Г. Моисей лишен права войти в Обетованную землю (3:23-29) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Моисей лишен права войти в Обетованную землю (3:23-29)



Втор. 3:23-25. Бог ясно дал понять Моисею, что ему не позволено будет войти в Обетованную землю - по причине неверия, явленного им в Мериве (Чис. 20:12). Однако, Моисею показалось, что события принимают для него иной оборот, как это видно из его слов: Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое. Слова эти скорее относятся к явлению Господнего всемогущества, сказавшегося в поражении Сигона и Ога, двух царей аморрейских в Трансиордании, чем к событиям исхода из Египта.

Возможно, Моисей думал, что, поскольку Он дал ему принять участие в завоевании Трансиордании, то и отменит прежнее Свое решение относительно него, т. е. позволит ему войти в Ханаан. И он решил, что ныне благоприятное время попросить Бога, чтобы Он все-таки разрешил Ему увидеть ту добрую землю (сравните толкование на Втор. 1:25).

Вопрос Моисея в 3:24, начинающийся со слов "какой бог", не означает, что Моисей признавал и других богов. Это лишь риторичесий вопрос; таким, в частности, образом (посредством риторического вопроса) утверждается в Ветхом Завете несравненность Господа. В присущих Ему свойствах Он уникален; никто не может сравниться с Ним.

Втор. 3:26-29. Но Бог не послушал Моисея, т. е. не исполнил его просьбы. Из еврейского оригинала следует, что Моисей продолжал просить у Бога разрешения и тем лишь вызвал у Него гнев (абар); в русском тексте - но Господь гневался на меня за вас; сравните 1:37; 4:21. Однако, уже самый этот разговор Моисея с Богом лишний раз свидетельствует о близости в их отношениях. И с другой стороны, подчеркивает трагедийность ситуации человека, который посвятил свою жизнь реализации обета, данного Богом Израилю, и, вот, узнал, что сам он не станет свидетелем полного его осуществления. Но все-таки Моисей мог, по крайней мере, взгляд бросить на землю, взойдя на вершину Фасги.

Поскольку Моисей лишен был права перевести народ через Иордан, Бог напомнил ему, что на нем лежит ответственность подготовить к его будущей руководящей роли Иисуса Навина. Наследование Иисусом этой роли является важной темой во Второзаконии. Здесь она звучит в третий раз - на протяжении всего трех глав (1:38; 3:21,28). Простым повторением перед народом Божиих слов на этот счет Моисей ободрял и укреплял Навина и внушал народу, что следующим его вождем станет именно он.

Глава 4

Б. Призыв подчиняться Закону и не служить идолам (4:1-43)

I. ЦЕЛЬ ЗАКОНА (4:1-8)

Втор. 4:1-2. Словами Итак… слушай вводятся те практические заключения, которые следовали из пережитого Израилем в пустыне. Поскольку недавний исторический опыт народа свидетельствовал ему о верности Господа, о Его милосердии, но и о судах Его, народ становился ответственным за свое безоговорочное повиновение Его постановлениям и законам. Под "постановлениями", возможно, понимались те правила поведения, которые были освящены Законом и не подлежали изменениям; а под "законами" - разного рода правовые положения и решения, выносившиеся судьями.

Очень важно, что Моисей учил Израиль этому Закону - ведь побудительная причина к исполнению его: дабы вы были живы и… наследовали ту землю - показывает, что истинно радоваться жизни возможно лишь на основе подчинения Божиему закону. Израиль ничего не должен был прибавлять к нему и, таким образом, подрывать его силу, как это делали впоследствии фарисеи. Но и убавлять от сказанного Моисеем - чтобы потакать своеволию и слабости человеческой природы - они не должны были.

Втор. 4:3-4. Моисей напомнил израильтянам о случившемся в Ваал-Фегоре, в Моаве, чтобы на примере их собственной истории показать им, насколько и самая жизнь их зависит от повиновения Божиему закону. В Ваал-Фегоре все те израильтяне, которые пошли по пути духовного прелюбодеяния, вступив в блуд физический с моавитскими женщинами, обрекали себя на смерть - от меча или болезней (лишь от "поражения", т. е. какого-то массового заболевания, погибло двадцать четыре тысячи человек). Но все те, которые "прилепились" к Господу, остались в живых. Об этом инциденте упоминается также в Чис. 25:1-9; в Пс. 105:28-29 и у пророка Осии 9-10.

