А. Говоривший, его слушатели, и место, где он говорил (1:1) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Говоривший, его слушатели, и место, где он говорил (1:1)



Второзаконие.

Введение.

Принятое название книги происходит от несовсем точного перевода в Септуагинте 18-го стиха из 17-ой главы. По-русски это место звучит в синодальном переводе так: "должен списать для себя список закона сего". Вот это "списать… список" (как бы "вторично воспроизвести его") было передано переводчиками Септуагинты словом "деутерономио" (буквально "второй закон"), которое в 4-ом веке при переводе Библии Иеронимом на простонародную латынь (latina vulgata) было переведено как Деутерономиум, т. е. Второзаконие.

Еврейское название книги звучит как "элдех хаддэ барим" ("Сии суть слова"), что соответствовало распространенному у евреев обычаю называть книги по первому слову или словам текста (1:1). С точки зрения содержания Второзакония это еврейское название больше подходит к книге, т. к. в ней не "второй закон", а проповеди Моисея на тему Синайского закона.

Автор.

В том, что автором Второзакония был Моисей, почти ни у кого не было сомнения ни в среде евреев, ни в среде христиан.

Структура книги.

Второзаконие построено по тому же принципу, что и так называемые вассальные договоры, формы соглашений, типичные для 2-го тысячелетия до Р. Х. Когда царь заключал договор со страной, находившейся на положении вассала по отношении к нему, то такой договор обычно состоял из шести частей: а) Преамбула; б) Исторический пролог (история отношений царя с его вассалом); в) Общее условие договора (призыв к искренней лояльности со стороны вассала по отношению к его сюзерену); г) Частные условия (подробное перечисление законов, исполняя которые вассал может конкретно выразить свою лояльность царю); д) Божественное свидетельствование (божества призывались во свидетельство договора) и е) Благословения и проклятия (за исполнение или неисполнение договора).

Структура Второзакония близка этой структуре, поскольку 1:1-4 образуют преамбулу; 1:5 - 4:43 исторический пролог; 4:44 - 11:32 отражают общее условие; главы 12-26 конкретные условия; главы же 27-28 содержат благословения и проклятия. (Конечно, Иегова, будучи единственным истинным Богом, не призывал других божеств во свидетельство Своего договора с Израилем.) Этим и прочим аналогиям уделяется особое внимание в данном комментарии.

Цель написания.

Хотя Второзаконие составлено по принципу "вассального договора", книга в целом скорее носит характер проповеди. Моисей проповедывал Израилю Закон, чтобы слово Божие запечатлелось в их сердцах. Его целью было привести народ к обновлению Завета, заключенного на Синае, т. е. добиться, чтобы евреи обновили свои обязательства перед Богом. Лишь предавшись безоговорочно в волю Господа, народ мог надеяться, что войдет в Обетованную землю, одержит победу над ее жителями, и станет сам жить в ней в процветании и мире.

На то, что Израилю вскоре предстояло войти в Обетованную землю, указывают во Второзаконии без малого двести упоминаний о "земле" (1:7). Моисей вновь и вновь побуждал народ "взять" землю (1:8), уговаривал их "не бояться" врагов (11:21).

Израиль должен был осознать, что земля была его "уделом" по воле Господа (4:20), потому что Бог подтвердил это "клятвою" (4:31), когда обещал дать эту землю их "отцам" (1:35). Им не следовало "забывать" (4:9) того, что Бог уже сделал для них и "слушаться гласа Его" (4:30), "бояться" Его (5:29), "любить" Его (6:5) и "прилепиться к Нему" (10:20). Каждое из слов, взятое в кавычки, часто встречается во Второзаконии, а сноски, данные в скобках, указывают, где можно найти комментарии на эти слова.

План книги:

I. Вступление: историческая обстановка, в которой Моисей произносил свои речи (1:1-4)

А. Говоривший, его слушатели, и место, где он говорил (1:1)

Б. Когда произнес Моисей эти слова (1:2-4)

II. Первое обращение Моисея: исторический пролог (1:5 - 4:43)

А. Обзор могущественных деяний Божиих, которые Он совершил между Хоривом и Беф Фегором (1:5 - 3:29)

Б. Призыв подчиняться Закону и не служить идолам (4:1-43)

III. Второе обращение Моисея: обязательства, предусмотренные Заветом (4:44 - 26:19)

А. Краткое повторение Закона при Хориве (4:44 - 5:33)

Б. Повеления и предупреждения огромной важности (главы 6-11)

В. Свод конкретных законов (12:1 - 26:15)

Г. Декларация преданности и послушания (26:16-19)

