Малик, абд ар-раззак, ахмад, аль-бухари, Муслим, ан-наса'и, Абу Дауд, ат-тирмизи и ибн маджа. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малик, абд ар-раззак, ахмад, аль-бухари, Муслим, ан-наса'и, Абу Дауд, ат-тирмизи и ибн маджа.



Разница между этим и рассматриваемым нами хадисом состоит в том, что тот хадис, где всё связывается со знанием и волей Алла­ха, касается лишь определённых вещей, о последствиях и полезно­сти которых рабу Аллаха ничего не известно.

Что же касается содержания другого хадиса, то оно касается то­го, что заведомо является не только полезным, но и необходимым для каждого раба Аллаха, так как речь идёт о прощении Аллаха, Его милости и тому подобных вещах. И поэтому каждому следует просить об этом своего Господа уверенно и не связывать это ни с волей Аллаха, ни с прочими вещами, ведь ему велено стремиться и к этому, и ко всему тому, что может к этому привести.

Это подобно различию между совершением обязательных и та­ких желательных действий, относительно которых имеются опре­делённые веления. Иначе говоря, существуют такие вещи, которые раб Аллаха совершает в силу велений, указывающих на обязатель­ность или желательность данного действия, что же касается таких дел, об истинной сути и пользе которых рабу Аллаха ничего не из­вестно, то ему следует подождать, пока суть дела не выяснится.

Многие улемы делали исключения из этого, считая, что допус­тимо желать себе смерти из страха перед испытанием, и ссылаясь при этом на слова Марйам, да будет доволен ею Аллах, которая

сказала:

«О, если бы я умерла раньше...» «марйам", 23.

1 Таким образом, пророк, /"ищиЧ указывает, что по отношению к Аллаху

^ІГГСТІ**

слова "еслу захочешь" неприменимы, поскольку Аллах и так всегда де­лает лишь то, что пожелает.

2 Это хадис, передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ

Соблазны мира этого и женщины

Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Поистине, мир этот сладок и приятен, и, поистине, Аллах оставляет вас в нём (Своими) наместниками, чтобы посмотреть, как вы будете по­ступать, так остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь жен-шин, ведь первый соблазн израильтян был связан с женщина­ми!» М услим

В этом хадисе посланник Аллаха(с.г.с.), поведал нам о состо­янии этого мира и его свойствах, которые приводят в восхищение взирающих и вкушающих. И он поведал также, что Аллах сделал мир этот испытанием для Своих рабов, а потом повелел делать то, что позволяет уберечься от соблазнов мира.

Слова пророка, (с.г.с.), о том, что мир этот сладок и приятен, касаются всех его качеств, ибо он сладок на вкус и сладки его, удовольствия и желания, а его великолепие и внешняя красота приятны на вид.

Всевышний сказал об этом:

«В лучшем виде представлена людям любовь (к тому, чего они) жаждут: к женщинам, и сыновьям, и накопленным кинта-рам1 золота и серебра, и клеймёным коням2, и скоту, и пашням?.» "Семейство Имрана", 14.

Аллах Всевышний также сказал:

«Поистине, сделали Мы всё, что есть на земле, украшением для неё, чтобы испытать, кто из них (будет) лучше по делам СВОИМ. I» "Пещера", 7.

Таким образом, все разнообразные удовольствия этого мира и его радующие взор виды Аллах сделал испытанием, а Своих рабов Он сделал наместниками в мире этом, чтобы посмотреть, как они будут действовать.

Для того, кто в мире этом пользуется дозволенным, должным образом применяет его и прибегает к помощи дозволенного с це­лью поклонения Аллаху, ради чего и был создан человек, это ста­новится запасом на дорогу и тем средством, благодаря которому человек может достичь более достойной обители, где он останется навечно, и познать счастье в обоих мирах.

Если же мир этот становится главной заботой человека, преде­лом его познаний и его целью, уделом такого человека будет лишь то, что предопределено ему здесь, после чего его ждут страдания. Он будет наслаждаться удовольствиями этого мира лишь короткое время, и удовольствий у него будет немного, а печали его окажут­ся долгими.

