ТОП 10:

Воздействие милостыни, прощения и смирения



Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с), сказал: «Милостыня (никак) не уменьшает богатства1; Аллах не добавит (Своему) рабу (, прощающему других,) ничего, кроме славы2, а любого (из тех), кто проявляет смирение ради Аллаха, Аллах неизменно возвыша­ет». Муслим.

В этом хадисе говорится о пользе милостыни, прощения и смирения и разъясняется, какие плоды всё это приносит в мире доль­нем и в мире вечном. Таким образом, ясно, что представления о том, что милостыня уменьшает богатство и что прощение несовместимо с достоинством, а смирение - с возвышением, являются ошибочными и ложными.

Милостыня не уменьшает богатства, поскольку если даже до­пустить, что она уменьшает его, с одной стороны, то не надо забы­вать, что она увеличивает его - с другой, ведь милостыня привле­кает благословение на достояние человека, отвращает от него все­возможные бедствия, способствует его росту и открывает перед теми, кто подаёт её, такие возможности для получения дополни­тельного удела, которые остаются недоступными для всех прочих, так разве может сравниться незначительное уменьшение богатства со столь великими плодами?

Милостыня, подаваемая ради Аллаха, ни в коей мере не уменьшает богатства, на что указывают не только слова посланни­ка Аллаха, (с.г.с.)но и общеизвестные факты, а кроме того, для подающего её Аллах уготовил огромную награду, благо и возвышение.

Что же касается прощения поступков людей, причиняющих другим зло своими словами и делами, то не следует думать, что такое прощение унижает прощающего. Наоборот, способность прощать указывает на то, что прощающему оказана честь, ибо воз­вышение пред Аллахом и людьми прощающего, который обладает большей силой, чем его соперники и враги, является честью.

Хорошо известно, что люди воздают благом и испытывают чувство благодарности по отношению к человеку, способному прощать, его враги становятся его друзьями, а другие изменяют своё отношение к нему и помогают ему словом и делом в борьбе против его соперников. Что же касается Аллаха, то Он поступает с человеком так же, как поступает сам человек, а поэтому Аллах прощает того, кто и сам прощает рабов Аллаха. То же самое отно­сится и к тому, кто проявляет смирение пред Аллахом и Его раба­ми, ибо Он возвышает такого человека, о чём Аллах Всевышний сказал так:

«Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите».«Препирательство", 11.

Смирение становится одним из важнейших результатов знания и веры, поскольку оно предполагает собой полное подчинение истине и повиновение велениям Аллаха и Его посланника. Это подразумевает не только выполнение велений и удаление І запретного, но и проявление смирения по отношению к раб Аллаха а также уделение должного внимания малым и старь знатным и незнатным Противоположностью смирения является1! высокомерие, выражающееся в несоблюдении прав других и презрении к людям.

Три качества, о которых упоминается в данном хадисе, явля­ются предпосылками к обретению качеств чистосердечных1, по­скольку дающий милостыню проявляет чистосердечие в том, что имеет отношение к его богатству, и помогает удовлетворять по­требности нуждающихся; прощающий дурные поступки людей проявляет своё чистосердечие по-своему, а чистосердечие смиря­ющегося и кроткого проявляется в том, что он придерживается благонравия в отношениях со всеми людьми. Такие люди придер­живались чистосердечия и благонравия в отношениях со всеми, зачто Аллах возвысил их, и они заняли достойнейшее место среди Его рабов, но помимо этого их ждёт ещё и награда, уготован им Аллахом.

Слова пророка, (с.г.с.) «...а если кто-нибудь проявит смирение ради Аллаха...» указывают на необходимость придерживаться добрых намерений и искренности смирения перед Аллахом, поскольку подчас многие люди проявляют смирение перед богатыми и влиятельными людьми ради достижения своих мирских целей или делают то же самое напоказ людям, чтобы прославиться, все это будет тщетным. Смирение может принести пользу рабу лишь в том случае, если оно проявляется ради Аллаха, с целью приближения к Нему и в стремлении к Его награде, а также тогда, когда оно становится следствием проявления чистосердечия по отношению к людям, высшим же проявлением чистосердечия и его духом является не что иное, как искренность по отношению к Аллаху.

_______________

1 Это значит, что человек, оказывающий помощь неимущим, получит благословение свыше и его затраты будут так или иначе компенсированы ] уже в этой жизни, или же, что за это он получит награду Аллаха в мире вечном.

