Элементы организации и процесса управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы организации и процесса управления.



2.1. Понятие организации

2.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда

2.3. Сущность управленческой деятельности

2.4. Уровни управления

2.5. Объект и субъект управления

2.6. Организационные структуры управления организацией.

 

Понятие организации

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менед­жмент" как наука выделился в самостоятельную область зна­ний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреж­дение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие.

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотноше­ний, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям (рис. 2.1.1):

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), ко­торую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

 

 

Рис. 2.1.1. Элементы организаций

 

Таким образом, организация - это группа людей, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Концепция жизненного цикла организации. "Жизнь" орга­низации подобна жизни человека, времени существования лю­бого предмета труда или услуги. Она имеет свои этапы осо­бенности развития.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий начиная с создания, рас­цвета вплоть до прекращения существования или коренной мо­дернизации. На рис. 2.1.2 представлено пять основных этапов раз-вития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда.

 

 

Рис. 2.1.2 Жизненный цикл организации

 

Этап 1 - рождение организации. Для нее характерны: оп­ределение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная зада­ча - выход на рынок; организация труда - стремление к мак­симальному увеличению прибыли.

Этап 2 - детство и юность. Отличительные особенности, главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача -укрепление и захват своей части рынка; организация труда — планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

Этап 3 - зрелость. Главная цель - систематический, сба­лансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децен­трализованное руководство); основная задача - рост по раз­ным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных ин­тересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Этап 4 - старение организации. По сути это высшая сту­пень ее зрелости. Главная цель в развитии организации - сохранить достигнутые результаты (остаться на "завоеванных" позици­ях); в области руководства эффект достигается за счет коор­динации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Этап 5 - возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития состоит в обеспечении оживления по всем фун­кциям; ее рост - за счет коллективизма; главная задача - омолаживание; в области организации труда - внедрение НОТ, коллективное премирование.

 

Общие характеристики организаций.Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и про­цедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех орга­низаций характеристики (рис. 2.1.3).

 

 

Рис. 2.1.3. Общие характеристики организации

 

1. Ресурсы. Целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для дос­тижения ее тактических и стратегических целей. Основные ресурсы - это люди (трудовые ресурсы), основные и оборот­ные средства, технологии и информация.

2. Зависимость от внешней и внутренней среды. Это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней и внутренней (рис.2.1.4,2.1.5) среды организации.

 

 

Рис. 2.1.4. Факторы внешней среды организации

Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на него.

 

 

2.1.5 Внутренняя среда организации

 

Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представля­ют собой созданные людьми системы, то их внутренние факто­ры в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.

В связи с этим процесс управления организацией можно представить в виде схемы (рис. 2.1.6).

 

Рисунок 2.1.6. Процесс управления организацией

 

Цели организации.Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к до­стижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвя­занных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реаль­ными и выполнимыми. Процесс претворения целей в жизнь организации представлен на рис. 2.1.7.

 

 

 

Рис.2.1.7.Процесс претворения целей в жизнь организации

 

На практике в процессе планирования руководство органи­зацией разрабатывает цели и сообщает их членам организа­ции. Однако этот процесс не имеет односторонней направлен­ности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены трудового коллектива (рис. 2.1.8).

Процедура совместного определения цели является глав­ным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремиться.

 

 

Рис.2.1.8.Методика совместного определения целей организации

 

Структура организации - это логические взаимоот­ношения уровней управления и функциональных облас­тей, построенные в такой форме, которая позволяет наи­более эффективно достичь целей организации.

Задача - это предписанная работа или ее часть (опе­рации, процедуры), которая должна быть выполнена за­ранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой орга­низации каждой должности предписан ряд задач, которые рас­сматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (рис. 2.1.9).

 

 

Рис. 2.1.9. Взаимосвязь должностей, структуры и целей

 

Технологии - этосочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и со­ответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Задачи и технология тесно взаимосвязаны. Выполнение зада­чи предполагает использование конкретной технологии (рис. 2.1.10).

 

 

Рис.2.1.10.Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

 

Люди (трудовые ресурсы). Это пятый и наиболее значи­мый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Это значит, что в менеджмен­те все внутренние элементы никогда не рассматриваются изо­лированно друг от друга. Изменения одного из названных эле­ментов будут в определенной мере влиять на все остальное. Взаимосвязь внутренних элементов организации - целей, структуры, задач, технологии и людей - показана на рис. 2.1.11.

 

 

Рис. 2.1.11. Взаимосвязь внутренних элементов организации

 

Рассмотренные характеристики и понятия относятся к формальной организации. Вместе с тем в практике управления определенную роль играют и неформальные организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.238.189 (0.02 с.)