Каждое из наслаждений этого мира заключает в себе соблазн и испытание, однако наиболее серьёзные из них связаны с женщина­ми. Поистине, они представляют собой великий соблазн, грозящий тем, кто в него впадает, огромной опасностью и большими потеря­ми. Женщины являются ловушками и силками шайтана, и многие из тех, кто прежде был свободен, попались в них, превратившись в пленников собственных желаний и заложников своего греха. Тако­му человеку трудно освободиться от греха, который всегда остаёт­ся с ним, ведь он не остерегается этой беды, а если бы он поосте­рёгся, не делал того, что может навлечь на него обвинения, и обра­щался с просьбами о защите к своему Покровителю, то обязатель­но уберёгся бы от подобного испытания.

Вот почему в этом хадисе пророк, (с.г.с.)предостерегает людей от этого соблазна особо, сообщая о том, какие беды он навлёк на жившие прежде народы. В этом заключается назидание для лю­дей, способных извлекать уроки, и увещание для богобоязненных, а Аллах знает об этом лучше.

1 Кинтар - мера веса, для золота равная 42,3 кг. Здесь слово "кун/парь/" служит для указания на большое количество.

2 Речь идёт о меченых породистых конях.

ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ

Ответвления веры

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений. Лучшим из них является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха», наименьшим - устранение с пути (того, что может) повредить (людям), а стыдливость1 - (одно из) ответвлений веры». Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис является одним из указаний шариата на то, что сло­во "берет" служит для обозначения убеждений и дел сердца, дейст­вий, совершаемых с помощью различных частей тела, и слов, про­износимых языком. Кроме того, к числу составляющих веры отно­сится всё обязательное и желательное, что приближает человека к Аллаху, что Он любит и что является угодным Ему. В данном ха­дисе упоминается о высшем и низшем ответвлении веры, а стыд­ливость занимает промежуточное положение. Возможно, что пророк, (с.г.с.), упомянул о стыдливости по той причине, что она в наибольшей степени побуждает придерживаться и всего остально­го. Когда кто-либо стыдится Аллаха, милости Его становятся не­прерывными и Он щедро одаряет человека, который начинает по­нимать в чём состоит смысл Его прекрасных имён. И эта стыдли­вость заставляет раба Аллаха, допускающего множество упуще­ний по отношению к своему Великому Господу и проявляющего несправедливость по отношению к собственной душе1, остерегать­ся совершения грехов и совершать всё то, что является обязатель­ным и желательным.

Основным и высшим из вышеупомянутых ответвлений являет­ся произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха", если они про­износятся искренне и исходят от сердца, а произносящий их обла­дает знанием и хранит уверенность в том, что единственным Бо­гом следует считать только Аллаха. Такому человеку известно, что Аллах является его Господом, Который Своими милостями и бла­годеяниями взращивает и его, и все миры, что каждый человек яв­ляется бедным, а Аллах велик, и что каждый является слабым, а Он силён. И, зная об этом, человек в любых обстоятельствах зани­мается служением своему Господу, храня верность Ему в делах религии, ибо слова "нет бога, кроме Аллаха" являются основой основ, без которой не было бы и плодов.

Данный хадис указывает на то, что часть ответвлений веры свя­зана с проявлением искренности по отношению к Аллаху, помимо Которого не следует поклоняться никому, а другая часть - с ока­занием благодеяний людям.

Говоря об устранении с пути того, что может повредить людям, посланник Аллаха, (с.г.с.), имел в виду любые добрые слова и дела. Таким образом, благодеянием является всё приносящее лю­дям пользу, а также всё то, что позволяет отвращать от них вред.

Однако если все ответвления веры связаны с вышеупомянуты­ми вещами, это значит, что к ответвлениям веры имеет отношение любое благое качество, что же касается улемов, то все они давали этому свои определения.

Некоторые считали, что верой обладает тот, кто обладает всеми качествами, о которых говорится в этом хадисе.

Другие же утверждали, что верой обладает и тот, кто близок к этому, однако тот, кто поймёт смысл этого хадиса, окажется гото­вым воспринять любое тайное или явное качество, на которое ука­зывает шариат. Следовательно, раб Аллаха обладает верой в той мере, в какой ему присущи эти качества, иначе говоря, это опреде­ляется их количеством, силой и степенью совершенства, и все они имеют отношение к вере в то, о чём поведали людям Аллах и Его посланник, (с.г.с.), выполнению их велений и отстранённости от того, что они запрещали.

Аллах уподобляет веру дереву с благими корнями и плодами. Корень этого дерева прочен, а ветви тянутся к небесам, и оно вся­кий раз приносит свои плоды с соизволения его Господа. Так Ал­лах приводит притчи людям, чтобы они призадумались, и Аллах знает об этом лучше.

