Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференцированный подход в работе с родителями↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие типы семей: 1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. 3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. 4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Методика контактного взаимодействия учителя с родителями 1. Поиск контактов (процесс первого общения). 2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы). 3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество). 4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.). 5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка) 6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников). Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Основные направления сотрудничества семьи и школы 1. Единство требований к учащимся. 2. Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка). 3. Взаимодополнение влияний (авторитет родителей, личность учителя, единая трактовка влияния улицы, средств массовой информации). 4. Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция). 5. Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка. 6. Повышение педагогической культуры родителей. 7. Различные формы сотрудничества с родителями. Функции и задачи взаимодействия семьи и школы Функции взаимодействия семьи и школы: 1. Информационная. 2. Воспитательно - развивающая. 3. Формирующая. 4. Оздоровительная. 5. Контролирующая. 6. Бытовая. Задачи взаимодействия семьи и школы: 1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся. 2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся. 3. Привитие навыков здорового образа жизни. 4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся. 5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на: - гуманистическом стиле общения и взаимодействия; - уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу; - систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей; - умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. Прежде чем начать работу с семьей необходимо изучить ее. В нашей школе мы применяем следующие методы: Методы изучения семей 1. Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.) 3. Индивидуальные беседы. 4. Тестирование. 5. Анкетирование. 6. Диагностика. 7. Деловые игры. 8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Билет 24 1. Концепция воспитания Е.В. Бондаревской. Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала. Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Приведенное определение имеет в своей основе научную доказательность и опыт воспитательной работы, обретенной нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие с целью.... Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. В этом признаке реализуется гуманизм воспитания как ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности. Вместе с тем автор концепции воспитания ребенка как человека культуры значительно расширяет утвердившиеся в педагогике представления о содержании субъектности как необходимом атрибуте личностного развития. Опираясь на психологическую концепцию детства В.В. Зеньковского, она утверждает необходимость становления ребенка как субъекта собственной душевной жизни. К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся: — жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни; — социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения; — культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры; — духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение; — индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка. Цель и принципы воспитания. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Определение понятия и феномена «человек культуры» имеет свою историю. Отсчет ее можно начинать с Аристотеля. Все предшествующие попытки — частичны, односторонни, неполны. Автор концепции воспитания ребенка как человека культуры предлагает свое понимание содержания основных параметров личности человека культуры. Человек культуры — это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Содержание воспитательного процесса. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры: а) аксиологический (ценностно-смысловой ), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе; б) культурологический — различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.; в) жизнетворческий (событийный) — события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.; г) морально-этический — накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.; д) гражданский — участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения; е ) личностный — насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.; ж) индивидуально-творческий — средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности. Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями. Механизм воспитания. Исходным положением любой концепции воспитания является ответ на вопрос: где находится источник энергии, активности, обеспечивающий становление ребенка как человека культуры, личности и гражданина? В концепциях, возникших на основе так называемого объектного подхода, этот источник— вне личности ребенка, он — в активности воспитателя, в среде, в государстве, в так или иначе трактуемом Абсолюте и др. В концепциях личностно-ориентированного воспитания этот источник усматривается внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. В силу этого ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, — внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии. Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни в целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е.В. Бондаревская, — ключевые слова в технологии личностно-ориентированного образования. Таким образом концепция свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре. И лучше, справедливее не скажешь. 2. Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса. Сложность и многогранность воспитательной работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования. Это, однако, понимают не все классные руководители. В этой связи затронем вопросы о том, как эта проблема ставится в педагогической науке.
Билет 25 1. Концепция воспитания О.С. Газмана. Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман) рассматривает воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О. С. Газманом и А. В. Ивановым и адресована классным воспитателям. Авторы обратились к проблеме целей воспитания и наряду с идеальной целью — формирования гармонической, всесторонне развитой личности — предложили реальную. Цель — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах. Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая минимальное, а точнее — оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т. е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Понятие «культура» включает в гармоническом единстве культуру знания, Культуру творческого действия, культуру чувств и общения. Культура — это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт. Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии — такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека. Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Главное, что необходимо растущему человеку — это здоровье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к саморазвитию. Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение воспитательной цели. Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Искусство поддержки состоит в том, что в ней и не может быть ничего заранее предугаданного. Она – как жизнь, и каждый её момент нов и непредсказуем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.017 с.) |