Абу Дауд, ат-Тириизи и ад-Дарими. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абу Дауд, ат-Тириизи и ад-Дарими.



Это и есть правильная и умеренная точка зрения по вопросу, касающемуся позволительности брать положенное из средств то­го кто должен нести расходы, без его ведома. Что же касается мнения, распространённого среди ханбалитов, то оно сводится к тому, что подобное является допустимым только в том случае, ко­гда причина является очевидной, например, когда речь идёт о рас­ходах на жену, детей, рабов и так далее, а также об обязательных расходах на угощение гостя.

К числу вышеупомянутых положений фикха относится и то, что, если человеку будет поручено какое-нибудь дело, осуществление которого требует предварительного определения затрат, необходи­мо прислушаться к мнению этого человека относительно необхо­димой суммы, так как выполнение этого дела доверяется ему.

К этому имеет отношение и то, что, если кто-нибудь просит о заключении по религиозно-правовому вопросу, что затрагивает и другого человека, и если тот, к кому обращаются с просьбой о та­ком заключении, считает, что обращающийся с подобной прось­бой говорит правду, то нет необходимости в вызове того, кого это касается, особенно в том случае, когда это может принести вред. Примером может служить ситуация, подобная той, о которой гово­рится в рассматриваемом нами хадисе, так как если бы в связи с упомянутой жалобой был вызван Абу Суфйан, нельзя было бы ис­ключить что затем между ним и его женой не произошло бы чего-нибудь нежелательного1.

Однако это не рассматривается как свидетельство относительно третьего лица, поскольку речь идёт не о суде, а только о просьбе дать заключение по религиозно-юридическому вопросу, а Аллах знает об этом лучше.

1 Абу Суфйан был мужем Хинд, да будет доволен Аллах ими обоими.

1 Этот хадис, передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Ал­лах.

3 Имеются в виду ссоры, развод и тому подобные вещи.

ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ

Запрет на вынесение решения в состоянии гнева.

Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:!

- Я слышал, как посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «Никто не должен (пытаться) рассудить двоих, если он испытывает гнев».

Аль-Бухари и Муслим.

Этот хадис служит указанием на целый ряд вещей.

ВО-ПЕРВЫХ, тому, кто судит людей, запрещается выносить решение по любому определённому вопросу, имеющему отноше­ние к конфликту между двумя людьми, если он находится под влиянием гнева, независимо от того, касается это религиозных или мирских дел. Объясняется это тем, что гнев изменяет и искажает мышление, что препятствует поиску истины и стремлению к ней, тогда как основной целью судьи должно быть именно стремление к истине в теории и на практике.

ВО-ВТОРЫХ, этот хадис указывает на то, что следует стараться использовать все средства, которые позволяют успокоить гнев или смягчить его. Речь идёт о старании проявлять кротость и терпение и приучении себя к спокойному перенесению того, что постигает человека и что он может услышать от своих противников. Это в значительной мере способствует прекращению или смягчению

гнева.

В-ТРЕТЬИХ, из этого следует, что действие установлений, ка­сающихся гнева, распространяется и на всё то, что мешает челове­ку познавать истину или стремиться к ней. Имеются в виду такие вещи, как сильная озабоченность чем-либо, голод, жажда, потреб­ность удовлетворить большую или малую нужду, а также и всё прочее, что занимает его мысли так же, как и гнев, или в ещё боль­шей степени.

В- ЧЕТВЁРТЫХ, запрет на вынесение решений в состоянии гне­ва и подобных ему состояниях объясняется тем, что подобные ре­шения приведут к нежелательным результатам. Дело в том, что судья не должен выносить решение до тех пор, пока у него не бу­дет полного знания о том или ином установлении шариата в целом и полного представления обо всех аспектах рассматриваемого част­ного вопроса, что необходимо для применения соответствующих установлений должным образом. Для этого судья нуждается в ни­жеперечисленных трёх вещах.

1. Знании о тех шариатских методах, которые рекомендуются Кораном и сунной для разъединения враждующих сторон и осу­ществления суда между людьми.

2. Судья должен понять, что является причиной конфликта меж­ду двумя враждующими сторонами, составить себе полное пред­ставление об этом и предоставить каждой стороне возможность привести свои доводы и полностью изложить суть своего вопроса. Если он сделает всё это и получит необходимое ему знание, тогда у него возникнет необходимость в третьем.

