Отсутствие проницательности у Израиля (32:28-33) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие проницательности у Израиля (32:28-33)



Втор. 32:28-33. "Все сие" постигнет израильтян за то, что они окажутся неспособны предусмотреть катастрофические последствия своего мятежного поведения (стих 29), хотя сверхъестественный характер Божиих кар будет очевиден (стих 30). Не может один человек нанести поражение тысяче воинов или двое - десяти тысячам (тьме); речь идет о каких-то сокрушительных поражениях израильтян от руки их немногочисленных врагов в будущем, когда Господь, Заступник израильтян, не предаст их в руки неприятелей.

Победу тех ("суд") да не приписывают какому-то божеству врагов Израиля (стих 31), ибо заступник их - не таков как наш Заступник. Но язычники явятся орудием Божией казни. Столь порочны и злы будут каратели Израиля (включая ассирийцев и вавилонян), что прообраз их видится Моисею в Содоме и Гоморре, и "плоды", приносимые ими (ягоды их) он называет ядовитыми и горькими (стихи 32-33).

СОСТРАДАНИЕ БОГА И ЕГО ОТМЩЕНИЕ ВРАГАМ ИЗРАИЛЯ (32:34-43)

Втор. 32:34-35. Хотя Господь и позволит Своим врагам покарать Израиль, Он не снимет с них ответственности за совершенное ими зло и воздаст им за него (сравните стих 41, 43). Пути Господни и сила Его - превыше их понимания, и уготованное им как бы запечатано… в хранилищах Его.

Втор. 32:36-38. Подвергая "судам" народ Свой, Господь проявит и сострадание к нему, когда увидит, что рука их ослабела (в значении "ослабела их гордыня, их упование на собственные силы и на ложную твердыню" - на чужих богов). Окончание стих 36 звучит как образное свидетельство о массовом истреблении народа, так сказать, "от мала до велика".

Втор. 32:39-43. Израиля Бог судил не с целью уничтожить его, но желая привести его к осознанию того факта, что нет Бога, кроме Господа, и что только Он властен над смертью и жизнью (стих 39).

Поднимать руку было принято, давая клятву, и Бог прибегает к этому жесту (сравните Быт. 14:22; Исх. 6:8; Неем. 9:15; Пс. 105:26; Иез. 20:5).

Когда же Израиль осознает то, что должен осознать, Бог отомстит врагам Своим (Втор. 32:41,43; сравните стих 35). В сущности речь в этих стихах идет о "мщении" Господа всем ненавидящим Его, т. е. упорно Ему сопротивляющимся, - как в среде Израиля, так и в стане противников его, карающих Израиля по воле Божией. Но конечной целью этих "кар" является очищение (и освобождение) Его народа.

Радоваться "очищению" Богом земли от ненавидящих Его призываются в песне Моисея не только иудеи, но и другие народы (в русск. Библии - язычники).

В. Приготовление Моисея к смерти (32:44-52)

ПОСЛЕДНИЙ НАКАЗ МОИСЕЯ НАРОДУ (32:44-47)

Втор. 32:44-47. Произнося все слова песни этой (стихи 1-43), Моисей наказал народу серьезно поразмыслить над ними (положить их на сердце). Если они станут размышлять над неотвратимостью и суровостью наказания, грядущего на них за отступничество, то и песнь Моисея будет напоминать им об этом, удерживая от мятежного неповиновения Господу. Страх ради спасения, которым дышала песнь, они постараются внушать и детям своим, завещая им исполнять все слова закона сего.

В заключение Моисей вновь напомнил израильтянам, что самое существование их, процветание и долгое пребывание в земле (сравните 5:16; 6:2; 11:9; 25:15) зависят от исполнения ими Божиих заповедей.

ПОВЕЛЕНИЕ БОГА МОИСЕЮ ПОДНЯТЬСЯ НА ГОРУ НЕВО (32:48-52)

Втор. 32:48-52. Горой Нево называлась одна из самых высоких вершин в системе Аваримского хребта (на территории Моава); она поднималась над северной оконечностью Мертвого моря. Здесь-то, за пределами Обетованной земли, и должен был умереть Моисей, хотя Бог милостиво позволил ему увидеть землю издали (стих 52) прежде, чем он умрет. Причина наказания Моисея известна из Чис. 20:1-13. Бог приказал ему во время пребывания иудеев в пустыне обратиться к скале со словами, чтобы дала воду для народа, роптавшего против него и Аарона.

Но Моисей, ослушавшись Господа, дважды ударил по скале, вместо того, чтобы "говорить" к ней (Чис. 20:11); из-за этого у свидетелей происшедшего могло возникнуть предположение, что это Моисей добыл для народа воду, а не Господь дал ее. Очевидно, и самому Моисею показалось тогда недостаточным "говорить" к скале, и он предпочел ударить по ней. За этот акт неверия и за то, что не воздал Богу должной славы (не явили - (он и Аарон) - святости Его) перед народом, и потерял Моисей свое право ввести народ в Обетованную землю.

Глава 33

Г. Благословение Моисея (глава 33)

ВСТУПЛЕНИЕ (33:1)

Втор. 33:1. Перед смертью отцы благословляют своих детей; это принято с древнейших времен. Моисей - вождь исхода и посредник Синайского завета - в каком-то смысле был "отцом" Израиля. (сравните его благословение (33:1-8) с благословением Иаковом родоначальников будущих колен Израилевых в Быт. 49.)