1 "Хайа" - стыдливость, застенчивость, скромность.

1 Имеется в виду совершение всего того, за что впоследствии душа чело­века подвергнется мучениям.

ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ

КАК ИЗБЕЖАТЬ АДА

Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Нет среди вас такого, с кем не заговорит Аллах, и не будет меж ними толмача,ко­торый стал бы переводить им. Тогда посмотрит (человек) на­право, но не увидит ничего, кроме совершённого им прежде, потом посмотрит налево и не увидит ничего, кроме совершён­ного им прежде, потом посмотрит прямо и не увидит перед собой ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки фини­ка1, а если не найдёт и этого, то -с помощью доброго слова!»

Аль-Бухари и Муслим.

Этот великий хадис содержит в себе указание на такую степень величия Творца, что это невозможно ни постичь разумом, ни выра­зить словами.

В этом хадисе посланник Аллаха, (с.г.с.)поведал нам, что Алл ах. будет говорить со всеми людьми без участия посредников и спросит каждого обо всех его делах: хороших и дурных, мелких и крупных, давних и недавних, о тех, которые рабы Его запомнят, и о тех, которые они позабудут. Величие Аллаха таково, что Он мо­жет одновременно сотворить всех людей и всех их наделить сред­ствами к существованию, и Он может одновременно воскресить их, и Он может одновременно потребовать отчёта у всех людей. Благословен Тот, Кому принадлежат величие, слава и безмерная власть!

И когда Аллах станет требовать у них отчёта, не будет рядом с рабом его ни помощников, ни детей, ни богатств. Каждый пред­станет пред Ним в одиночку в том виде, в котором Он сотворил его в первый раз, а справа и слева человека будут окружать его де­ла, требующие воздаяния благом или злом, и перед ним окажется огонь, к которому он будет вынужден подойти1, но сможет ли он уйти от огня? Это станет возможным только по милости Аллаха и лишь в том случае, если окажутся у человека в запасе такие дела, благодаря которым он получит надежду на спасение.

Вот почему пророк, (с.г.с.), побуждал членов своей общины попытаться защититься от огня хотя бы с помощью чего-нибудь незначительного наподобие половинки финика, а если у человека не найдётся и этого, то - с помощью благого слова.

В этом хадисе говорится о том, что благодеяния, оказываемые людям, будь то материальная помощь нуждающимся или благие слова, относятся к числу наиболее действенных средств спасения от огня. Это значит, что рабу Аллаха не следует пренебрегать да­же малым из того, что одобряется шариатом; что же касается бла­гих слов, то к ним относятся и искренние советы людям, когда со­ветчик учит их тому, чего они не знают, и направляет их к тому, что пойдёт им на пользу в их религиозных и мирских делах.

Благим словом является и то, что в сочетании с радостными известиями' радует и веселит сердца.

Благими являются и слова поминания Аллаха и хвалы Ему, а также упоминания о Его установлениях и законах.

Короче говоря, каждое слово, приближающее человека к Алла­ху и приносящее пользу рабам Аллаха, относится к числу благих слов.

Аллах Всевышний сказал:

«К Нему восходит благое слово, а возносит его праведное Дело...» "Создатель", 10.

Аллах Всевышний также сказал:

«... но праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать) надеж­ды». «Пещера" 46.

И здесь как раз и имеются в виду любые слова и дела, прибли­жающие человека к Аллаху и приносящие пользу людям, а Аллах знает об этом лучше.

1 Здесь имеются в виду известия о милости Аллаха, которая будет оказана тем, кто покается и станет повиноваться Аллаху и Его посланнику.

1 То есть с помощью хотя бы самого незначительного подаяния.

1 Здесь имеются в виду известия о милости Аллаха, которая будет оказана тем, кто покается и станет повиноваться Аллаху и Его посланнику.

ХАДИС СЕМИДЕСЯТЫЙ

ЗАПРЕТНОСТЬ НЕСОГЛАСИЯ

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Оставьте меня, пока я не оставил вас!1 Поистине, живших до вас погу­било лишь то, что они задавали множество вопросов и проти­воречили своим пророкам, и поэтому если я запрещу вам что-либо, то избегайте этого, а если я повелю вам что-нибудь, то выполняйте из этого то, что окажется вам по силам».

