ТОП 10:

Следование пророку, (с.г.с.) в исполнении обрядов хаджжа



Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Ал­лах ими обоими, сказал:

- Поистине, пророк, (с.г.с.), сказал: «Перенимайте свои об­ряды от меня», Муслим, Ахмад и ан-Насаи.

Эти слова носят общий характер, и улемы используют их как доказательство того, что силу закона приобретает всё, что делал или говорил пророк, (с.г.с.) во время совершения им хаджжа.

Иначе говоря, всё обязательное из совершённого им рассматрива­ется как обязательное, а всё желательное - как желательное. Эти слова пророка, (с.г.с.), подобны тому, что он сказал о молитве:

«Молитесь так, как на ваших глазах молился я».

Аль-Бухари и Муслим.

И подобно тому как сказанное пророком, (с.г.с.), о молитве касается всех её частностей, так и сказанное им об обрядах хад­жжа касается всех его частностей.

В своём сочинении под названием "Аль-кава'ид ан-нуранийа" шейх-уль-ислам Ибн Таймийа очень хорошо говорит о сути хаджжа пророка, (с.г.с.). Так, например, он, да помилует его Аллах, пишет:

- Многие сообщения, переданные лучшими знатоками хадисов из многих источников и имеющиеся в обоих "Сахихах" и других известных сборниках, позволяют установить, что, когда пророк, (с.г.с.), отправлялся в прощальное паломничество, он, как и другие мусульмане, облачился в ихрам в Зу-ль-Хуляйфе1, где он сказал:

«Кто желает объявить2 о совершении умры, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении хаджжа, пусть сделает это, кто желает объявить о совершении умры и хаджжа вме­сте, пусть сделает это» . Аль-Бухари и Муслим.

А когда они прибыли в Мекку, совершили обход Каабы и ритуаль­ный бег (са'й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва, пророк, (с.г.с.), велел всем мусульманам, совершавшим хаджж вместе с ним, выйти из состояния ихрама и считать совершённые ими обряды совершени­ем умры. Это веление касалось всех, кроме тех, кто гнал с собой жерт­венный скот, так как эти люди не должны были выходить из состоя­ния ихрама до тех пор, пока этот скот не будет принесён в жертву. Некоторые из них стали переспрашивать его об этом, однако пророк, (с.г.с.), разгневался и сказал:

«Обращайте внимание на то, что я велю вам, и делайте это!»1

Что касается самого пророка, (с.г.с.), то он гнал с собой скот и поэтому не снял ихрам, увидев же, что некоторые люди также не хотят снимать его, он сказал:

«Если бы мне снова пришлось делать то же самое2, то я не стал бы гнать скот и совершил умру отдельно, и если бы не было со мной жертвенного скота, то я обязательно снял бы ихрам!3»4

Аль-Бухари и Муслим.

И сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, я покрыл волосы камедью и повязал шеи жерт­венных животных верёвками из шерсти и теперь я не сниму ихрам до тех пор, пока не принесу скот в жертву».5 Муслим.

После этого свои ихрамы сняли все мусульмане, кроме гнавших с собой жертвенный скот, и в числе их были посланник Аллаха, (с.г.с.), Али бин Абу Талиб и Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими. А в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа (иаум ат-тарвийа) люди, снявшие ихрамы, надели их для совершения хаджжа и направились в Мину. И пророк, (с.г.с.), провёл с ними эту ночь в Мине, совершив там полуденную, после­полуденную, закатную, вечернюю и утреннюю молитвы, после чего через Дабб1 направился с ними в Намиру. Намира находится за пределами Арафата к западу и справа от него и не относится ни к хараму2, ни к Арафату. Там для него поставили палатку, и там же после него останавливались праведные халифы. В этом месте можно было что-нибудь купить, поесть, сделать всё неободимое и так далее.

После захода солнца пророк, (с.г.с.)и те, кто находился вместе с ним, сели на своих верховых животных и направились к мес­ту молитвы в вади Батн Урана, где потом была построена мечеть. Это место также не относится ни к хараму, ни к Арафату и нахо­дится между аль-Маш'ар аль-Халяль и аль-Маш'ар аль-Харам3 на расстоянии примерно одной мили от места стояния.

Там пророк, (с.г.с.)сидевший на своей верблюдице, обратился к людям с проповедью, так как дело происходило в пятницу. Затем он спешился и совершил с ними укороченные и объединён­ные между собой полуденную и послеполуденную молитвы.

