Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактический осмотр территории и помещений здания учебного заведения

Поиск

Профилактические меры по предупреждению терактов с помощью взрывов, поджогов предусматривают регулярный осмотр территорий и помещений школы и объектов с целью своевременного обнаружения посторонних взрывоопасных предметов.

Такой осмотр должны проводить как минимум два человека (по принципу – что пропустит один, может заметить другой). В то же время при досмотре нельзя скапливаться в большие группы, по возможности не пользоваться радиопереговорными устройствами, чтобы исключить случайное срабатывание радиоуправляемого ВУ, а чтобы исключить срабатывание ВУ с магнитным типом взрывателя, не стоит приближаться к подозрительному предмету с металлическими предметами.

На открытой территории, кроме специфических мест для каждого конкретного объекта, в обязательном порядке осматриваются мусорные урны, канализационные люки, сливные решетки, цокольные и подвальные ниши, мусоросборники, закрытые киоски, сараи, посторонние машины, распределительные телефонные электрощиты, водосливные трубы. При этом также обращают внимание на деревья, столбы, стены здания.

Необходимо иметь план помещений, классов, чтобы приступая к осмотру, знать расположение комнат, лестниц, ниш, силовых и телефонных коммуникаций, вентиляции, канализации. Имея подобный план, можно заранее предположить места возможных закладок. Приступая к осмотру, необходимо также иметь комплект ключей от помещений, шкафов, ящиков столов. Перед досмотром желательно обесточить внешнее электропитание, если это по какой-то причине затруднительно, то при осмотре стараться не включать досматриваемое оборудование. Если есть подозрение на наличие ВУ, открыть окна и двери в осматриваемых помещениях, классах для рассосредоточения возможной взрывной волны.

Необходимо избегать резких непродуманных движений, особенно связанных с передвижением в пространстве и открыванием дверей, полок, шкафов, выключателей.

В помещениях особое внимание нужно уделить подвесным потолкам, вентиляционным шахтам, внутренним электрощитовым и распределительным коробкам, местам за батареями отопления, осветительным приборам, поддонам мусоропроводов, мусоросборникам, лифтам, лестничным клеткам и другим замкнутым пространствам.

Подобные места необходимо держать под контролем. Вентиляционные шахты, водосточные трубы и другие подобные места можно заделать решетками, ограничивающими доступ. На дверцы ниш, шкафов, чердаков, щитовых и т.п. навесить замки, опечатать их.

Что касается отдельных помещений, то наибольшую опасность представляют места постоянного скопления людей, особенно те, где могут оказаться случайные посетители: столовая, кухня, секретарская комната, туалеты, комната отдыха, гардеробы (раздевалки), места, где находится особо ценное оборудование, кабинеты физики, химии, лакокрасочные материалы, ГСМ, другие легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы и вещества.

 

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ взрывоопасных предметов

И взрывчатых устройств

1. При получении сообщения о заложенном ВУ, обнаружении предметов, вызывающих такое подозрение, немедленно поставить в известность руководство школы, дежурную службу объекта (там, где она есть) и сообщить полученную информацию в дежурную часть органов МВД. При этом дать точный адрес и название школы, где обнаружено ВУ, номер телефона.

2. До прибытия сотрудников милиции принять меры к ограждению подозрительного предмета и недопущению к нему людей в радиусе до 50-100 м. Эвакуировать из здания (помещения, школы) персонал, школьников на расстояние не менее 200 м.

3. По прибытии специалистов по обнаружению ВУ действовать в соответствии с их указаниями.

Категорически запрещается:

- самостоятельно предпринимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать этот и другие предметы, находящиеся с ними в контакте;

- заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;

- пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами, мобильными телефонами или рацией вблизи обнаруженного предмета, переезжать его на автомобиле;

- оказывать температурное, звуковое, механическое воздействие на взрывоопасный предмет;

- прикасаться к ВОП, находясь в одежде с синтетическими волокнами.

На случаи нападения, пожара, обнаружения ВУ должен быть план. Все должны знать, кто в таких случаях является старшим (чьи распоряжения в критической ситуации не оспариваются). Как правило, подобные функции должен брать на себя руководитель (директор школы), отвечающий за безопасность объекта. Все должны знать пути эвакуации людей, выноса оборудования, ценностей. Необходимо определить места сосредоточения людей на безопасном удалении и предусмотреть их охрану. Должен быть определенный порядок оповещения персонала и школьников, а также органов власти.

