Е. О нечистоте в стане (23:9-14) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. О нечистоте в стане (23:9-14)



Втор. 23:9-14. В стихах 1-8 речь идет о необходимости для "общества Господнего" соблюдать церемониальную чистоту. Стихи 9-14 касаются поддержания буквальной чистоты в военном стане, каковая, однако, обретала и церемониальное значение. Так, в ночном излиянии семени у воина, хотя и не было ничего постыдного с моральной точки зрения, тем не менее, человек делался из-за этого церемониально нечистым на весь предстоявший день. Так же и распоряжение о зарывании экскрементов (стих 13) не относилось к области морали. Однако неуклонное соблюдение этих постановлений напоминало израильским воинам как о святости Господа и о Его вездесущности, так и о вытекавшей отсюда ответственности человека за его поведение.

Ж. Другие законы (23:15 - 25:19)

1) О беглых рабах.

Втор. 23:15-16. Рабы, которые имеются здесь в виду, не были евреями. Речь идет об иноземцах, убегавших в Израиль от притеснявших их господ. Повеление не выдавать их хозяевам шло вразрез с обычной практикой на Ближнем Востоке в те времена. В самом деле, договорами, заключавшимися там в древности, предусматривалось возвращение беглых рабов. Таким образом этот закон, возможно, напоминал Израилю, что договор, который связывал его с Господом, ставил его в особое положение перед другими народами. Возможно также, что гуманный характер закона о беглых рабах не давал евреям забыть о том, что они и сами были на положении рабов в Египте.

2) О проституции (23:17-18).

Втор. 23:17. Храмовая проституция была характерной особенностью древних религий Ближнего Востока. Запрет, о котором читаем здесь, вероятно, предостерегал евреев от следования практике чужеземных религий. Последующая история Израиля полна, однако, примеров того, как не исполнялась эта заповедь (3-Цар. 14:24; 15:12; 22:46; 4-Цар. 23:7; Ос. 4:14).

Втор. 23:18. Слова, обозначающие проституток обоего пола, которые употреблены тут, показывают, что речь идет о любом виде проституции, а не только о храмовой. Слово, обозначающее женщину этой профессии, - зонах, а соответствующее слово в отношении мужчины звучит как келеб (буквально "собака" или "пес"). Обет нельзя было выкупать их деньгами, заработанными столь грешным способом. Это было бы мерзостью пред Господом.

3) Об отдаче денег или имущества в рост (23:19-20).

Втор. 23:19. Параллельные отрывки (Исх. 22:25; Лев. 25:35-37) не оставляют сомнения, что брат, который берет деньги взаймы, - еврей (сравните Втор. 23:20), либо обедневший, либо временно впавший в тяжелую нужду. Деньги он занимал не для того, чтобы пустить их в оборот. Дать ему их под проценты значило бы усугубить его положение, да и себе повредить, потворствуя своему стремлению к наживе.

Втор. 23:20. Израильтянину разрешалось ссужать деньги под проценты иноземцу, поскольку тот не был членом общества Завета, как не был и пришельцем в Обетованной земле. Вероятно, под "иноземцем" здесь понимался торговец, купец, который нуждался в займе для дальнейшего обогащения.

4) Об обетах.

Втор. 23:21-23. В этом законе подчеркивается, что израильтянам необходимо быть абсолютно честными перед своим Богом и свято соблюдать данные Ему обязательства. Тут речь идет о так называемом добровольном обете. Раз он был дан, то подлежал исполнению (сравните Прит. 20:25; Еккл. 5:4-5), как и Господь исполнял Свои обещания Израилю.

5) О питании с поля ближнего своего.

Втор. 23:24-25. В этом законе, как и в тех, о которых читаем в 22:1-4, принцип любви к ближнему находит конкретное выражение. Путнику дано было право утолить голод в винограднике или на поле, но он не имел права уносить с собой виноградные кисти или то, что было на поле. Как Господь был милостив к хозяину поля или виноградника, так и тот обязан был проявлять щедрость к путнику, проходившему через его землю.