Затем он вместе с другими мусульманами направился к месту стояния на Арафате у горы, известной под названием "Джабаль ар~рахма" (Гора милости). В действительности же она носит название Иляль, а люди называют её также Арафат. И пророк, (с.г.с.) с другими мусульманами оставался там до захода

солнца, поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. А после того, как солнце зашло, он вместе с ними направился в Муздалифу, где с наступлением сумерек совершил закатную и ве­чернюю молитвы до того, как они стали устраиваться в Муздали-фе. Там он оставался всю ночь до появления зари, и там же он со­вершил с мусульманами утреннюю молитву сразу же после насту­пления отведённого для неё периода времени, когда ещё не рассе­ялась предрассветная мгла. Затем он остановился у находящейся в Муздалифе горы Кузах, именуемой также аль-Маш'ар аль-Харам, и оставался там вместе с другими мусульманами, пока не рассвело полностью, после чего вместе со всеми двинулся в путь и прибыл в Мину. Там он начал кидать камешки с Джамрат аль-Акаба, а по­том вернулся к месту своей стоянки в Мине и обрил голову. После этого он, (с.г.с.), принес в жертву шестьдесят три верблюда из числа тех, что пригнал с собой из Медины, а затем велел Али, да будет доволен им Аллах, принести в жертву остальных, всего же их было сто.

После этого он отправился в Мекку, где совершил семикратный обход Каабы. Он поторапливал слабых из числа членов своей се­мьи, чтобы они покинули Муздалифу до восхода солнца, и люди бросали камешки в столбы ночью. После этого пророк, (с.г.с.), провёл в Мине ещё три дня, ежедневно совершая там по пять уко­роченных молитв, которые он не объединял друг с другом, и еже­дневно после полудня бросая во все три столба камешки. Пророк, (с.г.с.), начинал с первого идола (аль-джамрат ас-су гра), рас­положенного ближе всех из них к Мине и дальше всех от Мекки, а заканчивал тем, что носит название "джамрат аль-акаба". И между первым и вторым, а также вторым и третьим столбами он стоял так долго, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочесть суру "Корова", поминая Аллаха и обращаясь к Нему со своими мольбами. Таким образом, мест стоянок во время хаджжа насчитывается три: на Арафате, в Муздалифе и в Мине. После за­вершения этих трёх дней (аййам ат-ташрик) и бросания камешков пророк, (с.г.с.), вместе с мусульманами переместился в дру­гое место и остановился в аль-Мухассабе у мест обитания племени бану кинана. Там пророк, (с.г.с.), провёл ночь среды, отправив Аишу вместе с её братом Абд ар-Рахманом, да будет доволен Ал­лах ими обоими, чтобы она совершила умру, направившись в Мек­ку из ат-Тан'има, расположенного на ближайшей к Мекке границе харама, через которую туда прибывают жители Медины. Впослед­ствии там была построена мечеть, которую люди назвали мечетью Аиши. Это связано с тем, что после хаджжа пророка, (с.г.с., ни­кто из его сподвижников не совершил умру, кроме Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она же совершила её после всех по той причи­не, что, когда она совершала её вместе со всеми после прибытия в Мекку, у неё начались месячные и она не могла совершить ни об­ход вокруг Каабы, ни ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Тогда пророк, (с.г.с.), сказал ей:

«Делай всё то, что делает человек, совершающий хаджж, за исключением обхода Каабы» .

Ахмад и Ибн Маджа.

А после этого пророк, (с.г.с.), и все остальные мусульмане по­прощались с Каабой и вернулись в Медину. Таким образом, после завершения этих дней ташрика при жизни пророка, (с.г.с.), ни­кто, кроме Аиши, да будет доволен ею Аллах, не совершил умры, а она сделала это, покинув с этой целью пределы харама, и поэтому авторитетные знатоки хадисов, например имам Ахмад и другие, считали это сунной пророка, (с.г.с.), для подобных случаев.

________________________________________________________________________________________

1 Зу-ль-Хуляйфа находится в десяти километрах к юго-западу от Медины и является микатом (то есть тем местом, где паломники входят в состоя­ние ихрама) для жителей Медины, а также паломников, направляющихся в Мекку из Сирии и некоторых других стран.

2 "Ахалля би-'умратин" - здесь имеется в виду, что человек должен воз­намериться совершить умру (или хаджж, или умру и хаджж вместе) на-Деть ихрам и сказать: "О Аллах, вот я перед Тобой (с намерением) со­вершить умру!" (Ляббай-кя, Аллахумма, 'умратан!).

3 Этот хадис передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.

1 Этот хадис передаётся со слов аль-Бара бин ' Азиба, да будет доволен им Аллах.

2 Имеется в виду совершение хаджжа.

3 То есть вышел бы из состояния ихрама после совершения умры и до на­чала хаджжа.

4 Этот хадис передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.

5 Этот хадис передаётся со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах.

5 Назваание места близ Арафата.

6 Харам - священная территория Мекки, где на человека накладываются определённые запреты не только во время совершения хаджжа или умры.

7 Названия мест в долине Муздалифа.

1 Этот хадис передаётся со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.

2 То есть одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого дней месяца зу-ль-хиджжа.

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ

Награда за суру "Искренность"

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал: «(Сура, в которой сказано): Скажи: "Он-Аллах-Один...", равна трети Корана».

Муслим и ат-Тирмизи.

Улемы много говорили о том, что в этих словах подразумевает­ся под равенством.