IV. Третье обращение Моисея: повеление об обновлении Завета и провозглашение благословений и проклятий (27:1 - 29:1)

А. Повеление об обновлении Завета (глава 27)

Б. Благословения и проклятия (глава 28)

В. Подведение итога третьему обращению Моисея (29:1)

V. Четвертое обращение Моисея: подведение итога требованиям Завета (29:2 - 30:20)

А. Призыв к послушанию на основании Завета (29:2-29)

Б. Обещание благословений, если Израиль покается (30:1-10)

В. Последний наказ об "избрании жизни" (30:11-20)

VI. От Моисея к Иисусу Навнну (главы 31-34)

А. Назначение Навина и передача Закона на хранение (31:1-29)

Б. Песнь Моисея (31:30 - 32:43)

В. Приготовление Моисея к смерти (32:44-52)

Г. Благословение Моисея (глава 33) Д. Смерть Моисея (глава 34)

Глава 1

I. Вступление: историческая обстановка, в которой Моисей произносил свои речи (1:1-4)

А. Говоривший, его слушатели, и место, где он говорил (1:1)

Втор. 1:1. То обстоятельство, что Второзаконие получило у евреев название "слов Моисеевых", напоминает читателям, что, хотя эта книга была направлена на обновление Завета, она не вылилась в сухой юридический документ. Начало ее - "Сии суть слова (которые говорил Моисей)" - предвозвещает, что перед нами серия страстных проповедей, обращенных к кочующему народу.

Говорить от имени Бога Моисей был поставлен свыше. Он был более чем человеком, который дал Израилю закон. Он был основателем религии Израиля и посредником Завета, который народ получил на Синае (толкование на главу 5). Моисей был первым пророком Израиля (34:10). Хотя Бог и назвал пророком Авраама, но ведь Израиль как народ тогда еще не существовал.

Через Моисея Бог предложил Своему народу руководствоваться в повседневной жизни столь высокими нормами и критериями, что все последующие пророки существовали как бы под сенью их, и никому не удалось достичь требуемого уровня, пока не пришел Господь Иисус Христос (сравните толкование на Втор. 18:15-19; 34:10-12). Не удивительно поэтому, что авторы Нового Завета на Моисея ссылаются чаще, чем на какое-либо другое лицо из Ветхого Завета.

Итак, Второзаконие является в сущности серией проповедей, произнесенных величайшим пророком Ветхого Завета.

Слова Моисея были обращены ко всем Израильтянам: подчеркнутое выражение, по меньшей мере, двенадцать раз встречается в книге, что явно свидетельствует о единстве Израиля, которое сделалось возможным благодаря чудесному Божиему избавлению еврейского народа из Египта, а также тому, что народ принял завет, предложенный ему Богом на Синае. Израильтяне стали Божиим народом, единственным в своем роде; из всех народов, населявших землю, только у них роль конституции играло Божие слово. Сказанное Моисеем приобретало таким образом особое значение для каждого израильтянина.

Из всех географических названий, перечисленных в 1:1, на сегодня точно известно лишь местонахождение Иордана, а также приводимого в иноязычных изданиях Библии Арабаха (в русском издании - "равнина против Суфа"). Последний являлся протяженной и глубокой долиной, которая простирается от Киннеретского моря (позднее названного Галилейским морем) на севере до Акабского залива на юге.

К тому моменту, когда Израиль получал последние наставления от Моисея, он еще не вошел в Обетованную землю, но стоял на пороге ее (сравните стих 5).

А. Обзор могущественных деяний Божиих, которые Он совершил между Хоривом и Беф Фегором (1:5 - 3:29)

I. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ВОЙТИ В ОБЕТОВАННУЮ ЗЕМЛЮ (1:5-46)

Глава 2

НОВОЕ НАЧАЛО: ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЗЕМЛИ ТРАНСИОРДАНИИ (2:1-25)

ЗАВОЕВАНИЕ ТРАНСИОРДАНИИ (2:26 - 3:29)

Глава 3

Б. Поражение Ога (3:1-11)

Втор. 3:1-7. Васан лежал несколько севернее, чем надо было идти израильтянам, чтобы достигнуть того места, откуда открывался им доступ в Обетованную землю. Однако, нанеся поражеие Огу на севере, они таким образом создали себе защищенный правый фланг при переходе Иордана. Едреи, где развязалась битва, находился примерно в сорока восьми километрах на восток от южной оконечности Киннеретского моря (моря Галилейского).

