Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст – это результат мотивированной и целенаправленной речевой деятельности, реализованной в виде конкретного речевого произведения, адресованного читателю или слушателю.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К обязательным признакам текста можно отнести следующие текстовые категории: a) категория информативности, реализующаяся в формах фактуальной, тематической, концептуальной (смысловой) и жанровоспецифической информации; b) категория связности, обнаруживающая себя во всех видах связи, обеспечивающих последовательность и взаимосвязь отдельных частей, фактов и положений в тексте; c) категория коммуникативности, реализующаяся в многочисленных способах и средствах ориентации на интересы коммуниканта-читателя или слушателя; d) категория целостности, понимающая под собой отнесенность текста к определенной речевой ситуации и через нее – к тому или иному конкретному типу текстов, типичные компоненты, структура и композиционные формы которых осознаются читателем или слушателем как жанровопостоянные и воспроизводимые; e) категория отдельности, или замкнутости, определяющаяся формальными границами начала и конца текста и реализующаяся в различных видах зачинов и концовок текстов. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего – композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст Научный текст имеет: ¯ тему, т.е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается вопределенном аспекте; ¯ подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта; ¯ также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста. Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца. Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. Ключевые слова находятся в абзацной фразе. Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает и др.). Существуют различные способы построения текста. Основными способами построения научного текста являются описание, повествование, рассуждение. Научный текст представляет собой тип текста жесткого построения. 1. Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков. Научное описание имеет цель раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны, например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он имеет две полиморфные модификации... Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием...) («Материаловедение»). 2. Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Задача научного повествования — зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки. То есть научное повествование представляет краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование — это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. («Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»). («Экономическая теория»). 3. Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Цель рассуждения – проверка истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение — способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами....Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает...». Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения. Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным. Логическая схема текста с использованием дедукции: тезис, гипотеза → развитие тезиса, аргументация → выводы. Метод дедукции включает три этапа: 1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение). 2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения. 3 этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется на семинарах в вузах. Индуктивный метод (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению.Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе. Логическая схема текста с использованием индукции: цель исследования → накопление фактов, анализ, обобщение → выводы. Аналогия – это метод, который исходит из того, что если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Этот метод используется при построении учебников, научной исследовательской работы студентов. Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса, вовлекая их в ход рассуждения. Не менее важным при построении текста является и расположение материала вокруг основного вопроса. Различают 3 метода организации текста: · концентрический метод – расположение материала вокруг главного вопроса, проблемы; · ступенчатый метод – последовательное изложение материала – одного вопроса (проблемы) за другим; · исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание тех изменений, какие произошли с течением времени. Таким образом, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность, аргументированность, использование терминов. Кроме того, важно помнить о способах построения научного текста и о методах логического изложения материала в нем.
Использованная литература Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 70 – 77).
ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ ? Каковы основные языковые особенности научного стиля речи? ? Какие требования предъявляются к терминам? ? На какие группы делится терминология? ? Какие типы научных текстов выделяются? ? Каковы методы логической организации научного текста? Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения: Ø Рассуждение, описание это или повествование? Ø Какой метод, индуктивный или дедуктивный, использует автор? Ø Сформулирована ли гипотеза? Ø Как строится доказательство? Ø Какие термины использовал автор? Ø Выдержаны ли автором логичность и точность изложения? ТЕСТЫ
a) научного; b) художественного; c) публицистического; d) официально-делового.
a) общенаучная терминология b) преобладание абстрактной лексики над конкретной c) речевые клише (представляет собой, заключается в) d) разговорные слова
a) формы родительного падежа существительных b) местоимение мы c) глаголы в форме настоящего времени (слова соединяются) d) жаргонизмы и просторечные слова
a) риторические восклицания b) причастные и деепричастные обороты c) вводные слова и конструкции d) уточняющие и пояснительные конструкции
a) общеупотребительная b) просторечная c) общенаучная d) терминологическая
a) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна. b) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью. c) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью. d) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
a) отношение говорящего к высказываемой мысли b) логическую последовательность изложения c) источник информации d) уверенность или неуверенность говорящего
a) отношение говорящего к высказываемой мысли b) логическую последовательность изложения c) источник информации d) уверенность или неуверенность говорящего
a) проверить истинность или ложность какого - либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению b) зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки c) подтвердить или опровергнуть истинность значений, носивших характер гипотез d) раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение)
a) текст-рассуждение b) текст-описание c) текст-повествование d) текст-размышление
a) индуктивная b) дедуктивная c) нисходящая d) восходящая
a) индуктивная b) дедуктивная c) нисходящая d) восходящая
a) аналогия b) дедукция c) индукция d) проблемное изложение
a) опровергающая b) односторонняя c) поддерживающая d) восходящая
a) опровергающая b) односторонняя c) поддерживающая d) восходящая
a) письменная речь, связанная нормами b) мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности c) слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности d) краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом
a) системность b) наличие дефиниции c) стилистическая нейтральность d) экспрессивность
a) собственно научному b) научно-информационному c) научно-справочному d) научно-популярному
a) учебно-научному b) научно - информационному c) научно-популярному d) научно - справочному
a) научно-информационному b) собственно научному c) учебно-научному d) научно-справочному
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.009 с.) |