Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Благословения и проклятия (глава 28)
По вступлении израильтян в Обетованную землю Моисей повелел им обновить завет в Сихеме. Затем он вновь обратился к делам Израиля, стоявшего на равнинах Моава. Он провозгласил перед ним благословения и проклятия этого завета, подлежавшего обновлению (подтверждению). Раздел, содержащий проклятия, в четыре раза длиннее того, что содержит благословения (стихи 1-14). Это, возможно, соответствовало характерной форме древних ближневосточных договоров, в которых проклятий всегда перечислялось больше, чем благословений. Однако более вероятной представляется другая версия: "раздел проклятий" превосходил "раздел благословений" из-за предчувствия, что Израилю не избежать многочисленных нарушений завета Глава 28 1. БЛАГОСЛОВЕНИЯ (28:1-14) А. Благословения в случае послушания (28:1-2) Втор. 28:1-2. Предложение Бога Израилю - вступить с Ним в завет было проявлением милости с Его стороны. Тем не менее, благословения в рамках Моисеева завета обусловливались послушанием народа. Завет предлагался народу, прежде милостиво освобожденному Богом из Египта, - для того, чтобы народ этот мог радоваться своим близким взаимоотношениям с Творцом и готовиться к принятию новых благословений Его. Одним из них было обещание поставить Израиль выше всех других народов (сравните 26:19). Б. Конкретные благословения (28:3-6) Втор. 28:3-6. Если бы Израиль повиновался Господу (стихи 1-2), то был бы благословляем в каждом аспекте своей жизни. Благословения стали бы уделом как торговца, живущего в городе, так и сельского жителя. Многочисленным стал бы народ израильский и не имел бы недостатка ни в скоте (стих 4), ни в хлебе (стих 5). И в повседневной жизни своей каждый израильтянин радовался бы Божиим благословениям (благословен ты при входе… и благословен при выходе твоем). В. Обетования Господни (28:7-14) Предыдущий раздел (стихи 3-6), вероятно, зачитывался вслух и громко - во время церемоний по обновлению завета - чтобы все могли услышать об этих благословениях, при условии послушания завету. Данный же раздел (стихи 7-14) - это, по-видимому, подробное изложение благословений Моисеем по ходу его проповеди. Втор. 28:7-14. Три сферы благословений выделены и подчеркнуты. Первая касается связи Израиля с окружавшими его народами. Израилю были бы дарованы сверхъестественный военный успех (стих 7) и такое экономическое преуспевание, которые поставили бы его превыше других народов (стихи 126-13), и он бы не зависел от них, а они от него зависели бы (и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы); евреи всегда были бы главою, т. е. впереди, и никогда - хвостом, т. е. позади. Все это могло бы быть, однако, неповиновение завету грозило им результатами прямо противоположными (стих 43:44).
Вторая сфера - это процветание сельского хозяйства и чадородие (стихи 11-12). Третья сфера касалась репутации Израиля. Послушные Богу, будучи святым у Него народом (сравните 26:19), евреи всей своей жизнью свидетельствовали бы об особой своей близости с Творцом, вызывая у других народов уважение и благоговейный страх (стихи 9-10; сравните 2:25; 11:25). Все это при исполнении непременного условия: если будешь повиноваться заповедям Господа и не пойдешь вслед иных богов (28:14). ПРОКЛЯТИЯ (28:15-68) а. Если… не будешь слушать… (28:15-19) Втор. 28:15-19. Так же, как послушание влечет за собой благословения, так непослушание - навлекает проклятия. (таблицу "Кары по Завету" - там, где толкование на Ам. 4:6.) Среднего не существует. Четыре проклятия, перечисленные в стихах 16-19, - точное противопоставление четырем благословениям в стихах 3-6 (хотя номера 2 и 3 переставлены, а слов "плод скота твоего", т. е. его молодняк, из стиха 4 нет в стихе 18). Б. Суды Господни (28:20-68) В этом разделе Моисей, "детализирует" те проклятия, которые перечислены в стихах 16-19. (сравните стихи 7-14, где Моисей "расшифровывает" благословения, перечисленные в стихах 3-6.) Каждый из "судов" преследовал в сущности одну цель: отвратить Израиль от мятежей и неповиновения. 1) Ужасное разорение. Втор. 28:20. Моисей угрожал Израилю разорением и уничтожением, если оставит Господа. Словом смятение обозначалось паническое состояние, которое наводилось свыше на врагов Израиля: бойцы их становились беспомощными в битве, либо мучительные болезни поражали их, следствием чего и были ужас и смятение (1-Цар. 5:9; 14:20). Оставить Бога - значило совершить зло.