3. Речь идёт о способе применения и приложения всего этого к соответствующим установлениям шариата. Если судье удастся осуществить всё то, о чём говорится в в данном и двух вышеупо­мянутых пунктах и он будет стремиться к справедливости, тогда ему будет оказано содействие и указан правильный путь. Если же он не выполнит чего-либо из этого, значит, он допустит ошибку и решение его окажется неверным, а Аллах знает об этом лучше.

ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ

Запрет на расточительность и проявление высокомерия.

Амр бин Шу'айб передавал со слов своего отца, что его дед1 сказал:

- Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте, пейте, давайте подаяние и одевайтесь, но избегайте расточительности и кич­ливости». А ль-Бухари, Ахмад и Абу Дауд.

В данном хадисе говорится о полезном использовании средств в религиозных и мирских делах и необходимости избегать того, что может повлечь за собой вред. Это связано с тем, что Аллах Всевышний сделал богатство средством, использование которого служит основой личной и общественной жизни людей и позволяет им осуществлять различные религиозные и мирские дела. Кроме того, Аллах и Его посланникуказали самые достойные, наиболее полезные и приводящие к наилучшим последствиям в обоих мирах способы приобретения и использования богатства.

Так, шариат направляет людей к тому, чтобы они стремились к приобретению богатства с помощью дозволенных и подходящих средств и занимались этим, не ленясь и не расслабляясь, но в то же

время и не отдаваясь этому настолько, чтобы это привело положе­ние человека к расстройству. Кроме того, шариат призывает их из­бегать запретных и дурных приобретений. Если же человек добу­дет себе это богатство, то ему следует стремиться сохранить его и употребить на то, что одобряется шариатом, на пропитание и оде­жду и на всё то, в чём нуждается он сам, члены его семьи и другие люди, не скупясь, но и не допуская расточительства.

То же самое относится и к тем случаям, когда человек будет расходовать свои средства на других людей, поскольку и это должно пойти ему на пользу и принести награду и благо. Таковы­ми являются расходы с целью оказания помощи родственникам и соседям, а также использование своих средств на общепринятые подарки и приглашения1.

Всё это предполагает отказ от расточительства и любых трат ради похвальбы, о чём и говорится в этом хадисе, а также в ниже­следующем аяте:

«И (рабами Милостивого являются) те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность и не впадают в) такие крайности...» -Различение", 67.

Таким образом, умеренность в использовании своих средств есть нечто среднее между скупостью и расточительством, и благо­даря этому осуществляются все дела. Что же касается всего проче­го, то это является греховным и вредным и свидетельствует о не­достатке разума и неумении вести себя подобающим образом, а Аллах знает об этом лучше.

1 Имеется в виду Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах.

1 Например, на свадебные торжества.

ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЁРТЫЙ

Радостная весть для верующего

Сообщается, что Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды посланника Аллаха, (с.г.с.)) спросили: "Что ты скажешь о человеке, которого начнут хвалить люди после того, как он сделает что-нибудь благое?" Он ответил: «Это - радост­ная весть, которую верующий получает уже в мире этом».

Муслим.

В этом хадисе пророк, поведал, что последствия благих дел в мире этом являются радостной вестью для раба Аллаха, ведь Аллах пообещал близким к Нему, то есть богобоязненным верующим, что они получат радостную весть и в этой жизни, и в будущей.

Слово "бишаро" служит для обозначения какого-нибудь радо­стного известия или дела, по которому раб Аллаха узнаёт о хоро­шем исходе всех своих дел, о том, что он относится к числу счаст­ливых, и о том, что дела его будут приняты.

Если говорить о мире вечном, то имеется в виду радостная весть о благоволении Аллаха и Его награде, а также то, что ни сра­зу после смерти, ни в могиле, ни в День воскресения, Аллах не будет гневаться на Своего раба и не подвергнет его наказанию. На всех этих стадиях Аллах будет посылать такому человеку радост­ные вести через Своих ангелов, о чём сообщается во многих из­вестных аятах Корана и хадисах.

Что же касается радостной вести, посылаемой Аллахом ве­рующим уже в этом мире, для того чтобы заранее дать им знать о Своей милости и воодушевить верующих в их делах, то в наиболее общем виде она выражается в содействии Аллаха таким людям в совершении ими благого и защите их от дурного, о чём посланник Аллаха (с.г.с.), сказал так:

«Что же касается счастливых, то облегчается для них совершение дел счастливых»1.

