Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Малик, абд ар-раззак, ахмад, аль-бухари, Муслим, ан-наса'и, Абу Дауд, ат-тирмизи и ибн маджа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разница между этим и рассматриваемым нами хадисом состоит в том, что тот хадис, где всё связывается со знанием и волей Аллаха, касается лишь определённых вещей, о последствиях и полезности которых рабу Аллаха ничего не известно. Что же касается содержания другого хадиса, то оно касается того, что заведомо является не только полезным, но и необходимым для каждого раба Аллаха, так как речь идёт о прощении Аллаха, Его милости и тому подобных вещах. И поэтому каждому следует просить об этом своего Господа уверенно и не связывать это ни с волей Аллаха, ни с прочими вещами, ведь ему велено стремиться и к этому, и ко всему тому, что может к этому привести. Это подобно различию между совершением обязательных и таких желательных действий, относительно которых имеются определённые веления. Иначе говоря, существуют такие вещи, которые раб Аллаха совершает в силу велений, указывающих на обязательность или желательность данного действия, что же касается таких дел, об истинной сути и пользе которых рабу Аллаха ничего не известно, то ему следует подождать, пока суть дела не выяснится. Многие улемы делали исключения из этого, считая, что допустимо желать себе смерти из страха перед испытанием, и ссылаясь при этом на слова Марйам, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «О, если бы я умерла раньше...» «марйам", 23. 1 Таким образом, пророк, /"ищиЧ указывает, что по отношению к Аллаху ^ІГГСТІ** слова "еслу захочешь" неприменимы, поскольку Аллах и так всегда делает лишь то, что пожелает. 2 Это хадис, передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ Соблазны мира этого и женщины Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Поистине, мир этот сладок и приятен, и, поистине, Аллах оставляет вас в нём (Своими) наместниками, чтобы посмотреть, как вы будете поступать, так остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь жен-шин, ведь первый соблазн израильтян был связан с женщинами!» М услим В этом хадисе посланник Аллаха(с.г.с.), поведал нам о состоянии этого мира и его свойствах, которые приводят в восхищение взирающих и вкушающих. И он поведал также, что Аллах сделал мир этот испытанием для Своих рабов, а потом повелел делать то, что позволяет уберечься от соблазнов мира. Слова пророка, (с.г.с.), о том, что мир этот сладок и приятен, касаются всех его качеств, ибо он сладок на вкус и сладки его, удовольствия и желания, а его великолепие и внешняя красота приятны на вид. Всевышний сказал об этом: «В лучшем виде представлена людям любовь (к тому, чего они) жаждут: к женщинам, и сыновьям, и накопленным кинта-рам1 золота и серебра, и клеймёным коням2, и скоту, и пашням?.» "Семейство Имрана", 14. Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, сделали Мы всё, что есть на земле, украшением для неё, чтобы испытать, кто из них (будет) лучше по делам СВОИМ. I» "Пещера", 7. Таким образом, все разнообразные удовольствия этого мира и его радующие взор виды Аллах сделал испытанием, а Своих рабов Он сделал наместниками в мире этом, чтобы посмотреть, как они будут действовать. Для того, кто в мире этом пользуется дозволенным, должным образом применяет его и прибегает к помощи дозволенного с целью поклонения Аллаху, ради чего и был создан человек, это становится запасом на дорогу и тем средством, благодаря которому человек может достичь более достойной обители, где он останется навечно, и познать счастье в обоих мирах. Если же мир этот становится главной заботой человека, пределом его познаний и его целью, уделом такого человека будет лишь то, что предопределено ему здесь, после чего его ждут страдания. Он будет наслаждаться удовольствиями этого мира лишь короткое время, и удовольствий у него будет немного, а печали его окажутся долгими. Каждое из наслаждений этого мира заключает в себе соблазн и испытание, однако наиболее серьёзные из них связаны с женщинами. Поистине, они представляют собой великий соблазн, грозящий тем, кто в него впадает, огромной опасностью и большими потерями. Женщины являются ловушками и силками шайтана, и многие из тех, кто прежде был свободен, попались в них, превратившись в пленников собственных желаний и заложников своего греха. Такому человеку трудно освободиться от греха, который всегда остаётся с ним, ведь он не остерегается этой беды, а если бы он поостерёгся, не делал того, что может навлечь на него обвинения, и обращался с просьбами о защите к своему Покровителю, то обязательно уберёгся бы от подобного испытания. Вот почему в этом хадисе пророк, (с.