Три города-убежища в трансиордании (4:41-43) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три города-убежища в трансиордании (4:41-43)



Втор. 4:41-43. Эти стихи могут соответствовать редакторскому примечанию, помещенному здесь, между первым и вторым обращениями Моисея, потому, что к этому времени он уже предназначил данные три города, расположенные восточнее Иордана, быть городами-убежищами. Вот их названия: Бецер… Рамоф… и Голан (карту "Шесть городов-убежищ", там, где толкование на Чис. 35:6-34). О значении этих городов речь пойдет в толковании на Втор. 19:1-13 (сравните Исх. 21:12-13; Чис. 35:6-28; Иис. Н. 20).

III. Второе обращение Моисея: обязательства, предусмотренные заветом (4:44 - 26:19)

В упоминавшихся вассальных (или сюзеренных) договорах 2-го тысячелетия до Р. Х., в разделе, который следовал за историческим прологом, перечислялись обязательства вассалов по отношению к своему великому царю. Этот раздел, содержавший обязательства по завету или условия соглашения, обычно делился на две части. В первой был общий призыв к вассалам соблюдать безоговорочную преданность царю или сюзерену. Во второй части перечислялись конкретные обязательства или законы, определявшие, каким образом должны были вассалы выражать свою полную преданность сюзерену.

Построение второго обращения Моисея, по-видимому, следует тому же принципу, что и построение вассальных договоров. Моисей начинает свою речь с воспоминаний о событиях, пережитых ими при Хориве (4:44 - 5:33), об этом основополагающем опыте Израиля. За коротким этим разделом следует призыв к полной преданности (главы 6-11). После чего Моисей обращается к Закону, который объяснял, как именно следовало евреям выражать преданность Господу в их повседневной жизни (12:1 - 26:15). Завершается речь Моисея провозглашением взаимных обязательств народа и Господа (26:16-19).

А Краткое повторение Закона при Хориве (4:44 - 5:33)

ВТОРОЕ ОБРАЩЕНИЕ (4:44-49)

Втор. 4:44-49. Моисей изложил народу "инструкцию", исходившую от Бога (торах, слово, переводимое как закон, означает именно инструкцию или постановление) относительно того, как должен Израиль "ходить" перед Богом. Ради их личного и всенародного процветания им надо было соблюдать условия завета, выраженные в форме постановлений и уставов.

Впервые они были даны израильтянам через три месяца после того, как народ вышел из Египта (сравните Исх. 20:1-17; 21-23). Таким образом Второзаконие не какому-то новому завету соответствует, а служит обновлению завета, данного прежде. Обновление его или повторение произошло восточнее р. Иордан, близ Беф-Фегора. Подробности относительно Сигона и Ога в толкование на Втор. 2:26 - 3:11.

Глава 5

ПРИЗЫВ К ПОСЛУШАНИЮ (5:1-5)

Втор. 5:1-5. Торжественно звучащая формула слушай, Израиль свидетельствует, что предваряемое ею (постановления и законы, сравните 4:45) не является чем-то случайным: это условие, абсолютно необходимое для выживания Израиля как народа. Говоря, что Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве, а не с отцами нашими, Моисей тем самым доносил до сознания народа, что этот завет предназначен был руководить живыми, а не мертвыми. Моисей имел право сказать это, потому что был посредником завета. На горе Синай Господь говорил с Израилем лицем к лицу, но говорил Он через Моисея (Исх. 19:9).

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (5:6-21)

Втор. 5:6-7. Стих 6 очень важен для понимания не только первой заповеди, но и остальных девяти. Десять заповедей были даны народу уже искупленному (вывел тебя из земли Египетской), чтобы дать ему возможность выражать свою любовь к святому Богу и пребывать в общении с Ним. (Во Второзаконии Египет многократно называется "домом рабства": стихи 6,12; 7:8; 8:14; 13:5,10; сравните Исх. 13:3,14; 20:2).

Десять заповедей не были задуманы Богом как средство оправдания, каковое изначально предоставлялось Им даром, по вере (сравните Быт. 15:6; Рим. 4). Следовательно, целью закона никогда не было обеспечить народу спасение. Далее. Поскольку искупление Израиля произошло по инициативе Господа, народ обязан был признать Его право на верховное владычество и склониться перед этим высшим правом.

Первая заповедь - не иметь других богов пред лицем Его предписывала израильтянину каждую сферу его жизни подчинить Богу, отдав себя под Его управление. Фраза "другие боги" - это технический термин, обозначавший языческих богов, которые, конечно, существовали в форме идолов и в умах их почитателей, но не были реальны (действительны).

Втор. 5:8-10. Вторая заповедь вовсе не налагала запрета на развитие искусства в Израиле (о чем, в частности, свидетельствует скиния - несомненное произведение искусства); запрещение относилось к изготовлению какого бы то ни было кумира (идола), якобы представляющего Господа. Подобная практика грозила опасностью в двух аспектах. Во-первых, поскольку взаимоотношения других народов с их богами выражались именно в идолопоклоннических формах, поклонение Господу тоже могло вылиться в такие формы.

А во-вторых, всякая попытка представить Бога в зримом образе, почерпнутом из окружающего мира, ставила под вопрос верховное владычество Того, Кто не мог быть ограничен рамками того или иного образа. Будучи Богом ревнителем (сравните 4:24; 32:16,21; толкование на 6:15), Он не выказывал намерения делить с кем бы то ни было Свою наивысшую власть.

