ТОП 10:

Необходимо распоряжаться своими деньгами и своим знанием должным образом.



Сообщается, что Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.)сказал: «Не следует завидовать (никому), кроме (людей, обладающих) двумя качествами: чело­веку, которому Аллах даровал богатство и который был на­правлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное1, и человеку, которому Аллах даровал мудрость2 и который су­дит сообразно ей и передаёт её (другим)», Аль-Бухари и Муслим.

Есть два вида зависти. Зависть первого вида является запретной и порицаемой в любых обстоятельствах. Она находит своё выра­жение в желании того, чтобы кто-нибудь из рабов Аллаха лишился милости, оказанной ему Аллахом в религиозных или мирских де­лах. При этом не имеет никакого значения, идёт ли речь только об утвердившемся в его сердце желании, ради искоренения котор он не борется с самим собой, или же, испытывая это чувство, кой человек старается избавиться от него или скрыть, что ещё же, ибо подобное представляет собой не что иное как непрерывное притеснение.

Зависть этого вида пожирает благие дела человека подобному, как огонь пожирает дрова.

Зависть второго вида не связана с желанием прекращения оказания милости Аллаха другому человеку, а испытывающий чувство только желает достичь примерно того же.

Этот вид зависти, в свою очередь, подразделяется на два, один из которых является похвальным, а другой - порицаемым.

Похвальная зависть такого рода находит своё выражение в ток что человек, видящий, что Аллах оказал кому-либо из Своих рабов благодеяние в сфере религии, начинает желать для себя того Таким образом, это имеет отношение к желанию блага, а если в добавок к этому человек ещё и прилагает какие-то усилия ради достижения этого, тогда один свет накладывается на другой.

В наибольшей мере зависть такого рода следует испытывать по отношению к такому человеку, которому сначала законным образом досталось богатство, потом была дарована возможность израсходовать его должным образом, то есть на нечто обязательное желательное с точки зрения шариата, и оказано в этом содействие. Это является одним из наиболее убедительных доказательств наличия веры и в то же время одним из наилучших видов благодеяний.

То же самое можно сказать и о том, кому Аллах даровал знание и мудрость, в то же время оказав ему, содействие в передаче мудрости другим и в том, чтобы он мог судить среди людей сообразно этой мудрости.

С двумя вышеупомянутыми видами благодеяний не может сравниться ничто иное.

Первый находит своё выражение в том, что человек приносит другим людям пользу своими деньгами, удовлетворяет их потребности и тратит свои средства на такие благотворительные цели, полезность которых ощущается долго и оказывает серьёзное действие.

Второй выражается в том, что человек приносит другим людям пользу своим знанием, призывая их к исламу и обучая рабов Ал­лаха тому, что помогает им выполнять свои религиозные обязан­ности, правильно выстраивать отношения друг с другом и зани­маться другими важными делами.

Помимо двух вышеупомянутых вещей завидовать следует и всему благому в соответствии с тем, насколько высоко это оце­нивается Аллахом. Вот почему Аллах Всевышний повелел радо­ваться и усматривать добрый знак в случае достижения подобно­го блага, ибо содействие в этом оказывается лишь тем, кому да­рован великий удел.

Аллах Всевышний сказал:

«Скажи: "Милости Аллаха и Его милосердию - этому пусть радуются они". Это лучше того, что они копят». «Йунус",58.

Аллах Всевышний также сказал:

«Не равны (друг другу) добро и зло. Отражай1 тем, что луч­ше, и тогда тот, с кем у тебя была вражда, станет будто близ­кий друг. И не дано это никому, кроме проявлявших тер­пение, и не дано это никому, кроме наделённого великим уделом». -Разъяснены", 34-35.

Может получиться и так, что человек, стремившийся к обрече­нию подобного блага, получит такую же награду, как и тот, кто на самом деле творил благое. Но будет это лишь в том случае, если намерения его окажутся благими и если он твёрдо решит, что по­ступит так же, если ему представится такая возможность, на что и указывает содержание данного хадиса. В особой же мере это касается того, кто уже начал что-то делать и приложил некоторые усилия.

Что же касается доброй, но непохвальной зависти, то она вы-ражается в желании обретения мирских благ ради удовольствия и удовлетворения своих желаний, что было свойственно соплемен­никам Каруна1, которые, увидев его во всём великолепии и богат­стве, как поведал об этом Аллах Всевышний, сказали:

«О, если бы и нам было даровано то же, что и Каруну! По­истине, он обладает великим уделом !»

«Рассказ", 79.

Следовательно, человек, который хочет оказаться в таком жеположении, как и творящий зло, понесёт на себе такое же бремя греха.

