ТОП 10:

СЛОВА МОЛЬБЫ, ОБРАЩАЕМОЙ К АЛЛАХУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПУТЕШЕСТВИЯ



Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Когда посланник Аллаха, (с.г.с.) усаживался на своего верблюда, отправляясь куда-нибудь, он обычно трижды произносил слова: «Аллах велик» (Аллаху акбар), а потом говорил: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! По­истине, мы к Господу нашему возвращаемся!1 О Аллах, поис-

тине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, кото­рыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты бу­дешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семь­ёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!» (Субхана-Ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринин, ва ин-на иля Рабби-на ля-мункалибун! Аллахумма, инна нас^алю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра ва-т-таква, ва мин аль-'амали ма тарда! Аллахумма, хаввин 'аляй-на сафара-на хаза, ва-тви 'анна бу'да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а 'узу би-кя мин ва^саи-с-сафари, ва каабати-ль-манзари ва су'и-ль-мцнкаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!). А когда посланник Аллаха, (с.г.с.), возвращался, он произносил те же слова и добавлял к ним следующее: «Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Гос­поду нашему!» (Айибуна, та'ибуна, 'абидуна ли-Рабби-на ха-мидун!). Муслим.

Этот хадис содержит в себе много полезного из того, что имеет отношение к путешествиям и поездкам.

Вышеупомянутые обращения к Аллаху заключают в себе прось­бы о даровании того, что приносит человеку пользу в делах религии, являющихся важнейшими из всех дел, а также и в его мирских де­лах, о достижении желаемого, об отвращении неприятного и вредо­носного, о даровании человеку возможности благодарить Аллаха за Его милости и помнить о Его благодеяниях и Его щедрости, а также о том, чтобы во время путешествия человек проявлял повиновение Аллаху и делал то, что поможет ему приблизиться к Нему.

Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Когда посланник Аллаха, (с.г.с.), усаживался на своего верблюда, отправляясь куда-нибудь, он трижды произносил слова: «Ал­лах велик».

Таким образом, пророк, (с.г.с.), начинал свои путешествия с возвеличивания Аллаха и воздавания Ему хвалы, и точно так же он завершал их.

Слова посланника Аллаха, (с.г.с.)• «Слава Тому, кто подчи­нил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы к Гос­поду нашему возвращаемся!1», заключают в себе благодарность Аллаху за то, что Он подчинил Своим рабам средства передвиже­ния, которые перевозят грузы и людей в далёкие страны, и призна­ние этого благодеяния Аллаха.

Под средствами передвижения подразумеваются все сухопут­ные, морские и воздушные транспортные средства.

Вот почему Нух, (г.с.), сказал тем, кто вместе с ним находился в ковчеге:

« Салитесь в (ковчег)! С именем Аллаха поплывёт он и остановится». - Худ", 41.

Все эти средства передвижения, все их принадлежности и всё то, что делает их совершенными, являются результатом благодея­ний Аллаха, подчинившегося людям всё это, а поэтому рабам Ал­лаха следует признавать эти благодеяния, особенно в те моменты, когда они непосредственно пользуются ими.

В словах «ведь нам такое не под силу!»2 содержится указание на то, что стало возможным только благодаря Творцу. Иначе гово­ря, если бы Аллах предоставил всё нашим собственным силам, то мы оказались бы наиболее невежественными, бессильными и без­вольными созданиями. Однако Аллах подчинил людям животных, и научил их делать средства передвижения, и облегчил им путь к созданию доспехов для защиты, о чём Всевышний сказал так:

«И Мы научили его3 изготовлять для вас доспехи, чтобы они защищали вас в сражениях ваших (, но) станете ли вы благодарить». Пророки", 80.

Таким образом, людям следует благодарить Аллаха, ибо Он на­учил их делать одежду, прикрывающую их наготу, и роскошную одежду, и доспехи, и всевозможное военное снаряжение. И Он на­учил их создавать средства передвижения по воде, по суше и по воздуху, и научил их делать всё то, в чём они нуждаются, и создал железо, в котором заключено для них и великое зло, и много по­лезного1. Однако по большей части люди забывают благодарить Аллаха, более того, по отношению к Аллаху они ведут себя занос­чиво и превозносятся над теми милостями, которые оказаны рабам Аллаха Всевышнего.

В этом хадисе упоминание о земном путешествии перекликает­ся с упоминанием о путешествии духовном в мире ином, так как пророк (с.г.с.)сказал: «Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!» Эти слова указывают на то, что Аллах снова создаст всё точно так же, как Он создал всё в первый раз. Он сделает это для того, чтобы по заслугам воздать творившим дурное и воздать тем, кто совершал благое, лучшим.