Аль-Бухари и Муслим.

Здесь речь идёт о тех же вопросах, что запретил задавать и Ал­лах, Который сказал:

«О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вешах, кото­рые огорчат вас, когда станут вам известными 1..» «Трапеза", 101

Здесь имеются в виду вопросы о том, что касается известного лишь Аллаху (гайб), а также вопросы о том, чего Он не стал за­трагивать, не запретив и не вменив этого в обязанность людям. В данном случае подразумеваются вопросы, которые задавали неко­торые люди во время ниспослания откровений, вследствие чего то, о чём они спрашивали, могло быть вменено в обязанность или же запрещено. Люди, спрашивавшие о подобных вещах, относились к числу тех, о ком пророк, (с.г.с.), сказал так:

«Поистине, величайшее преступление (против мусульман) совершит тот мусульманин, который задаст вопрос о чём-ни­будь таком, что (прежде) не было запретным, а после этого бу­дет объявлено запретным из-за его вопроса»2. Аль-Бухари и Муслим.

Точно так же рабу Аллаха запрещается задавать настойчивые и каверзные вопросы и запрещается ему спрашивать о пустых и не­значительных вещах, не уделяя внимание важному. Такие и подоб­ные им вопросы шариат задавать запрещает.

Что же касается того, о чём спрашивают с целью получения указаний по таким религиозным, которые имеют отношение к ос­новам и ветвям религии, исполнению религиозных обязанностей или взаимоотношениям между людьми, то и Аллах, и Его посланник, (с.г.с.), повелевали задавать их и побуждали людей к этому, поскольку это является средством приобретения знаний и пости­жения различных истин.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«И спроси тех Наших посланников, которых Мы направля­ли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного1» "Украшения", 45.

Можно было бы привести в пример и другие аяты.

Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:

«Аллах наставляет в религии того, кому желает блага».

Аль-Бухари.

Здесь имеется в виду, что это происходит после того, как чело­век начинает стремиться к постижению религии путём изучения, приобретения знаний и задавания соответствующих вопросов.

Сообщается также, что пророк, (с.г.с.)сказал:

«Разве не могли они спросить, если не знали? Только во­просы являются средством против заблуждений»2.

Абу Дауд, ад-Даракутни и аль-Байхаки.

И Аллах Всевышний повелел проявлять доброту по отношению к просящему, давать ему то, о чём он просит, и не впадать из-за этого

в раздражение. Аллах Всевышний сказал:

«...что касается просящего, то не отгоняй (его)...» «Утро", 10.

Эти слова в равной степени касаются и тех, кто обращается с просьбами о полезном знании, и тех, кто просит об удовлетворе­нии каких-либо мирских нужд.

К числу вопросов, которые подразумеваются в данном хадисе, относятся вопросы о том, какими именно являются атрибуты Творца. Что касается всех атрибутов, то дело с ними обстоит так, как сказал об этом имам Малик человеку, спросившему его о том, что именно подразумевается под утверждением (истива) на пре­столе. Он сказал: "Известно о том, что утверждение имело ме­сто, но, как именно это было, неизвестно. Вера в это обязатель­на, а вопросы об этом являются нововведением "2.

Если же кто-нибудь станет спрашивать о характере знания Ал­лаха или же о том, как Он творит и как управляет, ему следует ска­зать, что, подобно тому как сущность Аллаха Всевышнего не име­ет себе подобий среди других сущностей, так и атрибуты Его не имеют подобий себе. Люди знают Аллаха и знают о Его атрибутах и Его деяниях, однако только Аллах может объяснить, что именно скрывается за всем этим.

Далее в этом хадисе посланник Аллаха, (с.г.с.) упоминает о двух великих основах.

Первая сформулирована в словах пророка, (с.г.с.) «...и поэто­му если я запрету вам что-либо, то избегайте этого...» Таким образом, повиновение Аллаху и Его посланнику (с.г.с.), требует отказа от всех тех явных и тайных слов и дел, которые запретил пророк, (с.г.с.).

Налагая этот запрет, пророк, (с.г.с.), не сказал, что речь идет об удержании собственной души от дурного, ибо это доступно каж­дому и каждый может отказаться от всего того, что запретили Аллах и Его посланник (с.г.с.). Никто из рабов Аллаха не принуждается к совершению чего бы то ни было из числа абсолютно запрет­ных вещей, поскольку дозволенного достаточно, чтобы вместить в себя всех людей со всеми их религиозными обязанностями, взаи­моотношениями и любыми иными делами.