А ль-Бухари и Муслим.

Таким образом, если раб Аллаха видит, что совершение благих дел для него облегчается, и обнаруживает, что Аллах защищает его от того, что наносит ему вред, это значит, что он получил бла­гую весть, по которой верующий может судить о том, что исход всех его дел окажется благоприятным. Поистине, Аллах - Щед­рейший из щедрых и Великодушнейший из великодушных, и если Он начинает оказывать свои благодеяния, то доводит их до конца. Величайшей же милостью и благодеянием Аллаха из тех, что Он оказывает Своему рабу, является благодеяние в сфере религии, че­му верующий радуется в наибольшей степени. Эта радость вызва­на милостью Аллаха, выражающейся в том, что Его рабу облегча­ется возможность совершения благих дел, ведь величайшим при­знаком веры является любовь к благу, желание совершать благое и радость, которую приносит его совершение. Второй же радостью становится сильное желание того, чтобы Аллах завершил милость свою по отношению к нему и не прекращал оказывать Свои мило­сти впредь.

К этому имеет отношение то, о чём пророк, (с.г.с.)упоминает данном хадисе. Имеется в виду, что если раб Аллаха совершит нечто благое, особенно в том случае, когда речь идёт об общест­венно полезном деле, за которое люди начинают любить и хвалить его, а также обращаться к Аллаху со своими мольбами за него, этоявляется признаком получения им радостной вести о том, что дан­ное его дело принято. Если же говорить о самой такой вести, то Аллах вкладывает в неё благо и благословение.

Признаком такой радостной вести в земной жизни является лю­бовь верующих к рабу Аллаха, о чём Аллах Всевышний говорит так:

«Поистине, к тем, кто уверовал и творил праведные дела, Милостивый внушит любовь.»

- Марйам", 96.

К этому же имеют отношение и похвалы, поскольку большое количество похвал по адресу раба Аллаха со стороны верующих становится свидетельством в его пользу, ведь верующие являются свидетелями Аллаха на земле.

Признаком радостной вести являются и благие сновидения, ко­торые видит верующий.

Признаком радостной вести является и то, что Аллах предопре­деляет рабу нечто такое, что может понравиться или не понра­виться ему, но в то же время благодаря этому он приводит в поря­док свои религиозные дела и избавляется от дурного.

Милости Всевышнего Творца неисчислимы, и есть среди них такие, которые невозможно даже и представить себе, а Аллах зна­ет об этом лучше.

1 Этот хадис передаётся со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.

ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ

Способы очищения сердца

Сообщается, что Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Пророк, (с.г.с.) сказал: «Не останется злобы в сердце того мусульманина, который отличается тремя свойствами: (все) свои дела совершает только ради Аллаха, хранит верность му­сульманским правителям и не покидает рядов мусульман1; что же касается их обращений к Аллаху, то они защищают их сза­ди».

ат-Тирмизи и аш-Шафи'и.

Шейх Шамс ад-дин Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

- Это значит, что в сердце того, кому присущи эти три качест­ва, не останется злобы, ибо он изгоняет её из сердца и очищает его от такого качества. Поистине, в наибольшей степени сердце испытывает злобу из-за многобожия, из-за обмана, а также потому, что человек отделяется от остальных мусульман, когда начинает при­держиваться нововведений и впадает в заблуждения. Эти три вещи наполняют его злобой и порочностью, что же касается средства лечения злобы и удаления её остатков, то оно заключается в про­явлении искренности и следовании сунне.

Слова шейха означают, что, близким к Аллаху стал тот человек, сердце которого очистилось, а сам он во всех своих делах прояв­ляет искренность к Аллаху, всегда искренне относится к Его ра­бам, придерживается согласия и избегает разногласий. Что же ка­сается того, кому присущи противоположные качества, то его сердце наполняется всяческими пороками и злом, а Аллах знает об этом лучше.

1 Иначе говоря, поддерживает единство и согласие в мусульманской об-щине.

2 Это значит, что Аллах иногда отвечает на их мольбы, и если ты будешь Дружить с такими людьми в стремлении приблизиться к Аллаху и любить их ради Аллаха, то знай, что Аллах защищает их.

ХАДИС ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.016 с.)