Тема 12. Пути и средства нравственного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Пути и средства нравственного воспитания



В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Фондовая лекция по дисциплине «Профессиональная этика»

 

Время –2 часа

 

Специальности: 030501.65 Юриспруденция;

030505.65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

 

Омск 2011

 

Рецензенты:

 

 

Демьяненко С.П. – кандидат философских наук, доцент, руководитель организационно-научной и редакционно-издательской группы Пермского филиала Нижегородской академии МВД России;

Попов Д.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

 

 

Лекция по дисциплине «Профессиональная этика» обсуждена и одобрена

на заседании кафедры философии и политологии 07.11. 2011 г., протокол № 3.

 

Тема 12. ПУТИ И СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Задачи лекции:

1) изучить разработанные науками закономерности нравственного воспитания личности на примере сотрудников ОВД;

2)понять особенности их проявления в деятельности различных подразделений;

3) усвоить специфические элементы системы нравственного воспитания в профессиональной деятельности сотрудников ОВД;

План лекции.

Введение.

1. Понятие и специфика нравственного воспитания личности

2. Нравственное воспитание личного состава органов внутренних дел.

· Значимость нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел.

· Основные направления нравственного воспитания в ОВД.

· Система нравственного воспитания в ОВД.

3. Нравственное самовоспитание личности.

Заключение.

 

Вводное слово: Современная российская милиция получает множество нареканий от общественности, связанных с низкой культурой поведения стражей правопорядка. Вместе с тем, ожидать высокой культуры поведения возможно только при условии четко налаженной работы по развитию нравственности личности. То, что такая работа ведется в органах внутренних дел, и, что в последние годы ее актуальность резко возросла – также постоянно на слуху граждан. Сегодня на лекции нам предстоит уяснить, согласно каким закономерностям в теории и на практике строится эта работа в органах внутренних дел на современном этапе.

 

Вопрос 1. Понятие и специфика нравственного формирования и воспитания личности

Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Много внимания нравственному становлению личности уделяли философы И.Кант и Ж. - Ж. Руссо, Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский, Педагоги К.Д. Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. В основе системы воспитания А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, лежало именно нравственное развитие личности. Эти и многие другие мыслители, воспитатели и общественные деятели исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование её под влиянием объективных условий жизни, и как самовоспитание.

Признавая всякое воспитание предметом изучения педагогики, этика как наука способна ответить на вопрос, каковы идеалы воспитания, зачем в человеке осмысленно закладывать конкретные качества личности? Такими вопросами задаются представители многих профессий, чьи усилия направлены на человека. Относятся к их числу и сотрудники правоохранительных органов. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования этических знаний, моральных чувств и потребностей, соответствующих нравственному идеалу.

Под процессом воспитания понимается специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Содержание процесса воспитания определяется основными целями, которое ставит общество перед своими защитниками. Цель - это исходный элемент воспитательной системы. Говоря о сущности цели необходимо обозначить, что представляет собой цель воспитания - это то, к чему оно стремится. Ей подчиняется всё: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цель воспитания по В.А. Сухомлинскому представляется им как - "Единство труда и красоты".[1] "Красота - облагораживает человека когда, он трудится, надо добиться того, чтобы человеку хотелось трудиться не только для хлеба насущного, но и для радости, он считал, что процесс воспитания должен быть построен так, чтобы было взаимодействие между гармонией радости и сердца. Американский философ Р. У. Эмерсон представляет термин нравственности следующим образом: нравственность - направление воли на общую цель.3 Данное высказывание, требует определиться, что же собой представляет воля, а что представляет цель. Воля – это способность человека сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности, для достижения поставленных целей.4 В свою очередь цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел.

Формирование нравственно воспитанной личности – непрерывный процесс усвоения человеком: а) этических знаний; б) моральных убеждений; в) нравственных качеств и чувств; г) моральных потребностей и привычек и др. Все эти элементы можно рассматривать как важнейшие составляющие нравственного воспитания.

Процесс воспитания носит двусторонний характер. Его течение характеризуется тем, что идёт в двух направлениях: первое - от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и второе - от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом воспитания строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников.

Своеобразие морального воспитания состоит в том, что оно не знает пространственных и временных границ (т.е. происходит везде и всегда, начиная с момента рождения и не прекращаясь всю жизнь). Оно постепенно и разнонаправлено. Социальная среда, атмосфера труда и быта, создают и поддерживают, и уничтожают нравственные идеалы.

Нравственное воспитание комплексно, оно же - трудовое, физическое, эстетическое, профессиональное. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, последовательность и согласованность воспитательных воздействий и поэтому формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе.

Сложность комплекса заключается и в том, что их результаты не так быстро обнаруживают себя, не столь видны как, например, в процессе обучения конкретным навыкам. Человек одновременно может подвергаться воздействию множества разнообразных факторов и накапливать при этом не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий осмысления и корректирующий ранее намеченные задачи. Эта динамичность и разнообразность воспитательных воздействий также осложняет достижение необходимых результатов.

Сложность-своеобразие воспитания состоит и в том, что результаты проявляются не сразу, они отдалены во времени, могут быть косвенные и не броские. Своеобразие морального воспитания заключено в самих средствах, приносящих желаемые результаты воспитания, – оно дает результаты в деятельности и общении, наиболее убедительны не слова, а личный пример наставника (родителя, учителя, руководителя). Процесс воспитания при этом носит двусторонний характер. Его течение характеризуется тем, что идёт в двух направлениях: первое - от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и второе - от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом воспитания строится главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников.

Нравственное воспитание личности проходит несколько этапов:

1. Изучение нравственных норм, с одной стороны, формирование необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий Добро и Зло, Честь и Достоинство, Совесть, Долг и другие категории этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, суть нравственного воспитания – в создании у сотрудников глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.1

2. Формировании нравственных убеждений, высоких моральных качеств и благородных чувств, а также в становлении положительных моральных привычек. Это сложный психолого–педагогический процесс перевода объективных требований профессиональной морали в личные убеждения сотрудника и на этой основе развития у него развития способности к саморегуляции поступков называется интериоризацией знаний. Превращение знаний в собственные нравственные убеждения, становится стержнем нравственного воспитания. Перевод моральных требований общества, нравственных принципов, знаний во внутренние установки, личные убеждения каждого человека, служит верным компасом в его повседневной жизни. Интериоризированнные знания – качества личности, привычки, потребности

3. Творческое отношение к выработанным нормам, особенно в нетипичных ситуациях, когда нет возможности действовать по шаблону, а есть необходимость совершить морально ответственный выбор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.009 с.)