Повеление Бога Израилю сразиться с Огом (Не бойся его; сравните толкование на 1:21) строилось на двух заверениях: Бог предал его в руки евреев, а, кроме того, Израиль уже одержал победу над Сигоном. Результаты той битвы опять-таки давали основание доверять Богу (3:3; сравните 2:30-31). Действительно, так же, как в случае с городами Сигона (2:32-36), шестьдесят городов Ога (с высокими стенами, 3:4-5; толкование на 2:36) не смогли удержать натиска израильтян.

Область Аргов (3:4) - это просто другое название Васана, либо какой-то части его. Эта территория была известна как место обитания рефаимов (стих 11).

Вера израильских воинов в их Бога противостоит неверию тех бойцов, о которых говорится в 1:28. Относительно полного уничтожения жителей васанских городов (3:6) толкование на харам в 2:34 и толкование на главу 7.

Втор. 3:8-11. В этих стихах подводится итог завоеванию земель, контролировавшихся двумя трансиорданскими царями аморреев - Сигоном и Огом. Израильтяне нуждались в подбадривании - в повторных напоминиях им о верности им Бога в прошлом. Два момента в упомянутом подведении итогов были особенно действенны в этом отношении. Во-первых, в этих стихах подчеркиваются обширные масштабы израильских завоеваний: от потока Арнона до горы Ермона (который Сидоняне, т. е. сидонские финикийцы, называли Сирионом, а Аморреи… - Сениром). Во-вторых, Ог был одним из последних Рефаимов, с которыми столкнулись израильтяне в битве.

Под одром железным Ога, вероятно, подразумевался его гроб (саркофаг), размером около метра в ширину и примерно четыре метра в длину.

Глава 4

I. ЦЕЛЬ ЗАКОНА (4:1-8)

Втор. 4:1-2. Словами Итак… слушай вводятся те практические заключения, которые следовали из пережитого Израилем в пустыне. Поскольку недавний исторический опыт народа свидетельствовал ему о верности Господа, о Его милосердии, но и о судах Его, народ становился ответственным за свое безоговорочное повиновение Его постановлениям и законам. Под "постановлениями", возможно, понимались те правила поведения, которые были освящены Законом и не подлежали изменениям; а под "законами" - разного рода правовые положения и решения, выносившиеся судьями.

Очень важно, что Моисей учил Израиль этому Закону - ведь побудительная причина к исполнению его: дабы вы были живы и… наследовали ту землю - показывает, что истинно радоваться жизни возможно лишь на основе подчинения Божиему закону. Израиль ничего не должен был прибавлять к нему и, таким образом, подрывать его силу, как это делали впоследствии фарисеи. Но и убавлять от сказанного Моисеем - чтобы потакать своеволию и слабости человеческой природы - они не должны были.

Втор. 4:3-4. Моисей напомнил израильтянам о случившемся в Ваал-Фегоре, в Моаве, чтобы на примере их собственной истории показать им, насколько и самая жизнь их зависит от повиновения Божиему закону. В Ваал-Фегоре все те израильтяне, которые пошли по пути духовного прелюбодеяния, вступив в блуд физический с моавитскими женщинами, обрекали себя на смерть - от меча или болезней (лишь от "поражения", т. е. какого-то массового заболевания, погибло двадцать четыре тысячи человек). Но все те, которые "прилепились" к Господу, остались в живых. Об этом инциденте упоминается также в Чис. 25:1-9; в Пс. 105:28-29 и у пророка Осии 9-10.

Втор. 4:5-8. Первой целью Закона было дать израильтянам полноценную жизнь - в случае их послушания Богу (стихи 1-4). В стихах 5-8 сформулирована вторая цель Закона: сделать Израиль в нравственном и духовном отношениях единственным в своем роде среди других народов и через него привести и эти другие народы к Господу.

В отличие от всех них, Израилю дано было выделяться не особыми природными ресурсами или огромными богатствами, либо военным могуществом, а своим нравственным превосходством и близкими отношениями с Богом - в случае, если бы он исполнял собственную конституцию, построенную на принципах нравственности. И если бы Израиль повиновался Закону, то всем прочим народам осталось бы лишь завидовать ему. В их глазах он был бы а) народом мудрым и разумным, б) народом близким Богу и в) народом, который держится справедливых постановлений и законов.

ВТОРОЕ ОБРАЩЕНИЕ (4:44-49)

Втор. 4:44-49. Моисей изложил народу "инструкцию", исходившую от Бога (торах, слово, переводимое как закон, означает именно инструкцию или постановление) относительно того, как должен Израиль "ходить" перед Богом. Ради их личного и всенародного процветания им надо было соблюдать условия завета, выраженные в форме постановлений и уставов.