Глава 24

6) Развод и повторное вступление в брак.

Втор. 24:1-4. В древности развод был довольно распространенным явлением на Ближнем Востоке. Тем не менее, в Ветхом Завете он всегда рассматривается как трагедия (сравните Мал. 2:16). Таким образом, повеления во Втор. 24:1-4 давались для внесения упорядоченности в уже существовавшую практику.

Что-нибудь противное могло относиться к любому физическому или нравственному недостатку женщины. Разводное письмо, которое требовалось от мужа в случае, если он находил в жене это "противное", очевидно, должно было служить ей защитой в рамках закона.

Если, будучи разведенной, она вновь выходила замуж, но впоследствии и второй ее муж давал ей развод, либо умирал, то первому ее мужу не разрешалось вновь жениться на ней, поскольку она считалась оскверненной. Очевидно, в том смысле, что повторное сближение с бывшим мужем считалось как бы прелюбодеянием и, значит, было мерзостью перед Господом (толкование на "мерзость" во Втор. 23:18).

Представляется, что этот закон был направлен на предотвращение необдуманных разводов и на то, чтобы выставить развод как таковой в неприглядном свете. Толкование этого места в Ветхом Завете Иисусом показывает, что развод (как и многобрачие), в сущности, шел вразрез с Божиим идеалом брачных отношений (толкование на Матф. 19:3-9).

7) Новое вступление в брак.

Втор. 24:5. Как и предыдущим законом (стихи 1-4), этим тоже подчеркивалось значение брака и семьи. Считалось бессердечным посылать новобрачного на войну (сравните 20:7). Если бы он погиб, то, вероятно, не оставил бы после себя потомства, а, значит, и имя его не сохранилось бы в Израиле (о значении этого в 25:5-10). Мужчина, недавно женившийся, должен был, кроме того, получать освобождение и от любых других своих обязанностей - с тем, чтобы проводить все время со своей женой.

8) О залогах.

Втор. 24:6. Жерновами пользовались в домах ежедневно, чтобы молоть зерно, из которого приготовляли пищу. Взять оба жернова или один из них в залог уплаты долга значило бы лишить человека средства ежедневного пропитания (в этом смысле надо понимать фразу: таковой берет в залог душу).

9) О похищении людей.

Втор. 24:7. По-видимому, этот род преступления был достаточно распространен в древние времена на Ближнем Востоке, т. к. о нем упоминается и в юридических кодексах Месопотамии и Хеттской империи. Похититель, лишивший свою жертву свободы, подлежал наказанию смертью - как если бы лишил ее жизни.

10) Кожные болезни.

Втор. 24:8-9. Еврейским словом, переводимым как "язва проказы", обозначался целый ряд кожных заболеваний, а не только собственно проказа. Вместо того, чтобы вновь повторять все положения, касавшиеся этих болезней, Моисей отсылает народ к своим первоначальным наставлениям (исполняйте, что я повелел священникам; Лев. 13-14). Необходимость соблюдать эти церемониальные установления мотивируется тем, что произошло с Мариамью, которая была поражена проказой за свое нежелание повиноваться Моисею (Чис. 12).

11) О взимании залога. (24:10-13).

Втор. 24:10-11. Достоинство бравшего в долг охранялось этим запрещением заимодавцу входить к нему в дом, чтобы самому взять то, что хотел бы он получить в качестве залога.

Втор. 24:12-13. Если занимавший был так беден, что не мог дать в залог ничего, кроме одежды своей (которая по ночам служила ему одеялом), то заимодавец должен был вернуть ему этот залог до наступления ночи (сравните Исх. 22:26-27; Иов. 22:6). Действуя таким образом, заимодавец на деле явил бы любовь к своему ближнему, как к самому себе.

12) Об оплате наемных рабочих.