Необходимо проводить обязательные учебные тренировки, т.к. они неизбежно выявят скрытые недостатки самого продуманного плана и позволят избежать их в реальных ситуациях.

Обезвреживание ВУ или локализация взрыва должна производится подготовленными минерами-подравниками или другими обученными специалистами после удаления людей из опасной зоны и выставления оцепления.

ВУ содержит, как правило, от нескольких десятков грамм до нескольких десятков килограмм ВВ. Порой ВВ может быть просто мешок с химическими удобрениями, которое при детонации взрывается с большой силой. ВУ также переносят террористы-комикадзе, имея на себе «пояс шахида».

ВУ в принципе можно обнаружить путем регистрации запаха газообразных испарений продуктов медленного разложения или испарения ВВ. Регистрация может также осуществляться с помощью химического, спектрометрического и других способов. Однако следует заметить, что в настоящее время лучшим детектором ВВ является собачий нос. Специально обученные собаки способны избирательно обнаруживать весьма малые количества ВВ в грунте, багаже пассажиров, кейсе, автомобиле и т.д.

Если вы обнаружили в транспорте оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться ВУ, то немедленно сообщите об этом водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции. Не трогайте предмет сами и других предупредите. Будьте бдительны и внимательны.

 

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЗРЫВЕ

В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ), взрывоопасных предметов (ВОП) и взрывных устройств (ВУ). В военных целях обычно используется тротил, сплавы тротила с гексогеном, различные смеси на основе гексогена и др. - все это ВВ, которые от воздействия внешнего импульса (удара, толчка, трения и т.п.) взрываются. Агрегатные состояния ВВ разные – твердые, жидкие, газообразные. При использовании ВВ для различных целей их помещают в разные устройства, предметы. ВОП – авиационные бомбы, снаряды, мины, гранаты и др.

ВУ могут быть самыми разнообразными как по внешнему виду, так и по принципу их действия – сумки, пакеты, чемоданы, игрушки, банки и т.п. Способы приведения в действие ВУ разнообразны и постоянно совершенствуются, основные из них:

- по истечении заданного времени замедления (часовые механизмы, будильники);

- подача импульса тока по проводам;

- подключение потребителей энергии (телевизоров, радиоприемников и т.д.) к сети или включение потребителя энергии в автомобиле (фар, стоп-сигнала, звукового сигнала и др.).

С целью покушения ВУ могут быть заложены в конверты, бандероли, посылки и т.д.

При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:

- припаркованный в неположенном месте или очень близко от школы автомобиль;

- оставленный прицеп возле школы;

- бесхозный предмет с имеющимися на нем источниками питания;

- провода, растяжки из проволоки, лески, шнура, веревки;

- шум, тиканье из оставленной без хозяина сумки, пакета (например в раздевалке);

- необычное расположение урн, контейнеров для мусора и т.д.;

- оставленные сумки, коробки, чемоданы, пакеты в столовой и раздевалке школы.

При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:

- немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;

- изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему, не трогать и не допускать других;

- если дело происходит в помещении, эвакуировать весь персонал, по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

- исключить пользование мобильных телефонов, радиосвязи, т.к. это может привести к срабатыванию ВУ.

Взрывом называется процесс быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.

Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа (плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает механическое воздействие на окружающие тела.

Вся выделившаяся энергия расходится на образование следующих поражающих и опасных факторов:

- ударная волна, поражающим критерием которой является избыточное давление во фронте ∆Рф, вызывает механические (физические) поражения людей различной степени тяжести, от легкой степени до смертельных поражений;

- пламя, разогретая среда (газ) вызывает термические поражения людей (ожоги, ослепления) различной степени тяжести;

- обрушение конструкций и их разлетающиеся части вызывают в основном поражения людей механического характера;

- образование или выделение из поврежденного оборудования вредных (опасных, токсичных) веществ вызывают химические поражения (ожоги, отравления) различной степени тяжести.

