Иисуса Навина назначает господь (31:14-23) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иисуса Навина назначает господь (31:14-23)



Втор. 31:14. Об официальном назначении Иисуса Навина упоминается здесь, а также в конце этого раздела (стих 23); этим как бы образуется "рамка", в которой заключено предсказание Господа о грядущей непокорности Израиля (стих 15:22). Оно, в свою очередь, как бы служит пространным введением в Песнь Моисея (31:30 - 32:43). Тогда как назначение Навина Моисеем проходило публично (31:7-8), предсказание Господа слышали только Моисей и Иисус, явившись перед Ним к скинии собрания.

Втор. 31:15-22. После того, как всю свою жизнь он отдал на служение народу, печальное известие услышал Моисей от Господа: станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает.

Несмотря на то, что Моисей неоднократно предупреждал их об опасности идолопоклонства и о необходимости исполнять условия Завета, Господь знал, что народ не устоит в Завете. И в ответ на их измену Он в гневе (сравните 29:20,24) скроет от них лице Свое, т. е. лишит их Своего присутствия. В результате, когда скорби и бедствия постигнут народ, негде ему будет искать облегчения (31:17-18). И все-таки, несмотря на присущий им мятежный дух, не вовсе лишатся они милости Божией.

Песнь, которой научит их Моисей, напомнит им о причине их страданий и укажет путь к покаянию (стихи 19-22). Также и предупреждением будет им служить эта песнь - предупреждением о карах за отступничество. Ведь Богу хорошо известно стремление человеческого сердца уклоняться от путей, указанных Им: Я знаю мысли их, которые они имеют ныне.

Втор. 31:23. Но и предсказав измену со стороны народа, Господь повелел Иисусу… Навину быть твердым и мужественным; сравните стих 7; Иис. Н. 1:6,8); Я буду с тобою, обещал Он ему.

О ХРАНЕНИИ КНИГИ ЗАКОНА РЯДОМ С КОВЧЕГОМ (31:24-29).

Втор. 31:24-29. Книгу со "словами закона сего" следовало положить рядом с ковчегом (по правую сторону от него - одесную), но не в него. В ковчег были помещены только Десять заповедей (сравните Исх. 25:26 с Исх. 31:18; обратите также внимание на 3-Цар. 8:9).

Следуют суровые слова Моисея, обращенные к народу (Втор. 31:27-29), исполненные тем большей горечи, что о предстоящем отступничестве иудеев ему сказал Сам Бог (стих 16).

Б. Песнь Моисея (31:30 - 32:43)

Втор. 31:30. Песне Моисея (сравните стих 19, 21) Израиль должен был научиться, чтобы исполнять ее при церемонии обновления Завета. Таким образом эта песнь является органической частью книги Второзакония (посвященной обновлению Завета на равнинах Моава), а не просто приложением к пятой книге Моисея. Хотя пророческой в полном смысле слова песнь не является, скрытые намеки пророческого характера определенно содержатся в ней. Будущее Израиля рисуется в ней в довольно мрачных тонах - потому что богатство и благополучие, вновь обретаемые народом, приведут его к отступничеству от Бога. Однако после того, как Господь поразит Израиль жестокими бедствиями, Он же, в сострадании Своем, избавит Свой народ и отомстит его врагам.

 

 

Глава 32

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ К ПЕСНЕ (32:1-3)

Втор. 32:1-3. Обращение к небу и земле подразумевало, что эта песнь имела значение для всего творения. Всякий, кто последовал бы учению Моисея, выраженному в ней, и всему, что сказано во Второзаконии, стал бы благоденствовать и достиг бы расцвета, подобно зелени и траве под освежающим действием дождя и росы.

Учение это - в прославлении имени Господа, т. е. безгрешной природы Его и чудных Его дел. Всякий израильтянин, который станет серьезно размышлять над этим и уповать на Него, будет благословляем Им в повседневной жизни.

ВЕРНЫЙ БОГ И РАЗВРАТИВШИЙСЯ НАРОД (32:4-9)

Втор. 32:4. Описание Бога в этом стихе резко контрастирует с последующим описанием народа (стихи 5-9). Он твердыня, "крепость, скала" (сравните 15; 2-Цар. 22:2-3; Пс. 17:2; Авв. 1:12), т. е. постоянен и неизменен. Так что стабильная жизнь - удел того, кто "опирается" на Него. Дела Его… совершенны (сравните 2-Цар. 22:31), и все Его действия по отношению к людям справедливы.

В отличие от древних ближневосточных божеств, которых и сами служители их зачастую считали аморальными и капризными, Господь праведен и истинен… и нет неправды в Нем.

