Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Три города для укрытия совершивших убийство (19:1-3)
Втор. 19:1-3. Моисей еще прежде отделил три города с этой целью в Трансиордании (4:41-43). Поскольку он знал, что Господь не позволит ему пересечь Иордан и войти с израильским народом в Обетованную землю, он и отдал теперь народу распоряжение отделить еще три города-убежища - согласно с первоначальными повелениями Бога (Чис. 35:9-34). В пределах их новой территории эти города-убежища должны были быть расположены равномерно (Моисей велел израильтянам, разделив землю… на три части, проложить дороги к этим городам) - так, чтобы всякий убийца мог легко добраться до одного из них (карту "Шесть городов-убежищ" - там, где толкование на Чис. 35:6-34). Слово, переводимое как "убийца", происходит от евр. расах) (сравните Исх. 20:13), означающего "отнять жизнь без законной на то санкции". Оно могло относиться как к умышленному, так и к нечаянному убийству. Втор. 19:4-7. Упомянутые города следовало отделить (стих 2) во избежание дальнейших бед. Только тот человек, который убил ближнего своего (соседа) не преднамеренно, не питая к нему зла (стих 4), имел право бежать в один из этих городов, чтобы спасти себе жизнь (стих 5). Ибо в них предлагалась защита от мстителя за кровь. Слово, которое переводится этими тремя словами, звучит по-еврейски как гоел, и главное его значение - "защитник семьи". Под таковым подразумевался близкий кровный родственник (по традиции - ближайший родственник-мужчина); это на нем лежала ответственность за выкуп любого члена своей семьи из рабства (Лев. 25:48-49) и за выкуп его имущества (Лев. 25:26-33); это он обязан был - в случае смерти родственника - жениться на его вдове и воспитать его детей, сохранив за ними имя покойного (Руф. 3:13; 4:5-10); и он же был "мстителем за кровь" (Чис. 35:19-28). Тот, кто убил своего соседа нечаянно (к примеру, топор в его руке случайно слетел с топорища, и им был убит сосед), должен был оставаться в городе-убежище до смерти первосвященника, занимавшего в ту пору свой пост Старейшины города обязаны были защищать его от "мстителя за кровь" (Чис. 35:25). А если виновный в убийстве уходил из города прежде смерти первосвященника, то мститель имел право убить его, и "не будет на нем вины кровопролития" (Чис. 35:27). Назначение городов-убежищ должно было приучать Израиль к мысли, что человеческая жизнь важна для Бога. Даже совершив нечаянное убийство, виновный должен был в значительной мере поплатиться своей свободой на немалый период времени.
Втор. 19:8-10. Если израильтяне верно и во всем будут следовать повелениям Господа, тогда Он распространит их территорию до пределов, обещанных по Завету, заключенному с Авраамом (Быт. 15:18-21). (Во Второзаконии особо подчеркивается значение "отцов"; об этом в толковании на Втор. 1:35.) В упомянутом случае понадобится еще три города-убежища, а всего - девять, чтобы предотвратить осквернение земли невинно пролитой кровью. В 19:9 (в русском тексте) - "сии заповеди" (множ. число). В еврейском оригинале тут единственное число: "эта заповедь". Моисей употребляет единственное число, чтобы подчеркнуть единство Закона; он - един, и повиноваться ему надо в целом. Но Моисей указывал также на главное требование закона, а именно - на необходимость любить Господа, Бога твоего (тема, неоднократно звучащая во Второзаконии - толкование на 6:5). Закон был дан Израилю для того, чтобы у него было средство выражать свою любовь к Богу. В век Церкви христиане выражают свою любовь к Господу, следуя заповедям Иисуса (Иоан. 14:21). Втор. 19:11-13. Город-убежище не был таковым для совершившего умышленное убийство. Виновного в нем следовало возвратить в его город, отдав в руки мстителя за кровь (толкование на стих 6). Народу, которому предстояло процветать под Божиими благословениями, надлежало очищаться от греха пролития крови невинной.
