оповещения. Через такую систему можно быстро оповестить всех о возникновении пожара и указать место, куда необходимо направиться для эвакуации. Объявление об эвакуации, как правило, делает официальное лицо. Объявление должно быть сделано спокойно, без тревожной нотки в голосе, и в то же время повелительным и внушительным тоном, громко и внятно.

Получив указания об эвакуации, учителя обязаны:

- подготовить детей к эвакуации (им нужно взять свои вещи, портфели и т.п.);

- объявить порядок, направление движения и место сбора;

- открыть спокойно двери и указать направление движения;

- закрыть двери после того, как дети вышли;

- вывести детей в предусмотренное планом эвакуации место;

- оказать пострадавшим ученикам в случае необходимости первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь;

- проверить детей по списку и результаты доложить директору или руководителю эвакуации, в дальнейшем выполнять его указания, а также следить за тем, чтобы некоторые ученики не могли вернуться в горящую школу за оставшимися (забытыми) вещами.

Каждый учитель несет персональную ответственность за вывод учеников того класса, с которым он занимался во время возникновения пожара, взрыва.

В первую очередь эвакуируют детей младших классов. При возникновении пожара в деревянном здании школы спасение должно производиться немедленно из всего здания, независимо от места, размера и особенностей развития пожара. Также в первую очередь эвакуируются классы из наиболее опасных мест по кратчайшим и безопасным путям, к которым относятся основные и запасные входы и выходы, оконные проемы, пожарные лестницы.

Преподаватели-командиры формирований со своими формированиями немедленно приступают к выполнению возложенных на них задач, уточненных в соответствии со сложившейся пожарной обстановкой: поддерживают порядок при эвакуации (недопущение паники); проводят спасательные работы; локализуют и тушат пожар; оказывают медицинскую помощь пострадавшим и эвакуируют их в лечебные учреждения.

Все эти действия необходимо выполнять быстро, спокойно и слаженно.

Спасательные работы из горящих и отрезанных дымом помещений осуществляют через окна (на первом этаже) и через окна с использованием пожарных и приставных лестниц, а также веревок (с верхних этажей). Таким же путем спасают детей и в случае, когда внутренние лестницы охвачены огнем или очень задымлены. При этом помещение должно быть загерметизировано (плотно закрывать двери, щели заткнуть подручными материалами, смочив их водой). Для веревок можно использовать шторы, брючные ремни и т.п. Один конец веревки привязывают к отопительной батарее, трубе, но не в коем случае нельзя привязывать их к оконной раме. На веревке должны быть сделаны узлы, чтобы лучше удерживаться при спуске, веревка при спуске должна быть между ног, чтобы сжатыми ступнями, коленками тормозить спуск. Если спасают младших школьников, а также слабых и испуганных детей, то их необходимо другим концов веревки привязать за руки или обвязать вокруг груди. Надо помнить, что ученики младших классов от страха могут прятаться в шкафы, под парты, забиваться в углы и не отзываться на зов.

При поиске оставшихся и пострадавших необходимо пользоваться простейшей повязкой (ватно-марлевой или тканевой), смоченной водой, чтобы защитить органы дыхания от дыма, также можно использовать для этой цели гопкалитовый патрон, противогаз. Желательно иметь с собой запасные повязки, противогазы для защиты органов дыхания отыскиваемых. Отправляясь на поиски, обвяжите себя веревкой, тросиком: кто-то должен вас страховать. Двери в задымленное помещение открывайте медленно и осторожно, иначе быстрый приток воздуха вызовет вспышку пламени. В задымленном помещении необходимо двигаться вдоль стены, пригнувшись.

При обнаружении пострадавшего на него надевают противогаз с гопкалиновым патроном или, в крайнем случае, рот и нос спасаемого закрывают куском мокрой ткани (мокрым носовым платком). Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то оказывающий помощь вытаскивает его на себе. В том случае, когда на пострадавшем горит одежда, пламя тушат, набрасывая на человека какое–либо покрывало, плотно прижав его к телу, или сбивают пламя курткой, головным убором, или переворачивают пострадавшего на другую сторону и тем самым тушат пламя. Недопустимо тушить одежду на пострадавшем с помощью огнетушителя, это может вызвать химический ожог кожи тела.