2 Речь идёт либо о том, что благодаря этому человек приобретёт добрую | славу и уважение среди людей, либо о том, что в мире вечном он займёт более высокое положение.

1 "Мухсинуно". Это слово образовано от глагола "ахсано" - "делать добро; оказывать благодеяний'. Другим производным от этого жеглагола является слово "ихсан" ("чистосердечие; искренность"), по­нятие, противопоставляемое совершению благих дел напоказ другим ("рий'а"). В известном хадисе, передаваемом со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, (с.г.с.) сказал: «Суть искренности (ихсан) в том, чтобы поклоняться Господу так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, (то, помня о том» что) Он видит тебя».

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ

НАГРАДА ЗА ПОСТ

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Каждое благое дело сына Адама будет увеличено (по меньшей мере) в десять раз158 (а иные станут больше) в семьсот раз. Аллах Всевышний сказал: "Кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него, (ибо человек) отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня". Постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй — когда встретит своего Господа. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса".

Муслим

В другой версии этого хадиса сказано также: "...а пост послужит щитом159, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть не сквернословит и не повышает голоса, а если кто-то станет поносить его или нападать на него, пусть скажет: "Поистине, я — постящийся!"160

Важность этого хадиса весьма велика. Сначала пророк (мир ему и благословение Аллаха) упоминает обо всех благих делах вообще, а потом особо выделяет пост, указывая на его достоинства и особенности, а также на то, какая награда ждет постящегося в мире этом и в мире вечном. Кроме того, он разъясняет, в чем состоит суть поста и чего следует придерживаться соблюдающему пост, и обо всем этом говорится в данном хадисе.

Здесь разъясняется общий принцип, суть которого состоит в том, что все праведные, явные и тайные, слова и дела независимо от того, совершаются ли они с целью соблюдения прав Аллаха или соблюдения прав Его рабов, будут приумножены по меньшей мере в десять раз, а некоторые увеличатся в семьсот раз и намного более того.

Эти слова представляют собой одно из важнейших указаний на то, сколь велики милости и благодеяния Аллаха, которые Он оказывает Своим верующим рабам, ведь за каждый грех и за каждое проявление ослушания человеку записывается один грех, а прощение Аллаха Всевышнего покрывает собой все грехи.

Что же касается каждого доброго дела, то воздаяние за него будет по меньшей мере десятикратным, но может увеличиться в еще большей степени, чему способствует целый ряд факторов.

К числу их относится сила веры и степень искренности человека, совершающего то или иное доброе дело, и чем сильнее будет его вера и больше искренность, тем выше окажется награда.

К числу их относится также и степень важности совершаемых дел, примером чего могут служить расходы на распространение и приобретение знания или на осуществление того, что имеет отношение к религии и делается в общих интересах161. Увеличивается награда и за такое дело, которое привело к особенно благоприятным результатам и в ходе осуществления которого пришлось приложить особенно много усилий для преодоления собственных страстей. О подобных делах упоминается в том хадисе, где приводится рассказ пророка (мир ему и благословение Аллаха) о трех людях, оказавшихся в пещере162, а также и во многих других хадисах. То же самое относится и к такому делу, которое влечет за собой другие дела, когда люди начинают поступать таким же образом или принимают в нем непосредственное участие, а также к таким делам, совершение которых было обусловлено крайней необходимостью, или было связанное с активной благотворительной деятельностью, или было совершено в особое время или в особом месте163, или же, наконец, если оно по тем или иным причинам заслуживает особой награды Аллаха.

Действие вышеупомянутых факторов, способствующих увеличению награды, распространяется на все благие дела.

Единственное исключение делается в этом хадисе для поста, так как в дополнение к сказанному пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает, что награда за пост исчисляется не так, как во всех иных случаях, то есть не путем умножения, а будет зависеть только от милости и щедрости Аллаха, что невозможно ни выразить, ни описать, и это значит, что Аллах вознаградит постившихся тем, чего не видели глаза, о чем не слышали уши и что даже не приходило на сердце никому из людей.

Кроме того, в этом хадисе содержится указание на то, почему именно пост был выделен среди всех прочих дел.