Что же касается мертвечины, крови и свинины, то если человек вынужден использовать их, это переходит в разряд дозволенного, поскольку необходимость делает запретное дозволенным. Объяс­няется это тем, что Всевышний ввёл определённые запреты для то­го, чтобы уберечь Своих рабов от всевозможных зол и несчастий и принести им пользу, однако если нечто может принести ещё боль­шую пользу, в данном случае - позволить человеку сохранить жизнь, то, по милости Аллаха, последнему следует отдать пред­почтение.

Однако это не относится к лекарствам, поскольку на лекарства действие установлений, касающихся необходимости, не распростра­няется. Поистине, Аллах Всевышний исцеляет подвергшегося испы­танию различными средствами, не ограничиваясь одними только ле­карствами. Если же преобладающим становится мнение о том, что прибегнуть к лекарству необходимо, то не следует использовать для этого запретные вещи наподобие вина, молока домашних ослов и прочего в отличие от такой ситуации, когда человек вынужден употреблять в пищу мертвечину, будучи полностью уверенным в том, что в противном случае его ожидает голодная смерть.

Вторая основа сформулирована в словах пророка, (с.г.с.): «...а если я повелю вам что-нибудь, выполняйте из этого то, что окажется вам по силам». На необходимость придерживаться этой великой основы указывают также и слова Аллаха Всевышнего:

«Бойтесь же Аллаха, как только можете...» «Взаимный обман", 16.

Таким образом, все веления шариата связаны с возможностями раба Аллаха. Это значит, что если он совершенно не в состоянии выполнять какую-нибудь из обязанностей, то выполнение её ста­новится для него необязательным, если же он может выполнять её только частично, то эта часть рассматривается как поклонение, он должен будет выполнять это по мере возможностей, тогда как всё остальное становится для него необязательным.

К этой основе имеет отношение бесчисленное количество во­просов, касающихся фикха и установлений шариата. Так, напри­мер, больной может молиться стоя, но если это ему не под силу, то он может молиться сидя. Если он не в состоянии молиться сидя, то он может молиться лёжа на боку, а если ему не под силу и это, то он может делать знаки головой или хотя бы её частью. Что касает­ся поста, то раб Аллаха обязан соблюдать его, пока он в состоянии делать это, а если его лишает сил болезнь и нет надежды на скорое исцеление, тогда он должен накормить одного неимущего за каж­дый пропущенный день поста. Если же есть надежда на скорое ис­целение, тогда человек должен прервать пост и восполнить число пропущенных дней в другое время.

К этому же имеют отношение и такие ситуации, когда человек оказывается не в состоянии сделать так, чтобы никто не прохо­дил перед ним во время молитвы слишком близко, или обратить­ся лицом к кибле, или уберечься от чего-нибудь нечистого: в по­добных случаях установление об обязательности вышеупомяну­тых действий на него не распространяется. То же самое относит­ся и к прочим установлениям и столпам молитвы и условиям омовения.

Так, например если человек не может использовать воду для омовения из-за её отсутствия или же из-за того, что использование воды может нанести ему какой-нибудь вред, тогда он может при­бегнуть к очищению песком.

В том случае, когда человек не в состоянии совершить хаджж сам, он может послать вместо себя другого, если у него найдётся для этого достаточно денег.

Что касается побуждения к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им, то для человека, имеющего возможность делать это с применением силы1, подобное является обязательным, если же у него нет такой возможности, то он должен делать это своим языком, а если он не в состоянии делать и этого, тогда он должен сде­лать это своим сердцем1.

Если слепой, хромой или больной не выполняет такие религи­озные обязанности, которые он выполнять не в состоянии или же выполнение которых сопряжено для него с невыносимыми труд­ностями, он не совершает никакого греха.

Если какие-нибудь расходы являются для человека обязатель­ными, но он не в состоянии нести их в полной мере, то, расходуя свои средства, он должен прежде всего расходовать их на свою жену, детей, родителей и так далее по мере близости к нему тех, на кого он обязан расходовать свои средства, и так же следует раз­давать садаку разговения (садакат аль-фитр).