При спасении пострадавших и при тушении пожара необходимо соблюдать следующие правила:

- перед входом в горящее помещение или выходом из него накройтесь с головой мокрой тканью, покрывалом, одеждой и при преодолении пламени не дышите;

- в сильно задымленном помещении, коридоре двигайтесь пригнувшись, на четвереньках или ползком, опустив голову ближе к полу;

- для защиты от угарного газа используйте шланговый противогаз, гопкалиновый патрон, изолирующий противогаз или увлажненную ватно-марлевую повязку, ткань и т.п.;

- если на вас загорелась одежда, ложитесь и, перекатываясь, сбейте с себя пламя или сбросьте одежду, ни в коем случае нельзя бежать;

- на рабочем месте должно быть не менее двух человек!

Паника. Надо помнить, что малейшая растерянность и проявление страха, тревоги, особенно в самом начале пожара, могут привести к тяжелым, а порой и непоправимым последствиям из-за возникновения паники.

Панику легче предупредить, чем ее пресечь, когда она уже возникла. Она может быть предотвращена только хорошей организацией действий всего коллектива школы: для этого заблаговременно разрабатывается план эвакуации на случай пожара (или другого ЧС), в котором четко определяются пути выхода из каждого кабинета, класса школы и порядок действий учителей, преподавателей-командиров формирований со своими формированиями и учащихся. По этому плану обязательно должны проводиться как частые тренировки для групп отдельных классов, так и общешкольные тренировки (1-2 в год), за счет часов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Возникшую панику пресечь можно только мерами психологического воздействия, нужно задержать обезумевших детей вплоть до того, что сбить с ног, отделить паникеров от общего потока, успокоить их и пресекать любые попытки панических действий.

Одним из лучших средств борьбы с паническим настроением является достоверная, убедительная и достаточно полная информация коллектива школы о случившимся, напоминания о правилах поведения и периодические рассказы о предпринимаемых мерах. Грамотная оценка обстановки, принятие правильного решения о целесообразных действиях в этой обстановке, умелые действия учителей также способствуют предотвращению паники. Необходимо отвлечь хотя бы на непродолжительное время внимание школьников от источника страха или возбудителя паники, дать возможность учащимся на мгновение очнуться от страха и попытаться взять управление толпой на себя. Нужно постараться переключить внимание школьников с действий «лидера» паникеров на человека трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Здесь должны найти место властные и громкие команды человека с волевым характером. Но нельзя и проявлять беспечность.

Как только предотвратили панику, надо незамедлительно вовлечь учащихся в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, у большинства людей наблюдается повышенная активность, стремление как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привлечения всех к спасательным работам, поручив каждому или группе конкретный участок. И еще важное правило – постоянное общение руководящего состава, преподавателей учебного заведения с учащимися в зоне чрезвычайной ситуации. Личные примеры мужества в критических ситуациях оказывают порой решающее влияние на поведение учащихся, их активность и стойкость в ЧС.

На втором этапе аварийно-спасательных работ учитель, преподаватель должен постоянно находиться с учащимися и не отвлекаться на тушение пожара, эвакуацию имущества, разбор завалов.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Она состоит из проведения простейших мероприятий, которые могут спасти жизнь пораженному, предупредить развитие возможных осложнений и уменьшить тяжесть течения травмы или заболевания. Ее оказывают санитарные дружины, санитарные посты и личный состав других формирований ГО школы на месте поражения в наиболее ранние сроки.

При пожаре человек может (как было указано выше) пострадать от огня, ядовитого дыма, падения с высоты, электрических разрядов, сдавлений рушащимися конструкциями здания, получить ранения, ушибы и пр.

Ожоги возникают при воздействии высоких температур на человека. Ожоги от светового излучения, пламени, кипятка и горячего пара называются термическими. При воздействии на кожу слизистые оболочки крепких кислот и щелочей возникают химические ожоги. Кислоты и щелочи вызывают не только местное поражение, но и общее отравление организма. Зажигательные вещества (типа напалма) образуют глубокие ожоги.