При перечислении этих колен на страницах Ветхого Завета часто опускается колено Левиино. Но в благословениях Моисея опущено колено Симеоново, которое позднее слилось с коленом Иудиным (Иис. Н. 19:1-19).

В еврейском оригинале эти благословения так же, как предшествующая им Песнь Моисея, изложены в поэтической манере.

Глава 33 местами трудно поддается пониманию - по причине встречающихся в ней слов, которые редки в употреблении, необычных синтаксических приемов и разного рода текстуальных проблем.

ХВАЛА МОИСЕЯ ГОСПОДУ (33:2-5)

Втор. 33:2-5. Хвалу, которую он воздал Богу, Моисей начал с описания того, как Господь на Синае дал через него, Моисея, закон народу. Это явилось центральным событием истории Израиля. Чтобы стать народом, Израилю надо было объединиться на общинных началах (стих 5, где о Моисее, на основании роли, которую он исполнял, говорится как о царе Израиля), получить единую конституцию (Закон, стих 4) и сделать свою землю общинным достоянием. Такой народ и начал формироваться из потомков Иакова благодаря их временному пребыванию в Египте; завершилось это формирование с получением синайского Закона.

Когда Бог явился Моисею на горе Синай, это выглядело так, будто Он "пришел" со стороны Сеира (Едома) на северо-востоке и появился в сиянии славы Своей от горы Фарана (сравните Авв. 3:3), вероятно, находившейся в пустынной местности под названием Фаран, на севере от Синая. Ему сопутствовали тысячи и тысячи ("тьмы") ангелов (в русской Библии святых).

БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОИСЕЕМ ПЛЕМЕН (33:6-25)

А. Рувим (33:6)

Втор. 33:6. Пожелание Рувиму, чтобы жил, возможно, было связано с предвидением больших несчастий, которые постигнут это племя, либо в нем подразумевалось, что отрицательные особенности, присущие характеру потомков Рувима, могут навлечь на них немалые беды. Это представляется вероятным в свете сказанного в Суд. 5:15-16, а также в словах Иакова, обращенных в свое время к Рувиму: "не будешь (больше) преимуществовать" (Быт. 49:4).

Б. Иуда (33:7)

Втор. 33:7. Поскольку Иуда шел впереди других племен (Чис. 2:9), то и в битвах это племя было "на переднем крае". Так что благословение Иуды в сущности является молитвой о его военных успехах и о неизменной помощи ему свыше.

Е. Левий (33:8-11)

Втор. 33:8-11. Туммим и урим были, вероятно, драгоценными камнями, служившими для метания жребия, когда в трудной ситуации надо было получить ответ свыше (Исх. 27:30 и толкование на этот стих, а также - Лев. 8:8; Чис. 27:21; 1-Цар. 28:6; Езд. 2:63; Неем. 7:65). Туммим и урим находились в распоряжении священников из племени Левия, которые были посредниками между Богом и народом.

Вначале хвала Левию за верность воздается в лице его представителя - Моисея (святого мужа Божия), который был верен в Массе (Мериве), несмотря на искушение, выпавшее ему там (сравните Исх. 17:1-7). Затем хвала воздается племени в целом (во Втор. 33:9 подразумевается самоотверженное служение левитов Господу и, "в частности", то, что мужи этого племени беспристрастно совершили суд, угодный Богу, над теми, которые поклонились золотому тельцу; Исх. 32:25-29).

Священники из племени Левия должны были учить Иакова (синоним Израиля; сравните Втор. 33:28) Божиим заповедям и закону, а также отправлять службу в скинии (стих 11): о деле рук его благоволи. Как часть молитвы о Левин в стихе 11 звучит просьба поражать ненавидящих его, кем бы они ни были.

Г. Вениамин (33:12)

Втор. 33:12. О Вениамине Моисей сказал, что он возлюблен Господом и пребывает под Его защитой и покровительством; эти слова свидетельствовали об особом положении племени Вениамина - потомков младшего сына Иакова, который был дорог ему более других (Быт. 44:20).

Д. Иосиф (33:13-17)

Втор. 33:13-16. Вначале Моисей вознес молитву о материальном процветании Иосифа. Приносить урожаи земля может (да благословит Господь землю его), если на нее падает роса с небес и если подземные воды (здесь дары бездны) питают ее. Тут речь может идти о глубоководных источниках и реках, берущих начало из подземных вод.

Не могла бы земля давать плодов и без действия солнца и луны (в евр. оригинале здесь стоит "лунных месяцев", т. е. имеются в виду периоды от новолуния до новолуния, которыми определялось чередование сезонов).

Под превосходнейшими произведениями гор древних и… дарами холмов вечных, вероятно, понимался строевой лес, из которого возводились дома.

Богатейшие урожаи, которые предстояло собирать племени Иосифа, названы тут вожделенными дарами земли - благословением Того, Кто явился Моисею в терновом кусте (Исх. 3), т. е. Бога.

Втор. 33:17. Затем Моисей вознес молитву о военных успехах Иосифа, которого сравнил с крепким первородным тельцом (точнее быком), пронзающим рогами другие народы.

Племя Иосифа разделялось на племя Манассии, первенца его, и племя Ефрема, младшего брата Манассии. Это были самые крупные из северных племен. Хотя Манассия был старшим из братьев, дед их Иаков благословил как первенца не его, а Ефрема (Быт. 48:17-20). Потому и Моисей первым упоминает Ефрема и его потомков исчисляет десятками тысяч (тьмы Ефремовы), а потомков Манассии - только тысячами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)