Причина заключается в том, что постящийся отказывается от всего того, любовь к чему для его души является естественной и без чего он обойтись не в состоянии, и отдает предпочтение иному. Он предпочитает всему вышеупомянутому — любовь к своему Господу и отказывается от этого ради Аллаха, о чем не знает никто, кроме Аллаха. Таким образом, его любовь к Аллаху выходит на первое место и подчиняет себе все устремления его души, а сам он прежде всего стремится снискать благоволение Аллаха и Его награду, а уже потом думает об осуществлении устремлений своей души. Вот почему Аллах заявил о том, что Сам наградит того, кто будет соблюдать пост164.

Так что же ты думаешь о том, какой окажется награда и воздаяние, гарантированные тем Милостивым, Милосердным и Щедрым, дары Которого уже излились на все сущее и Который предназначил для Своих праведных рабов нечто еще большее и совершенное, проявив по отношению к ним особую доброту и предоставив им все возможности и средства для достижения того, что невозможно даже вообразить? И что ты думаешь о том, что сделает Аллах с теми, кто постился только ради Него?

Сердце готово улететь от радости при одной мысли о том, что Аллах связал награду и воздаяние за это только со Своими милостями и благодеяниями, которые Он оказывает, кому пожелает, ведь Аллах — Обладатель великой милости!

Этот хадис служит указанием на то, что совершенным является такой пост, соблюдая который человек отказывается от двух вещей: во-первых, от еды, питья, половых сношений и всего того, что сопутствует этому и приводит к нарушению поста, а во-вторых, от таких дел, которые уменьшают достоинство поста. Последнее означает, что постящийся не должен сквернословить и повышать голос, как не должен он ни делать, ни произносить ничего запретного, избегая любых прегрешений, любых ссор и распрей, которые порождают ненависть между людьми. Вот почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...пусть не сквернословит...". Это значит, что постящемуся не следует произносить ничего непристойного. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: "...и не повышает голоса ...". То есть пусть не говорит ничего такого, что может привести к искушениям и спорам. И с этим перекликаются другие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

"Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаху не нуждается165в том, чтобы он отказывался от своей еды и питья!"166

Аль-Бухари

Если человек выполнит оба этих необходимых условия, то есть не будет нарушать пост и откажется от совершения всего запретного, он сполна получит награду, причитающуюся постящимся, а тот, кто не сделает этого, пусть пеняет только на самого себя.

Далее пророк (мир ему и благословение Аллаха) дает наставление постящемуся, указывая, что если кто-нибудь захочет затеять с ним ссору или станет поносить его, то ему надо будет сказать: "Поистине, я постящийся!"

Имеется в виду, что в эти слова он должен вложить следующий смысл: "Знай, что я могу ответить тебе тем же, но я пощусь, не хочу нарушать совершенство своего поста и следую велению Аллаха и Его посланника! Знай также, что пост призывает меня к отказу от противостояния и побуждает меня хранить терпение, и то, как поступаю я, лучше и выше того, что делаешь ты, о затевающий ссору!"

И в этом хадисе говорится также о необходимости уделять должное внимание как посту, так и всем остальным религиозным делам, о необходимости доводить их до конца и избегать всего того, что уменьшает их достоинство, о необходимости помнить о том, без чего их осуществление станет невозможным, и что следует сделать в случае обнаружения того, что может им повредить.

Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): "...пост послужит щитом..."означают, что благодаря ему раб сможет уберечься от грехов в мире этом, приучить себя к благому и защититься от мучений в мире вечном.

Это и является одним из наиболее веских оснований, позволяющих говорить о полезности поста, ведь Аллах Всевышний сказал:

"О те, которые уверовали! Вам предписан пост подобно тому, как был он предписан тем, кто жил до вас, чтобы стали вы богобоязненными...".

"Корова", 183

Тот факт, что пост служит щитом и приводит к богобоязненности, объясняется целым рядом причин, которые подробно разбирались, когда речь шла о смысле поста и его пользе, ведь пост либо полностью препятствует совершению запретного, либо в значительной степени уберегает от него, и он побуждает человека к исполнению многих религиозных обязанностей.

Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "...постящийся порадуется дважды: один раз при разговении, а второй — когда встретит своего Господа".

Здесь имеются в виду две награды: награда в мире этом и в мире вечном.

Награду в мире этом постящийся получит при разговении, ибо он порадуется милости, оказанной ему Аллахом за завершение поста, как порадуется и тому, что сможет удовлетворить свои желания, чего он не мог делать в течение целого дня.

