Дайте понятие формы. Назовите три составляющие организации внешней формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте понятие формы. Назовите три составляющие организации внешней формы.



Дайте понятие формы. Назовите три составляющие организации внешней формы.

Форма – от лат. “forma” – внешний вид. Если рассматривать форму, с визуальной точки зрения, то формой предмета будет являться взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Также у слова форма есть различные значения, в зависимости от области применения, в философском смысле, или, например, форма одежды. Также объемно - пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала. Форма отделяет вещь от всего, что она есть, создает ее такой, какая она есть.

2. Раскройте роль формообразования в художественном проектировании. Факторы, влияющие на формообразование объектов художественного проектирования.

Формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов формотворчества. Любой художник, дизайнер, или скульптор имеет дело с формой, работая над своим произведением. Проектирование это сложный творческий процесс дизайнерской деятельности, обладающий определенной спецификой, соединяющий в себе элементы инженерии, исследовательской деятельности и художественного подхода к делу. Из всего этого следует, что проектирование объекта имеет две составляющие: утилитарно – технологическую и эмоционально – образную. В формообразовании учитывается не только назначение предмета, но и характер его функционирования, то есть условий, в которых будет использоваться предмет человеком.

Назначение предметов одного типа может быть разным, как например: диван – кровать, диван для гостей, или же, диван в холле какого-нибудь офиса. Но в зависимости от формы предмета, мы понимаем его назначение. Сочетание в себе удобства, безопасности пользования и учет связи с человеком, обеспечивается через форму, и называется эргономикой.

Факторы, влияющие на формообразование объектов художественного проектирования.

Факторы можно разделить на три типа, в зависимости от видов архитектурного и дизайнерского творчества.

1. Многофакторное формо-образование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. Пример — жилище, главенствующее в городской среде. Здесь предметно-пространственные комплексы позволяют размещать относительно равнозначные по требованиям и разнообразные по форме образования с общим эмоционально-нравственным климатом, настроенным на спокойствие, комфортность, что способствует появлению у проживающих чувств коллективности, причастности к обжитому месту.

2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами — объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации трудовых процессов. Эта сре да образована архитектурно-дизайнерскими комплексами, обеспечивающими эффективность основного вида деятельности, в том числе — за счет ощущения удовлетворенности результатами своего труда.

3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К этому типу относятся некоторые общественные здания, садово-парковая архитектура и монументальные комплексы. Для них характерно выдвижение на первый план учета восприятия социально-культурного содержания проходящих здесь процессов. К примеру, театральное здание, которое организуется как среда для мощных эмоциональных состояний, активно воздействующих на человека. Проектная организация подобных объектов складывается чаще всего под влиянием того образа, который закладывается в основу ее художественного решения.

Также можно разделить факторы на историко-культурные, конструктивно-технологические, личностные (личность заказчика), санитарно-гигиенические, социально-бытовые, утилитарно-функциональные, факторы психологии восприятия, существующего окружения, архитектурно-строительной ситуации, экономические и эстетические факторы.

Раскройте понятие композиции. Назовите признаки и особенности формальной композиции. Охарактеризуйте основные виды композиций.

1. «Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, подобную той, что мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое, композицию.

 

2.Распределение элементов изображения на плоскости в случайном, основанном на интуиции художника, порядке, составляют определенную композицию. Сугубо формальное соотношение форм, также подчиненно определенным правилам и имеет свои признаки.

   
   
   

Три основных признака формальной композиции:

  • единство
  • соподчинение
  • равновесие

Единство условие композиционного построения, его основной признак. Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом как единое целое, не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность как первый признак композиции.

   
   
   

Целостность не рассматривается буквально как некий спаянный монолит, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки взаимосвязь логическая, смысловая или сюжетная зрительно выделяет изображение или предмет из окружающего пространства. Целостность может быть в компоновке картины по отношению к раме, а может быть внутри изображения. Целостностная композиция не должна распадаться на отдельные случайные пятна.

Единства в композиции можно добиться многими способами: совмещением пластических и колористических характеристик, установлении соподчиненности объектов, соблюдением пропорций и т. д.

Сложно найти целостность в композиции, построенной на контрастном сочетании элементов. Различие может быть, к примеру, а их величине, а сходство, которое их объединяет — в расположении или цвете. Единство, основывающееся только на равных, простых элементах - скучна и монотонна.