Лучшим следует считать мнение о том, что данная сура равна трети Корана в том отношении, что она содержит в себе великие принципы, касающиеся единобожия и основ веры. Известно, что важнейшими из затрагиваемых в Коране тем являются:

1 - либо установления шариата, касающиеся поведения челове­ка и его духовной жизни, или религиозных обязанностей, или вза­имоотношений с другими людьми;

2 - либо рассказы и сообщения о том, что происходило с людь­ми прежде, и о том, что с ними произойдёт в будущем, а также о воздаянии, которое ждёт людей, обязанных выполнять установле­ния шариата, за их дела;

3 - либо всё то, что касается единобожия и разного рода зна­ний, имеющих отношение к именам и атрибутам Аллаха и указы­вающих на то, что лишь Аллаху присущи единичность и совершенство, что у Него нет никаких недостатков и что никто из со­творенных существ не может быть подобным Ему.

Сура "Искренность" включает в себя это, а также и всё то, во что следует твёрдо верить и что относится к данной основе, явля­ющейся основой всех основ.

Вот почему Аллах велел нам произносить эту суру вслух, знать её нашими сердцами, признавать её, исповедовать религию ради Аллаха, веруя в неё, и поклоняться Аллаху с помощью этой суры.

Аллах Всевышний сказал:

: "Он - Аллах - ОДИН..." -Искренность", 1.

Аллах является Богом и обладает всем тем, что присуще Ему как Богу, из чего необходимо следует, что лишь Ему следует по­клоняться, лишь Ему следует воздавать хвалу и лишь Его следует благодарить и что Он - Достойный похвал, Пресвятой, и Облада­тель величия, и щедрости.

Имя "Один" служит для обозначения Того, кто единичен в Сво­ём совершенстве, славе, величии, красоте, мудрости, милосердии и прочих атрибутах совершенства.

Нет никого, кто был бы подобен Ему в этом, или похож на Него в этом, или соответствовал бы Ему в этом в любом отношении. Он Один в Своём вечном существовании, в Своём знании и могуще­стве, в Своём величии, в Своей красоте, в Своей мудрости и мило­сердии, а также и во всех прочих Своих атрибутах, и в каждом из этих атрибутов Он отличается крайней степенью совершенства.

Проявлением его единственности и уникальности является то, что Он - Вечный (Самад). Это значит, что Он является совершен­ным Господом и Великим Господином, которому присущи все ка­чества совершенства. И все эти качества, в свою очередь, отлича­ются крайней степенью совершенства, и поэтому люди не в состо­янии постичь даже некоторые из них ни своими сердцами, ни вы­разить их словами. К Нему обращаются и устремляются все со Своими потребностями и своими бедами, ведь Аллах Всевышний сказал:

« Молят Его те, кто на небесах, и (те, кто) на земле, а Он каждый день занят делом». -Милостивый", 29.

Он самодостаточен, а все сотворённые существа по самой сути не могут обойтись без того, чтобы Он создал и взрастил их, как не могут обойтись и без того, чтобы Он снабжал их всем, в чём они нуждаются, и ни одно из этих существ не может ни при каких об­стоятельствах и ни в чём обойтись без Него.

Имя "Самад'1служитуказанием на то, что все устремляются к Нему со своими нуждами Его совершенства, щедрости и оказывав- '| мых Им благодеяний. Вот почему Аллах Всевышний сказал:

«.. .не рождал Он и не был рождён.. .» -искренность", 3.,

ведь все сотворённые существа рождаются друг от друга, и одни порож­дают других. Каждое сотворённое существо сотворено из материи, что же касается Господа, величие которого неизмеримо, то Он от­личается от сотворённых существ как в этом, так и во всех других отношениях а на абсолютное совершенство Аллаха указывают Его слова:

«...и не был Ему равен никто», - Искренность",4.

Это значит, что нет Ему равного или подобного ни по Его именам, ни по Его атри­бутам, ни по Его деяниям, ни по Его правам.

Только Аллах обладает правом на признание за ним абсолют­ного совершенства, второе же Его право состоит в том, что всё со­творённое должно поклоняться Ему.

Таким образом, сура, в которой говорится о столь великих ве­щах, заслуживает того, чтобы равняться трети Корана. И в самом деле, все прекраснейшие имена, великие и высшие атрибуты, все деяния Аллаха и все установления, касающиеся Его атрибутов, о которых говорится в Коране, имеют отношение к тем именам, о которых упоминается в этой суре. И все виды явного и тайного поклонения, о которых подробно говорится в Коране, являются развёрнутым изложением содержания данной суры, а Аллах знает об этом лучше.

_________________________________________________________________________________________

1 Глагол "самадо", от которого образовано это имя, имеет несколько значе­ний, в том числе "идти, направляться; стойко выдержать, удер­жаться, пребывать, быть". Имя Аллаха "Самад" обычно переводится как "Вечный".

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.009 с.)