г.с.)предостерегает людей от этого соблазна особо, сообщая о том, какие беды он навлёк на жившие прежде народы. В этом заключается назидание для людей, способных извлекать уроки, и увещание для богобоязненных, а Аллах знает об этом лучше. 1 Кинтар - мера веса, для золота равная 42,3 кг. Здесь слово "кун/парь/" служит для указания на большое количество. 2 Речь идёт о меченых породистых конях. ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ Ответвления веры Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений. Лучшим из них является произнесение слов «Нет бога, кроме Аллаха», наименьшим - устранение с пути (того, что может) повредить (людям), а стыдливость1 - (одно из) ответвлений веры». Аль-Бухари и Муслим. Этот хадис является одним из указаний шариата на то, что слово "берет" служит для обозначения убеждений и дел сердца, действий, совершаемых с помощью различных частей тела, и слов, произносимых языком. Кроме того, к числу составляющих веры относится всё обязательное и желательное, что приближает человека к Аллаху, что Он любит и что является угодным Ему. В данном хадисе упоминается о высшем и низшем ответвлении веры, а стыдливость занимает промежуточное положение. Возможно, что пророк, (с.г.с.), упомянул о стыдливости по той причине, что она в наибольшей степени побуждает придерживаться и всего остального. Когда кто-либо стыдится Аллаха, милости Его становятся непрерывными и Он щедро одаряет человека, который начинает понимать в чём состоит смысл Его прекрасных имён. И эта стыдливость заставляет раба Аллаха, допускающего множество упущений по отношению к своему Великому Господу и проявляющего несправедливость по отношению к собственной душе1, остерегаться совершения грехов и совершать всё то, что является обязательным и желательным. Основным и высшим из вышеупомянутых ответвлений является произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха", если они произносятся искренне и исходят от сердца, а произносящий их обладает знанием и хранит уверенность в том, что единственным Богом следует считать только Аллаха. Такому человеку известно, что Аллах является его Господом, Который Своими милостями и благодеяниями взращивает и его, и все миры, что каждый человек является бедным, а Аллах велик, и что каждый является слабым, а Он силён. И, зная об этом, человек в любых обстоятельствах занимается служением своему Господу, храня верность Ему в делах религии, ибо слова "нет бога, кроме Аллаха" являются основой основ, без которой не было бы и плодов. Данный хадис указывает на то, что часть ответвлений веры связана с проявлением искренности по отношению к Аллаху, помимо Которого не следует поклоняться никому, а другая часть - с оказанием благодеяний людям. Говоря об устранении с пути того, что может повредить людям, посланник Аллаха, (с.г.с.), имел в виду любые добрые слова и дела. Таким образом, благодеянием является всё приносящее людям пользу, а также всё то, что позволяет отвращать от них вред. Однако если все ответвления веры связаны с вышеупомянутыми вещами, это значит, что к ответвлениям веры имеет отношение любое благое качество, что же касается улемов, то все они давали этому свои определения. Некоторые считали, что верой обладает тот, кто обладает всеми качествами, о которых говорится в этом хадисе. Другие же утверждали, что верой обладает и тот, кто близок к этому, однако тот, кто поймёт смысл этого хадиса, окажется готовым воспринять любое тайное или явное качество, на которое указывает шариат. Следовательно, раб Аллаха обладает верой в той мере, в какой ему присущи эти качества, иначе говоря, это определяется их количеством, силой и степенью совершенства, и все они имеют отношение к вере в то, о чём поведали людям Аллах и Его посланник, (с.г.с.), выполнению их велений и отстранённости от того, что они запрещали. Аллах уподобляет веру дереву с благими корнями и плодами. Корень этого дерева прочен, а ветви тянутся к небесам, и оно всякий раз приносит свои плоды с соизволения его Господа. Так Аллах приводит притчи людям, чтобы они призадумались, и Аллах знает об этом лучше. 