То же самое относится и ко всему тому, что шариат объявляет обязательным или желательным. Иными словами, если человек в состоянии выполнить что-нибудь из этого только частично, то обя­зательным для него будет являться лишь то, что ему по силам, а то, на что он не способен, обязательным для него не является, и на всё это имеются указания в данном хадисе.

К этой же основе имеет отношение и всё относящееся к броса­нию жребия. Если в каких-нибудь делах возникают сомнения и трудно сказать, кому принадлежит что-либо или кто имеет больше прав на это, мы пытаемся найти нечто такое, что даст преимуще­ство одной из сторон. Если же ничего такого найти невозможно, то это становится необязательным, и тогда следует обратиться к жребию, поскольку в подобном положении ничего больше сделать нельзя. Все эти вопросы хорошо известны и изложены в трудах по фикху.

К этой же основе имеют отношение и все проблемы, связанные с делами управления, поскольку вручать бразды правления над чем-либо следует лишь человеку, обладающими такими качества­ми, которые обеспечат достижение поставленной цели. Если же это окажется невозможным в полной мере, то необходимо подоб­рать наиболее близкого к этому.

Указанием на рассматриваемую нами основу может служить не только данный хадис и цитированный выше аят, но и другие аяты Корана и хадисы, содержание которых свидетельствует о том, что Аллах и Его посланник, (с.г.с.), не желают создавать для членов исламской общины никаких затруднений. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам»

«Корова», 286.

Аллах Всевышний также сказал:

«Пусть обладающий достатком расходует1 сообразно сво­ему достатку, а ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему». "Развод", 7.

Аллах Всевышний также сказал:

«... и не создал Он для вас в религии никаких затруднений».

"Хаджж", 78.

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах не хочет создавать для вас затруднений...» «Трапеза", 6.

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас за­труднения.» "Корова", 185.

Аллах Всевышний также сказал:

«Аллах хочет облегчить ваше (бремя)...» Женщины", 28.

И к рассматриваемой нами основе имеют отношение все те слу­чаи, когда шариат облегчает для людей выполнение ими религиоз­ных обязанностей. Подтверждением тому являются и соответству­ющие имена и атрибуты Аллаха, имеющие отношение к хвале, мудрости, широте милосердия, доброте, щедрости и проявлению милости. Воздействие этих великих и прекрасных имён распро­страняется не только на всё сотворённое и на управление этим, осуществляемое Аллахом, но и на Его законы, причём даже в большей степени, поскольку человек был создан для выполнения им установлений шариата, и это является наиболее действенным средством для достижения вечного счастья.

Аллах Всевышний создал людей для того, чтобы они поклоня­лись Ему, сделав это поклонение и соблюдение Его шариата путём к Его благоволению и проявлению Его щедрости. Обязав людей совершать все виды очищения, Аллах Всевышний сказал:

«Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас и завершить милость Свою для вас, чтобы вы были благодарными». - Трапеза", 6.

И следы Его милостей и благодеяний проявляются в законопо­ложениях, в том, что является обязательным, дозволенным, да и во всём сущем вообще.

Наивысшая хвала Аллаху, ибо лишь Аллах оказывает содейст­вие!

1 Эти слова были сказаны пророком, (с.г.с.) в связи с тем, что во время одной из его встреч с людьми они стали настойчиво расспрашивать его о несущественных вещах.

1 То есть не спрашивайте пророка, (с.г.с.) несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.

2 Этот хадис, передаётся со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах.

1 Здесь имеется в виду либо веление Аллаха пророку Мухаммаду, <;'«шГ'^,

обратиться с этим вопросом к другим посланникам во время ночного пу­тешествия, либо веление спросить об этом тех людей, к которым были направлены эти посланники.

2 Этот хадис, передаваётся со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет до­волен им Аллах.

1 Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, Господь ваш - Аллах, Который сотворил небеса и зем­лю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле.» «Преграды", 54.

2 Имам Малик имел в виду, что при жизни посланника Аллаха, (с.г.с.) люди не задавали подобных вопросов, следовательно, пророк не одобрял этого.

1 Речь идёт о таких случаях, когда мусульманин может силой положить предел нарушению того или установления шариата, например, защитить слабого от притеснения со стороны сильного.

1 Имеется в виду, что если человек не может удержать другого от пори­цаемого или побудить его к одобряемому с помощью слов, то ему следует по крайней мере осудить его действия своим сердцем.

1 Здесь речь идёт о выплатах разведённой жене.

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.015 с.)