Б. Благословения и проклятия (глава 28) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Благословения и проклятия (глава 28)



По вступлении израильтян в Обетованную землю Моисей повелел им обновить завет в Сихеме. Затем он вновь обратился к делам Израиля, стоявшего на равнинах Моава. Он провозгласил перед ним благословения и проклятия этого завета, подлежавшего обновлению (подтверждению). Раздел, содержащий проклятия, в четыре раза длиннее того, что содержит благословения (стихи 1-14).

Это, возможно, соответствовало характерной форме древних ближневосточных договоров, в которых проклятий всегда перечислялось больше, чем благословений. Однако более вероятной представляется другая версия: "раздел проклятий" превосходил "раздел благословений" из-за предчувствия, что Израилю не избежать многочисленных нарушений завета

Глава 28

1. БЛАГОСЛОВЕНИЯ (28:1-14)

А. Благословения в случае послушания (28:1-2)

Втор. 28:1-2. Предложение Бога Израилю - вступить с Ним в завет было проявлением милости с Его стороны. Тем не менее, благословения в рамках Моисеева завета обусловливались послушанием народа. Завет предлагался народу, прежде милостиво освобожденному Богом из Египта, - для того, чтобы народ этот мог радоваться своим близким взаимоотношениям с Творцом и готовиться к принятию новых благословений Его. Одним из них было обещание поставить Израиль выше всех других народов (сравните 26:19).

Б. Конкретные благословения (28:3-6)

Втор. 28:3-6. Если бы Израиль повиновался Господу (стихи 1-2), то был бы благословляем в каждом аспекте своей жизни. Благословения стали бы уделом как торговца, живущего в городе, так и сельского жителя. Многочисленным стал бы народ израильский и не имел бы недостатка ни в скоте (стих 4), ни в хлебе (стих 5).

И в повседневной жизни своей каждый израильтянин радовался бы Божиим благословениям (благословен ты при входе… и благословен при выходе твоем).

В. Обетования Господни (28:7-14)

Предыдущий раздел (стихи 3-6), вероятно, зачитывался вслух и громко - во время церемоний по обновлению завета - чтобы все могли услышать об этих благословениях, при условии послушания завету. Данный же раздел (стихи 7-14) - это, по-видимому, подробное изложение благословений Моисеем по ходу его проповеди.

Втор. 28:7-14. Три сферы благословений выделены и подчеркнуты. Первая касается связи Израиля с окружавшими его народами. Израилю были бы дарованы сверхъестественный военный успех (стих 7) и такое экономическое преуспевание, которые поставили бы его превыше других народов (стихи 126-13), и он бы не зависел от них, а они от него зависели бы (и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы); евреи всегда были бы главою, т. е. впереди, и никогда - хвостом, т. е. позади. Все это могло бы быть, однако, неповиновение завету грозило им результатами прямо противоположными (стих 43:44).

Вторая сфера - это процветание сельского хозяйства и чадородие (стихи 11-12).

Третья сфера касалась репутации Израиля. Послушные Богу, будучи святым у Него народом (сравните 26:19), евреи всей своей жизнью свидетельствовали бы об особой своей близости с Творцом, вызывая у других народов уважение и благоговейный страх (стихи 9-10; сравните 2:25; 11:25). Все это при исполнении непременного условия: если будешь повиноваться заповедям Господа и не пойдешь вслед иных богов (28:14).

ПРОКЛЯТИЯ (28:15-68)

а. Если… не будешь слушать… (28:15-19)

Втор. 28:15-19. Так же, как послушание влечет за собой благословения, так непослушание - навлекает проклятия. (таблицу "Кары по Завету" - там, где толкование на Ам. 4:6.) Среднего не существует. Четыре проклятия, перечисленные в стихах 16-19, - точное противопоставление четырем благословениям в стихах 3-6 (хотя номера 2 и 3 переставлены, а слов "плод скота твоего", т. е. его молодняк, из стиха 4 нет в стихе 18).

Б. Суды Господни (28:20-68)

В этом разделе Моисей, "детализирует" те проклятия, которые перечислены в стихах 16-19. (сравните стихи 7-14, где Моисей "расшифровывает" благословения, перечисленные в стихах 3-6.) Каждый из "судов" преследовал в сущности одну цель: отвратить Израиль от мятежей и неповиновения.

1) Ужасное разорение.

Втор. 28:20. Моисей угрожал Израилю разорением и уничтожением, если оставит Господа. Словом смятение обозначалось паническое состояние, которое наводилось свыше на врагов Израиля: бойцы их становились беспомощными в битве, либо мучительные болезни поражали их, следствием чего и были ужас и смятение (1-Цар. 5:9; 14:20). Оставить Бога - значило совершить зло.

2) Болезни.

Втор. 28:21-22. Установить, какие конкретно болезни понимались под чахлостью, лихорадкою и воспалением, не представляется возможным. Что касается палящего ветра и ржавчины, то речь, насколько удалось установить, могла идти о "болезнях", поражающих растения. О горячке (в употребленном здесь смысле), как и о засухе, подробнее говорится в следующих стихах.

3) Засуха.

Втор. 28:23-24. Некогда плодотворная земля останется без дождя. Небо сделается, как медь, т. е. непрестанно будет источать солнечный жар; исчезнут дождевые облака. И вместо дождя, лишь пыль будет сыпаться на землю, так что ничто не сможет произрастать на ней (земля станет, как железо).

4) Военные поражения.

Втор. 28:25-26. Израиль подвергнется сокрушительным военным поражениям. Вместо того, чтобы враги бежали от него в "семи направлениях" (сравните стих 7), Израиль сам побежит от них семью путями. И поражения эти будут столь ужасны, что некому станет погребать тела погибших.