2) Болезни. Втор. 28:21-22. Установить, какие конкретно болезни понимались под чахлостью, лихорадкою и воспалением, не представляется возможным. Что касается палящего ветра и ржавчины, то речь, насколько удалось установить, могла идти о "болезнях", поражающих растения. О горячке (в употребленном здесь смысле), как и о засухе, подробнее говорится в следующих стихах. 3) Засуха. Втор. 28:23-24. Некогда плодотворная земля останется без дождя. Небо сделается, как медь, т. е. непрестанно будет источать солнечный жар; исчезнут дождевые облака. И вместо дождя, лишь пыль будет сыпаться на землю, так что ничто не сможет произрастать на ней (земля станет, как железо). 4) Военные поражения. Втор. 28:25-26. Израиль подвергнется сокрушительным военным поражениям. Вместо того, чтобы враги бежали от него в "семи направлениях" (сравните стих 7), Израиль сам побежит от них семью путями. И поражения эти будут столь ужасны, что некому станет погребать тела погибших. 5) Об эпидемиях физических и душевных болезней. Втор. 28:27-29. Как некогда Господь поразил Египет "воспалением с нарывами" (Исх. 9:8-12) и послал "замешательство" в ряды фараонова войска (Исх. 14:23-28), так сделает Он Израилю (сравните описание болезней в Исх. 15:26; Втор. 7:15; 28:60; обратите также внимание на 28:35). Физические и душевные их недуги будут столь тяжелыми, что у евреев не останется сия и разума что-либо предпринять в свою защиту (и не будешь иметь успеха в путях твоих). 6) О нищете и обездоленности. Втор. 28:30-35. Недуги и бедствия, упоминаемые здесь, явятся результатом военных поражений, которых без Божией помощи евреям не избежать. Стада и дети их будут безвозвратно утеряны (стихи 31-32). Плодами их тяжелого сельского труда воспользуются чужеземные воины (стих 33). От всех этих немыслимых потерь люди станут лишаться разума (стих 34) и тяжело болеть физически (стих 35; сравните стих 27). 7) О предстоящем изгнании. Втор. 28:36-37. Если Израиль откажется служить живому Богу, то будет отведен в чужую землю, чтобы там служить "мертвым" богам (имелось в виду ассирийское и вавилонское пленения). И вместо того, чтобы встать во главе народов (стих 13), он станет самым жалким и гонимым народом на земле, предметом досужих разговоров и насмешек среди своих поработителей. 8) О неурожаях и экономическом разорении (28:38-44). Втор. 28:38-42. И как бы тяжело ни работали израильтяне, чтобы получать урожаи, цели своей они не добьются. Ведь саранча и червь не выйдут из повиновения верховному Владыке, и станут поражать посеянное народом. И не соберет Израиль ни зерна, ни винограда, ни маслин - все будет истреблено ими. И лишится он детей своих, которые будут уведены в неволю. Втор. 28:43-44. Насылая казни на Египет, Господь укрыл от них живших там евреев. Но при совершении обещанных судов все получилось бы наоборот, так как "пришельцы" в земле Израиля стали бы наживаться за его счет, сделавшись главою над ним (сравните стих 13). 9) Причина проклятий. Втор. 28:45-48. В этом пункте проповеди создается впечатление, что Моисей предрекал Израилю все проклятия сии как безусловно грядущие на него. Уже не "если ты ослушаешься", говорит он, а придут на тебя… за то, что ты не слушал гласа Господа, Бога твоего (стих 45) и за то, что ты не служил Господу, Богу твоему (стих 47). Однако функция "судов" будет воспитательной, потому что они станут знамением, предупреждением о том, что кары осуществляются при сверхъестественном Божием вмешательстве. Ужасные и всеобъемлющие, они не смогут не привлечь внимания будущих поколений израильтян к карающему характеру Божиего правосудия.
За отказ Израиля служить Ему с радостью во времена изобилия он станет служить "врагу своему" в условиях ужасающей нищеты, как бы уподобившись безгласному волу с железным ярмом на шее (сравните Иер. 28:14). 10) О бедственном положении осажденных и захваченных неприятелем городов (28:49-57). Втор. 28:49-52. Чуждый народ, который нападет на Израиля, будет быстрым и сильным (как орел; в Авв. 1:6,8 вавилоняне (халдеи) сравниваются, в частности, с "орлом, бросающимся на добычу"), жестоким (наглым и необузданным), сметающим все на своем пути. Неудивительно, что Израиль будет полностью разорен им (Втор. 28:51). Втор. 28:53-57. Своего апогея страшное положение осажденных достигнет в людоедстве (сравните Лев. 26:27-29; Иер. 19:9). Родители настолько обезумеют от голода, что станут поедать собственных детей. Это проклятие буквально исполнилось при осаде арамеями Самарии (4-Цар. 6:24-29) и при осаде вавилонянами Иерусалима (Плач Иер. 2:20; 4:10). 11) Болезни и изгнание - орудия поражения народа. Втор. 28:58-68. Обрушивая проклятия на непокорный Израиль, Бог лишит его всех прежних благословений, которые столь щедро посылал ему. Если прежде Израиль не затронули страшные бедствия и болезни, которыми был поражен Египет (сравните 7:15; 28:27,35; Исх. 15:26), то теперь Бог поразит его ими (сравните Ам. 4:10), и другие болезни, дотоле даже неизвестные ему, наведет на него (Втор. 28:61). Когда-то Бог размножил евреев, подобно… звездам небесным (сравните Быт. 15:5; 22:17; 26:4), но по причине их непокорности, предупреждал Моисей, останется их немного (Втор. 28:62). Безопасно живший в своей земле, Израиль будет извержен из нее и рассеян по всем народам (стихи 63-64), чтобы служить идолам их (стих 64), вместо своего Господа. И будет Израиль жить в беспокойстве, отчаянии и в вечной тревоге за свою жизнь (стихи 65-66), утром мечтая о наступлении ночи, а ночью - о наступлении дня. Было время, когда Бог вывел его из египетского рабства, но силою обстоятельств он станет возвращаться туда, ища в Египте убежища от худших страданий, и будут евреи столь жалки на вид, что даже египтяне не захотят покупать таких рабов. Историки, в частности, Иосиф Флавий, свидетельствуют, что разоряемые и гонимые врагами, евреи не раз возвращались в Египет или их "возвращали" туда для продажи в рабство. Глава 29
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.009 с.) |