Впервые они были даны израильтянам через три месяца после того, как народ вышел из Египта (сравните Исх. 20:1-17; 21-23). Таким образом Второзаконие не какому-то новому завету соответствует, а служит обновлению завета, данного прежде. Обновление его или повторение произошло восточнее р. Иордан, близ Беф-Фегора. Подробности относительно Сигона и Ога в толкование на Втор. 2:26 - 3:11.

Глава 5

ПРИЗЫВ К ПОСЛУШАНИЮ (5:1-5)

Втор. 5:1-5. Торжественно звучащая формула слушай, Израиль свидетельствует, что предваряемое ею (постановления и законы, сравните 4:45) не является чем-то случайным: это условие, абсолютно необходимое для выживания Израиля как народа. Говоря, что Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве, а не с отцами нашими, Моисей тем самым доносил до сознания народа, что этот завет предназначен был руководить живыми, а не мертвыми. Моисей имел право сказать это, потому что был посредником завета. На горе Синай Господь говорил с Израилем лицем к лицу, но говорил Он через Моисея (Исх. 19:9).

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (5:6-21)

Втор. 5:6-7. Стих 6 очень важен для понимания не только первой заповеди, но и остальных девяти. Десять заповедей были даны народу уже искупленному (вывел тебя из земли Египетской), чтобы дать ему возможность выражать свою любовь к святому Богу и пребывать в общении с Ним. (Во Второзаконии Египет многократно называется "домом рабства": стихи 6,12; 7:8; 8:14; 13:5,10; сравните Исх. 13:3,14; 20:2).

Десять заповедей не были задуманы Богом как средство оправдания, каковое изначально предоставлялось Им даром, по вере (сравните Быт. 15:6; Рим. 4). Следовательно, целью закона никогда не было обеспечить народу спасение. Далее. Поскольку искупление Израиля произошло по инициативе Господа, народ обязан был признать Его право на верховное владычество и склониться перед этим высшим правом.

Первая заповедь - не иметь других богов пред лицем Его предписывала израильтянину каждую сферу его жизни подчинить Богу, отдав себя под Его управление. Фраза "другие боги" - это технический термин, обозначавший языческих богов, которые, конечно, существовали в форме идолов и в умах их почитателей, но не были реальны (действительны).

Втор. 5:8-10. Вторая заповедь вовсе не налагала запрета на развитие искусства в Израиле (о чем, в частности, свидетельствует скиния - несомненное произведение искусства); запрещение относилось к изготовлению какого бы то ни было кумира (идола), якобы представляющего Господа. Подобная практика грозила опасностью в двух аспектах. Во-первых, поскольку взаимоотношения других народов с их богами выражались именно в идолопоклоннических формах, поклонение Господу тоже могло вылиться в такие формы.

А во-вторых, всякая попытка представить Бога в зримом образе, почерпнутом из окружающего мира, ставила под вопрос верховное владычество Того, Кто не мог быть ограничен рамками того или иного образа. Будучи Богом ревнителем (сравните 4:24; 32:16,21; толкование на 6:15), Он не выказывал намерения делить с кем бы то ни было Свою наивысшую власть.

На первый взгляд 5:96 как будто противоречит сказанному у Иезекииля (18:20). Однако слова ненавидящих Меня следует отнести к детям, а не к отцам. Дети, ненавидящие Господа, будут наказаны. И дело здесь в том, что восстающие против Бога и ненавидящие Его родители нередко - до третьего и четвертого рода, т. е. поколения - производят на свет детей, также ненавидящих Бога (сравните Исх. 20:5; 34:6-7).

Втор. 5:11. Заповедью, предостерегающей от произнесения имени Господа напрасно, запрещается оскорбительное для Бога употребление имени Его на каждом шагу и при любых обстоятельствах, но она включает в себя не только это. Третья заповедь не позволяет манипулировать Божиим именем по своему усмотрению (к примеру, пользоваться им в целях колдовства или для того, чтобы проклясть кого-нибудь). Христианин, который сегодня употребляет Божие имя по пустому поводу или произносит его без должного почтения, нарушает третью заповедь.

Втор. 5:12-15. День субботний был даром Бога Израилю. Согласно Исх. 20:11, Израиль должен был каждую неделю соблюдать этот день отдыха в память того, что Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой отдыхал. Таким образом соблюдение Израилем субботы было знаком веры его в личного, трансцендентного Бога, сотворившего мир. На Ближнем Востоке того времени подобное вероучение было единственным в своем роде.