1 "Хайа" - стыдливость, застенчивость, скромность. 1 Имеется в виду совершение всего того, за что впоследствии душа человека подвергнется мучениям. ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ КАК ИЗБЕЖАТЬ АДА Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Нет среди вас такого, с кем не заговорит Аллах, и не будет меж ними толмача,который стал бы переводить им. Тогда посмотрит (человек) направо, но не увидит ничего, кроме совершённого им прежде, потом посмотрит налево и не увидит ничего, кроме совершённого им прежде, потом посмотрит прямо и не увидит перед собой ничего, кроме пламени (ада), так пусть же каждый из вас защитит себя от огня хотя бы с помощью половинки финика1, а если не найдёт и этого, то -с помощью доброго слова!» Аль-Бухари и Муслим. Этот великий хадис содержит в себе указание на такую степень величия Творца, что это невозможно ни постичь разумом, ни выразить словами. В этом хадисе посланник Аллаха, (с.г.с.)поведал нам, что Алл ах. будет говорить со всеми людьми без участия посредников и спросит каждого обо всех его делах: хороших и дурных, мелких и крупных, давних и недавних, о тех, которые рабы Его запомнят, и о тех, которые они позабудут. Величие Аллаха таково, что Он может одновременно сотворить всех людей и всех их наделить средствами к существованию, и Он может одновременно воскресить их, и Он может одновременно потребовать отчёта у всех людей. Благословен Тот, Кому принадлежат величие, слава и безмерная власть! И когда Аллах станет требовать у них отчёта, не будет рядом с рабом его ни помощников, ни детей, ни богатств. Каждый предстанет пред Ним в одиночку в том виде, в котором Он сотворил его в первый раз, а справа и слева человека будут окружать его дела, требующие воздаяния благом или злом, и перед ним окажется огонь, к которому он будет вынужден подойти1, но сможет ли он уйти от огня? Это станет возможным только по милости Аллаха и лишь в том случае, если окажутся у человека в запасе такие дела, благодаря которым он получит надежду на спасение. Вот почему пророк, (с.г.с.), побуждал членов своей общины попытаться защититься от огня хотя бы с помощью чего-нибудь незначительного наподобие половинки финика, а если у человека не найдётся и этого, то - с помощью благого слова. В этом хадисе говорится о том, что благодеяния, оказываемые людям, будь то материальная помощь нуждающимся или благие слова, относятся к числу наиболее действенных средств спасения от огня. Это значит, что рабу Аллаха не следует пренебрегать даже малым из того, что одобряется шариатом; что же касается благих слов, то к ним относятся и искренние советы людям, когда советчик учит их тому, чего они не знают, и направляет их к тому, что пойдёт им на пользу в их религиозных и мирских делах. Благим словом является и то, что в сочетании с радостными известиями' радует и веселит сердца. Благими являются и слова поминания Аллаха и хвалы Ему, а также упоминания о Его установлениях и законах. Короче говоря, каждое слово, приближающее человека к Аллаху и приносящее пользу рабам Аллаха, относится к числу благих слов. Аллах Всевышний сказал: «К Нему восходит благое слово, а возносит его праведное Дело...» "Создатель", 10. Аллах Всевышний также сказал: «... но праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать) надежды». «Пещера" 46. И здесь как раз и имеются в виду любые слова и дела, приближающие человека к Аллаху и приносящие пользу людям, а Аллах знает об этом лучше. 1 Здесь имеются в виду известия о милости Аллаха, которая будет оказана тем, кто покается и станет повиноваться Аллаху и Его посланнику. 1 То есть с помощью хотя бы самого незначительного подаяния. 1 Здесь имеются в виду известия о милости Аллаха, которая будет оказана тем, кто покается и станет повиноваться Аллаху и Его посланнику. ХАДИС СЕМИДЕСЯТЫЙ ЗАПРЕТНОСТЬ НЕСОГЛАСИЯ Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Оставьте меня, пока я не оставил вас!1 Поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и противоречили своим пророкам, и поэтому если я запрещу вам что-либо, то избегайте этого, а если я повелю вам что-нибудь, то выполняйте из этого то, что окажется вам по силам». Аль-Бухари и Муслим. Здесь речь идёт о тех же вопросах, что запретил задавать и Аллах, Который сказал: «О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вешах, которые огорчат вас, когда станут вам известными 1..» «Трапеза", 101 Здесь имеются в виду вопросы о том, что касается известного лишь Аллаху (гайб), а также вопросы о том, чего Он не стал затрагивать, не запретив и не вменив этого в обязанность людям. В данном случае подразумеваются вопросы, которые задавали некоторые люди во время ниспослания откровений, вследствие чего то, о чём они спрашивали, могло быть вменено в обязанность или же запрещено. Люди, спрашивавшие о подобных вещах, относились к числу тех, о ком пророк, (с.