Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение связи воспитания с жизнью.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность: 1. Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений. 2. Воспитание категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи этого явления с другими общественными явлениями. Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека. 3. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны. 4. Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и в результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, в систему общения и в общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и состояния их духа. По мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными. На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает педагогика -— наука о законах воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью детей. Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни. Воспитание и производительные силы. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная общественная потребность, основа возникновения, существования и развития воспитания как общественного явления. Поэтому и основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Научная педагогика устанавливает связь воспитания, обучения с производительным трудом и политехническим образованием, обеспечивающими общеобразовательную подготовку производительных сил общества. Таким образом, основная функция воспитания как общественного явления — в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений. Взаимосвязь и взаимозависимость между производственными и воспитательными отношениями очень сложны и противоречивы. В истории общества воспитанию отводилась роль всемогущего средства формирования личности, а бывало, что и вовсе сбрасывалось со счетов как средство, не способное сколько-нибудь существенно повлиять на человеческую природу. В действительности же роль и место воспитания в общественной жизни зависят от состояния самого общества, и прежде всего от отношений собственности и производственных отношений в нем. Характер, содержание, формы и методы воспитания в основных чертах всегда определяются характером производственных отношений. Воспитание не способно само по себе коренным образом изменить, преобразовать человека и общество. В условиях же гуманного, демократического общества производственные si все другие общественные отношения способствуют духовно-ценностному наполнению и всемерному развитию общественных функций воспитания. И тогда воспитание, формируя не только производительную силу, но и разносторонне развитого человека, оказывает влияние и на характер производственных отношений, способствует их совершенствованию. Возникает тесное диалектическое взаимовлияние: отношения собственности, производственные отношения, определяя характер воспитания, расширяют и обогащают его функции, а оно в свою очередь делает производственные и собственнические отношения более совершенными, успевающими изменяться и прогрессировать, вслед за развитием производительных сил. Воспитание и язык. Трудно назвать два других общественных явления, которые играли бы столь великую роль в жизни общества, имели бы столь много общего и вместе с тем различного, специфического, чем воспитание и язык. Оба явления обеспечивают исторический процесс и само существование общественной жизни, оба представляют собой вечные категории, возникая и исчезая только вместе с изменением и развитием общества, оставаясь неизменными в своих главных функциях, таких, как быть средством общения между людьми и средством обеспечения социальной преемственности поколений. Воспитание и язык своими специфическими средствами способствуют осуществлению общения и подготовки подрастающих поколений к жизни. Именно в этом обнаруживается прежде всего органическая взаимосвязь, единство и переплетение языка и воспитания: язык в значительной мере обеспечивает педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, а воспитание в свою очередь обеспечивает преемственность языка, процесс овладения им и совершенствования человека в его применении. Язык, возникший в совместной деятельности людей по удовлетворению их по-требностей, закрепляя в системе звуковых и словарно-грамматических средств результаты работы мышления, обеспечивая общение в процессе и взаимопонимании жизни и производства, одновременно обеспечивает и воспитание. Воспитание по своему назначению обеспечивает постоянную смену поколений, преемственность между ними путем передачи опыта общественной жизни через организацию деятельности и общения детей. Язык занимает по отношению к воспитанию ведущее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации от одного поколения к другому. Конкретно-педагогических и методических функций языка несколько. Важнейшими среди них являются:язык как средство педагогического общения; Воспитание и формы общественного сознания. Сущность и характер их взаимодействия определяют формы общественного сознания, которые являют собой духовную питательную среду воспитания. Подрастающие поколения застают в обществе определенные производственные отношения и надстройку. Индивидуальное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания. Важнейшая форма общественного сознания — идеология. Идеология представляет собой конкретно-исторически обусловленную совокупность, систему идей, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Она включает в себя философские, нравственные, политические, экономические, правовые, эстетические идеи. Идеологическое образование предполагает