Во Второзаконии, однако, причиной соблюдения субботы является уже не сотворение мира, а избавление Израиля из Египта, которым было положено начало "сотворению" Израиля как народа. (Повеление помнить, "заакар", встречается во Второзаконии четырнадцать раз.),

Относительно Божией руки крепкой и мышцы высокой смотрите Втор. 4:34; 7:19; 11:2.

Заповедь о субботе - единственная из десяти, которая не повторяется в Новом Завете, и апостол Павел возражал против того, чтобы обязывать к исполнению ее (сравните Рим. 14:5-6; Кол. 2:16-17). В ранней церкви день поклонения Богу был перенесен на первый день недели - в память воскресения Христа.

Временный характер четвертой заповеди объясняется тем, что суббота являлась знаком Моисеева завета (сравните Исх. 31:12-17). После того, как время этого завета прошло, не было более нужды и в сохранении "знака". Вместо него "знаком" Нового Завета стало празднование христианами Господней вечери.

Втор. 5:16. Почитать родителей означает высоко ценить их. Дети, живущие в доме, выражают это в послушании отцу и матери. Исполнение пятой заповеди имело решающее значение для самого существования народа: чтобы продлились дни твои (имеется в виду Израиль в целом; сравните 6:2; 11:9; 25:15; 32:47) и чтобы хорошо тебе было на той земле. Родители, в первую очередь отцы, более, чем религиозные вожди, были ответственны за передачу заповедей Завета своим детям.

Втор. 5:17. Под убийством понимается незаконное лишение кого-либо жизни. Поскольку человек создан Богом и по образу Его, он не должен отнимать жизни у другого человеческого существа, если не имеет на то Божиего разрешения. Эта заповедь, таким образом, не налагала запрета ни на смертную казнь, ни на участие в войне, потому что и то и другое совершалось в согласии с законами Торы.

Втор. 5:18. Супружеские отношения должны были отражать взаимоотношения верующего с его Богом. Отсюда запрещение вступать в близкие отношения вне брака (прелюбодеяния) и добрачных связей. Хотя определенного указания на добрачное сожительство в седьмой заповеди нет, запрещение этого находим в других местах Пятикнижия (например, Исх. 22:16; Втор. 22:13-21,23-29). Предполагалось, что еврей или еврейка, неверные своим супругам, способны явить неверность и по отношению к Богу завета, последовав за другими "богами", т. е. совершить прелюбодеяние духовное.

Втор. 5:19. Многие богословы полагают, что восьмая заповедь (направленная против воровства) запрещала в первую очередь похищение людей (сравните 24:7). Представляется, однако, более верным рассматривать ее как запрещение любого вида кражи, воровства, включая и похищение людей.

Втор. 5:20. Хотя девятая заповедь действовала в первую очередь при рассмотрении судебных дел, она могла быть направлена и на пресечение слухов и сплетен против ближних, соседей. Таким образом заповедями 6-9 признавалось за человеком право на жизнь, дом, собственность и незапятнанную репутацию.

Втор. 5:21. Желать здесь употреблено в значении вожделеть, жаждать чужого. Десятая заповедь отличалась от остальных тем, что предполагала не какие-то конкретные недостойные действие или поступок, а - эмоциональный, психологический грех. Следовательно, нарушение этой заповеди не влекло за собой судебного преследования. Однако "вожделение к чужой собственности" нередко приводило к нарушению одной из других заповедей - от шестой до девятой. Вот почему, обращаясь к заповедям, Иисус так подробно остановился на шестой и седьмой из них (Матф. 5:21-32).

Нельзя исключить, что кто-то в состоянии был соблюсти первые девять заповедей, но никому не дано ни разу в жизни не нарушить и десятой. Потому-то десятая заповедь звучит с особой силой - ибо именно она ставит людей в известность о том, что полностью соблюсти Божий закон они не в состоянии. Это-то знание и возвращало израильтян к чувству зависимости от Божиих милости и милосердия.

 

Глава 6

Глава 7

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА (ГЛ. 7)

Глава 8

Глава 9

Глава 10

4) Ответ на молитву Моисея (10:1-11).

Втор. 10:1-5. Во исполнение просьбы Моисея не губить народ Господь вновь написал… десять заповедей на скрижалях каменных. Следовательно прежний завет, о котором говорится в Исх. 24:3, Бог аннулировал.

Вероятно, на каждой из двух скрижалей содержался полный текст заповедей. Так в древности обычно записывали на Ближнем Востоке (дублируя их) неоднократно упоминавшиеся вассальные договоры (о сравнении с ними завета уже говорилось во Второзаконии).

Как и повелел ему Бог, Моисей сделал деревянный ковчег (Исх. 25:10-16), в который поместил скрижали. Не вызывает сомнения, что этот ковчег был им сделан в связи с предстоявшим сооружением скинии (Исх. 37:1-5; 40:20-21).