Втор. 24:14-15. Наемник-бедняк нуждался в ежедневной (а не в еженедельной или ежемесячной) оплате. Оговорка ждет ее душа его означает, что она была нужна ему для прокормления как себя, так и своей семьи. Состоятельный работодатель легко мог удержать плату наемника. Ему следовало, однако, помнить, что и Израиль был когда-то угнетаем фараоном, пока "не возопил к Господу" (сравните Исх. 2:23; 3:9). Но ведь подобно этому, и бедный наемник мог бы "возопить к Нему", и тогда бессердечность нанимателя не осталась бы безнаказанной.

13) Ответственность за вину в пределах семьи.

Втор. 24:16. Хотя нормой, нашедшей отражение в древних уголовных кодексах Ближнего Востока, считалась личная ответственность каждого, в некоторых случаях допускалось предание смерти сына - вместо отца (примером может служить закон 230 в кодексе Хаммурапи). Но опять-таки (сравните толкование на 22:22) судебные записи, в которых подтверждалось бы применение этого закона в жизни, - неизвестны. Моисей же прямо наложил запрет на подобную практику: каждый должен быть наказываем смертию за свое преступление (сравните толкование на Чис. 14:26-35). Верным было, однако, и то, что отец, неповинующийся Господу, мог воспитать в том же духе и своих потомков (толкование на Втор. 5:9).

14) Об обращении с пришельцем, сиротой и вдовой (24:17-22).

Втор. 24:17-18. Пришельцы, сироты и вдовы были наиболее беззащитны перед возможным произволом со стороны судей и богатых. Свой призыв относиться к ним справедливо и с любовью (сравните 10:18-19) Моисей опять-таки обосновывает горьким историческим опытом народа: вспомни, что и ты был беззащитен в Египте, и Господь освободил тебя оттуда.

Относительно того, чтобы не брать в залог… у вдовы ее одежды, толкование на стихи 12-13.

Втор. 24:19-22. Этот закон о том, чтобы оставлять на месте сбора какую-то часть зерна (ячменя и пшеницы), оливков и винограда, давал возможность пришельцам, сиротам и вдовам подбирать их (сравните Лев. 23:22). Таким образом они не зависели всецело от унизительной необходимости выпрашивать или уповать на благодетелей. Но подбирая оставшееся на поле, они трудились для получения пищи. Но одновременно упомянутый закон предоставлял случай и хозяину поля или виноградника выразить свою благодарность Господу за то, что сам он не знал недостатка ни в чем.

Глава 25

15) О наказании провинившегося.

Втор. 25:1-3. Когда у двоих людей возникала тяжба, которую сами они разрешить не могли, им надо было обратиться к судье, чтобы тот решил, кто из них виновен, а кто прав. Закон этот прежде всего был направлен на упорядочение телесных наказаний. После решения дела виновный подлежал бичеванию в присутствии судьи, наблюдавшего за точным исполнением наказания.

Достоинство виновного до известной степени охранялось - тем, что запрещено было наносить ему более… сорока ударов (вероятно, розгой; сравните Исх. 21:20). В кодексе Хаммурапи (закон 202) предусматривалось шестьдесят ударов, а позднее ассирийскими законами разрешалось нанесение от сорока до пятидесяти ударов.

К новозаветному времени у евреев было принято наказание 39 ударами - как гарантия против того, чтобы их не было нанесено более сорока (2-Кор. 11:24). Нередко говорили, что 39 ударов получил Иисус, но поскольку Его бичевали римляне, а не евреи, точное число полученных Им ударов неизвестно; известно, однако, что порой в ходе телесных наказаний римляне допускали чрезмерную жестокость.

16) О рабочих волах.

Втор. 25:4. Повелением не заграждай рта волу, когда он молотит подчеркивается необходимость заботливого отношения к животным, помогающим человеку добывать его повседневный хлеб. Цитируя этот стих в 1-Кор. 9:9, апостол Павел подразумевает: несправедливо, чтобы тот, кто трудится, не получал вознаграждения за свой труд. Вероятно, в более глубоком смысле он хотел этим сказать, что и Сам Бог печется о тружениках, которые работают для Царства Его.

