Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В коррекционно-логопедической работе↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Художник об.южки А. В АМЫЧХОВИЧ Буденная Т. В. Б903 Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. - 64 с. + нкл. 8 с. ISBN 5-89814-042-5 Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношсния, даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексен специальных упражнений. Практическую помощь окажут иллюстрации, представляющие правильное положение органов артикуляционного аппарата в различных упражнениях. Издание адресовано широкому кругу читателей: педагогам, лсфектоло-гам, студентам, родителям, всем, кто хочет улучшить свое звукопроизно-шение. УДК 376.3 ББК 74.3
© Буденная Т. В., 1999 © Оформление. Издательство «Детство-Пресс», 1999 Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно-шения, год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения. возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Воспитание чистой речи у детей — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано настоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее. Материал, изложенный в пособии, является результатом глубокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в логопедии, изложена методика ее проведения, представлены комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости). В числе упражнений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором. Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подбирает необходимые упражнения и составляет комплекс для каждого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требующего доработки дома. Пособие будет также полезно для реабилитационной работы — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстановления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие. Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать правильность положения речевых органов в упражнениях. В пособии рассмотрены далеко не все вопросы использования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвященным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме. Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспитателей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения. РОЛЬ ГИМНАСТИКИ УПРАЖНЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произне 8. Круговые движения юловой. 9. Круговые движения головой с произнесением на выдохе
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 1.Поднимание и опускание плеч. При поднимании — вдох 2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При подни 3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. 4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки — вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые. 1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом. 2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом). 3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении. 4. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, 5. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием 6. Ладони к ушам; наклоны головы в стороны с сопротив ГИМНАСТИКА ЖЕВАТЕЛЬНО-АРТИКУЛЯТОРНЫХ МЫШЦ Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга. Мощные и короткие пучки мыши, малый рычаг и амплитуда движений обусловливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава. От состояния ею функции зависит участие зубо-челюстной системы в актах жевания, мимики, ре-чеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии, и особенно при хирургическом лечении детей с дефектами нёба. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражнений и число их повторений, изменяя исходное положение, амплитуду движения или количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнения. 1.Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание 2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Дви а) без нажима на нижнюю челюсть языком; б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней При движении челюсти вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или з. 3. Оттягивание нижней челюсти назад на счет «три»: а) язык пассивен; б) язык с силой оттягивается назад. 4. Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим от pa плат к носу и опускать вниз. (Дыхание, положение языка и звуки — как в упр. 2). 5. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос: а) язык пассивен; б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению. 6. Движение нижней челюсти влево (производится гак же, 7. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, а) язык пассивен; б) язык подталкивает нижнюю челюсть. 8. Имитация жевания. 9. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик
10. Круговое движение нижней челюстью (подбородком ри 11.Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать 12. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание). 13. Максимально частое открывание рта с произнесением УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается 2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух); в) нараспев тянуть звук и. 3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его 4. Широкий язык с силой протискивается между зубами на 5. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка
кивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков; б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или конфете; в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении. 6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны. 7.-Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («жалом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвижными. 8. Такие же движения языком, но внутри ротовой полости; 9. Рот широко открыт, губы растянуты — оскал. Высовы
10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высу 11.Рог открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать 12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать 13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать 14. Рот закрыт. Облизывание зубов под верхней губой из сто 15. Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из сто 16. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, за 17. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кон 18. Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как 19. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя 20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в 21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком 22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается 23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верх 24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по ниж 25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, 26. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ
27. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вста 28. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ 29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к 30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло 31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за 32. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка При выполнении упражнений 29—32, чтобы предотвратить закрывание рта, пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец. 33. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем 34. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к 35. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к 36. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончи 37. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 38. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 39. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 40. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 42. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону Снизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений. 43. Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка, 44. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы. Упражнения 43—44 довольно трудные, так как требуют активности края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому должны тщательно отрабатываться. 45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка под 46. Рог открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком», 47. Рот открыт. Язык высунут «желобком» («лодочкой»), не 48. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком» 49. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой», 50. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой».
51. Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. За 52. Рог открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упира постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться. 53. То же, что в упражнении 52, но произносится звук д-д-д. 54. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка 55. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на 56. Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на ниж 57. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при 58. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при чик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта. 59. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упи 60. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкну Если присасывание не удается, то: а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок ста б) полусогнутый указательный палец наложить сверху на под 61. Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от 62. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв 63. Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка 64. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Можно использовать палец. 65. Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в 66. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи 67. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. 68. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи 69. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи Если это движение не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте. 70. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен вниз и 71. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно 72. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого ло 73. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого язы 74. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний должна натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы струя выдыхаемого воздуха была узкая, а не рассеянная. 75. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опускается к подбородку, на кончик языка кладется бумажный квадратик размером 1x1 см и сдувается. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не звук х (выдыхаемая струя воздуха должна быть узкая, а не рассеянная). ГИМНАСТИКА ГУБ И ЩЁК 1.Надувание обеих щек одновременно (25). 2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка 3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы 4. Попеременное надувание и втягивание щек. 5. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются 6. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются 7. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. 8. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее 9. Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с ос 10. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. И. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой при разомкнутых челюстях (22). 12. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, 13. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются 14. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опуска 15. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние 16. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только ниж 17. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих 18. Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит 19. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу. 20. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбра 21. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы. 22. Вибрация губ (фырканье лошади). 23. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растяну 24. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, 25. При сомкнутых челюстях нижняя губа движется вправо, 26. Такое же движение верхней губой. 27. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднима 28. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ): 29. Укрепление губ при беззвучном произнесении: а) согласного п-п-п\ б) гласных у, о, и\ в) при беззвучном чередовании движений от а к и, от а к у и г) при беззвучном плавном переходе от и к а от а к о, от о к д) при беззвучном артикулировании ряда с плавным перехо 30. Выдувание воздуха поочередно каждым углом рта. ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ Почистим зубы». Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. 6 «Пирожок» Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок». Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п., дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!). 7. «Желобок», «Лодочка» (15). Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии я
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.76.159 (0.013 с.) |