А. Три города для укрытия совершивших убийство (19:1-3) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Три города для укрытия совершивших убийство (19:1-3)



Втор. 19:1-3. Моисей еще прежде отделил три города с этой целью в Трансиордании (4:41-43). Поскольку он знал, что Господь не позволит ему пересечь Иордан и войти с израильским народом в Обетованную землю, он и отдал теперь народу распоряжение отделить еще три города-убежища - согласно с первоначальными повелениями Бога (Чис. 35:9-34).

В пределах их новой территории эти города-убежища должны были быть расположены равномерно (Моисей велел израильтянам, разделив землю… на три части, проложить дороги к этим городам) - так, чтобы всякий убийца мог легко добраться до одного из них (карту "Шесть городов-убежищ" - там, где толкование на Чис. 35:6-34). Слово, переводимое как "убийца", происходит от евр. расах) (сравните Исх. 20:13), означающего "отнять жизнь без законной на то санкции". Оно могло относиться как к умышленному, так и к нечаянному убийству.

Втор. 19:4-7. Упомянутые города следовало отделить (стих 2) во избежание дальнейших бед. Только тот человек, который убил ближнего своего (соседа) не преднамеренно, не питая к нему зла (стих 4), имел право бежать в один из этих городов, чтобы спасти себе жизнь (стих 5). Ибо в них предлагалась защита от мстителя за кровь. Слово, которое переводится этими тремя словами, звучит по-еврейски как гоел, и главное его значение - "защитник семьи".

Под таковым подразумевался близкий кровный родственник (по традиции - ближайший родственник-мужчина); это на нем лежала ответственность за выкуп любого члена своей семьи из рабства (Лев. 25:48-49) и за выкуп его имущества (Лев. 25:26-33); это он обязан был - в случае смерти родственника - жениться на его вдове и воспитать его детей, сохранив за ними имя покойного (Руф. 3:13; 4:5-10); и он же был "мстителем за кровь" (Чис. 35:19-28).

Тот, кто убил своего соседа нечаянно (к примеру, топор в его руке случайно слетел с топорища, и им был убит сосед), должен был оставаться в городе-убежище до смерти первосвященника, занимавшего в ту пору свой пост Старейшины города обязаны были защищать его от "мстителя за кровь" (Чис. 35:25). А если виновный в убийстве уходил из города прежде смерти первосвященника, то мститель имел право убить его, и "не будет на нем вины кровопролития" (Чис. 35:27).

Назначение городов-убежищ должно было приучать Израиль к мысли, что человеческая жизнь важна для Бога. Даже совершив нечаянное убийство, виновный должен был в значительной мере поплатиться своей свободой на немалый период времени.

Втор. 19:8-10. Если израильтяне верно и во всем будут следовать повелениям Господа, тогда Он распространит их территорию до пределов, обещанных по Завету, заключенному с Авраамом (Быт. 15:18-21). (Во Второзаконии особо подчеркивается значение "отцов"; об этом в толковании на Втор. 1:35.) В упомянутом случае понадобится еще три города-убежища, а всего - девять, чтобы предотвратить осквернение земли невинно пролитой кровью.

В 19:9 (в русском тексте) - "сии заповеди" (множ. число). В еврейском оригинале тут единственное число: "эта заповедь". Моисей употребляет единственное число, чтобы подчеркнуть единство Закона; он - един, и повиноваться ему надо в целом. Но Моисей указывал также на главное требование закона, а именно - на необходимость любить Господа, Бога твоего (тема, неоднократно звучащая во Второзаконии - толкование на 6:5). Закон был дан Израилю для того, чтобы у него было средство выражать свою любовь к Богу. В век Церкви христиане выражают свою любовь к Господу, следуя заповедям Иисуса (Иоан. 14:21).

Втор. 19:11-13. Город-убежище не был таковым для совершившего умышленное убийство. Виновного в нем следовало возвратить в его город, отдав в руки мстителя за кровь (толкование на стих 6). Народу, которому предстояло процветать под Божиими благословениями, надлежало очищаться от греха пролития крови невинной.

 

Б. О нарушении пограничной межи (19:14)

Втор. 19:14. Не ясно, почему Моисей поместил этот закон о межевых камнях между установлениями о городах-убежищах (стихи 1-13) с одной стороны и запрещением лжесвидетельствовать - с другой (стихи 15-21). Согласно некоторым внебиблейским источникам, в древности смещение межевых камней было чувствительной проблемой на Ближнем Востоке (Иов. 24:2). Очевидно, это имело широкое распространение в Израиле (Втор. 27:17; Прит. 22:28; 23:10; Ос. 5:10).