г.с.), сказал так: «Поистине, величайшее преступление (против мусульман) совершит тот мусульманин, который задаст вопрос о чём-нибудь таком, что (прежде) не было запретным, а после этого будет объявлено запретным из-за его вопроса»2. Аль-Бухари и Муслим. Точно так же рабу Аллаха запрещается задавать настойчивые и каверзные вопросы и запрещается ему спрашивать о пустых и незначительных вещах, не уделяя внимание важному. Такие и подобные им вопросы шариат задавать запрещает. Что же касается того, о чём спрашивают с целью получения указаний по таким религиозным, которые имеют отношение к основам и ветвям религии, исполнению религиозных обязанностей или взаимоотношениям между людьми, то и Аллах, и Его посланник, (с.г.с.), повелевали задавать их и побуждали людей к этому, поскольку это является средством приобретения знаний и постижения различных истин. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «И спроси тех Наших посланников, которых Мы направляли до тебя, разрешали ли Мы поклоняться иным богам, кроме Милосердного1» "Украшения", 45. Можно было бы привести в пример и другие аяты. Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал: «Аллах наставляет в религии того, кому желает блага». Аль-Бухари. Здесь имеется в виду, что это происходит после того, как человек начинает стремиться к постижению религии путём изучения, приобретения знаний и задавания соответствующих вопросов. Сообщается также, что пророк, (с.г.с.)сказал: «Разве не могли они спросить, если не знали? Только вопросы являются средством против заблуждений»2. Абу Дауд, ад-Даракутни и аль-Байхаки. И Аллах Всевышний повелел проявлять доброту по отношению к просящему, давать ему то, о чём он просит, и не впадать из-за этого в раздражение. Аллах Всевышний сказал: «...что касается просящего, то не отгоняй (его)...» «Утро", 10. Эти слова в равной степени касаются и тех, кто обращается с просьбами о полезном знании, и тех, кто просит об удовлетворении каких-либо мирских нужд. К числу вопросов, которые подразумеваются в данном хадисе, относятся вопросы о том, какими именно являются атрибуты Творца. Что касается всех атрибутов, то дело с ними обстоит так, как сказал об этом имам Малик человеку, спросившему его о том, что именно подразумевается под утверждением (истива) на престоле. Он сказал: "Известно о том, что утверждение имело место, но, как именно это было, неизвестно. Вера в это обязательна, а вопросы об этом являются нововведением "2. Если же кто-нибудь станет спрашивать о характере знания Аллаха или же о том, как Он творит и как управляет, ему следует сказать, что, подобно тому как сущность Аллаха Всевышнего не имеет себе подобий среди других сущностей, так и атрибуты Его не имеют подобий себе. Люди знают Аллаха и знают о Его атрибутах и Его деяниях, однако только Аллах может объяснить, что именно скрывается за всем этим. Далее в этом хадисе посланник Аллаха, (с.г.с.) упоминает о двух великих основах. Первая сформулирована в словах пророка, (с.г.с.) «...и поэтому если я запрету вам что-либо, то избегайте этого...» Таким образом, повиновение Аллаху и Его посланнику (с.г.с.), требует отказа от всех тех явных и тайных слов и дел, которые запретил пророк, (с.г.с.). Налагая этот запрет, пророк, (с.г.с.), не сказал, что речь идет об удержании собственной души от дурного, ибо это доступно каждому и каждый может отказаться от всего того, что запретили Аллах и Его посланник (с.г.