Втор. 10:6-9. Эти стихи, возможно, являются редакторской вставкой (толкование на 2:10-12). Когда Израиль был в Мозере… умер Ааарон. Согласно Чис. 20:28; 33:38, Аарон умер на горе Ор. Вероятно, Мозером называлось место, где возвышалась эта гора. В свое время за много лет до того, в Хориве, Господь пощадил жизнь Аарона по просьбе Моисея.

Елеазар, третий сын Аарона, сделался первосвященником (Втор. 10:6), а на колено Левиино была возложена особая ответственность, связанная с обслуживанием скинии (стих 8). Другие подробности относительно левитов в толковании на 18:1-8.

Втор. 10:10-11. Когда Моисей был на горе во второй раз (стихи 1-5) на протяжении сорока дней и сорока ночей (сравните с первым разом, 9:19), то опять постился и ходатайствовал за Израиль (9:18,25). Согласившись не истреблять народ, Бог повелел Моисею вести его на овладение землей.

Глава 11

Глава 12

ВВЕДЕНИЕ (12:1)

Втор. 12:1. Постановления и законы, которые даются в этой части речи Моисея, не были предназначены к "изнурению" народа. Моисей намеренно не стал повторять многие подробности и правила, записанные в книгах Исход и Левит. Ведь Второзаконие соответствует закону, излагаемому в проповеди (точнее, это - наставление, "инструкции"; толкование на 1:5). Выступая перед народом, Моисей скорее стремился выявить, установить некоторые общие характерные признаки их образа жизни, определить его уровень и качество, чем пускаться в утомительные подробности, предусмотренные в своде законов.

Конкретные законы, перечисляемые в этом разделе, были даны в помощь людям, которым предстояло каждую сферу своей жизни подчинить Господу; эти законы должны были помочь им искоренить из своей среды все, что могло угрожать их истинному благочестию. Давались они в связи с предстоявшим вступлением на территорию Ханаана: Когда введет тебя Господь… в ту землю… старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня (стих 29, 32).

Глава 13

Глава 14

Е. Закон о десятине (14:22-29)

Втор. 14:22-23. Установления относительно десятины с зерна и скота, которая шла на общинную трапезу перед главным святилищем, - были связаны с вышеупомянутыми законами о пище (стихи 3-21). "Съедать десятину" в присутствии Господа было для израильтян еще одним способом выразить свои особые взаимоотношения с Ним и зависимость от Него в повседневной пище. (О месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, толкование на 12:5; сравните также 12:11; 16:2,6, 11; 26:2.) Рацион евреев был ограничен не только в том смысле, что им можно было есть, но и в том, сколько еды они имели право оставлять для себя. Закон о десятине, с выраженной в нем заботой о бедных (14:28-29), повлек за собой дальнейшие постановления (15:1-18), в которых предусмотрены были нужды должников, рабов и всех тех, кто не имел средств к существованию.

Бог подчеркивал, что десятина для израильтян - нечто неизменно обязательное: "Отделяй десятину от всего". Прежде Моисей говорил, что их десятины предназначены для левитов (Чис. 18:21-32). Теперь он добавил нечто новое к установлению о десятине. Израильтяне должны были приносить часть своих десятин к главному святилищу и там съедать их в ходе общинной трапезы в присутствии Господа.

Возможно, речь здесь идет о другой десятине (десятине от оставшихся 90% урожая и пр.), часть которой должна была быть съедаема у святилища (остатки же шли в пищу левитам, обслуживавшим его; сравните Втор. 14:27). Так или иначе, назначение всего опыта было в том, чтобы научить евреев бояться (сравните 4:10) Господа, Бога их, во все дни.

Поедая всю эту пищу перед Ним, напутствуемые священниками, они должны были приучаться к мысли, что вся их еда (а значит и самая жизнь их) зависит не столько от их навыков ведения сельского хозяйства, сколько от Господних благословений. И таким образом они учились бы бояться Его, т. е. проникались бы сознанием, что лишь в повиновении Ему - залог их сытой и безбедной жизни сегодня и в будущем.

Втор. 14:24-27. В новой земле, однако, многие станут жить слишком далеко от будущего святилища, так что практически не смогут "пригонять" или приносить туда свою десятину. Таковым давалось право, продав ее за серебро, отправляться к главному святилищу; там, на месте, могли они купить на это серебро… волов, овец, вина или сикера, словом, всего, что пожелала бы душа их, чтобы затем есть и пить в присутствии Бога. (сравните с другой "уступкой" в 12:20-25).

