Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В предложном падеже из форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней формы на -е (на -у — разговорные формы).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Собирательные числительные двое, троеи др. употребляются в следующих случаях: { с существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей); { с существительными дети, люди, ребята, лица (в значении человек); { с существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток). В системе глагольного словоизменения существует множество вариантов. v В соответствии с современной нормой инфинитив глаголов с основой на с, з имеет окончание -ти: брести, плести, цвести. В XIX в. широко использовались и усеченные формы: Вот вас бы с тетушкою свесть; Не смею моего сужденъя произнесть (Тр.). Мы воспринимаем их как устаревшие. v В глагольных парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые имеют разговорную окраску: Если нынче ночью Бэла не будет здесь, то не видать тебе коня (Л.). v Из двух вариантов свистеть – свистать второй может в контексте получать стилистическую окраску (Свистать всех наверх!) и тогда употребляется в профессиональной речи; в иных случаях эта же форма употребляется в переносном значении – «бить с силой»: так и свищет кровь (Л.Т.). v Из вариантов поднимать – подымать второй имеет разговорную окраску: Цыганы... подымали им (лошадям) ноги и хвосты, кричали, бранились (Т.). Из вариантов мучиться – мучатъся (мучаюсь, мучаешься, мучается и т.д.) второй – просторечный.Противопоставлены вариантные формы приставочных глаголов с суффиксом -ну- и без него: иссохнул – иссох, исчезнул – исчез, вымокнул – вымок, возникнул – возник, стихнул – стих. Первые вышли из употребления. v От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление «недостаточного спряжения» в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются; ср. в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю. v Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные: жгёт, текёт, пекёт. v Стилистически выделяются как специальные усеченные формы повелительного наклонения возвратных глаголов в приказах (среди военных, туристов): Равняйсь! По порядку номеров рассчитайсь! Такие варианты используются лишь в устной речи. v Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX веке старославянские формы виждь, внемли архаизовались; просторечные варианты не моги, ехай остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературная форма поезжай, а также формы, образованные от глаголов слушать, смотреть – слушай (-те), смотри (-те). Вызывает сложности образование сравнительной и превосходной степеней: нельзя говорить – самый ближайший, более лучше. Часто используют неправильные формы местоимения: правильно - я думаю о вас, скучаю по вас, скучают по нас, иду к вам, их выбор (а не ихний). Большое количество ошибок связано с употреблением составных форм имен числительных. v Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) – 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь». v При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток» - «пять (шесть, семь и т.д.) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое (трое, четверо) ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц». v Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)». Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то выступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» - именительный; «обоих братьев (деревьев)» - родительный; «к обоим братьям (деревьям)» — дательный; «обоих братьев (оба дерева)» — винительный; «обоими братьями (деревьями)» — творительный; «об обоих братьях (деревьях)» — предложный. Определяя количественно существительные женского рода, собирательное числительное принимает такие формы: «обе сестры (руки)» — именительный; «обеих сестер (рук)» — родительный; «к обеим сестрам (рукам)» — дательный; «обеих сестер (обе руки)» — винительный; «обеими сестрами (руками)» — творительный; «об обеих сестрах (руках)» — предложный. v От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Числительное полтора – в именительном падеже имеет две формы: полтора – для мужского и среднего рода и полторы – для женского рода. Во всех остальных падежах это числительное имеет форму полутора. Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.
Использованная литература 1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 41 – 44). 2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 64 – 66). 3. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. (стр. 27-49). Вопросы для самопроверки ? С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы? ? Какие ошибки возможны при образовании падежных форм существительных? ? Каковы особенности определения рода имен существительных несклоняемых? ? Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных? ? С чем связаны ошибки в употреблении глагольных форм? ? Чем вызваны ошибки при употреблении числительных? Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Составьте таблицу морфологических ошибок. Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей (или дикторов радио, телевидения) и опишите наиболее часто встречающиеся в их речи морфологические ошибки. ТЕСТЫ
a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа; b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением; c) правилами построения предложения; d) соблюдением норм согласования и управления.