Втор. 4:5-8. Первой целью Закона было дать израильтянам полноценную жизнь - в случае их послушания Богу (стихи 1-4). В стихах 5-8 сформулирована вторая цель Закона: сделать Израиль в нравственном и духовном отношениях единственным в своем роде среди других народов и через него привести и эти другие народы к Господу.

В отличие от всех них, Израилю дано было выделяться не особыми природными ресурсами или огромными богатствами, либо военным могуществом, а своим нравственным превосходством и близкими отношениями с Богом - в случае, если бы он исполнял собственную конституцию, построенную на принципах нравственности. И если бы Израиль повиновался Закону, то всем прочим народам осталось бы лишь завидовать ему. В их глазах он был бы а) народом мудрым и разумным, б) народом близким Богу и в) народом, который держится справедливых постановлений и законов.

СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ПЕРЕЖИТОГО ЕВРЕЯМИ ПРИ ХОРИВЕ (4:9-14)

Втор. 4:9. Торжественное наставление, чтобы береглись (оно много раз встречается во Второзаконии) и тщательно хранили душу свою, исходит из того, что израильтяне постоянно рисковали впасть в грех, который каждый раз ставил их на грань уничтожения как народ. Грехом этим было идолопоклонство (стихи 15-31). Евреи могли стать языческим народом по одной из двух взаимосвязанных причин.

Развращенность (греховность) человеческого разума (души) столь значительна, что великие дела, которые Бог совершил для Своего народа (к примеру, вывел его из Египта и дал ему Закон при Хориве) могли померкнуть в их сознании, во избежание чего они нуждались в постоянном напоминании самим себе об этих замечательных деяниях Божиих. Это первая причина.

Вторая же была в том, что по лени или апатии родители могли и не наставить в отношении этого сынов своих, и те в результате стали бы идолопоклонниками. Во Второзаконии особое значение придается не священникам или религиозным вождям, а именно родителям - как лицам, которые несут ответственность за духовное воспитание своих детей (стихи 9-10; 6:7,20; 11:19; 31:13; 32:46).

Бог доверяет откровение великих дел Своих - таких, как передача Закона на Синае, верным и ревностным хранителям и распорядителям, которым нельзя забывать доверенного им и следует передавать это детям и детям детей своих. (Понятие "не забудь" - еще одно, на которое во Второзаконии делается особое ударение; мы встречаем его в 4:9,23,31; 6:12; 8:11,14,19; 9:7; 25:19).

Втор. 4:10-14. Целью пережитого евреями при Хориве было вселить страх Божий в сердца народа, без чего немыслимо было бы осуществиться завету между ними и Господом. В Ветхом Завете понятие страха Божия, хотя и включает в себя благоговение и почтение, однако, является чем-то болышим. Здесь "бояться" Бога значит настолько обостренно сознавать Его моральную чистоту и всемогущество, чтобы страх перед ослушанием Его естественно вытекал из этого сознания. Кроме того, бояться Бога, означает отвечать на Его волеизъявление поклонением Ему, служением, доверием, повиновением и преданностью.

В тот день на Хориве Божие всемогущество было явлено в огне и тьме, в облаках и мраке, и в гласе Божием, который, подобно грому, раздавался с небес.

Моральная чистота Бога выразилась в Его Десяти Заповедях, получивших название Его Завета.

Через упомянутый опыт израильтяне должны были научиться бояться Бога как некую духовную Личность (вы образа не видели; сравните стих 15; был только глас), как Личность иного мира. Это последнее обстоятельство особо подчеркивается Его повелением, чтобы израильтяне исполняли Его указания, постановления и законы, учить которым их станет Моисей; стих 1, 14.

Итак, зримыми впечатлениями того дня были только две каменные скрижали, которые Бог дал им (возможно, все Десять Заповедей были полностью написаны на каждой из них - судя по тому, что в древности на Ближнем Востоке существовал обычай дублировать подобные документы).

Таким образом, в отличие от других религий того времени и того места, в основу религии Израиля легло слово его Бога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.007 с.)