Как "вино", так и "сикер" разрешались к употреблению - даже и в обряде богослужения. Словом "вино" передается евр. яйин, которое могло означать как пьянящий, так и безалкогольный напиток. Еврейское слово, передаваемое в русской Библии как "сикер" (секар), некоторыми переводчиками Священного Писания понималось как "крепкий напиток". Но такая трактовка вводит в заблуждение, так как исходит из предположения, будто "сикер" был напитком, подвергшимся перегонке.

Между тем, самый процесс перегонки не был известен на Ближнем Востоке до 7-го века от Р. Х. Так что "сикер" был, вероятно, своего рода пивом, известным еще древним египтянам и аккадцам, с невысоким содержанием алкоголя. (Однако и вино - яйин - выпитое в чрезмерном количестве, приводило к опьянению; например, Ис. 5:11; Прит. 20:1; а опьянение - это грех.)

Скорее всего одна семья не могла съесть всю десятину, и оставшееся должно было отдаваться левитам, обслуживавшим святилище. Таким образом и левиты, которые не имели собственного удела, обеспечивались пищей.

Втор. 14:28-29. Каждый третий год вторую десятину (сравните толкование на стихи 22-28) следовало не в святилище относить, а оставлять для прокормления левитов и менее обеспеченных членов общества.

"Пришельцами" называются в Библии чужеземцы, которые жили вместе с израильтянами. И хотя с ними следовало обращаться справедливо, все привилегии израильского гражданства на них не распространялись. Особо привлекается здесь внимание к нуждам вдов и сирот (сравните 24:19-21; 26:12-13).

Следуя этому повелению делиться с другими, израильтяне всегда могли бы жить в процветающем обществе и позволить себе быть еще более щедрыми, потому что Бог… благословил бы их во всяком деле рук их.

В Новом Завете прямого повеления давать десятину нет. Но в век Церкви верующие своими даяниями свидетельствуют, что Бог поддерживает их и заботится о них. Христианам надо давать "от щедрот своих", сознавая, что "кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2-Кор. 9:6; 2-Кор. 9:7-9; 1-Кор. 16:1-2)

Глава 15

ГОД ОСВОБОЖДЕНИЯ (15:1-18)

А. Прощение долгов (15:1-11)

Втор. 15:1. Повеление относительно субботнего года или "года прощения" было высказано еще в Исх. 23:10-11 и в Лев. 25:1-7. Но в то время, как в тех стихах заявлялось, что в седьмой год земле следовало давать отдых и не засевать ее, о прощении долгов в них не упоминалось. Только тут Моисей выдвинул это требование. Слова "в седьмой год" по-еврейски переданы идиомой, которая в буквальном переводе звучит как "в конце каждого семилетия".

Закон о прощении долгов провозглашен во Втор. 15:1 и объясняется в стихах 2-11.

Втор. 15:2-6. Слова "простить долг" могли означать, что долг следовало простить полностью. Но могло это означать и другое - что долг не подлежал уплате лишь на протяжении седьмого года. Однако по прошествии его он должен был быть выплачен. В пользу второго предположения говорит тот факт, что на протяжении седьмого года, когда землю надо было оставлять под паром, должник-израильтянин не в состоянии был бы уплатить своего долга, но в последующие шесть лет у него такая возможность появлялась. (Долги иноземца - подразумевался иноземец, имевший в земле израильской доход от того или иного дела или промысла, а не "пришелец", (сравните 14:1-29), - прощению в седьмой год не подлежали; ведь его земля не лежала под паром, и он в этот год не лишался своего обычного источника дохода, как это было с любым из евреев.)

И все-таки, несмотря на убедительность приведенного аргумента, более вероятным представляется, что речь в упомянутом законе шла о полном и регулярном (раз в семилетие) прощении долгов. В пользу этого говорит несколько соображений:

1) Полное прощение более согласуется со щедростью, явленной Господом по отношению к Израилю. 2) Оно более соответствует сказанному в 15:9-11. 3) Регулярное (в каждый седьмой год) и полное прощение долгов, очевидно, служило подготовке израильтян к абсолютно необычным делам Юбилейного (50-го года, в который каждому предстояло получать назад свое "семейное владение", утраченное по той или иной причине (Лев. 25:8-17). 4) Регулярное прощение долгов не давало отдельным членам израильского общества впадать в нищету (Втор. 15:4а; сравните толкование на стих 11).