с.). Никто из рабов Аллаха не принуждается к совершению чего бы то ни было из числа абсолютно запретных вещей, поскольку дозволенного достаточно, чтобы вместить в себя всех людей со всеми их религиозными обязанностями, взаимоотношениями и любыми иными делами. Что же касается мертвечины, крови и свинины, то если человек вынужден использовать их, это переходит в разряд дозволенного, поскольку необходимость делает запретное дозволенным. Объясняется это тем, что Всевышний ввёл определённые запреты для того, чтобы уберечь Своих рабов от всевозможных зол и несчастий и принести им пользу, однако если нечто может принести ещё большую пользу, в данном случае - позволить человеку сохранить жизнь, то, по милости Аллаха, последнему следует отдать предпочтение. Однако это не относится к лекарствам, поскольку на лекарства действие установлений, касающихся необходимости, не распространяется. Поистине, Аллах Всевышний исцеляет подвергшегося испытанию различными средствами, не ограничиваясь одними только лекарствами. Если же преобладающим становится мнение о том, что прибегнуть к лекарству необходимо, то не следует использовать для этого запретные вещи наподобие вина, молока домашних ослов и прочего в отличие от такой ситуации, когда человек вынужден употреблять в пищу мертвечину, будучи полностью уверенным в том, что в противном случае его ожидает голодная смерть. Вторая основа сформулирована в словах пророка, (с.г.с.): «...а если я повелю вам что-нибудь, выполняйте из этого то, что окажется вам по силам». На необходимость придерживаться этой великой основы указывают также и слова Аллаха Всевышнего: «Бойтесь же Аллаха, как только можете...» «Взаимный обман", 16. Таким образом, все веления шариата связаны с возможностями раба Аллаха. Это значит, что если он совершенно не в состоянии выполнять какую-нибудь из обязанностей, то выполнение её становится для него необязательным, если же он может выполнять её только частично, то эта часть рассматривается как поклонение, он должен будет выполнять это по мере возможностей, тогда как всё остальное становится для него необязательным. К этой основе имеет отношение бесчисленное количество вопросов, касающихся фикха и установлений шариата. Так, например, больной может молиться стоя, но если это ему не под силу, то он может молиться сидя. Если он не в состоянии молиться сидя, то он может молиться лёжа на боку, а если ему не под силу и это, то он может делать знаки головой или хотя бы её частью. Что касается поста, то раб Аллаха обязан соблюдать его, пока он в состоянии делать это, а если его лишает сил болезнь и нет надежды на скорое исцеление, тогда он должен накормить одного неимущего за каждый пропущенный день поста. Если же есть надежда на скорое исцеление, тогда человек должен прервать пост и восполнить число пропущенных дней в другое время. К этому же имеют отношение и такие ситуации, когда человек оказывается не в состоянии сделать так, чтобы никто не проходил перед ним во время молитвы слишком близко, или обратиться лицом к кибле, или уберечься от чего-нибудь нечистого: в подобных случаях установление об обязательности вышеупомянутых действий на него не распространяется. То же самое относится и к прочим установлениям и столпам молитвы и условиям омовения. Так, например если человек не может использовать воду для омовения из-за её отсутствия или же из-за того, что использование воды может нанести ему какой-нибудь вред, тогда он может прибегнуть к очищению песком. В том случае, когда человек не в состоянии совершить хаджж сам, он может послать вместо себя другого, если у него найдётся для этого достаточно денег. Что касается побуждения к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им, то для человека, имеющего возможность делать это с применением силы1, подобное является обязательным, если же у него нет такой возможности, то он должен делать это своим языком, а если он не в состоянии делать и этого, тогда он должен сделать это своим сердцем1. Если слепой, хромой или больной не выполняет такие религиозные обязанности, которые он выполнять не в состоянии или же выполнение которых сопряжено для него с невыносимыми трудностями, он не совершает никакого греха. Если какие-нибудь расходы являются для человека обязательными, но он не в состоянии нести их в полной мере, то, расходуя свои средства, он должен прежде всего расходовать их на свою жену, детей, родителей и так далее по мере близости к нему тех, на кого он обязан расходовать свои средства, и так же следует раздавать садаку разговения (садакат аль-фитр). То же самое относится и ко всему тому, что шариат объявляет обязательным или желательным. Иными словами, если человек в состоянии выполнить что-нибудь из этого только частично, то обязательным для него будет являться лишь то, что ему по силам, а то, на что он не способен, обязательным для него не является, и на всё это имеются указания в данном хадисе. К этой же