Действие взрыва на здание, сооружения, оборудование. Наибольшим разрушениям продуктами взрыва и ударной волной подвергаются здания и сооружения больших размеров с легкими несущими конструкциями, значительно возвышающимися над поверхностьюземли. Подземные и заглубленные в грунт сооружения с жесткими конструкциями обладают значительной сопротивляемостью к разрушению.

Степень разрушения зданий и сооружений можно представить в следующем виде:

- полное – обрушены перекрытия и разрушены все основные несущие конструкции, восстановление невозможно;

- сильное – имеются значительные деформации несущих конструкций, разрушена большая часть перекрытий и стен;

- среднее – разрушены главным образом не несущие, а второстепенные конструкции (легкие стены, перегородки, крыши, окна, двери), возможны трещины в наружных стенах, перекрытия в подвале не разрушены, в коммунальных и энергетических сетях значительные разрушения и деформации элементов, требующие устранения;

- слабое – разрушена часть внутренних перегородок, заполнения дверных и оконных проемов, оборудование имеет незначительные деформации, в коммунальных и энергетических сетях разрушения и поломки конструктивных элементов незначительны.

Действие взрыва на человека. Продукты взрыва и образовавшаяся в результате их действия, воздушная ударная волна способны наносить человеку различные травмы, в том числе и смертельные. При непосредственном воздействии ударной волны основной причиной травм у людей является мгновенное повышение давления воздуха, что воспринимается человеком как резкий удар. При этом возможны повреждения внутренних органов, разрыв кровеносных сосудов, барабанных перепонок, сотрясение мозга, различные переломы и т.п. Кроме того, скоростной напор воздуха может отбросить человека на значительное расстояние и причинить ему при ударе о землю (или препятствие) значительное повреждение. Метательное действие такого напора заметно сказывается в зоне с избыточным давлением - более 50 кПа (0,5 кгс/см2), где скорость перемещения воздуха более 100 м/с, что значительно выше, чем при ураганном ветре.

Характер и тяжесть поражения людей зависят от величины параметров ударной волны, положения человека в момент взрыва, степени его защищенности. При прочих равных условиях наиболее тяжелые поражения получают люди, находящиеся в момент прихода ударной волны вне укрытий в положении стоя. В этом случае площадь воздействия скоростного напора воздуха будет примерно в 6 раз больше, чем в положении человека лежа.

Поражения, возникающие под действием ударной волны, подразделяются на легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые (смертельные); их характеристики приведены ниже:

- легкое – легкая контузия, временная потеря слуха, ушибы и вывихи конечностей;

- среднее – травмы мозга с потерей сознания, повреждение органов слуха, кровотечение их носа и ушей, сильные переломы и вывихи конечностей;

- тяжелое – сильная контузия всего организма, повреждение внутренних органов и мозга, тяжелые переломы конечностей, возможны летальные исходы;

- крайне тяжелое – травмы, обычно приводящие к смертельному исходу.

Поражение людей, находящихся в момент взрыва в зданиях и сооружениях, зависит от степени их разрушения. Так, при полных разрушениях зданий следует ожидать полной гибели находящихся в них людей; при сильных и средних – может выжить примерно половина людей, которые получат травмы различной степени тяжести. Многие могут оказаться под обломками конструкций, а также в помещениях с заваленными или разрушенными путями эвакуации. При слабых разрушениях зданий гибель людей маловероятна, однако часть из них может получить различные травмы.

Косвенное воздействие ударной волны заключается в поражении людей летящими обломками зданий и сооружений, камнями, битым стеклом и другими предметами, увлекаемыми ею.

Ликвидация последствий теракта взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени. Однако необходимо помнить, что минно-взрывная травма относится к числу наиболее тяжелых видов боевой патологии и травм мирного времени.

Для таких ранений типичны крайние степени травматического шока, наиболее высокая частота острой массивной кровопотери. Особыми механизмами ее возникновения объясняются обширные повреждения мягких тканей, костей, суставов, часто с полным разрушением или отрывом одного или даже нескольких сегментов конечностей, сочетание повреждений органов груди, живота, головы… Важно помнить одно: в некоторых случаях человека можно спасти, если помощь будет оказана незамедлительно.