5) Об эпидемиях физических и душевных болезней.

Втор. 28:27-29. Как некогда Господь поразил Египет "воспалением с нарывами" (Исх. 9:8-12) и послал "замешательство" в ряды фараонова войска (Исх. 14:23-28), так сделает Он Израилю (сравните описание болезней в Исх. 15:26; Втор. 7:15; 28:60; обратите также внимание на 28:35). Физические и душевные их недуги будут столь тяжелыми, что у евреев не останется сия и разума что-либо предпринять в свою защиту (и не будешь иметь успеха в путях твоих).

6) О нищете и обездоленности.

Втор. 28:30-35. Недуги и бедствия, упоминаемые здесь, явятся результатом военных поражений, которых без Божией помощи евреям не избежать. Стада и дети их будут безвозвратно утеряны (стихи 31-32). Плодами их тяжелого сельского труда воспользуются чужеземные воины (стих 33). От всех этих немыслимых потерь люди станут лишаться разума (стих 34) и тяжело болеть физически (стих 35; сравните стих 27).

7) О предстоящем изгнании.

Втор. 28:36-37. Если Израиль откажется служить живому Богу, то будет отведен в чужую землю, чтобы там служить "мертвым" богам (имелось в виду ассирийское и вавилонское пленения). И вместо того, чтобы встать во главе народов (стих 13), он станет самым жалким и гонимым народом на земле, предметом досужих разговоров и насмешек среди своих поработителей.

8) О неурожаях и экономическом разорении (28:38-44).

Втор. 28:38-42. И как бы тяжело ни работали израильтяне, чтобы получать урожаи, цели своей они не добьются. Ведь саранча и червь не выйдут из повиновения верховному Владыке, и станут поражать посеянное народом. И не соберет Израиль ни зерна, ни винограда, ни маслин - все будет истреблено ими. И лишится он детей своих, которые будут уведены в неволю.

Втор. 28:43-44. Насылая казни на Египет, Господь укрыл от них живших там евреев. Но при совершении обещанных судов все получилось бы наоборот, так как "пришельцы" в земле Израиля стали бы наживаться за его счет, сделавшись главою над ним (сравните стих 13).

9) Причина проклятий.

Втор. 28:45-48. В этом пункте проповеди создается впечатление, что Моисей предрекал Израилю все проклятия сии как безусловно грядущие на него. Уже не "если ты ослушаешься", говорит он, а придут на тебя… за то, что ты не слушал гласа Господа, Бога твоего (стих 45) и за то, что ты не служил Господу, Богу твоему (стих 47). Однако функция "судов" будет воспитательной, потому что они станут знамением, предупреждением о том, что кары осуществляются при сверхъестественном Божием вмешательстве. Ужасные и всеобъемлющие, они не смогут не привлечь внимания будущих поколений израильтян к карающему характеру Божиего правосудия.

За отказ Израиля служить Ему с радостью во времена изобилия он станет служить "врагу своему" в условиях ужасающей нищеты, как бы уподобившись безгласному волу с железным ярмом на шее (сравните Иер. 28:14).

10) О бедственном положении осажденных и захваченных неприятелем городов (28:49-57).

Втор. 28:49-52. Чуждый народ, который нападет на Израиля, будет быстрым и сильным (как орел; в Авв. 1:6,8 вавилоняне (халдеи) сравниваются, в частности, с "орлом, бросающимся на добычу"), жестоким (наглым и необузданным), сметающим все на своем пути. Неудивительно, что Израиль будет полностью разорен им (Втор. 28:51).

Втор. 28:53-57. Своего апогея страшное положение осажденных достигнет в людоедстве (сравните Лев. 26:27-29; Иер. 19:9). Родители настолько обезумеют от голода, что станут поедать собственных детей. Это проклятие буквально исполнилось при осаде арамеями Самарии (4-Цар. 6:24-29) и при осаде вавилонянами Иерусалима (Плач Иер. 2:20; 4:10).

11) Болезни и изгнание - орудия поражения народа.

Втор. 28:58-68. Обрушивая проклятия на непокорный Израиль, Бог лишит его всех прежних благословений, которые столь щедро посылал ему. Если прежде Израиль не затронули страшные бедствия и болезни, которыми был поражен Египет (сравните 7:15; 28:27,35; Исх. 15:26), то теперь Бог поразит его ими (сравните Ам. 4:10), и другие болезни, дотоле даже неизвестные ему, наведет на него (Втор. 28:61).

Когда-то Бог размножил евреев, подобно… звездам небесным (сравните Быт. 15:5; 22:17; 26:4), но по причине их непокорности, предупреждал Моисей, останется их немного (Втор. 28:62). Безопасно живший в своей земле, Израиль будет извержен из нее и рассеян по всем народам (стихи 63-64), чтобы служить идолам их (стих 64), вместо своего Господа. И будет Израиль жить в беспокойстве, отчаянии и в вечной тревоге за свою жизнь (стихи 65-66), утром мечтая о наступлении ночи, а ночью - о наступлении дня.

Было время, когда Бог вывел его из египетского рабства, но силою обстоятельств он станет возвращаться туда, ища в Египте убежища от худших страданий, и будут евреи столь жалки на вид, что даже египтяне не захотят покупать таких рабов. Историки, в частности, Иосиф Флавий, свидетельствуют, что разоряемые и гонимые врагами, евреи не раз возвращались в Египет или их "возвращали" туда для продажи в рабство.

Глава 29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.009 с.)