5) Предполагавшееся изобилие израильской земли тоже говорит в пользу регулярного прощения долгов. Израилю предоставлялась возможность стать богатейшим народом мира ("Ибо благословит тебя Господь", стих 46; сравните стих 6а). Богатство и процветание явились бы не следствием технических достижений еврейского народа, а наградой за его сердечную преданность Богу: Если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии (стих 5). Заявление Моисея, что ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы, было, в сущности, обещанием Израилю относительно его будущей выдающейся роли в мире (и господствовать будешь над многими народами).

Втор. 15:7-11. Здесь Моисей взывает к сердцу своих соплеменников-израильтян. Закон о прощении долгов (стихи 1-6) был направлен на то, чтобы вселить в них дух щедрости. Расчетливый еврей согрешит, если откажет в займе бедному брату своему (стих 7; сравните с "нищим братом" в стихе 9) из страха, что тот может не возвратить ему долга, потому что приближается седьмый год.

Ожесточать сердце и сжимать руку означало бы не доверять Господу и Его благословениям всех дел дающего. Возможно, именно над этими словами Моисея размышлял царь Соломон, когда писал: "Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однакоже беднеет" (Прит. 11:24).

Тому, как должен Израиль относиться к нуждающемуся, Моисей подводит итог в нескольких словах: открой ему руку твою (Втор. 15:8,11). В печальном признании, что нищие всегда будут среди земли твоей, возможно, звучит трагическое предчувствие того, что полностью повиноваться Господу Израиль не захочет (стих 5).

 

 

Глава 16

А. Пасха (16:1-8)

Втор. 16:1-2. Наиболее подробные наставления относительно Пасхи даны в Исх. 12:1-28,43-49. Слово "Пасха" (песах) происходит от глагола пасах, означающего "проходить мимо". Этот праздник праздновался в ту ночь, когда Господь "прошел мимо" помазанных кровью дверных косяков в домах израильтян, пощадив жизни их перворожденных; первенцев же из египтян - как сыновей их, так и скот их - Он предал тогда смерти. Жизни перворожденных еврейского народа были защищены жертвенной кровью.

С тех пор Пасха стала для евреев ритуалом, который они совершали в память об освобождении их Богом из Египта (Исх. 12:26-27), ритуалом, которому сопутствовал назидательный рассказ представителям младшего поколения о том, что сделал для евреев Господь.

Праздновали Пасху на 14-ый день месяца Авива (март-апрель). Первоначально пасхальную жертву избирали из мелкого… скота; ею должно было быть однолетнее животное из овец или коз (Исх. 12:5). Слова и крупного скота означали, что Моисей расширил рамки выбора. Но, возможно, дело здесь в том, что жертвы из крупного скота следовало предлагать в семидневный Праздник опресноков (Втор. 16:3), сразу же после Пасхи. Так или иначе, ягнята стали традиционными жертвенными пасхальными животными. На алтарь их приносили "в сумерки" (толкование на Исх. 12:6).

Язычники не могли участвовать в пасхальных празднествах, если только не становились прозелитами (Исх. 2:43-49).

Ежегодно Пасха отмечалась и месяц спустя - для тех, кто не мог принять в ней участие в месяце Авиве - по причине своей церемониальной нечистоты или пребывания в пути (Чис. 9:6-12).

Втор. 16:3-4. Итак за Пасхой сразу же следовал семидневный Праздник опресноков, так что два этих праздника в сущности составляли один (сравните Лук. 2:41; 22:7; Деян. 12:3-4; толкование на Лук. 22:7-38; Иоан. 19:14).

Употребление в пищу только пресного хлеба напоминало о поспешности, с какой евреи вынуждены были уйти из Египта (Исх. 12:33-34). Это помогало им не забывать об их внезапном и стремительном исходе из "дома рабства". Как хлебы бедствия, опресноки символизировали, кроме того, неволю, в которой жили евреи в Египте.

Мясо животного, принесенного на алтарь вечером первого праздничного дня (т. е. мясо пасхального ягненка), нельзя было оставлять до следующего утра. Несъеденное следовало сжигать (Исх. 12:10), возможно, потому, что жертва была святыней.

Втор. 16:5-8. Первая Пасха праздновалась израильтянами по домам. Но позднее, после возведения главного святилища (места, где пребывало… имя Господне; сравните 12:5,11; 14:23; 16:2,11; 26:1,15), Пасху можно было праздновать только там. Этим, возможно, символизировалось рождение при исходе - Израиля, как народа, предназначенного стать семьей, чьей главой является Бог.

Хотя под словом "вечером" могло подразумеваться время от 3-х до 5 часов пополудни (толкование на Исх. 12:6), этот промежуток времени можно было называть так, потому что солнце уже приближалось к захождению (вечером, при захождении солнца).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.09 с.)