Далее посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом на­шем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен!»

Таким образом, пророк, (с.г.с.), просил Аллаха о том, чтобы во время путешествия иметь возможность совершать все благие дела, о сохранении богобоязненности, которая представляет собой не что иное, как боязнь гнева Аллаха, и выражается в отказе от всех явных и тайных слов и дел, которые ненавистны Аллаху, и он просил Аллаха о том, чтобы иметь возможность совершать такие дела, которыми Он останется доволен.

Это включает в себя все виды поклонения Аллаху и все средст­ва приближения Нему. Когда путешествие станет таким, это зна­чит, что оно станет успешным, и надо сказать, что все поездки, пу­тешествия и походы посланника Аллаха, (с.г.с.), были именно такими.

Далее пророк, (с.г.с.)обратился к Аллаху с просьбой о помощи и облегчении трудностей пути и сказал: «О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность!»

Путешествие доставляет человеку мучения, и поэтому пророк, (с.г.с.), просил Аллаха облегчить его и сократить его дальность, уменьшить заботы и трудности путешествия и даровать ему благо в пути, чтобы он мог преодолевать его, не обращая внимания на расстояние. И он просил Аллаха даровать ему много такого, что позволяет человеку отдохнуть, например, сердечный покой, хоро­ших спутников, лёгкий путь, избавление от всего внушающего страх и так далее.

И действительно, сколько раз бывало так, что путешествие про­должалось в течение многих дней, однако Аллах облегчал его для путешественников, и сколько раз бывало так, что короткое путе­шествие становилось труднее трудного, а это значит, что всё зави­сит только от милости и помощи Аллаха, облегчающего его.

И поэтому посланник Аллаха, (с.г.с.), просивший об облегче­нии, говорил: «...о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути...», то есть от всех затруднений. И он говорил: «...от уныния, в которое я моту впасть от того, что увижу...», то есть от постоянной печали и озабоченности. И он, (с.г.с.), го­ворил: «...и от неприятностей, касающихся имущества и се­мьи!» Последнее означает: О Господь, мы просим Тебя сохранить наших жён, детей и имущество, то есть всё то, что мы оставили позади себя и с чем расстались, отправляясь в путешествие, и да­ровать им и нам безопасность, и постоянно оказывать нам благо­деяния, в чём и заключается совершенство милости, оказываемой Аллахом Его рабу, и радости, которую испытывает благодаря это­му раб Аллаха.

Те же слова посланник Аллаха, (с.г.с.), произносил, когда возвращался из путешествия, добавляя к этому следующее: «Мы воз­вращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу на­шему!»

Это значит: О Аллах, мы просим Тебя, чтобы во время нашего возвращения Ты дал нам возможность постоянно приносить Тебе своё покаяние, поклоняться Тебе и воздавать Тебе хвалу и чтобы Ты позволил нам завершить проявлением повиновения Тебе наше путешествие, которое началось благодаря Твоему содействию. Вот почему Аллах Всевышний сказал:

« И говори: "Господь мой, введи меня чрез врата искрен­ности, и выведи меня чрез врата искренности, и даруй в помощь мне силу от тебя! "«Ночное путешествие", 80.

Это означает, что рабу Аллаха следует просить, чтобы его путе­шествия и всё то, что будет иметь отношение к его вступлению куда-либо или выходу откуда-либо, было связано с искренностью, истиной и занятостью тем, что любит Аллах, и чтобы это было связано с упованием на Аллаха и с получением помощи от Него.

Кроме того, слова пророка, (с.г.с.) «...и воздаём хвалу Господу нашему!» является выражением признания милости Аллаха на завершающем этапе, подобного признанию её в начале.

Таким образом, рабу Аллаха следует воздавать Ему хвалу не только за содействие в осуществлении поклонения и начало совер­шения чего-либо, но и за завершение и освобождение от этого. По­истине, любая милость - это Его милость, любое благо - это Его благо, и любые средства - это Его средства, и Аллах - Обладатель великой милости!

_________________________________________________________________________________

1 См.: "Украшения", 13-14.

1 См.: "Украшения", 13-14.

1 См.: "Украшения", 14.

3 Имеется в виду пророк Дауд, мир ему.

1 См.: "Железо", 25.

1 См.: "Украшения", 14.

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.006 с.)