Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Пути и средства нравственного воспитания↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Фондовая лекция по дисциплине «Профессиональная этика»
Время –2 часа
Специальности: 030501.65 Юриспруденция; 030505.65 Правоохранительная деятельность; 080105.65 Финансы и кредит
Омск 2011
Рецензенты:
Демьяненко С.П. – кандидат философских наук, доцент, руководитель организационно-научной и редакционно-издательской группы Пермского филиала Нижегородской академии МВД России; Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.
Лекция по дисциплине «Профессиональная этика» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 07.11. 2011 г., протокол № 3.
Тема 12. ПУТИ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Задачи лекции: 1) изучить разработанные науками закономерности нравственного воспитания личности на примере сотрудников ОВД; 2)понять особенности их проявления в деятельности различных подразделений; 3) усвоить специфические элементы системы нравственного воспитания в профессиональной деятельности сотрудников ОВД; План лекции. Введение. 1. Понятие и специфика нравственного воспитания личности 2. Нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел. · Значимость нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел. · Основные направления нравственного воспитания в ОВД. · Система нравственного воспитания в ОВД. 3. Нравственное самовоспитание личности. Заключение.
Вводное слово: Современная российская милиция получает множество нареканий от общественности, связанных с низкой культурой поведения стражей правопорядка. Вместе с тем, ожидать высокой культуры поведения возможно только при условии четко налаженной работы по развитию нравственности личности. То, что такая работа ведется в органах внутренних дел, и, что в последние годы ее актуальность резко возросла – также постоянно на слуху граждан. Сегодня на лекции нам предстоит уяснить, согласно каким закономерностям в теории и на практике строится эта работа в органах внутренних дел на современном этапе.
Вопрос 1. Понятие и специфика нравственного формирования и воспитания личности
Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Много внимания нравственному становлению личности уделяли философы И.Кант и Ж. - Ж. Руссо, Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский, Педагоги К.Д. Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. В основе системы воспитания А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, лежало именно нравственное развитие личности. Эти и многие другие мыслители, воспитатели и общественные деятели исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование её под влиянием объективных условий жизни, и как самовоспитание. Признавая всякое воспитание предметом изучения педагогики, этика как наука способна ответить на вопрос, каковы идеалы воспитания, зачем в человеке осмысленно закладывать конкретные качества личности? Такими вопросами задаются представители многих профессий, чьи усилия направлены на человека. Относятся к их числу и сотрудники правоохранительных органов. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования этических знаний, моральных чувств и потребностей, соответствующих нравственному идеалу. Под процессом воспитания понимается специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Содержание процесса воспитания определяется основными целями, которое ставит общество перед своими защитниками. Цель - это исходный элемент воспитательной системы. Говоря о сущности цели необходимо обозначить, что представляет собой цель воспитания - это то, к чему оно стремится. Ей подчиняется всё: содержание, организация, формы и методы воспитания. Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому представляется им как - "Единство труда и красоты".[1] "Красота - облагораживает человека когда, он трудится, надо добиться того, чтобы человеку хотелось трудиться не только для хлеба насущного, но и для радости, он считал, что процесс воспитания должен быть построен так, чтобы было взаимодействие между гармонией радости и сердца. Американский философ Р. У. Эмерсон представляет термин нравственности следующим образом: нравственность - направление воли на общую цель.3 Данное высказывание, требует определиться, что же собой представляет воля, а что представляет цель. Воля – это способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности, для достижения поставленных целей.4 В свою очередь цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел.
Формирование нравственно воспитанной личности – непрерывный процесс усвоения человеком: а) этических знаний; б) моральных убеждений; в) нравственных качеств и чувств; г) моральных потребностей и привычек и др. Все эти элементы можно рассматривать как важнейшие составляющие нравственного воспитания. Процесс воспитания носит двусторонний характер. Его течение характеризуется тем, что идёт в двух направлениях: первое - от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и второе - от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом воспитания строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Своеобразие морального воспитания состоит в том, что оно не знает пространственных и временных границ (т.е. происходит везде и всегда, начиная с момента рождения и не прекращаясь всю жизнь). Оно постепенно и разнонаправлено. Социальная среда, атмосфера труда и быта, создают и поддерживают, и уничтожают нравственные идеалы. Нравственное воспитание комплексно, оно же - трудовое, физическое, эстетическое, профессиональное. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, последовательность и согласованность воспитательных воздействий и поэтому формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе. Сложность комплекса заключается и в том, что их результаты не так быстро обнаруживают себя, не столь видны как, например, в процессе обучения конкретным навыкам. Человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнообразных факторов и накапливать при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий осмысления и корректирующий ранее намеченные задачи. Эта динамичность и разнообразность воспитательных воздействий также осложняет достижение необходимых результатов. Сложность-своеобразие воспитания состоит и в том, что результаты проявляются не сразу, они отдалены во времени, могут быть косвенные и не броские. Своеобразие морального воспитания заключено в самих средствах, приносящих желаемые результаты воспитания, – оно дает результаты в деятельности и общении, наиболее убедительны не слова, а личный пример наставника (родителя, учителя, руководителя). Процесс воспитания при этом носит двусторонний характер. Его течение характеризуется тем, что идёт в двух направлениях: первое - от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и второе - от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом воспитания строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Нравственное воспитание личности проходит несколько этапов: 1. Изучение нравственных норм, с одной стороны, формирование необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий Добро и Зло, Честь и Достоинство, Совесть, Долг и другие категории этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, суть нравственного воспитания – в создании у сотрудников глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.1
2. Формировании нравственных убеждений, высоких моральных качеств и благородных чувств, а также в становлении положительных моральных привычек. Это сложный психолого–педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него развития способности к саморегуляции поступков называется интериоризацией знаний. Превращение знаний в собственные нравственные убеждения, становится стержнем нравственного воспитания. Перевод моральных требований общества, нравственных принципов, знаний во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, служит верным компасом в его повседневной жизни. Интериоризированнные знания – качества личности, привычки, потребности 3. Творческое отношение к выработанным нормам, особенно в нетипичных ситуациях, когда нет возможности действовать по шаблону, а есть необходимость совершить морально ответственный выбор.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.012 с.) |