Что же касается награды в мире вечном, то ею станет радость, которую постящийся ощутит при встрече со своим Господом, когда увидит проявление Его благоволения и убедится в Его щедрости. Награда в мире этом станет подобием награды в мире вечном, а Аллах Всемогущий и Великий дарует ему и то, и другое.

В этом хадисе указывается также и на то, что, когда приближается момент разговения и постящийся получает возможность порадоваться ему, это становится для него возмещением за те трудности, которые он претерпел в течение дня, подавляя свои желания, придает ему новые силы и побуждает к совершению благого и в дальнейшем.

Кроме того, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса...".

Здесь имеется в виду запах, появляющийся во рту человека, желудок которого остается пустым. Несмотря на то что этот запах и неприятен другим людям, не печалься из-за этого, о постящийся, ведь, поистине, для Аллаха он приятнее благоухания мускуса, так как возникновение этого запаха является следствием поклонения и стремления приблизиться к Аллаху Всевышнему, но все трудное и неприятное, что является следствием поклонения, Аллах любит, а все, что любит Аллах должно быть для верующего на первом месте.

158 Имеется в виду, что за совершение каждого доброго дела человеку запишется по меньшей мере десять дел, за каждое из которых он получит соответствующую награду Аллаха.

159 То есть защитой от пламени ада.

160 Этот хадис в несколько ином виде приводят Аль-Бухари и Муслим.

161 Здесь имеются в виду, например, расходы на строительство мечетей или выделение средств на всевозможные общественно-полезные дела — прокладку дорог, сооружение каналов, помощь бедным и т.д.

162 В этом хадисе, передаваемом со слов Абдуллы ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и приводимом Аль-Бухари и Муслимом, рассказывается о том, как выход из пещеры, где находилось трое путников, оказался заваленным обломком скалы, после чего они стали взывать к Аллаху с мольбами об освобождении в качестве награды за дела, совершенные ими прежде ради Аллаха.

163 Например, если что-то благое было сделано в ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев, или если это было сделано в каком-либо особом месте и т.д.

164 Имеется в виду, что за любое иное дело человеку будет записываться от десяти до семисот добрых дел, а за соблюдение поста Аллах обещал намного более щедрую награду.

165 Поскольку Аллах не нуждается ни в чем, эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что в подобном случае Аллах не примет пост человека.

166 Это хадис передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

КАЧЕСТВА БЛИЗКИХ К АЛЛАХУ

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Поистине, Аллах сказал: "Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок167 ко Мне! Любимейшим из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного навафиль)168, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, которым он будет слышать, и его зрением, которым он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, которой он будет ступать169, и если он попросит Меня, Я обязательно дарую ему, а если обратится ко Мне за зашитой, я обязательно защищу его. И ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться170 в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла!"171

Этот великий хадис является лучшим из тех, в которых описываются качества близких к Аллаху, их достоинства и занимаемое ими положение.

Аллах поведал, что проявление враждебности по отношению к близким к Нему равносильно проявлению враждебности к Нему Самому и вступлению с Ним в войну. Однако тот, кто враждует с Господом и начинает войну с Владыкой всего, останется без поддержки, а тот человек, за обеспечение защиты которого поручился Аллах, победит, поскольку близкие к Аллаху делают все, что он любит, и за это Он полюбил их самих, и обеспечил их всем необходимым, и избавил их от всего, что могло бы их озаботить.

Затем Он упоминает обо всех качествах близких к Аллаху, указывая, что ими являются те, кто в первую очередь старался приблизиться к Аллаху с помощью исполнения таких религиозных обязанностей, как совершение молитв, соблюдение поста, выплата закята, совершение хаджа, побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого172 и соблюдение неотъемлемых прав как Самого Аллаха, так и прав Его рабов.

После этого они стараются приблизиться к Нему с помощью совершения дополнительного, поскольку шариатом узаконено добровольное совершение дел поклонения, соответствующих каждому виду религиозных обязанностей, что приносит огромную пользу, ибо дополняет собой обязательное и приводит к увеличению награды за него.

Таким образом, близкие к Аллаху не только выполняли свои религиозные обязанности, но добровольно делали и нечто сверх этого, за что Аллах взял на Себя заботы о них, полюбил их, облегчил для них преодоление всех путей, ведущих к обретению Его благоволения, оказал им содействие и стал направлять их во всех их действиях, в результате чего, если они слушают что-нибудь, то слушают это с помощью Аллаха, если взирают на что-либо, то делают это ради Аллаха, а если наносят удары или направляются куда-либо, то совершают это, не выходя из повиновения Аллаху.