С помощью вышеупомянутых деталей можно всегда отличить достойную порицания зависть от зависти доброй, которая может заслуживать как похвалы, так и порицания, а Аллах знает об этом лучше.

_________________________________________________________________________________________

1 Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.

2 Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от все­го мерзкого.

2 То есть отражай зло.

1 Карун - один из врагов Мусы, (г.с.) самонадеянный богач, погубленный Аллахом вместе с фараоном и Хаманом.

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ

Всеобъемлющая мольба

Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, (с.г.с.), часто обращался к Аллаху с такой мольбой:

«О Аллах, поистине, я молю Тебя о руководстве, бла­гочестии, воздержании1, и богатстве ». Муслим.

Это обращение с мольбой к Аллаху (ду'а) относится к числу самых ёмких и полезных обращений. Оно содержит в себе просьбу о благе в религии и благе в мирских делах, так как "руководст­во" подразумевает собой полезное знание, а "'благочестие" есть не что иное, как праведные дела и отказ от совершения того, что запретили Аллах и Его посланник (с.г.с.). Благодаря этому при­ходят в порядок дела религии, ведь религия представляет собой совокупность полезных знаний, что и подразумевает руководство, что и подразумевает собой наставление, о котором идёт речь, а также повиновение Аллаху и Его посланнику, в чём и заключается благочестие.

Что же касается "воздержания и богатства", то воздержан­ные подразумевает известную степень отстранённости от людей и отсутствие привязанности к ним сердцем, то, что человек не нуж­дается ни в чём, кроме Аллаха и того удела, который Он ему посы­лает, и что он удовлетворён этим, а сердцу его достаточно того, что оно имеет. Благодаря этому человек обретает душевный покой и счастье в этой жизни, и именно такую жизнь следует считать благой.

Тот, кому даруются руководство и благочестие, способность к воздержанию и богатство, о которых говорится в этом хадисе, об­ретёт счастье в обоих мирах, достигнет всего желаемого и спа­сётся от всего устрашающего, а Аллах знает об этом лучше.

1 Имеется в виду способность воздерживаться от ослушания Аллаха и всего дурного.

2 Под богатством (гына) в данном случае подразумевается отсутствие не­обходимости в обращениях к людям с какими бы то ни было просьбами.

ХАДИС СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ

ПУТЬ УДАЛЕНИЯ ОТ ОГНЯ

Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Посланник Аллаха, (с.г.с.)сказал: «Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от огня и ввели в рай в свой смертный час окажется (одним из) верующих в Аллаха и в Последний день, и пусть он относится к людям так же, как желает он, чтобы (люди) относились к нему». Муслим.

Нет сомнений в том, что человек, который будет удалён от огня и введён в рай, добьётся успеха, и что именно к этой цели стремят­ся все верующие. В данном хадисе пророк, (с.г.с.), упоминает о

двух причинах, способствующих достижению такой цели. Одной из этих причин, к которым восходят и все прочие ответвления ве­ры, является вера в Аллаха и в Последний день, что включает в себя и веру в те основы, о которых упомянул Аллах Всевышний, сказав:

«Скажите: "Мы уверовали в Аллаха, и в то, что Он ниспос­лал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исма'илу, Исхаку, Йа'кубу и коленам1, и в то, что было даровано Мусе и Исе, и в то, что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем между ними никакого различия и Ему предаёмся".

"Корова", 136

И это подразумевает соответствующую деятельность ради мира вечного и определённую подготовку к нему, поскольку подлинная вера обязательно требует этого, как требует она и оказания благо­деяний людям. Последнее означает, что обращаться с людьми во всём следует так же, как человек желает, чтобы они обращались с ним.

Это является верным критерием для определения искренности и сердечности отношения к другим, и поэтому, если что-нибудь из имеющего отношение к тому, как ты относишься к людям, пред­ставляется тебе сомнительным, подумай, понравилось ли тебе, ес­ли и они будут относиться к тебе так же? Если это понравилось бы и тебе, значит, ты желаешь им того же, чего желаешь и себе само­му, а если нет, значит, ты не выполняешь этой великой обязанно­сти.

В первой части этого хадиса говорится о соблюдении права Аллаха, вторая же имеет отношение к соблюдению прав людей, а Аллах знает об этом лучше.

_________________________________________________________________________________________

1 Речь идёт о двенадцати коленах (племенах) Израиля, родоначальниками которых стали сыновья Йа'куба, мир ему. Здесь под "коленами" имеются в виду вышеупомянутые племена и откровения, ниспосланные Аллахом тем пророкам, которые к ним относились.

ХАДИС ВОСЬМИДЕСЯТЫЙ







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.007 с.)