овладение ребенком системой ключевых, ведущих, системообразующих идей о законах развития природы и общества, знание различных идеологических направлений и способность критического отношения к ним. Идеологическое, целостно-ориентационное воспитание совершается в процессе общественной жизни, предполагает формирование у детей основ мировоззрения, глубоких убеждений, идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности. Политика представляет собой выражение и проведение в жизнь коренных интересов тех или иных социальных слоев, классов, групп, принципы деятельности по организации внутренней жизни общества и международных отношений. Как часть идеологии, политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколения. Гражданско-поли-тическое образование предполагает усвоение детьми основных конституционных политических принципов общественного устройства и отношений с другими государствами. Политическое гражданское воспитание совершается в системе политических отношений, имеет своим результатом осведомленность о политических идеях и событиях, развитую способность глубокого анализа и оценки политических событий, активность в проведении политических принципов в жизнь, их пропаганде и защите. Мораль или нравственность есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность, нравы поведения буквально с момента рождения становятся содержанием воспитания. Ребенок застает в обществе определенную систему моральных норм, а воспитание приспосабливает его к ним. Наряду с простыми, общечеловеческими нормами нравственности существуют классово-направленные моральные принципы. Моральное образование состоит в усвоении основных норм и правил поведения в данном обществе, их теоретического и практического обоснования. Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных нравственных отношений и приводит к формированию у детей привычного нравственного сознания, привычных действий и поведения, к развитию способности нравственного мышления и ответственного выбора. Внешним критерием нравственного поведения является выполнение требований общественного мнения. Внутренним критерием является совесть — обостренное чувство, вызывающее в человеке, в зависимости от характера его поступка, либо состояние нравственного удовлетворения, либо раскаяния и беспокойства, угрызения совести и нравственных мук. Наука есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления. Научные знания являются одним из важнейших компонентов содержания воспитания как общественного явления. Научное образование подрастающего поколения заключается в постепенном овладении ребенком системой объективно-достоверных, проверенных практикой, системообразующих обобщений, основ знаний и навыков, являющихся реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования. Научное воспитание совершается в процессе реального познания и состоит в развитии личности, формировании у детей творческого, аналитического отно-шения к явлениям природы и общества, умения в любом деле прогнозировать, строить систему доказательств, делать обобщения и моделировать. Искусство, в отличие от науки, есть форма общественного сознания, отра-жения реальной деятельности с помощью художественно-образных обобщений, вызывающих в человеке идейно-эмоциональное, эстетическое отношение к явле-ниям мира. Произведения искусства носят конкретно-исторический характер и содержат в себе как непреходящие духовно-эстетические ценности, так и идеи, отдающие дань времени. Искусство является важной частью содержания воспитания как общественного явления. Искусствоведческое образование заключается в систематическом накоплении знаний как о самих произведениях различных искусств, так и об исследованиях по поводу этих произведений. Художественное воспитание осуществляется в процессе общения с художественными произведениями искусства и в ходе самодеятельного художественного творчества, приводящего к формированию эстетического идеала, развитию художественного вкуса, стремления действовать «по законам красоты». Искусство имеет своей функцией художественное познание мира, формирование эстетического отношения к жизни, творческого начала и общего развития в человеке, а также содействие гражданскому и духовно-нравственному становлению личности. Религия — форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозного верования. Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей. Религиозное образование состоит в усвоении человеком истории религии и основных догм религиозного верования. Религиозное воспитание осуществляется в организации эмоционально-иррациональных отношений к предметам культа и верующих между собой. Оно приводит к формированию, внушению, внедрению слепой веры в существование мистических сил, якобы всеблагих, всемогущих, всесильных, карающих и милующих, к устойчивому эмоционально-психическому состоянию религиозного фанатизма. Антиобщественное сознание складывается под влиянием пережитков, кризисных явлений в экономике и духовной жизни общества, пропаганды насилия, преступной романтики, секса, распущенности. Антиобщественное формирование личности есть стихийный процесс накопления ребенком антиобщественных знаний и опыта в случайных отношениях со взрослыми, сверстниками, родителями, нарушающими и оправдывающими нарушения, норм морали и права. Оно совершается в антиобщественных отношениях и деятельности самих детей, в устойчивых стремлениях к удовлетворению потребностей в обход и в нарушение норм нравственности и права. Билет №7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.012 с.) |