основе имеет отношение и всё относящееся к бросанию жребия. Если в каких-нибудь делах возникают сомнения и трудно сказать, кому принадлежит что-либо или кто имеет больше прав на это, мы пытаемся найти нечто такое, что даст преимущество одной из сторон. Если же ничего такого найти невозможно, то это становится необязательным, и тогда следует обратиться к жребию, поскольку в подобном положении ничего больше сделать нельзя. Все эти вопросы хорошо известны и изложены в трудах по фикху. К этой же основе имеют отношение и все проблемы, связанные с делами управления, поскольку вручать бразды правления над чем-либо следует лишь человеку, обладающими такими качествами, которые обеспечат достижение поставленной цели. Если же это окажется невозможным в полной мере, то необходимо подобрать наиболее близкого к этому. Указанием на рассматриваемую нами основу может служить не только данный хадис и цитированный выше аят, но и другие аяты Корана и хадисы, содержание которых свидетельствует о том, что Аллах и Его посланник, (с.г.с.), не желают создавать для членов исламской общины никаких затруднений. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам» «Корова», 286. Аллах Всевышний также сказал: «Пусть обладающий достатком расходует1 сообразно своему достатку, а ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему». "Развод", 7. Аллах Всевышний также сказал: «... и не создал Он для вас в религии никаких затруднений». "Хаджж", 78. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах не хочет создавать для вас затруднений...» «Трапеза", 6. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения.» "Корова", 185. Аллах Всевышний также сказал: «Аллах хочет облегчить ваше (бремя)...» Женщины", 28. И к рассматриваемой нами основе имеют отношение все те случаи, когда шариат облегчает для людей выполнение ими религиозных обязанностей. Подтверждением тому являются и соответствующие имена и атрибуты Аллаха, имеющие отношение к хвале, мудрости, широте милосердия, доброте, щедрости и проявлению милости. Воздействие этих великих и прекрасных имён распространяется не только на всё сотворённое и на управление этим, осуществляемое Аллахом, но и на Его законы, причём даже в большей степени, поскольку человек был создан для выполнения им установлений шариата, и это является наиболее действенным средством для достижения вечного счастья. Аллах Всевышний создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, сделав это поклонение и соблюдение Его шариата путём к Его благоволению и проявлению Его щедрости. Обязав людей совершать все виды очищения, Аллах Всевышний сказал: «Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас и завершить милость Свою для вас, чтобы вы были благодарными». - Трапеза", 6. И следы Его милостей и благодеяний проявляются в законоположениях, в том, что является обязательным, дозволенным, да и во всём сущем вообще. Наивысшая хвала Аллаху, ибо лишь Аллах оказывает содействие! 1 Эти слова были сказаны пророком, (с.г.с.) в связи с тем, что во время одной из его встреч с людьми они стали настойчиво расспрашивать его о несущественных вещах. 1 То есть не спрашивайте пророка, (с.г.с.) несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным. 2 Этот хадис, передаётся со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах. 1 Здесь имеется в виду либо веление Аллаха пророку Мухаммаду, <;'«шГ'^, обратиться с этим вопросом к другим посланникам во время ночного путешествия, либо веление спросить об этом тех людей, к которым были направлены эти посланники. 2 Этот хадис, передаваётся со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах. 1 Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господь ваш - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле.» «Преграды", 54. 2 Имам Малик имел в виду, что при жизни посланника Аллаха, (с.г.с.) люди не задавали подобных вопросов, следовательно, пророк не одобрял этого. 1 Речь идёт о таких случаях, когда мусульманин может силой положить предел нарушению того или установления шариата, например, защитить слабого от притеснения со стороны сильного. 1 Имеется в виду, что если человек не может удержать другого от порицаемого или побудить его к одобряемому с помощью слов, то ему следует по крайней мере осудить его действия своим сердцем. 1 Здесь речь идёт о выплатах разведённой жене. ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.78 (0.011 с.) |