a) лангуст - лангуста b) эполет - эполета c) гранат - граната d) шлиц - шлица
a) карьер – карьера b) барк – барка c) клавиш – клавиша d) лавр – лавра
a) диспетчеры b) катеры c) ректоры d) офицеры
a) конструктора b) профессора c) повара d) шофера
a) тапочки – тапочек b) сапожки – сапожок c) туфли – туфля d) сандалеты – сандалета
a) аэрозоль b) мозоль c) тушь d) вуаль
a) авеню – существительное женского рода b) жюри – существительное мужского рода c) кофе – существительное среднего рода d) атташе – существительное женского рода
a) шофёры – офицеры b) директоры – вечера c) профессора – ректора d) тополя - черепы
a) торговцев b) страдальцев c) полотенцев d) постояльцев
a) лексических b) орфографических c) морфологических d) словообразовательных
a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими. b) Врач удалил болезненную мозоль. c) Лицо женщины было скрыто густой вуалью. d) Крыша была добротно покрыта толью.
a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят. b) Прошло всего полторы недели. c) Не хватает полутора суток для завершения работы. d) Недостает около полутораста книг по специальности.
a) Наша команда оказалась в более лучшем положении b) Билет с плацкартом на субботний день достать очень трудно. c) В пятьдесятом году я родилась. d) За роялем нужно ухаживать.
a) Хозяйка приветливо встречает гостей, для … находит доброе слово. b) И она не забудет. Всех приветит, … доброе слово найдет. Вот она какая. c) Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на … вопрос. d) Этот малыш собирал … хлам. Тема 5. Синтаксические нормы русского языка Синтаксические нормы предписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу: «Хозяин дома спал?» То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении: «В древних документах подобного рода термин отсутствует» сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин. Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении.Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др. Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют употребления дательного падежа – согласно расписанию. Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др. Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой. Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие... При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены). При словах много, мало, немного, немало, сколько, кто, что сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано? Что случилось? Вводя в предложение деепричастный оборот, помните, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи. Нарушение данного правила приводит к ошибкам: Проезжая Байкал, было очень красиво. При употреблении однородных членов предложения следует учитывать следующие обстоятельства: | невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий – изучать математику и сорта чая; а также нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю математику, физику, учебные предметы; | двойные союзы должны связывать именно однородные члены: он не только получил техническое задание, но и выполнил его; | при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции (неправильно: любить и думать о стране). Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе? Более давней нормой было употребление предлога по и местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко. Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы. Особого внимания требуют предлоги на и в. Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в сад, в дом, в город) или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией. С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка. С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри. Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог в – с названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова. Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях. Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал в Ставрополь — вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа. Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на совещание, которое состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильного построения предложения: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома... — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».
Использованная литература 1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46). 2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).
Вопросы для самопроверки ? В чем особенность синтаксических ошибок? ? Может ли нарушение порядка слов быть причиной синтаксических ошибок? ? Почему нужно быть осторожным при употреблении однородных членов предложения? ? В каких случаях наблюдается нарушение согласования сказуемого с подлежащим? ? На что следует обращать внимание при употреблении предлогов?
Задания для самостоятельной работы Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи». Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.
ТЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»
a) нарушение порядка слов; b) неправильное употребление деепричастных оборотов; c) неправильное согласование; d) неправильное падежное окончание.
a) благодаря поддержки спонсоров b) ввиду поддержки спонсоров c) различать добро и зло d) удивляться отзывчивости
a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет. b) МИД прислал ноту протеста. c) ООН признала незаконность такого решения. d) ЗАГС находилась в старом здании.
a) полное фиаско b) старое досье c) бесспорное алиби d) точное пенальти
a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты. b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию. c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи. d) Жюри было строгой, но справедливой.