17) О браке по обычаю левирата - согласно которому брат или ближайший родственник умершего должен был жениться на его вдове (25:5-10).

Втор. 25:5-6. Браки с близкими родственниками в Израиле не поощрялись. Исключение составлял лишь так называемый левиратный брак (от латин. левир - "деверь", или брат мужа), когда брат (или другой кровный родственник) женился на вдове умершего бездетным брата своего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле и чтобы не произошло отчуждения семейной собственности.

Первый сын от брака по левирату получал имя покойного, и род его таким образом продолжался.

Втор. 25:7-10. Если же деверь вдовы отказывался исполнить свой долг - то ли из жадности (не желая делить семейное достояние со своей невесткой), то ли потому, что невестка не нравилась ему, - она могла заявить об этом старейшинам… города. Если и им не удавалось уговорить деверя, вдова получала право снять с ноги виновного сапог и плюнуть ему в лицо. Это было клеймом позора, которое оставалось на нем.

18) О драках и возможных последствиях их.

Втор. 25:11-12. Это единственный случай (толкование на 19:21), когда Закон допускал нанесение физического увечья - в наказание за отступление от правил приличия и совершение действия, которое могло повлечь за собой и нежелательные последствия для здоровья, вплоть до лишения мужчины способности к продолжению рода. Может быть именно поэтому данное повеление помещено здесь - непосредственно после наставлений относительно брака по обычаю левирата (стихи 5-10).

В целом же для израильского кодекса характерны в этом смысле умеренность и сдержанность, по сравнению с другими ближневосточными кодексами законов, в которых предусматривалось нанесение многообразных увечий, степень и характер которых зависел от совершенного преступления; к примеру, по ассирийскому закону мужчине, который поцеловал бы на улице женщину, не являвшуюся его женой, следовало отсечь губу.

19) О "двояких гирях".

Втор. 25:13-16. Совершая сделки того или иного рода, израильтяне должны были соблюдать абсолютную честность. Они вполне могли позволить себе это, поскольку в конечном счете от Господа зависело дать или не дать им преуспевание. Отсюда честность в делах была для еврея способом проявить свою веру в способность Господа поддержать его и дать ему долгую жизнь.

Тема верных и неверных весов и мер часто звучит в Ветхом Завете (Прит. 11:1; 16:11; 20:10,23; Ам. 8:5; Мих. 6:11; толкование на Ос. 12:7). Относительно обещания долгой жизни на земле Втор. 5:16; 6:2; 11:9; 32:47.

20) Об истреблении амаликитян.

Втор. 25:17-19. Амаликитяне были племенем, кочевавшим в пустыне - от Синая на север, до верхней части Аравии (1-Цар. 15:7; 27:8). Их происхождение прослеживается от Амалика, сына Елифаза и внука Исава (Быт. 36:12). В ссылке на "всю страну амаликитян" (Быт. 14:7) - нарочитое нарушение хронологии. В Пятикнижии упоминается о двух конкретных битвах евреев с амаликитянами (Исх. 17:8-16; Чис. 14:39-45), но создается впечатление, что во Втор. 25:17-19 подразумевается серия военных столкновений, о которых больше нигде речи нет.

Неспровоцированное нападение амаликитян на отставших израильтян, слабых, больных и беспомощных, свидетельствует о жестокости и трусости этого племени, не побоявшегося Бога Израилева. За это ему предстояло исчезнуть как народу: изгладь самую память об Амалике из поднебесной, повелевает Израилю Моисей. Более чем четыреста лет спустя нанес поражение амаликитянам царь Давид (2-Цар. 1:1), но еще триста лет прошло прежде, чем в дни царя Езекии они окончательно были стерты с лица земли (1-Пар. 4:41-43).

Решительно звучащее не забудь - последнее из девяти подобных повелений во Второзаконии (сравните толкование на Втор. 4:9).

Глава 26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.023 с.)