Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Николаенко Н.Г., Икомасова И.Н.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Н 63 Действия преподавательского состава и учащихся средних учебных заведений в чрезвычайных ситуациях: Конспект лекций. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. – 100 с.
Конспект лекций разработан в соответствии с программой обучения студентов педагогического профиля по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности”. Излагаются причины возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени, задачи руководящего состава средних учебных заведений в этих ситуациях. Рассмотрены работа преподавательского состава по организации и проведению аварийно-спасательных работ в зонах ЧС, действия персонала и учащихся по сигналам ГО при возникновении ЧС, по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи пострадавшим при получении ими различных видов поражений, а также действия в случае террористических актов и меры по обеспечению безопасности в условиях терактов. Научиться правильно действовать, защищать себя – часто означает спасти свою жизнь и жизнь близкого вам человека. Кроме того, конспект лекций окажет помощь руководящему составу преподавателям средних учебных заведений при подготовке и проведению занятий по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”.
УДК: 355.58 (075.8) ББК Ц69я 731-2 Печатается по решению научно-методического совета Тверского государственного университета. © Тверской государственный университет, 2006
“Предупреждение – спасение – помощь” – вот основной девиз спасательной службы России, которая всегда приходит на помощь людям, попавшим в беду, но иногда спасателям требуется время, чтобы начать действовать. Поэтому в чрезвычайной ситуации каждый человек должен умет оказать помощь себе и своим близким, сохраняя выдержку и хладнокровие. А для этого ему необходимы знания. С. Шойгу
ПРЕДИСЛОВИЕ Почти ежедневно в периодической печати, по радио и телевидению появляются сообщения о происходящих в мире стихийных бедствиях: землетрясениях, извержениях вулканов, обвалах, оползнях, селях, наводнениях, цунами, ураганах, смерчах, снежных и пыльных бурях, лесных пожарах и других стихийных действиях, а также о крупных авариях и катастрофах, сопровождающихся гибелью людей, разрушением городов и промышленных предприятий, кроме того, о нарушениях экологической обстановки в природе, о террористических актах, различных военных конфликтах с применением современных средств поражения – обо всем, что это приводит к чрезвычайным ситуациям. Чрезвычайная ситуация – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное различными причинами и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям. Чрезвычайные ситуации бывают природного и техногенного характера. Все они очень разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам последствий. По характеру явлений техногенные чрезвычайные ситуации (ЧС) подразделяют на следующие основные группы: - аварии на радиационно-опасных объектах. Например, авария в апреле 1986 г. на Чернобыльской АЭС; - аварии на химически опасных объектах. Например, в г. Бхопал (Индия) 3 декабря 1984 г. произошла утечка опасного вещества, в результате поражение получили свыше 250 тыс. человек и погибло свыше 2,5 тыс. чел. за одну только ночь. 3 июня 1989 г. под г. Уфа произошла железнодорожная катастрофа вследствие взрыва газового конденсата, вышедшего на поверхность из-за аварии на газопроводе. В результате более 800 пассажиров с сильными ожогами попали в больницу, часть из них не прожила и недели, а на месте катастрофы было обнаружено 223 трупа, многие люди исчезли бесследно; - аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах, (примеров очень и очень много, в том числе и катастрофа под г. Уфа); - аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, трубопроводном и т.д.); - аварии на гидродинамически опасных объектах; - аварии на биологически опасных объектах; - аварии в коммунально-энергетических сетях. - чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами; так 1-3 сентября в г. Беслане погибло 331 человек, из них 186 детей. Чрезвычайные ситуации природного характера это: - стихийные бедствия (землетрясения, ландшафтные пожары и т.д.); - массовые распространения вредителей лесного и сельского хозяйства; - природные факторы (гниение древесины, коррозия и т.