При попадании и длительном воздействии радиоактивных веществ (РВ) на кожу и слизистые оболочки возникают радиационные ожоги.

Чем раньше оказывают первую медицинскую помощь обоженным, тем реже у них отмечаются осложнения. При оказании помощи прежде всего надо погасить горящую одежду, для чего на пораженного набрасывают пальто, одеяло, полотно и плотно прижимают к нему, чтобы погасить пламя. Обнаженную часть тела освобождают от одежды, обрезая ее вокруг, оставляя на месте прилипшую к ожогу. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами. На ожоговую поверхность накладывают стерильную повязку или чистую ткань, носовой платок, который желательно смочить спиртом. При ожогах, занимающих обширную поверхность, пораженного лучше всего завернуть в чистую простынь, провести все мероприятия по предупреждению шока (ввести обезболивающее средство – промедол), напоить горячим чаем или соляно-щелочной смесью (на 1л воды – 1 чайная ложка поваренной соли и ½ чайной ложки питьевой соды) и срочно транспортировать в медицинское учреждение.

Первая медицинская помощь при ожогах глаз заключается в наложении на них стерильной повязки и создании для пораженного покоя. При обширных ожогах нижних и верхних конечностей производят их иммобилизацию шинами или подручными средствами.

Поражение продуктами горения. После того как пострадавшего вынесли или он сам выбрался из зоны пожара, ему прежде всего необходим свежий воздух. Если же пострадавший уже находится в тяжелом состоянии и налицо все признаки отравления (головокружение, тошнота, рвота, головная боль, шум в ушах, учащенное сердцебиение), то для его дальнейшего спасения необходимо:

- вынести пострадавшего на свежий воздух, положить на спину, расстегнуть одежду. Эффективно помогает пострадавшему прийти в себя вдыхание кислорода;

- на голову и грудь пострадавшего необходимо положить холодный компресс. Если пострадавший в сознании, то его желательно напоить горячим чаем или кофе. Если он без сознания, то ему необходимо дать понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом. При рвоте голову пострадавшего необходимо повернуть в сторону, так чтобы он не задохнулся, а еще лучше уложить его на правый бок, в так называемое восстановительное положение;

- при отсутствии у пострадавшего дыхания необходимо немедленно начать проводить искусственное дыхание способом “рот в рот” и обеспечить максимально быструю отправку в лечебное учреждение.

Переломы. Переломы возникают при резких движениях, ударах, падении с высоты и т.д. Они могут быть закрытыми и открытыми.

При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых – в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы. Признаки перелома: боль в области повреждения кости, припухлость и кровоподтек. При переломе костей конечностей может быть их деформация, нарушается функция конечности. При открытых переломах в ране могут быть видны отломки костей. Повреждение ребер затрудняет дыхание, при ощупывании в месте перелома слышен хруст отломков ребра. Переломы костей таза и позвоночника часто сопровождаются нарушением мочеиспускания и нарушением движений в нижних конечностях. При переломах костей внутричерепной коробки нередко бывает кровотечение из ушей. В тяжелых случаях переломы сопровождаются шоком. Шок может возникнуть и в момент оказания первой помощи при небрежном обращении с пораженным. Нельзя допускать движений в месте перелома. Смещение костных отломков может закрытый перелом сделать открытым. Переломы не всегда легко распознавать, поэтому в сомнительных случаях первую медицинскую помощь оказывают так же, как при переломах. Основой оказания первой медицинской помощи является создание неподвижности (иммобилизация) концов (осколков) повреждений конечностей или других частей тела, для чего применяют так называемые транспортные шины, которые могут быть изготовлены из фанеры, металлической проволоки (в виде лестницы или сетки), пластмассы и другого материала. Шину нужно наложить так, чтобы была достигнута неподвижность в двух прилегающих к месту перелома суставах (выше и ниже места перелома). Под шину в местах костных выступов подкладывают мягкую подстилку из ваты или ткани. Шины обкладывают ватой и обвертывают бинтом, чтобы ослабить давление их на область перелома, и затем прибинтовывают к поврежденной конечности. При открытых переломах, сопровождающихся кровотечением, сначала останавливают кровотечение, рану закрывают стерильной повязкой, пораженному водят противоболевое средство и только после этого проводят иммобилизацию табельными или подручными средствами, которыми могут служить полоски фанеры, палки, тонкие доски, различные бытовые предметы и т.п.