И Аллах не только оказывает поддержку таким людям, но и принимает их мольбы, и если они просят Его о чем-либо, Он дарует таким людям то, что приносит им пользу и в религиозных, и в мирских делах, а если обращаются к Нему за защитой от любого зла, Он предоставляет им такую защиту.

Вместе с тем Аллах проявляет к ним доброту в любых обстоятельствах, и если бы Он не предустановил, что никто из Его рабов не уйдет от смерти, то близкие к Нему обязательно избежали бы ее, так как смерть ненавистна им, в виду великих тягот, которые ей сопутствуют. Аллах не желает причинять им ничего неприятного, однако, поскольку Его предустановление распространяется на всех, то и они не смогут избежать этого.

И в этом хадисе говорится о качествах близких к Аллаху, об их разнообразных достоинствах, о том, что они снискали любовь Аллаха, которая является величайшим из того, ради чего люди могут соперничать между собой, а также о том, что Он находится вместе с ними, помогает им, поддерживает их, направляет их и отвечает на их мольбы.

Данный хадис служит указанием на то, что Аллах действительно испытывает любовь к тем, кто близок к Нему, и что степени Его любви к ним отличаются друг от друга и соответствуют тому положению, которое они занимают.

Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что близкие к Аллаху, выполняют предписанное и многое совершают добровольно, соответствуют тому описанию их, которое дал Аллах Всевышний, сказавший, что они отличаются верой и богобоязненностью:

"Ведь нечего страшиться близким к Аллаху, и не станут они печалиться, — те, которые уверовали и были богобоязненны".

"Йунус", 62-63

Близким к Аллаху является каждый верующий и богобоязненный человек, ибо вера представляет собой ничто иное, как убежденность в определенных вещах173 в сочетании с делами сердца174 и внешними действиями175, а богобоязненность подразумевает отказ от совершения всего запретного.

Этот хадис указывает на одну из великих основ ислама, суть которой состоит в том, что обязательное имеет приоритет перед добровольным и что Аллах больше любит обязательное и дает за это большую награду, так как в этом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщает, что Аллах Всевышний сказал: "Любимейшим из всего, что делает раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность".

Из этого следует, что если человек окажется перед необходимостью выбора, то обязательному всегда следует отдавать предпочтение перед дополнительным.

167 Это слово применяется в отношении такого человека в связи с тем, что он постоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновения Ему, никогда не допуская ослушания. Или же такое слово использовано по той причине, что Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека и проявляет заботу о нем за то, что он не преступает установленных Им границ и подчиняется Его велениям и запретам. В Сахихах сказано: "Слово вали (друг) является антонимом слова 'адувв (враг), что же касается слова вилайа (дружеское расположение), то оно является антонимом слова 'адава (враждебность). В основе дружеского расположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основе враждебности — ненависть и удаленность". В Фатх Аль-Бари Ибн Хаджар пишет: "Под близким (вали) к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху. Аллах Всевышний сказал: "Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, — им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха — это и есть великий успех". "Йунус", 62-64

168 Имеются в виду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно, в дополнение к обязательным.

169 Смысл этих слов в том, что Аллах оказывает такому рабу содействие в делах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела, направляет человека к таким делам, которые Он любит, и удерживает его от того, что Ему ненавистно, например — от выслушивания пустых речей, взглядов на запретное и т.д.

170 Ибн Ас-Салах сказал: "Под колебаниями здесь подразумеваются не колебания в общеизвестном смысле слова, а то, что напоминает действия колеблющегося, который делает что-либо против собственной воли. В данном случае это означает, что в силу Своей любви к нему Аллах не желает причинять ему неприятность, отнимая его жизнь, так как это является величайшим страданием в мире дольнем для всех за исключением немногих, хотя Он и неизбежно должен сделать это в силу Своего предустановления и предопределенности смерти, ведь каждому человеку суждено вкусить смерть. И в этом хадисе говорится о том, что Аллах делает это не из желания унизить человека, но, наоборот, возвысить его, так как это является путем перехода к обители почета и блаженства".

171 Этот хадис в более кратком виде приводит Аль-Бухари.

172 Имеется в виду одобряемое или порицаемое шариатом.