п.). Говоря о чрезвычайных ситуациях, необходимо дать определение другим понятиям, содержание которых тесно связано с содержанием ЧС. Катастрофа (греч.) - переворот, уничтожение, крушение, военное поражение, разрушение, потрясающее внезапное бедствие, имеющее гибельный конец, в том числе и для людей. Седьмая международная конференция, проходившая в Венесуэле в феврале 1974 г., при определении термина “катастрофа” решила относить к нему: стихийные бедствия, военные конфликты, крупные промышленные аварии и эпидемии, при которых возникает опасность для жизни населения. В задачи ликвидации последствий катастроф входит не только оказание помощи населению, но и меры по предупреждению возможного ущерба, загрязнения окружающей природной среды и т.п. Катаклизм (греч.) - внезапный, резкий переворот в природе. Стихия ( греч.) - слепая, труднопреоборимая сила природы. Стихийное бедствие – явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной жизни, уничтожению материальных ценностей и гибели людей. Авария (итал.) - непредвиденный выход из строя, разрушение, повреждение или крушение здания, сооружения, поезда, судна, самолета, машины, станка и т.п. Террористический акт (теракт) – насильственное действие (деяние) устранения, подавления, уничтожения, вызывающее страх и ужас у личности, общества. Страх – состояние сильного волнения, когда ждут какой-либо опасности. Террор (лат.) – устрашение, подавление противников насильственными методами. Терроризм – политика (деятельность) личности, группы, класса, партии или государства, доведенная до крайней степени устрашения, подавления противников (личность, группа, класс, общество, народ) насильственными мерами, терактами, вплоть до их физического уничтожения, определяемая их интересами, целями. Террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме. Ужас – чувство сильного страха. Безопасность – состояние защищенности отдельной личности, общества, государства, объектов, природы (биосферы) от опасностей. Опасность – это явление, процесс, объект, предмет и др., то есть все то, что при определенных условиях способно нанести материальный ущерб, вред жизни и здоровью человека непосредственно или косвенно. Заложник – физическое лицо, захваченное и/или удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица. Большинство ЧС, аварий и катастроф имеют внезапный характер, основными их причинами являются: - стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, бури, смерчи, наводнения, засухи, ландшафтные пожары, лавины, обвалы, тайфуны и т.п.); - эпидемии, эпизоотии, эпифитотии и массовое размножение вредителей лесного и сельского хозяйства (саранча, сибирский шелкопряд, колорадский жук и т.п.); - воздействие природных факторов на здания, сооружения и конструкции, приводящее к старению или коррозии материалов и снижению их прочностных характеристик (воздействие блуждающих токов в грунте, гниение древесины, поражения насекомыми, домовым грибом и т.п.); - проектно – производственные дефекты зданий, сооружений и различных конструкций (ошибки при проектировании и изыскательных работах, низкое качество выполнения строительных работ, плохое качество строительных материалов и конструкций и т.п.); - воздействие технологических процессов промышленного производства на материалы конструкций (вибрации, перегрузки, высокие температуры и давления, действие окислителей, щелочей и других агрессивных сред); - нарушения правил эксплуатации зданий, сооружений, техники безопасности и технологических процессов производства (вызывающие взрывы котлов, реакторов, химических веществ, муки на мелькомбинатах, угольной пыли и метана в шахтах, пыли на зерновых элеваторах, сахарной пудры на сахарных заводах, древесной пыли на предприятиях и т.п.); - войны и различные вооруженные конфликты с применением современных средств поражения (возникающие между отдельными государствами или между группами государств (коалициями), а также между вооруженными отрядами народа одного государства); - терроризм – террористические акты, которые привели к гибели, поражению людей и уничтожению материальных ценностей. Чрезвычайные ситуации по масштабам последствий классифицируются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. Знание причин возникновения ЧС, аварий, умение предвидеть, распознавать опасность и возможности из избежать, научиться защищать себя и грамотно действовать – все это часто помогает спасти жизнь себе и своим товарищам. Особенно важны подобные знания и умения в школьных учреждениях и огромную роль здесь при ЧС будут играть руководящий и преподавательский состав, от грамотных действий которого будет зависеть здоровье и жизнь учащихся.