Раны и кровотечения. Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей. Раны могут быть огнестрельными, резанными, рубленными, колотыми, ушибленными, рваными, укушенными. Основными признаками ран являются боль, зияние и кровотечение.

При оказании первой медицинской помощи раненым необходимо предупредить попадание в рану микробов, т.е. нужно соблюдать основные правила асептики – все, что соприкасается с раной, должно быть стерильным. Поэтому при оказании помощи рану нельзя трогать руками, удалять из нее осколки, обрывки одежды, использовать нестерильный материал для закрытия раны.

Существует ряд химических и лекарственных веществ, губительным образом действующих на микробы (винный спирт, настойка йода, растворы хлораммиака, риванола, перманганата калия и др.). Такие вещества называются обеззараживающими или антисептическими, а метод борьбы с микробами с помощью этих средств – антисептикой. Перед наложением стерильной повязки кожу вокруг раны смазывают настойкой йода, уничтожая микробов. К биологическим антисептикам относится группа антибиотиков, специфических вакцин и сывороток, используемых для профилактики и лечения раненой инфекции. Убивает микробов высокая температура и солнечный свет, особенно ультрафиолетовое излучение.

Способы асептики и антисептики дополняют друг друга и способствуют эффективной борьбе с инфекционным заражением ран.

На все раны накладывают стерильные повязки, представляющие собой перевязочный материал, который закрывает рану. Процесс наложения повязки на рану называется перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней (перевязочный материал, который соприкасается с раной, – стерильная салфетка) и наружной (материал, который закрепляет повязку, – бинт).

Перевязочный материал должен быть гигроскопичным, хорошо впитывать влагу из раны (кровь, гной), быстро высыхать, легко поддаваться стерилизации.

При оказании помощи, когда под руками нет табельных перевязочных средств, должны широко использоваться подручные материалы: ткани, простыни, рубашки и др. При недостатке стерильного перевязочного материала его следует использовать экономно, только на первую часть повязки, которой закрывается рана, а вторую, фиксирующую часть повязки выполнять нестерильным материалом или подручными средствами.

При наложении повязок необходимо соблюдать следующие основные правила:

- чтобы не вызывать излишней боли, при перевязке поддерживать поврежденную часть тела;

- бинт держать в правой руке скаткой вверх, в левой удерживать повязку;

- бинт раскатывать, не отрывая от поверхности тела, слева на право;

- повязку накладывать не очень туго, чтобы она не нарушила кровообращения, но и не слабо, чтобы она не сползла с раны.

Способы остановки кровотечения. В зависимости от вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное) и имеющихся при оказании первой медицинской помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку.

Временная остановка наружного артериального кровотечения достигается путем прижатия поврежденных сосудов и кости пальцами, наложением жгута или закрутки, фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе. Временная остановка наружного венозного и капиллярного кровотечений проводится путем наложения давящей стерильной повязки на рану и придания поврежденной части тела приподнятого положения по отношению к туловищу. В некоторых случаях временная остановка венозного и капиллярного кровотечения может стать и окончательной. Окончательная остановка артериального, а в ряде случаев и венозного кровотечения проводится при хирургической обработке ран.

При сильном, угрожающем жизни артериальном кровотечении из раны конечности как можно быстрее прижимают пальцами кровоточащий сосуд выше места его повреждения. Пальцевое прижатие сосуда позволяет выиграть время для наложения давящей повязки или кровоостанавливающего жгута.