a) инцидент b) интендант c) прецендент d) претендент
a) скурпулезный b) брандспойт c) друшлаг d) без брелка
a) коше_ая трава b) здания выкупле_ы фирмой c) лома_ая линия d) накрахмале_ая скатерть
a) запута_ое дело b) жема_ые манеры c) масле_ые блинчики d) маши_ое отделение
a) тр_петать, соч_тание b) забл_стеть, опт_мист c) отр_стить, уг_релый d) выпл_вка, переск_чить
a) От добра добра не ищ_ т. b) Волны плещ_тся у берега. c) Равняясь, стро_тся ряды. d) В сумерках ре_т снежинки.
a) Зрители смотр_т фильм с интересом. b) Круж_т коршуны над головой. c) А во ржи тропинки стел_тся d) Руки крепко держ_тся за железный кран.
a) опроб_вать, отрабат_вать b) завид_вать, откид_вать c) утрамб_вать, след_вать d) приветствов_ть, засчит_вать
a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_ b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_ c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_ d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_
a) Видна еще (не)оттаявшая земля. b) (Не)горазд ты на выдумки. c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь. d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.
a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей. b) Старику (не)здоровилось с утра. c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение. d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.
a) (пол)дома, микро(мир) b) стоп(кран), (авиа)конструктор c) юго(восточный), (серебристо)сизый d) вольт(метр), (инфра)тепловой
a) Нобелевская премия b) Орден Святого Андрея Первозванного c) по-Суворовски d) Ахиллесова пята
a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди. b) По-видимому () вечером ветер утихнет. c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд. d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.
a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест. c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой. d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.
a) Длина комнаты () одиннадцать метров. b) Ласковое слово () что весенний день. c) Прилет грачей () признак начала весны. d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.
a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу. b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов. c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул. d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.
a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги. c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики. d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.
a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны. d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
a) «Разрешите обратиться», - сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата. b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, - обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?» c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк». d) «Мы решили: продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
Темы 6. Коммуникативные качества речи Одно из значений слова коммуникация– «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации. К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся: | логичность, | точность, | богатство, | чистота, | выразительность, | уместность. Логичность речи предполагает умение последовательно, аргументировано, непротиворечиво излагать выражаемое содержание. Каковы же причины нарушения логичности речи? К ним относятся: § нарушение порядка слов; § утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности; § сопоставление логически неоднородных понятий; § объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные: § употребление слова в несвойственном ему значении; § неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность; § смешение паронимов; § нарушение лексической сочетаемости; § речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность. Вот какие примеры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Прозаик пишет: он щелкнул щиколоткой калитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и рост не одно и то же». Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования. Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, телевидению. Например, среди географической терминологии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. epi в значении «над», «сверх» + центр. Его значение — «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Следовательно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. hipo в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг землетрясения в глубине земной коры, где произошли перемещения и откуда исходят подземные толчки». Так правильно ли говорить: «эпицентр событий находился...», «в эпицентре событий», «в эпицентре пожара»? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр. Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, паронимам (подробнее см. стр. 45-46). Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, делится на две большие группы – лексику неограниченного употребления (общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного употребления (слова, употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины). Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости. Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их. Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель. Диалектная лексика – слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села (подробнее см. стр. 9). Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре). Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону (подробнее см. стр. 10). Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д. Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово. Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания. Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении. Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бестрепетный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный (в принятии решения); не робкого (или не трусливого) десятка, о двух головах. Чистота речи предполагает прежде всего отсутствие в ней тех языковых элементов, которые находятся за пределами литературного языка. Данное коммуникативное качество речи ограничивает употребление тех иноязычных слов, значение которых многим непонятно. Кроме того, оно налагает запрет на употребление жаргонных, просторечных и диалектных слов, а также тех слов и выражений, которые отвергаются понятиями нравственности. Чистота речи отвергает употребление слов-сорняков, слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их. Нарушают чистоту речи также речевые штампы и канцеляризмы. Речевые штампы – слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу. Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля. Выразительность речи– это коммуникативное качество, которое предполагает образность, эмоциональность высказывания. Выразительность речи зависит от многих условий: от собственно лингвистических до экстралингвистических. К лингвистическим средствам выразительности относятся тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), стилистические фигуры (антитеза, инверсия, повтор и др.), фонетическое благозв |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.121 (0.016 с.) |