На первый взгляд 5:96 как будто противоречит сказанному у Иезекииля (18:20). Однако слова ненавидящих Меня следует отнести к детям, а не к отцам. Дети, ненавидящие Господа, будут наказаны. И дело здесь в том, что восстающие против Бога и ненавидящие Его родители нередко - до третьего и четвертого рода, т. е. поколения - производят на свет детей, также ненавидящих Бога (сравните Исх. 20:5; 34:6-7).

Втор. 5:11. Заповедью, предостерегающей от произнесения имени Господа напрасно, запрещается оскорбительное для Бога употребление имени Его на каждом шагу и при любых обстоятельствах, но она включает в себя не только это. Третья заповедь не позволяет манипулировать Божиим именем по своему усмотрению (к примеру, пользоваться им в целях колдовства или для того, чтобы проклясть кого-нибудь). Христианин, который сегодня употребляет Божие имя по пустому поводу или произносит его без должного почтения, нарушает третью заповедь.

Втор. 5:12-15. День субботний был даром Бога Израилю. Согласно Исх. 20:11, Израиль должен был каждую неделю соблюдать этот день отдыха в память того, что Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой отдыхал. Таким образом соблюдение Израилем субботы было знаком веры его в личного, трансцендентного Бога, сотворившего мир. На Ближнем Востоке того времени подобное вероучение было единственным в своем роде.

Во Второзаконии, однако, причиной соблюдения субботы является уже не сотворение мира, а избавление Израиля из Египта, которым было положено начало "сотворению" Израиля как народа. (Повеление помнить, "заакар", встречается во Второзаконии четырнадцать раз.),

Относительно Божией руки крепкой и мышцы высокой смотрите Втор. 4:34; 7:19; 11:2.

Заповедь о субботе - единственная из десяти, которая не повторяется в Новом Завете, и апостол Павел возражал против того, чтобы обязывать к исполнению ее (сравните Рим. 14:5-6; Кол. 2:16-17). В ранней церкви день поклонения Богу был перенесен на первый день недели - в память воскресения Христа.

Временный характер четвертой заповеди объясняется тем, что суббота являлась знаком Моисеева завета (сравните Исх. 31:12-17). После того, как время этого завета прошло, не было более нужды и в сохранении "знака". Вместо него "знаком" Нового Завета стало празднование христианами Господней вечери.

Втор. 5:16. Почитать родителей означает высоко ценить их. Дети, живущие в доме, выражают это в послушании отцу и матери. Исполнение пятой заповеди имело решающее значение для самого существования народа: чтобы продлились дни твои (имеется в виду Израиль в целом; сравните 6:2; 11:9; 25:15; 32:47) и чтобы хорошо тебе было на той земле. Родители, в первую очередь отцы, более, чем религиозные вожди, были ответственны за передачу заповедей Завета своим детям.

Втор. 5:17. Под убийством понимается незаконное лишение кого-либо жизни. Поскольку человек создан Богом и по образу Его, он не должен отнимать жизни у другого человеческого существа, если не имеет на то Божиего разрешения. Эта заповедь, таким образом, не налагала запрета ни на смертную казнь, ни на участие в войне, потому что и то и другое совершалось в согласии с законами Торы.

Втор. 5:18. Супружеские отношения должны были отражать взаимоотношения верующего с его Богом. Отсюда запрещение вступать в близкие отношения вне брака (прелюбодеяния) и добрачных связей. Хотя определенного указания на добрачное сожительство в седьмой заповеди нет, запрещение этого находим в других местах Пятикнижия (например, Исх. 22:16; Втор. 22:13-21,23-29). Предполагалось, что еврей или еврейка, неверные своим супругам, способны явить неверность и по отношению к Богу завета, последовав за другими "богами", т. е. совершить прелюбодеяние духовное.

Втор. 5:19. Многие богословы полагают, что восьмая заповедь (направленная против воровства) запрещала в первую очередь похищение людей (сравните 24:7). Представляется, однако, более верным рассматривать ее как запрещение любого вида кражи, воровства, включая и похищение людей.

Втор. 5:20. Хотя девятая заповедь действовала в первую очередь при рассмотрении судебных дел, она могла быть направлена и на пресечение слухов и сплетен против ближних, соседей. Таким образом заповедями 6-9 признавалось за человеком право на жизнь, дом, собственность и незапятнанную репутацию.

Втор. 5:21. Желать здесь употреблено в значении вожделеть, жаждать чужого. Десятая заповедь отличалась от остальных тем, что предполагала не какие-то конкретные недостойные действие или поступок, а - эмоциональный, психологический грех. Следовательно, нарушение этой заповеди не влекло за собой судебного преследования. Однако "вожделение к чужой собственности" нередко приводило к нарушению одной из других заповедей - от шестой до девятой. Вот почему, обращаясь к заповедям, Иисус так подробно остановился на шестой и седьмой из них (Матф. 5:21-32).

Нельзя исключить, что кто-то в состоянии был соблюсти первые девять заповедей, но никому не дано ни разу в жизни не нарушить и десятой. Потому-то десятая заповедь звучит с особой силой - ибо именно она ставит людей в известность о том, что полностью соблюсти Божий закон они не в состоянии. Это-то знание и возвращало израильтян к чувству зависимости от Божиих милости и милосердия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.007 с.)