Добиться единства в композиции также можно группировкой вокруг главного центра, уменьшения количества элементов, нюансировкой, членения и т.д. Однако нужно следить, чтобы это не привело к упрощению композиции.

 

Соподчинение.

Наличие доминанты или другими словами подчиненность второстепенного главному. Обычно главный элемент композиции сразу бросается в глаза, именно ему, главному, служат все другие второстепенные элементы, оттеняя, выделяя или направляя взгляд при рассматривании произведения. Это смысловой центр композиции. Центр, фокус в композиции, ее главный элемент может быть и на ближнем плане и на дальнем, может оказаться на периферии или в прямом смысле в середине картины, главное, что второстепенные элементы подводят взгляд к кульминации изображения, в свою очередь соподчиняясь между собой.

Доминанта может состоять из нескольких элементов или одного большого, это также может быть свободным пространством — композиционная пауза.

Выделить композиционный центр можно различными способами:

  • выделить один из элементов цветом. При этом по другим свойствам элемент должен быть неизменным;
  • выделить элемент контрастно, например, формой, размером и т.д;
  • заполненностью пространства или наоборот пустотой (композиционная пауза).

Возможны две доминанты, но одна из них должна быть ведущей, чтобы избежать неопределенности.

Композиционный центр всегда располагается в активной части, то есть ближе к геометрическому центру композиции.

 

Равновесие — это расположение элементов композиции, в которой каждый элемент находится в устойчивом положении. Равновесие композиции по определению связанна с симметрией, но симметричная композиция имеет качество уравновешенности изначально, как данность. Симметрия всегда уравновешенна, а равновесие не всегда симметрично. Мы рассматриваем композицию, где элементы расположены без оси или центра симметрии, где все строится по принципу художественной интуиции в конкретной ситуации.

   
   
   

Уравновесить композицию может пустое поле или одна точка поставленная в определенном месте картины.

Тональная и цветовая составляющая левой и правой части должны быть равными по количеству. Если в одной части больше контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части, либо ослабить в правой. Можно также изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.

Чтобы добиться равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения элементов.

В динамических композициях уравновешенность нужно уделять особое внимание, так как художественная задача в таких композициях состоит как раз в нарушении равновесия. В произведениях искусства, самая асимметричная, динамическая композиция всегда скрупулезно уравновешена. Неуравновешенная композиция производит впечатление неопределенности и случайности.

Основные виды композиций

Различают три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды.

Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.

Объемная композиция представляет собой форму, имеющую относительно замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции.

Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов. Глубинно-пространственная композиция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п.

4. Назовите основные законы композиции и объясните их роль формообразовании.

Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Кроме основных, всеобщих, законов композиции в изобразительном искусстве, в отдельных видах и жанрах действуют частные законы композиции, отражающие существенные признаки и специфику построения произведений определенных видов и жанров.

Целостность. Конструктивная идея способна объединить в одно целое все компоненты. Следует сочетать основные массы. Разработка деталей допустима после определения положения основных частей композиции. Исходя их конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенные детали.
Закон целостности
требует неповторимости элементов композиции, включая сюда формы, размеры, интервалы, характеры, типы, жесты и т.д.
Закон контрастов
. Термин "контраст" обозначает резкую границу (присутствие её), противоположность сторон; контрастам присуща другая сущность -единство противоположных сторон. Контрасты - проявление закона единства и борьбы противоположностей.
Контрасты: света и тени; форм; величины; объема и плоскости; цвета (теплые холодные). Контраст в построении сюжета (контраст положений, психологические контрасты).
Объём, форму предмета человек воспринимает благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создаёт плоскость.
Закон новизны.
Новизна в искусстве проявляется в эстетическом "открытии мира".
Не прийти к лженоваторству. Новизна - не самоцель.
Закон подчинённости всех средств композиции идейному замыслу. Все вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом. Передача ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии. Соразмерность частей и элементов должна быть решена как гармоническое сочетание пропорций.