1. ЗАДАЧИ, ВОЗЛАГАЕМЫЕ НА РУКОВОДЯЩИЙ СОСТАВ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Директор учебного заведения (школы, гимназии, лицея, техникума, ПТУ и др.) является Начальником ГО ЧС данного учебного заведения, который своим приказом может назначить начальником штаба по делам ГО ЧС одного из штатных работников учебного заведения. Из всего многообразия задач, которые будут решаться в случае возникновения ЧС силами и средствами организаций и формированиями гражданской обороны (ГО), на руководящий состав среднего учебного заведения в случае возникновения их могут быть возложены следующие задачи: - доведение информации о чрезвычайной ситуации до всех преподавателей и учащихся; - своевременное обеспечение их средствами индивидуальной и медицинской защиты; - организация и проведение экстренной профилактики учащихся и пораженных; - локализация и тушение пожаров; - розыск и извлечение пораженных из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных и задымленных помещений; - оказание само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи пораженным; - проведение частичной санитарной обработки с учетом вида заражения, а также наличия травм, ожогов у детей; - организация срочной эвакуации всех учащихся из зоны ЧС и их жизнеобеспечение в районе эвакуации. Начальник ГО ЧС учебного заведения совместно с начальником штаба по делам ГО ЧС выявляют наиболее вероятные виды и источники чрезвычайных ситуаций в самом учебном заведении и вблизи него на расстоянии до 2-3 км, прогнозируют возможные масштабы и последствия ЧС, определяют необходимые силы и средства для проведения возможных спасательных и других неотложных работ, особое внимание обращают на возможную пожарную, химическую и радиационную обстановку в районе учебного заведения, выясняют наиболее опасные для детей поражающие факторы и возможный характер поражения учащихся. На основе уяснения возложенных на руководящий состав задач и сделанных выводов из оценки возможной обстановки разрабатывается план ГО учебного заведения, который затем доводится до исполнителей – преподавателей, штатных работников и старшеклассников. Все мероприятия по ГО ЧС в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО ЧС) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий по ГО ЧС в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения и проведения возможных аварийно-спасательных работ). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Учащиеся школ (старшеклассники) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения (тренировки), проводимые штабами.
ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества учащихся могут быть созданы и другие формирования ГО. Звено связи. Руководителем может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО ЧС и начальников ГО ЧС должны быть у руководителя. На звено возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава, рабочих и преподавателей, а также учащихся о чрезвычайной ситуации, передача сигналов оповещения ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в постоянной готовности и др. Команда (группа) по охране общественного порядка. Руководителем назначается работник учебного заведения, ведающий охраной объекта. Состав команды (группы) определяется приказом начальника ГО ЧС заведения. На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т.д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству при эвакуации. Команда противопожарной службы. Руководителем приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении (по совместительству). Состав команды определяется по необходимости. Ее члены должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения. На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация тушения пожаров; оказание помощи службе противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) в дезактивации (дегазации) участков (помещений, классов) заражения. Санитарная дружина. Организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медпункта. Состав определяется приказом начальника ГО ЧС объекта. На дружину возлагаются следующие задачи: организация и проведения санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных. Группа ПР и ПХЗ. Руководителем группы (команды) может быть назначен преподаватель химии или физики. Ее состав определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического и химического контроля, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Группа должна иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки и контроля, такие, как ДП-5, комплект индивидуальных дозиметров ДП-24, ВПХР и др. Личный состав должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами. Из состава группы выделяются посты РХН, обученные работе с приборами. На группу ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся, преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения. Начальник ГО ЧС (руководитель учебного заведения) и начальник штаба по делам ГО ЧС (преподаватель допризывной подготовки юношей или ОБЖ) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО ЧС предприятий и учреждений, организаций, расположенных вблизи школы (училища, гимназии, лицея) и формированиями ГО района, города, области. Обеспечение формирований ГО учебного заведения техникой и имуществом осуществляется штабом по делам ГО ЧС города, области по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и др.).
2. РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (КОМАНДИРА ФОРМИРОВАНИЯ ГО) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ АВРИЙНО- СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ (АСиДНР)
Организация и проведение АСиДНР в районах аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, в зонах пожаров, затоплений, наводнений, заражения и других очагах массового поражения в ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач ГО ЧС. Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель их проведения – спасение людей и оказание первой медицинской помощи пораженным, их эвакуация из зон чрезвычайных ситуаций в лечебные учреждения. Содержание этих работ рассмотрим ниже в условиях конкретной обстановки, сложившейся при пожаре, взрыве угрозе радиоактивного или химического заражения района учебного заведения. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Важное значение имеет организация, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.133 (0.011 с.) |