173 Здесь имеются в виду догматы веры ('акаид), то есть вера в Писания Аллаха, Его ангелов и посланников, в предопределение, в атрибуты Аллаха и в неизбежность Дня воскресения.

174 Имеется в виду, что исполнение всех религиозных предписаний должно носить не формальный характер, а сопровождаться искренними внутренними переживаниями.

175 То есть действиями, которые совершаются телом во время молитв, обрядов хаджа и исполнения всех прочих религиозных обязанностей.

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ

ПЛОДЫ ПРАВДИВОСТИ В ТОРГОВЫХ ДЕЛАХ

Сообщается, что Хаким ибн Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе176 до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли177, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено178".

Аль-Бухари и Муслим

Этот хадис является основой для разъяснения того, какие сделки приносят пользу, а какие наносят ущерб, поскольку в нем указывается, что правдивость и честное указание отделяют полезное от вредоносного.

Если человек, участвующий в торговой сделке, будет придерживаться правдивости и честно укажет на все необходимые качества и все недостатки товара, то эта сделка принесет пользу в мире этом, ибо в подобном случае человек выполнит веление Аллаха и Его посланника и не совершит никакого греха, в результате чего эта сделка получит благословение свыше. Такая сделка принесет пользу и в мире вечном, так как за все вышеупомянутое человек получит награду и будет избавлен от наказания.

Если же человек станет лгать и утаивать недостатки предлагаемого товара, не указывая на его реальные качества, то он совершит грех, не говоря уже о том, что подобная сделка благословенной не будет, а последнее означает, что человек, заключивший ее, понесет убытки в обоих мирах.

Из всего вышеизложенного следует, что мусульманам запрещается мошенничать, скрывать недостатки товаров, обманывать, уменьшать меры веса, объема и длины и совершать прочие подобные этим поступки, поскольку все это есть ничто иное, как ложь и утаивание. Кроме того, запрещается искусственно взвинчивать цену179, стараться обмануть другого при заключении торговой сделки, а также встречать людей, доставляющих товары в тот или иной населенный пункт, чтобы продать им что-либо или, наоборот, купить что-то у них180.

Точно так же запрещается лгать при оценке товара, при описании его качеств и в иных случаях.

Общее правило здесь заключается в следующем: если твой брат в исламе или любой иной человек не сообщает тебе о деталях такой торговой сделки, которую ты не пожелал бы с ним заключить, если бы достоверно знал их, то это является ложью и имеет прямое отношение к запретному утаиванию и мошенничеству.

Это правило распространятся на все виды торговых сделок, договоры об аренде, дела, которые ведутся совместно с кем-либо, все виды возмещения, а также на все оговоренные участниками сделки сроки и все имеющие отношение к сделкам документы. Во всем этом раб Аллаха обязан придерживаться правдивости и указывать на недостатки, тогда как лгать и скрывать что-либо ему не разрешается.

Кроме того, данный хадис устанавливает принцип свободы выбора в торговых делах, поскольку в нем указывается, что каждый из участников торговой сделки волен заключить договор или отказаться от него до тех пор, пока он остается на месте заключения сделки, но после того, как стороны расстаются друг с другом, сделка считается вступившей в силу и обязательной к исполнению. Иначе говоря, после этого стороны, заключившие ее, уже лишаются права выбора, если только не происходит ничего такого, в силу чего сделку необходимо будет отменить, например, если не выяснится, что были нарушены какие-нибудь условия, или не обнаружатся сокрытые недостатки, или не вскроется обман, или не возникнут трудности с определением цены товара и так далее.

Смысл предоставления права свободы выбора состоит в том, что всевозможные торговые сделки заключаются весьма часто, и нередко бывает так, что люди начинают жалеть о том, что они купили или продали что-нибудь. Именно поэтому шариат и предоставляет людям свободу выбора, тем самым давая каждому возможность подумать, стоит ли ему заключать ту или иную сделку или же от нее следует отказаться, а Аллах знает об этом лучше.

176 Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя.

177 Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель — на условия и сроки оплаты.

178 То есть в конце концов полученная прибыль обернется убытками.

179 Имеются в виду те случаи, когда человек поднимает цену только для того, чтобы помешать другому, или делает это в силу сговора с продавцом, чтобы продать товар подороже, и т.д.

180 В данном случае речь идет о попытках купить или продать что-либо у тех, кто не знает средней цены товара, сложившейся на данный момент на рынке.