Также можно добавить сюда еще один закон «закон воздействия "рамы"» на композицию изображения на плоскости. Неоднородность изображаемого поля, вызываемого "рамой" характеризуется следующими сторонами.
1.
Предмет изображаемый на однородном поле близко к "раме", воспринимается лежащим близко к плоскости "рамы" или даже частично смытым с ней.
2.
Предмет, расположенный не близко к "раме" и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине.
3.
Ровное плоское поле становится пространством, перспективно и метрически ещё совершенно неопределённым.
4.
Пересечение дальних и второстепенных предметов "рамой" выступает композиционно нейтрально и не требует смыслового разъяснения. Пересечение предметов переднего плана и особенно нижним краем картины, пересечение сильных контрастов, нарушающее равновесие зон картинного поля, должно быть оправданно по смыслу.
5.
Восприятие явления "тяжёлый низ и лёгкий верх".
Антиципация - привычка у зрителя к ощущению глубины картины.
Типы "рам": прямоугольные, круглые, овальные. Воздействие с учётом типа (формата).
Создание картины в прямоугольной формате даёт ощущение устойчивости, определяет переднюю фронтальную плоскость, верх и низ. Для формата вытянутого в ширину характерна "распахнутость", уменьшает значение центра композиции, ослабляет чувство замкнутости картинного поля. Дальнейшее удлинение такого формата с показом в нём нескольких центров и множества второстепенных элементов превращает его в архитектурный фриз.
"Рама" типа овала обладает ясно выраженными перпендикулярными осями. Форматы в круге или в квадрате воспринимаются слишком статичными.

Дайте понятие формы. Назовите три составляющие организации внешней формы.

Форма – от лат. “forma” – внешний вид. Если рассматривать форму, с визуальной точки зрения, то формой предмета будет являться взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Также у слова форма есть различные значения, в зависимости от области применения, в философском смысле, или, например, форма одежды. Также объемно - пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала. Форма отделяет вещь от всего, что она есть, создает ее такой, какая она есть.

2. Раскройте роль формообразования в художественном проектировании. Факторы, влияющие на формообразование объектов художественного проектирования.

Формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов формотворчества. Любой художник, дизайнер, или скульптор имеет дело с формой, работая над своим произведением. Проектирование это сложный творческий процесс дизайнерской деятельности, обладающий определенной спецификой, соединяющий в себе элементы инженерии, исследовательской деятельности и художественного подхода к делу. Из всего этого следует, что проектирование объекта имеет две составляющие: утилитарно – технологическую и эмоционально – образную. В формообразовании учитывается не только назначение предмета, но и характер его функционирования, то есть условий, в которых будет использоваться предмет человеком.

Назначение предметов одного типа может быть разным, как например: диван – кровать, диван для гостей, или же, диван в холле какого-нибудь офиса. Но в зависимости от формы предмета, мы понимаем его назначение. Сочетание в себе удобства, безопасности пользования и учет связи с человеком, обеспечивается через форму, и называется эргономикой.

Факторы, влияющие на формообразование объектов художественного проектирования.

Факторы можно разделить на три типа, в зависимости от видов архитектурного и дизайнерского творчества.

1. Многофакторное формо-образование с доминированием организации процессов жизнедеятельности. Пример — жилище, главенствующее в городской среде. Здесь предметно-пространственные комплексы позволяют размещать относительно равнозначные по требованиям и разнообразные по форме образования с общим эмоционально-нравственным климатом, настроенным на спокойствие, комфортность, что способствует появлению у проживающих чувств коллективности, причастности к обжитому месту.

2. Формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами — объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации трудовых процессов. Эта сре да образована архитектурно-дизайнерскими комплексами, обеспечивающими эффективность основного вида деятельности, в том числе — за счет ощущения удовлетворенности результатами своего труда.

3. Формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным) фактором. К этому типу относятся некоторые общественные здания, садово-парковая архитектура и монументальные комплексы. Для них характерно выдвижение на первый план учета восприятия социально-культурного содержания проходящих здесь процессов. К примеру, театральное здание, которое организуется как среда для мощных эмоциональных состояний, активно воздействующих на человека. Проектная организация подобных объектов складывается чаще всего под влиянием того образа, который закладывается в основу ее художественного решения.

Также можно разделить факторы на историко-культурные, конструктивно-технологические, личностные (личность заказчика), санитарно-гигиенические, социально-бытовые, утилитарно-функциональные, факторы психологии восприятия, существующего окружения, архитектурно-строительной ситуации, экономические и эстетические факторы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.018 с.)