Наложение жгута (закрутки) – основной способ временной остановки кровотечения при повреждении крупных артериальных сосудов конечностей. Жгут накладывают на бедро, голень, плечо и предплечье выше места кровотечения, ближе к ране, на одежду или мягкую подкладку из бинта, чтобы не прищемить кожу, с такой силой, чтобы остановить кровотечение. При слишком сильном сдавливании тканей в большей степени травмируются нервные стволы конечностей. Если жгут наложен недостаточно туго, артериальное кровотечение усиливается, так как сдавливаются только вены, по которым осуществляется отток крови из конечностей.

Время наложения жгута с указанием даты, часа и минут отмечают в записке, которую подкладывают на виду под жгут. Конечность, перетянутую жгутом, тепло укрывают, особенно в зимнее время, но не обкладывают грелками. Пострадавшему вводят противоболевое средство из шприца-тюбика. Жгут на конечности следует держать не более 1,5 ч. во избежание омертвления конечности ниже места наложения жгута. В тех случаях, когда с момента его наложения прошло 1,5 ч., надо сделать пальцевое прижатие артерии, медленно, контролируя пульс, ослабить жгут на 5-10 мин. и затем снова наложить его немного выше предыдущего места. Такое временное снятие жгута повторяют через каждый час, пока пораженному не будет оказана хирургическая помощь, при этом каждый раз делают отметку в записке. Если жгут трубчатый, без цепочки и крючка на концах, его концы завязывают в узел.

При отсутствии жгута артериальное кровотечение может быть остановлено наложением закрутки. Для закрутки используют веревку, скрученный платок, полоски ткани, брючный ремень.

При венозном и капиллярном кровотечении накладывают давящую повязку, кровоточащую рану закрывают стерильными салфетками или бинтом в 3-4 слоя, сверху кладут гигроскопическую вату. Повязку туго закрепляют бинтом. Промокшую повязку перебинтовывают.

Электротравма. Электрический ток оказывает действие на центральную нервную систему. При легких поражениях наступает кратковременное обморочное состояние, при тяжелых - потеря сознания, ослабление дыхания и сердечной деятельности. Иногда пострадавший в таком состоянии производит впечатление умершего. Смерть может наступить в момент действия электрического тока и после его прекращения, в некоторых случаях – через несколько часов или даже суток. На коже в местах соприкосновения с электрическим проводом, могут возникать желтовато-бурые пятна. При коротком замыкании, при работе с вольтовой дугой человек может получить термические ожоги.

Первая помощь – прекратить контакт пораженного с электрическим проводом. Сначала надо выключить рубильник, вывернуть электрические пробки, отбросить или перерубить электрический провод. Оттаскивать пораженного от провода, не обесточив его, можно только в резиновых перчатках. Если их нет, нужно встать на сухую доску, резиновый коврик или быть в резиновой обуви. Снимать провод с пораженного можно сухой палкой, но не металлическими предметами. После этого пораженного в бессознательном состоянии укладывают на спину, расстегивают стесняющие воротник рубашки и пояс, дают понюхать нашатырный спирт. При остановке дыхания и сердечной деятельности делают искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. На пораженные электротоком участки тела накладывают стерильные повязки.

Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. При внезапной остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания наступает состояние клинической смерти. Если сразу же приступить к непрямому массажу сердца и искусственному дыханию, то в ряде случаев удается возвратить пострадавшего к жизни.

Прежде чем начать искусственное дыхание, надо уложить пораженного на спину и убедиться, что его воздухоносные пути свободны для прохождения воздуха, для чего его голову максимально запрокидывают назад. При сжатых челюстях надо выдвинуть нижнюю челюсть вперед и, надавливая на подбородок, раскрыть рот, затем следует очистить салфеткой ротовую полость от слюны и рвотных масс и приступить к искусственному дыханию: на открытый рот пораженного положить в один слой салфетку (носовой платок), зажать ему нос, сделать глубокий вдох, плотно приложить свои губы к губам пораженного и с силой вдуть воздух ему в рот. Вдувают такую порцию воздуха, чтобы она каждый раз вызывала возможно более полное расправление легких, что обнаруживается по движению грудной клетки. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в мин. до восстановления естественного дыхания или до появления явных признаков смерти. Остановку сердечной деятельности распознают по отсутствию дыхания, пульса, сердечного толчка, рефлексов и по расширению зрачка.