ХАДИС ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ

ЗАПРЕТ НА ТОРГОВЫЕ СДЕЛКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПАСНОСТЬЮ (гарар)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха запретил торговые сделки, осуществляемые с помощью бросания камешков, и торговые сделки, связанные с опасностью". (Муслим)

В данном хадисе речь идет о любой торговой сделке, если дело касается не имеющегося в наличии или неизвестного товара, что связано с риском для покупателя. На это, а именно на торговые сделки такого рода, распространяется действие установлений, касающихся азартных игр, к числу которых относятся все виды споров и закладов, кроме тех случаев, когда об заклад бьются на скачках лошадей и верблюдов, а также во время соревнований по стрельбе из лука.

Торговыми сделками такого рода являются сделки, заключающие в себе опасность (гарар) того, что приобретенный товар окажется недоступным, например, когда приобретается сбежавший или украденный у кого-нибудь раб, захваченное силой имущество, то, что человек не может получить, или чужие долги, особенно в тех случаях, когда должники тянут с уплатой или находятся в затруднительном положении.

То же самое относится и к таким торговым сделкам, предмет которых неизвестен или в результате которых человек может приобрести не то, чего он ожидал. Примером может быть продажа находящегося в доме имущества, или хранящегося в лавке товара, или чего бы то ни было, находящегося в любом месте, когда покупатель не знает, о чем именно идет речь. То же самое относится и к торговым сделкам, осуществляемым путем бросания камешков, ибо и они связаны с опасностью. Здесь в пример можно привести такой случай, когда продавец говорит: "Брось камешек, и тот товар (или же та вещь), в который он попадет, достанется тебе за столько-то", или же когда он говорит: "Брось камешек, и все пространство от этого места и до того, где он упадет, будет твоей собственностью (или: ты будешь иметь на это право)"181.

То же самое касается и таких случаев, когда речь идет о торговой сделке, при заключении которой товар только ощупывается182, или сделки, заключаемой путем бросания камешков, или о продаже еще не родившегося приплода животных, а также иных подобных сделках, ибо все они явно относятся к числу сделок, связанных с опасностью.

Шариат запрещает сделки такого рода по той причине, что они являются рискованными и могут привести к возникновению вражды, так как не исключено, что один из заключающих такую сделку обманет другого и тем самым причинит ему ущерб.

В связи с этим улемы указывали, что необходимыми условиями всякой торговой сделки должны быть знание о товаре и знание о его цене.

Еще одним условием торговой сделки они называли дееспособность заключающего ее человека, который должен быть совершеннолетним и разумным человеком, поскольку в противном случае, это неизбежно приведет к обману и нанесет человеку ущерб, что также имеет отношение к опасности (гарар).

Еще одним условием они называли знание о сроке в том случае, когда оговаривается, что все деньги за товар (или часть их) будут выплачены позже, или в том случае, когда по условиям сделки поставка товара должна осуществиться не сразу, а через определенное время.

Кроме того, подобные сделки являются запретными и в том случае, когда они заключаются и по взаимному согласию, так как скорее всего один из ее участников введет другого в заблуждение или обманет его в том, что будет иметь отношение к условиям договора, виду или каким-нибудь качествам товара.

Все виды мошенничества также относятся к сделкам, связанным с опасностью, что же касается способов, применяемых мошенниками, то перечислить их невозможно, а людям они хорошо известны.

В основе своей каждая торговая сделка, связанная с опасностью, сводится к продаже того, что на момент сделки отсутствует, например продаже не родившегося или не достигшего оговоренного возраста приплода скота, или продаже чего-то недоступного, например беглого раба, или же, наконец, продаже такого товара, о роде или свойствах которого абсолютно ничего неизвестно.

181 Сделки такого рода были распространенным явлением в доисламской Аравии.

182 Речь идет о таких сделках, когда невозможно рассмотреть товар должным образом, чтобы убедиться в его качестве и состоянии.

ХАДИС ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ

ВИДЫ ПРИМИРЕНИЯ

Сообщается, что Амр ибн 'Ауф Аль-Музанни, да будет доволен им Аллах, сказал:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Примирение между мусульманами допускается, если только дело не касается такого примирения, по условиям которого запретное объявляется дозволенным, а дозволенное — запретным, и мусульмане могут выдвигать любые условия, кроме тех, которые объявляют запретным дозволенное или объявляют дозволенным запретное"183.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.049 с.)