Б. О нарушении пограничной межи (19:14) Втор. 19:14. Не ясно, почему Моисей поместил этот закон о межевых камнях между установлениями о городах-убежищах (стихи 1-13) с одной стороны и запрещением лжесвидетельствовать - с другой (стихи 15-21). Согласно некоторым внебиблейским источникам, в древности смещение межевых камней было чувствительной проблемой на Ближнем Востоке (Иов. 24:2). Очевидно, это имело широкое распространение в Израиле (Втор. 27:17; Прит. 22:28; 23:10; Ос. 5:10). В. Закон о даче свидетельства (19:15-21) Втор. 19:15. Моисей установил принцип, согласно которому для обвинения человека в совершении преступления (сравните 17:6) было недостаточно одного свидетеля. Этот принцип должен был действовать в защиту от лжесвидетеля, который мог оговорить своего собрата-еврея по причине ссоры с ним или из каких-то других низменных побуждений. Наличием, по крайней мере, двух или трех свидетелей достигались большая точность и объективность при ведении процесса.
Втор. 19:16-20. Но невозможно было избежать таких ситуаций, когда налицо был лишь один свидетель. И он обязан был предъявить обвинение нарушителю закона или обидчику. Однако подобные случаи следовало представлять "главному трибуналу", состоявшему из священников и судей (сравните 17:8-13). Если по расследовании свидетельства обнаруживалось, что оно ложно, то обвинитель (свидетель несправедливый, стих 16, он же - свидетель ложный, стих 18) подлежал такому же наказанию, которому он "умышлял" подвергнуть своего собрата. Сделавшись известной израильтянам, судьба лжесвидетеля удерживала бы других от дачи ложных показаний в судах. Итак, нарушение 9-ой заповеди (Исх. 20:16) было еще одним злом, от которого народу следовало очищаться (сравните Втор. 19:13 и толкование на 13:5). Современные социологические теории, согласно которым наказание, в особенности смертная казнь, не удерживает от совершения преступлений, противоречат таким образом библейскому пониманию человеческой природы. Втор. 19:21. Закон возмездия, известный в Римском кодексе как леке таилонис, был первоначально изложен в Исх. 21:23-25 и в Лев. 24:17-22. Закон этот был дан с целью поощрения к справедливому наказанию преступника - в тех случаях, когда могла возникнуть тенденция к вынесению или слишком мягкого или слишком сурового приговора. В древности кодексами законов, действовавшими на Ближнем Востоке, предусматривалось нанесение увечий преступникам (им вырывали глаза, отсекали губы и т. п.). Еврейский закон, за одним только исключением (Втор. 25:11-12) нанесения подобных увечий явно не одобрял. Не считая упомянутого исключения лишь первая часть этого закона - жизнь за жизнь - применялась на практике в подтверждение того принципа, что наказание должно соответствовать преступлению (т. е. что платить следует той же монетой). Вот почему раб, ослепленный своим господином, подлежал - "в возмещение" нанесенного ему увечья - освобождению (Исх. 21:26). Не отрицая значения этого принципа для суда, Иисус Христос отвергал использование его в личных взаимоотношениях (Матф. 5:38-42). Принципу возмездия или отмщения, по Его учению, не должно быть в них места. Глава 20 ЗАКОНЫ О СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ (ГЛ. 20) А. Повеление не бояться врага, превосходящего Израиль в силе (20:1-4) Втор. 20:1. Тот же принцип отношения к сражениям и те же установления о священной войне были даны евреям и раньше (2:24 - 3:11; 7), но вот Моисей вновь обращается к этой теме (21:10-14; 23:9-14; 24:5; 25:17-18). Израилю не следовало бояться вражеских коней и колесниц, потому что не ими, не просто военной силой (сравните Ис. 31:1-3; Ос. 14:3) будут определяться исходы предстоящих им битв. Повеление не бояться их исходило из факта Божией верности Израилю. Он уже доказал ему Свою верность, выведя его из Египта. В трудные времена христианам тоже следует вспоминать о верности, уже явленной им Богом прежде (может быть, неоднократно) - это поможет им не падать духом. Втор. 20:2-4. Роль священника в битве не ограничивалась заботой о ковчеге, символизировавшем присутствие Господа среди израильской армии, - священник, кроме того, должен был воодушевлять воинов словом Божиим, призывая их быть крепкими в вере. Недостаточность веры в то, что Бог способен сразиться за них (сравните 1:30; 3:22), сказалась бы на силе их духа, на их моральном состоянии, другими словами, они могли бы "ослабеть сердцем". Если воин не подчинит свое душевное состояние вере, то им могут овладеть страх и даже паника, а отсюда - один шаг до поражения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.008 с.) |