В. Закон о даче свидетельства (19:15-21)

Втор. 19:15. Моисей установил принцип, согласно которому для обвинения человека в совершении преступления (сравните 17:6) было недостаточно одного свидетеля. Этот принцип должен был действовать в защиту от лжесвидетеля, который мог оговорить своего собрата-еврея по причине ссоры с ним или из каких-то других низменных побуждений. Наличием, по крайней мере, двух или трех свидетелей достигались большая точность и объективность при ведении процесса.

Втор. 19:16-20. Но невозможно было избежать таких ситуаций, когда налицо был лишь один свидетель. И он обязан был предъявить обвинение нарушителю закона или обидчику. Однако подобные случаи следовало представлять "главному трибуналу", состоявшему из священников и судей (сравните 17:8-13). Если по расследовании свидетельства обнаруживалось, что оно ложно, то обвинитель (свидетель несправедливый, стих 16, он же - свидетель ложный, стих 18) подлежал такому же наказанию, которому он "умышлял" подвергнуть своего собрата.

Сделавшись известной израильтянам, судьба лжесвидетеля удерживала бы других от дачи ложных показаний в судах. Итак, нарушение 9-ой заповеди (Исх. 20:16) было еще одним злом, от которого народу следовало очищаться (сравните Втор. 19:13 и толкование на 13:5). Современные социологические теории, согласно которым наказание, в особенности смертная казнь, не удерживает от совершения преступлений, противоречат таким образом библейскому пониманию человеческой природы.

Втор. 19:21. Закон возмездия, известный в Римском кодексе как леке таилонис, был первоначально изложен в Исх. 21:23-25 и в Лев. 24:17-22. Закон этот был дан с целью поощрения к справедливому наказанию преступника - в тех случаях, когда могла возникнуть тенденция к вынесению или слишком мягкого или слишком сурового приговора. В древности кодексами законов, действовавшими на Ближнем Востоке, предусматривалось нанесение увечий преступникам (им вырывали глаза, отсекали губы и т. п.).

Еврейский закон, за одним только исключением (Втор. 25:11-12) нанесения подобных увечий явно не одобрял. Не считая упомянутого исключения лишь первая часть этого закона - жизнь за жизнь - применялась на практике в подтверждение того принципа, что наказание должно соответствовать преступлению (т. е. что платить следует той же монетой). Вот почему раб, ослепленный своим господином, подлежал - "в возмещение" нанесенного ему увечья - освобождению (Исх. 21:26).

Не отрицая значения этого принципа для суда, Иисус Христос отвергал использование его в личных взаимоотношениях (Матф. 5:38-42). Принципу возмездия или отмщения, по Его учению, не должно быть в них места.

Глава 20

ЗАКОНЫ О СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ (ГЛ. 20)

А. Повеление не бояться врага, превосходящего Израиль в силе (20:1-4)

Втор. 20:1. Тот же принцип отношения к сражениям и те же установления о священной войне были даны евреям и раньше (2:24 - 3:11; 7), но вот Моисей вновь обращается к этой теме (21:10-14; 23:9-14; 24:5; 25:17-18). Израилю не следовало бояться вражеских коней и колесниц, потому что не ими, не просто военной силой (сравните Ис. 31:1-3; Ос. 14:3) будут определяться исходы предстоящих им битв. Повеление не бояться их исходило из факта Божией верности Израилю. Он уже доказал ему Свою верность, выведя его из Египта. В трудные времена христианам тоже следует вспоминать о верности, уже явленной им Богом прежде (может быть, неоднократно) - это поможет им не падать духом.

Втор. 20:2-4. Роль священника в битве не ограничивалась заботой о ковчеге, символизировавшем присутствие Господа среди израильской армии, - священник, кроме того, должен был воодушевлять воинов словом Божиим, призывая их быть крепкими в вере. Недостаточность веры в то, что Бог способен сразиться за них (сравните 1:30; 3:22), сказалась бы на силе их духа, на их моральном состоянии, другими словами, они могли бы "ослабеть сердцем". Если воин не подчинит свое душевное состояние вере, то им могут овладеть страх и даже паника, а отсюда - один шаг до поражения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.008 с.)