При ранениях нижней челюсти искусственное дыхание можно делать другим способом: воздух вдувают через нос, а рот при этом должен быть закрыт.

При обширных ранениях челюстно-лицевой области искусственное дыхание производится следующим способом: пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у его изголовья, берет обе его руки за предплечья и поднимает их, далее назад за себя и разводит их в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох. Такие движения следует производить 16-18 раз в мин.

Если вместе с остановкой дыхания прекращается и сердечная деятельность, производят одновременно искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В этом случае помощь пораженному должны оказывать две или три сандружинницы. Одна производит непрямой массаж сердца, а вторая – искусственное дыхание способом “изо рта в рот”, третья может поддерживать голову пораженного, находясь справа от него и быть в готовности сменить одну из сандружинниц, чтобы непрерывно осуществлять искусственное дыхание в течение нужного времени. Пораженного укладывают на спину, сандружинница встает с левой стороны от него и кладет ладони одна на другую на область нижней трети грудины. Энергичными и ритмичными толчками 50-60 раз в мин. нажимает на грудину, после каждого толчка отпускают руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке. Смещение передней стенки грудной клетки должно быть не менее 3-4 см. Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя. Эти мероприятия проводят попеременно: 4-5 раз надавливают на грудную клетку в момент выдоха, затем производят одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

У школьников младших классов массаж сердца производят одной рукой. Показателями эффективности массажа служат: появление четкого пульса на сонной или бедренной артерии, порозовение слизистых оболочек губ и кожных покровов, сужение зрачков, последующее восстановление самостоятельного дыхания.

Травматический шок. Это опасное для жизни осложнение тяжелых травм, которое характеризуется расстройством деятельности центральной нервной системы, кровообращения, обмена веществ и других жизненно важных функций.

В развитии шока различают две фазы – возбуждение и торможение. Фаза возбуждения развивается сразу же при получении травмы как ответная реакция на болевые раздражители. При этом пораженный проявляет беспокойство, мечется от боли, кричит, просит о помощи. Эта фаза кратковременная и не всегда может быть обнаружена при оказании помощи. Вслед за ней наступает торможение центральной нервной системы и угнетение всех жизненно важных функций. В этой фазе пораженный заторможен, не просит о помощи, при полном сознании он безучастен к окружающему, тело его холодное, лицо бледное, пульс слабый, дыхание едва заметное.

В зависимости от тяжести течения различают четыре степени травматического шока: легкую, средней тяжести, тяжелое шоковое состояние, крайне тяжелое шоковое состояние.

Основные меры профилактики шока: устранение или ослабление боли после получения травмы, остановки кровотечения, исключение переохлаждения пораженного, бережное выполнение приемов первой медицинской помощи и щадящая транспортировка. При оказании помощи пораженному в состоянии шока в первую очередь останавливают опасное для жизни кровотечение, вводя шприц–тюбиком противоболевое средство, при наличии переломов проводят транспортную иммобилизацию, защищают пораженного от холода. Шприц–тюбик состоит из полиэтиленового корпуса, инъекционной иглы и защитного колпачка, предназначен для одноразового введения лекарств внутримышечно или подкожно.

Для введения противоболевого средства правой рукой берут шприц–тюбик за корпус, левой – за ребристый ободок канюли, корпус поворачивают до упора. Снимают колпачок, защищающий иглу. Не касаясь иглы руками, вкалывают ее в мягкие ткани верхней трети бедра снаружи, верхней трети плеча сзади, в области наружного верхнего квадрата ягодицы. Сильно сжимая пальцами корпус шприц–тюбика, выдавливают содержимое и, не разжимая пальцев, извлекают иглу. Использованный шприц–тюбик прикалывают к одежде пораженного на груди, что указывает на введение ему противоболевого средства. В тех случаях, когда нет шприц–тюбика с противоболевым средством, пораженному в состоянии шока можно дать алкоголь (вино, водку, разбавленный спирт), горячий ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.015 с.)