Самое страшное при взрыве в здании школы, дома – страх, паника, беспорядочные действия. Постарайтесь не поддаваться всему этому. Спокойно уточните обстановку. В случае необходимой эвакуации возьмите документы и предметы первой необходимости. В разрушенном и поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым огнем (спичками, свечами, факелами и т.п.). Выходить из жилища надо, прижавшись к стене спиной, особенно если придется спускаться по лестнице. Пригнитесь, прикройте голову руками – сверху чаще всего сыплются обломки. Продвигайтесь осторожно, не трогайте поврежденные конструкции и оголившиеся провода. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (полотенцем).

К сожалению, взрыв часто сопровождается немедленным пожаром. Если пожар достаточно мощный, то надо немедленно эвакуироваться. Ни в коем случае не распахивайте окна: создается сильная тяга для огня. И помните: при пожаре в большинстве случаев люди гибнут не от пламени, а от дыма. Обвяжите голову мокрой тканью и попытайтесь прорваться сквозь пламя не дыша. Пригибайтесь как можно ниже, ибо жарче всего наверху. И обязательно избавьтесь от колготок и одежды с примесью синтетики: она быстро плавится и оставляет на теле особо страшные ожоги. Допустим, вам повезло, и вы выбрались на улицу. Сразу отойдите от дома – при этом надо следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть.

Если вас завалило обломками стен, г лавное – обуздать страх, не пасть духом, дышите глубоко и ровно, приготовьтесь терпеть голод и нужду. Любую, даже самую страшную ситуацию надо оценить и понять, что же в ней есть положительного. Приспособиться можно ко всему, а без пищи и воды живут по несколько дней, если на расходуют энергию без толку.

Ощупайте свое вынужденное укрытие. Если вам кажется, что над вами ничего не обвалится, попробуйте выбраться наружу. Даже в узкий лаз можно протиснуться, но делать это надо с умом: убедиться, что верхняя часть лаза не рухнет, расслабить мышцы, прижать локти к бокам и лезть, двигая ногами вперед, как черепаха.

Но когда есть хоть малейшее сомнение в надежности конструкции вашего укрытия – никаких телодвижений. Вам остается только одно: ждать и помнить – за вами обязательно придут. Если есть возможность, с помощью доски, кирпича укрепите потолок от обрушения. При сильной жажде положите в рот небольшой гладкий камешек или обрывок носового платка и сосите его, дыша носом. Чтобы помочь спасателям, постарайтесь привлечь их внимание. Можно кричать, скрестись, хотя бы шуршать. Уронить любой оказавшийся рядом мелкий предмет (например, брошенные на металлическую трубу камушек или монетка издадут достаточно громкий звук).

Если воздуха мало, а грудная клетка сдавлена, лежите тихо, экономьте силы. Во время спасательных работ обязательно объявляется «минута молчания». Вот тогда, услышав подозрительную тишину, кричите или стоните, что есть силы. Не получается? Что ж, тренированные собаки обнаружат вас по дыханию. Это проверено.

Важно знать и другое: человеку, запертому в малом объеме, лучше не чиркать спичками – огонь тоже потребляет кислород. И последнее: если вы получили ожог, знайте, что сильное (а в вашем положении единственное) антиожоговое средство – собственная моча.

Анализы результатов проведения спасательных работ в зонах ЧС различного характера, в том числе и от террористических актов, показывают, что до 90% из физически непораженного населения – поражается психологически на время от 30 мин до 3 суток (т.е. человек находится в шоке) и из них 10-15% нуждается в длительном стационарном лечении. В минуту опасности у людей, как правило, бывает два типа реакции. Одни находятся в ступоре (ступорозное состояние), не понимают, что с ними происходит, лежат или сидят практически без движений и никаких шагов к своему спасению не предпринимают. Другие же, наоборот, находятся в фугиформном состоянии, приходят в сильное возбуждение. Они совершают суетливые, но совершенно бестолковые и бесцельные действия. Бегают, кричат и совершают роковые ошибки. Например, при пожаре люди выбрасываются из окон, забывая, что живут на верхних этажах. В общем, большинство людей в форс-мажорных обстоятельствах ведет себя интуитивно, не оценивая реальную обстановку. В таком состоянии человеку трудно вспомнить теорию – как себя вести. Но мобилизоваться, отогнать животный страх, как показывает практика, все же можно и нужно. Помните: Ваши правильные и грамотные действия помогут спасти не только себя, но и окружающих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.23 (0.012 с.)