Втор. 32:5-9. Но народ Божий настолько развратился, что утратил сходство со своим небесным Отцом. Он действовал неправедно и вел себя аморально.

"Глуп и несмысленен" этот народ, пренебрегающий милостью Бога, создавшего его, и забывающий о мощи Его и силе. Если Израиль, действительно, сомневался в том, что Господь - его Создатель, все, что требовалось ему, - это оглянуться назад, вспомнить свою историю (Вспомни дни древние, стих 7). Призыв помнить насчитывается во Второзаконии шестнадцать раз, начиная с 4:10 и по 32:7. Старцы их могли бы напомнить им, что именно Бог установил пределы расселения израильтян (как бы подчинив этому пределы и месторасположение других народов), и что Израиля Всевышний удостоил великой чести, сделав его Своим народом и Своим наследственным уделом.

СВОИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ИЗРАИЛЬ ОБЯЗАН ГОСПОДУ (32:10-14)

Втор. 32:10-14. Под пустыней, о которой тут речь, могла подразумеваться не только та пустыня, где евреи скитались сорок лет, но и Египет, "страна их печали", где угнетавший их фараон задумал пресечь и самый род их, приказав убивать у евреев новорожденных мальчиков. Но Бог ограждал его и смотрел за ним. Бог оберегал Израиль, как зеницу ока Своего (сравните Пс. 16:8; Прит. 7:2; Зах. 2:8).

Образ орла, употребленный здесь, говорит о Божией любви как о нежной и мудрой отеческой любви. Подобно орлу, который всегда настороже, чтобы в случае необходимости "принять птенцов своих на крылья свои", действовал и Господь по отношению к Израилю в страданиях его и испытаниях.

Последние два стиха звучат как пророчество о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом., молоком… и туком… овнов Васанских (Васан - плодородная земля, лежавшая на восток от Киннеретского моря, позднее названного морем Галилейским), пшеницею и вином.

Под медом из камня, видимо, понимался мед, который пчелы в местах, лишенных леса, откладывают в расщелинах скал. А под елеем из твердой скалы - оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах.

В ПРОЦВЕТАНИИ ИЗРАИЛЯ - ПРИЧИНА ЕГО ОТСТУПНИЧЕСТВА (32:15-18)

Втор. 32:15. Многие христиане на опыте знают, что преуспевание - это порой испытание более трудное, чем несчастья разного рода. Ибо они напоминают верующему, как остро нуждается он в Божией помощи, но "при полном благополучии" ему легко забыть Бога. Так, утучнев… отолстев и разжирев, т. е. достигнув высокого благосостояния, Израиль оставил Господа (презрел твердыню спасения своего; сравните толкование на 32:4).

Втор. 32:16-18. Народ стал поклоняться идолам, а в сущности бесам (сравните Пс. 105:37), забыв Заступника родившего его (стих 18). В сильном демоническом влиянии и в самом деле видится причина того, что в древности народы Ближнего Востока, в том числе и Израиль, пребывали в столь крепких тисках идолопоклонства. Возможно, именно об этих стихах Ветхого Завета думал апостол Павел, когда писал: "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами" (1-Кор. 10:20).

ГОСПОДЬ ПОКАРАЕТ ИЗРАИЛЬ (32:19-27)

Втор. 32:19-22. Отступничество Израиля (стихи 15-18) пробудит в Иегове великий гнев (стихи 19-22), который Он изольет на евреев, сынов Своих и дочерей Своих (стих 19), которые поклонились суетным идолам и воздали им честь, тогда как ни один из них "богом" не является (раздражили Меня не богом; стих 21; сравните стих 16).

В Своем праведном гневе Бог лишит их Своего благодатного присутствия (сокрою лице Мое от них, стих 20) и покарает Израиль, дав одерживать над ним победы темным силам языческих племен, лишенных истинного богопознания (Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их).

Втор. 32:23-27. В стихах 19-22 лишь в общих чертах рисуется грядущий "суд" Его; в стихах 23-27 читаем об этом подробно. Голод, эпидемии, гибель от зубов диких зверей и от ядовитых пресмыкающихся (стих 24) придут на Израиль; разразятся жестокие войны (стих 25), в ходе которых люди от мала до велика будут погибать от меча (сравните Иез. 5:17; 14:21). Относительно того, чтобы "рассеять" заслуживший это Израиль и изгладить самую память о нем, Господь говорит, что отложит это, чтобы враги Его народа не усомнились в том, что Господь сделал все сие и не приписали себе заслугу наказания Израиля (стих 27).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.110.87 (0.025 с.)